Журналов:     Статей:        

Специальное образование. 2019; : 54-63

СОСТОЯНИЕ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ ГРАММАТИКАЛИЗАЦИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Пивненко В. В., Скоробогатова Н. В.

https://doi.org/10.26170/sp19-01-05

Аннотация

Вопрос о переработке вербальной информации посредством сенсорно-перцептивных механизмов волновал исследователей детской речи (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. И. Жинкин и др.) с начала прошлого столетия. В попытках разобраться в сложных многоуровневых механизмах функционирования речи были предложены и рассмотрены схемы, модели и уровни восприятия и переработки речевого сигнала посредством ощущения и восприятия (Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, В. П. Зинченко). Соответственно было принято считать, что сенсорно-перцептивные процессы разной модальности принимают участие в различных фазах речевой деятельности с различной долей вовлеченности, в зависимости от вида речевой деятельности. Процессы ощущения и восприятия участвуют на протяжении всей фазы вербализации, а именно от семантизации (смысловая составляющая высказывания) до грамматикализации (формальное выражение в единицах языка - Е. А. Карпушкина). В данной статье представлены результаты исследования состояния сенсорно-перцептивных механизмов грамматикализации у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Раскрыта взаимосвязь между сформированностью сенсорно-перцептивных процессов и устной речью у детей с ТНР, а именно грамматическим строем речи, посредством метода статистической обработки данных. Охарактеризованы методы исследования, которые подразделялись на два блока: первый блок был направлен на исследование сенсорно-перцептивных механизмов грамматикализации, а второй - на исследование грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Список литературы

1. Андреева, Н. Г. Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности. В 2 т. Т. 1. Физиология сенсорных систем / Н. Г. Андреева, И. А. Вартанян, Г. А. Куликов, В. О. Самойлов. - М., 2009. - 288 с.

2. Воробьева, В. К. Состояние морфонологического слуха у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева // Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции : сб. докл. конф. - СПб. : Изд-во РГПУ, 2003. - С. 40-45.

3. Гвоздев, А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / А. Н. Гвоздев. - М., 1949.

4. Гордеев, С. А. Топология кинестетических и соматосенсорных афферентных проекций верхней конечности на симметричные структуры коры головного мозга у человека : автореф. дис. … канд. биол. наук / Гордеев С. А. - М., 1991. - 24 с.

5. Карпушкина, Е. А. Формирование языковой способности у младших школьников с нарушениями речи : дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / Карпушкина Е. А. - М., 2001. - 159 c.

6. Киселева, Н. И. Формирование языковой способности учащихся начальной и средней общеобразовательной школы на основе реализации принципа преемственности при обучении русскому языку : автореф. дис. … канд. пед. наук / Киселева Н. И. - Орел, 2004. - 189 с.

7. Криницына, Г. М. Педагогическая технология формирования самоконтроля речевой деятельности как одно из средств преодоления общего недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии : автореф. дис. … канд. пед. наук / Криницына Г. М. -Екатеринбург, 2009. - 23 с.

8. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р. И. Лалаева. - М., 2004.

9. Лалаева, Р. И. Выявление дизорфографии у младших школьников / Р. И. Лалаева, И. В. Прищепова. - СПб., 1999. - 36 с.

10. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) : учеб. пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - СПб., 2000. - 192 с.

11. Мусаелян, И. Ф. Формирование и контроль лексико-грамматического компонента языковой компетенции у студентов неязыкового вуза : автореф. дис. … канд. пед. наук / Мусаелян И. Ф. - М., 2011. - 24 с.

12. Немов, Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. - М., 2001.

13. Пивненко, В. В. Нейропсихологические основы когнитивных операций грамматикализации / В. В. Пивненко, Н. В. Скоробогатова // Вестн. Шадринск. гос. пед. ун-та. - 2018.- Вып. 3 (39). - С. 112-115.

14. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л. А. Венгера ; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1986. - 224 с.

15. Сидорова, Ю. В. Формирование лексико-грамматического строя речи детей / Ю. В. Сидорова // Дошкольная педагогика : журн. - 2011. - № 1.

16. Тенкачева, Т. Р. Особенности грамматического строя речи у различных категорий детей старшего дошкольного возраста / Т. Р. Тенкачева // Специальное образование. - 2014. - № 1. - С. 68-78.

17. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М., 2004. - 288 с.

18. Шавалиева, Г. Т. Возрастные особенности психических состояний школьников при восприятии моноцветов и художественных образов : автореф. дис. … канд психол. наук / Шавалиева Г. Т. - Казань, 2003. - 25 с.

Special Education. 2019; : 54-63

THE STATE OF SENSORY-PERCEPTUAL MECHANISMS OF GRAMMATICALIZATION IN CHLDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS

Pivnenko V. V., Skorobogatova N. V.

https://doi.org/10.26170/sp19-01-05

Abstract

The question of processing verbal information through sensory-perceptual mechanisms has been worrying researchers of children's speech (I.M. Sechenov, I.P. Pavlov, N.I. Zhinkin, and others) since the beginning of the last century. In an attempt to understand the complex multi-level mechanisms of speech functioning, schemes, models and levels of perception and processing of speech signals by means of sensation and perception have been proposed and considered (N.I. Zhinkin, I.A. Zimnyaya, V.P. Zinchenko). Thus, it was assumed that sensory-perceptual processes of different modalities take part in different phases of speech activity with varying degrees of involvement, depending on the type of speech activity. The processes of sensation and perception are involved throughout the whole phase of verbalization, namely, from semantization (the semantic component of the utterance) to grammaticalization (formal expression by units of language (E.A. Karpushkina)). This article presents the results of a study of the state of the sensory-perceptual mechanisms of grammaticalization in children with severe speech disorders (SSD). The study reveals the relationship between the level of formation of sensory-perceptual processes and oral speech in children with SSD, namely the grammatical structure of speech, through the method of statistical data processing. The authors characterize the research methods used, which are divided into two blocks. The first block of methods is aimed at the study of sensory-perceptual mechanisms of grammaticalization, and the second - at the exploration of the grammatical structure of speech in children with severe speech disorders.
References

1. Andreeva, N. G. Fiziologiya sensornykh sistem i vysshei nervnoi deyatel'nosti. V 2 t. T. 1. Fiziologiya sensornykh sistem / N. G. Andreeva, I. A. Vartanyan, G. A. Kulikov, V. O. Samoilov. - M., 2009. - 288 s.

2. Vorob'eva, V. K. Sostoyanie morfonologicheskogo slukha u detei s sistemnym nedorazvitiem rechi / V. K. Vorob'eva // Modernizatsiya spetsial'nogo obrazovaniya: problemy korrektsii, reabilitatsii, integratsii : sb. dokl. konf. - SPb. : Izd-vo RGPU, 2003. - S. 40-45.

3. Gvozdev, A. N. Formirovanie u rebenka grammaticheskogo stroya russkogo yazyka / A. N. Gvozdev. - M., 1949.

4. Gordeev, S. A. Topologiya kinesteticheskikh i somatosensornykh afferentnykh proektsii verkhnei konechnosti na simmetrichnye struktury kory golovnogo mozga u cheloveka : avtoref. dis. … kand. biol. nauk / Gordeev S. A. - M., 1991. - 24 s.

5. Karpushkina, E. A. Formirovanie yazykovoi sposobnosti u mladshikh shkol'nikov s narusheniyami rechi : dis. … kand. ped. nauk : 13.00.03 / Karpushkina E. A. - M., 2001. - 159 c.

6. Kiseleva, N. I. Formirovanie yazykovoi sposobnosti uchashchikhsya nachal'noi i srednei obshcheobrazovatel'noi shkoly na osnove realizatsii printsipa preemstvennosti pri obuchenii russkomu yazyku : avtoref. dis. … kand. ped. nauk / Kiseleva N. I. - Orel, 2004. - 189 s.

7. Krinitsyna, G. M. Pedagogicheskaya tekhnologiya formirovaniya samokontrolya rechevoi deyatel'nosti kak odno iz sredstv preodoleniya obshchego nedorazvitiya rechi u doshkol'nikov s legkoi stepen'yu psevdobul'barnoi dizartrii : avtoref. dis. … kand. ped. nauk / Krinitsyna G. M. -Ekaterinburg, 2009. - 23 s.

8. Lalaeva, R. I. Metodika psikholingvisticheskogo issledovaniya narushenii ustnoi rechi u detei / R. I. Lalaeva. - M., 2004.

9. Lalaeva, R. I. Vyyavlenie dizorfografii u mladshikh shkol'nikov / R. I. Lalaeva, I. V. Prishchepova. - SPb., 1999. - 36 s.

10. Lopatina, L. V. Preodolenie rechevykh narushenii u doshkol'nikov (korrektsiya stertoi dizartrii) : ucheb. posobie / L. V. Lopatina, N. V. Serebryakova. - SPb., 2000. - 192 s.

11. Musaelyan, I. F. Formirovanie i kontrol' leksiko-grammaticheskogo komponenta yazykovoi kompetentsii u studentov neyazykovogo vuza : avtoref. dis. … kand. ped. nauk / Musaelyan I. F. - M., 2011. - 24 s.

12. Nemov, R. S. Psikhologiya. V 3 kn. Kn. 1. Obshchie osnovy psikhologii / R. S. Nemov. - M., 2001.

13. Pivnenko, V. V. Neiropsikhologicheskie osnovy kognitivnykh operatsii grammatikalizatsii / V. V. Pivnenko, N. V. Skorobogatova // Vestn. Shadrinsk. gos. ped. un-ta. - 2018.- Vyp. 3 (39). - S. 112-115.

14. Razvitie poznavatel'nykh sposobnostei v protsesse doshkol'nogo vospitaniya / pod red. L. A. Vengera ; Nauch.-issled. in-t doshkol'nogo vospitaniya Akad. ped. nauk SSSR. - M. : Pedagogika, 1986. - 224 s.

15. Sidorova, Yu. V. Formirovanie leksiko-grammaticheskogo stroya rechi detei / Yu. V. Sidorova // Doshkol'naya pedagogika : zhurn. - 2011. - № 1.

16. Tenkacheva, T. R. Osobennosti grammaticheskogo stroya rechi u razlichnykh kategorii detei starshego doshkol'nogo vozrasta / T. R. Tenkacheva // Spetsial'noe obrazovanie. - 2014. - № 1. - S. 68-78.

17. Ushakova, O. S. Metodika razvitiya rechi detei doshkol'nogo vozrasta : ucheb.-metod. posobie dlya vospitatelei doshk. obrazovat. uchrezhdenii / O. S. Ushakova, E. M. Strunina. - M., 2004. - 288 s.

18. Shavalieva, G. T. Vozrastnye osobennosti psikhicheskikh sostoyanii shkol'nikov pri vospriyatii monotsvetov i khudozhestvennykh obrazov : avtoref. dis. … kand psikhol. nauk / Shavalieva G. T. - Kazan', 2003. - 25 s.