Журналов:     Статей:        

Специальное образование. 2019; : 27-40

ФОНОЛОГОРИТМИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПРИ ВРОЖДЕННЫХ РАСЩЕЛИНАХ ГУБЫ И НЕБА

Каракулова Е. В., Обухова Н. В.

https://doi.org/10.26170/sp19-01-03

Аннотация

Ринолалия - одна из сложных клинических форм речевой патологии, которая требует применения специфических методов и приемов коррекционного воздействия, среди которых может быть использована фонологоритмика. В статье представлен опыт применения средств коррекционной фонологоритмики в работе с детьми раннего возраста с врожденными расщелинами губы и неба. Предметом исследования является содержание фонологоритмической работы в соответствии с выраженностью задержки речевого развития детей данной категории: первая группа детей - с легкой задержкой речевого развития, вторая - с выраженной. Фонологоритмические занятия с детьми первой группы, имеющими легкую задержку речевого развития, проводились по «звуковому» типу и были направлены на формирование фонетико-фонематической стороны речи и профилактику вторичных нарушений. При выраженной задержке речевого развития с детьми второй группы актуальной становилась работа по формированию психологической базы речи, лексико-грамматических средств языка и формированию фразы - с детьми этой группы использовался «лексический» тип занятий. Показана динамика речевого развития детей в выделенных группах после применения музыкально-двигательных и двигательно-речевых средств фонологоритмики в течение одного года. Фонологоритмика может быть использована в работе с детьми раннего возраста в образовательных организациях, учреждениях здравоохранения и группах развития для детей с двух до трех лет.
Список литературы

1. Вансовская, Л. И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба / Л. И. Вансовская. - СПб. : Гиппократ, 2000. - 136 с.

2. Васильева, Е. П. Особенности речевых нарушений у детей при врожденной расщелине неба / Е. П. Васильева // Современные технологии в диагностике и лечении. - 2011. - № 1. - С. 46-48.

3. Власова, Т. М. Фонетическая ритмика : пособие для учителя / Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. - 240 с. : ил.

4. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г. А. Волкова. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002. - 272 с.

5. Волосовец, Т. В. Воспитание и развитие детей с врожденными расщелинами губы и неба : метод. рекомендации для родителей / Т. В. Волосовец, В. Е. Агаева. - М., 2001.

6. Доросинская, А. В. Оценка голоса и речи как критерий качества и эффективности комплексной реабилитации детей с ВЧЛП / А. В. Доросинская // Современные реабилитационные технологии и качество здоровья : сб. науч. докл. - Екатеринбург, 1997. - С. 236-240.

7. Ермакова, И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков / И. И. Ермакова. - М. : Педагогика, 1984. - 140 с.

8. Каракулова, Е. В. Коррекционная фонологоритмика : учеб.-метод. пособие / Е. В. Каракулова ; Урал. гос.пед. ун-т. - Екатеринбург, 2018. - 111 с.

9. Каракулова, Е. В. Коррекционная фонологоритмика в системе комплексной помощи дошкольникам с общим недоразвитием речи / Е. В. Каракулова // Региональная система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: опыт межведомственного взаимодействия, инновации, технологии : материалы I науч.-практ. конф. с междунар. участием (28-30 сент. 2017 г.) / отв. ред.: д-р мед. наук О. А. Львова, д-р психол. наук Е. Р. Исаева. - Екатеринбург, 2017. - С. 80-86.

10. Лукина, Н. А. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста (2-3 года) : практ. пособие / Н. А. Лукина, И. Ф. Сарычева. - СПб. : Паритет, 2004. - 112 с.

11. Микляева, Н. В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ : пособие для воспитателей и логопедов / Н. В. Микляева, О. А. Полозова, Ю. Н. Родионова. - 2-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 112 с.

12. Обухова, Н. В. Профилактика речевых нарушений у детей с врожденной расщелиной губы и неба при ранних уранопластиках / Н. В. Обухова // Специальное образование.- 2017. - № 1. - С. 17-28.

13. Предоставление услуг ранней помощи посредством организации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в системе образования Свердловской области : метод. пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. И. А. Филатова, Н. В. Обухова. - Екатеринбург, 2018. - 184 с.

14. Репина, З. А. Особенности логопедической работы по формированию фонематической системы языка у детей с открытой ринолалией / З. А. Репина // Специальное образование. - 2016. - № 1. - С. 107-121.

15. Репина, З. А. Опосредованная артикуляционная гимнастика для детей преддошкольного возраста : учеб. пособие / З. А. Репина, А. В. Доросинская ; Урал. гос. пед. ун-т ; НПРЦ «Бонум», 1999. - 78 с.

16. Таран, В. Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ / В. Т. Таран. - СПб. : Детство-пресс, 2011. - 336 с.

17. Филатова, И. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития : учеб.-метод. пособие / И. А. Филатова, Е. В. Каракулова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2018. - 158 с.

Special Education. 2019; : 27-40

PHONOLOGORHYTHMIC EXERCISES FOR CHILDREN AT AN EARLY AGE WITH CONGENITAL CLEFT LIP AND PALATE

Karakulova E. V., Obukhova N. V.

https://doi.org/10.26170/sp19-01-03

Abstract

Rhinolalia is one of the complex clinical forms of speech pathology which needs special methods and techniques of rehabilitation intervention, and specifically phonologorhythmics. The article presents an experience of using special phonologorhythmic means in the work with children at an early age with congenital cleft lip and palate. The scope of research covers the content of phonologorhythmic work in relation to the level of manifestation of speech underdevelopment of the children of the given category: the first group of children - with mild speech underdevelopment, the second group of children - with marked speech underdevelopment. Phonologorhythmic lessons with the children of the first group demonstrating mild speech underdevelopment were conducted according to the “sound” type and focused on the formation of the phonetic-phonemic aspect of speech and prevention of secondary disorders. In cases of marked speech underdevelopment, work on the formation of the psychological basis of speech, lexico-grammatical means and phrasal speech became more urgent with the children of the second group. The “lexical” type of lessons was used in these cases. The article shows the dynamics of speech development of children in both groups after using musical-motor and motor-verbal phonologorhythmic means over a period of one year. Phonologorhythmics can be used in the work with children at an early age in education institutions, health care organizations, and development groups for children from 2 to 3 years of age.
References

1. Vansovskaya, L. I. Ustranenie narushenii rechi pri vrozhdennykh rasshchelinakh neba / L. I. Vansovskaya. - SPb. : Gippokrat, 2000. - 136 s.

2. Vasil'eva, E. P. Osobennosti rechevykh narushenii u detei pri vrozhdennoi rasshcheline neba / E. P. Vasil'eva // Sovremennye tekhnologii v diagnostike i lechenii. - 2011. - № 1. - S. 46-48.

3. Vlasova, T. M. Foneticheskaya ritmika : posobie dlya uchitelya / T. M. Vlasova, A. N. Pfafenrodt. - M. : Gumanit. izd. tsentr «VLADOS», 1996. - 240 s. : il.

4. Volkova, G. A. Logopedicheskaya ritmika : ucheb. dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenii / G. A. Volkova. - M. : Gumanit. izd. tsentr «VLADOS», 2002. - 272 s.

5. Volosovets, T. V. Vospitanie i razvitie detei s vrozhdennymi rasshchelinami guby i neba : metod. rekomendatsii dlya roditelei / T. V. Volosovets, V. E. Agaeva. - M., 2001.

6. Dorosinskaya, A. V. Otsenka golosa i rechi kak kriterii kachestva i effektivnosti kompleksnoi reabilitatsii detei s VChLP / A. V. Dorosinskaya // Sovremennye reabilitatsionnye tekhnologii i kachestvo zdorov'ya : sb. nauch. dokl. - Ekaterinburg, 1997. - S. 236-240.

7. Ermakova, I. I. Korrektsiya rechi pri rinolalii u detei i podrostkov / I. I. Ermakova. - M. : Pedagogika, 1984. - 140 s.

8. Karakulova, E. V. Korrektsionnaya fonologoritmika : ucheb.-metod. posobie / E. V. Karakulova ; Ural. gos.ped. un-t. - Ekaterinburg, 2018. - 111 s.

9. Karakulova, E. V. Korrektsionnaya fonologoritmika v sisteme kompleksnoi pomoshchi doshkol'nikam s obshchim nedorazvitiem rechi / E. V. Karakulova // Regional'naya sistema kompleksnoi reabilitatsii i abilitatsii invalidov: opyt mezhvedomstvennogo vzaimodeistviya, innovatsii, tekhnologii : materialy I nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem (28-30 sent. 2017 g.) / otv. red.: d-r med. nauk O. A. L'vova, d-r psikhol. nauk E. R. Isaeva. - Ekaterinburg, 2017. - S. 80-86.

10. Lukina, N. A. Logoritmicheskie zanyatiya s det'mi rannego vozrasta (2-3 goda) : prakt. posobie / N. A. Lukina, I. F. Sarycheva. - SPb. : Paritet, 2004. - 112 s.

11. Miklyaeva, N. V. Foneticheskaya i logopedicheskaya ritmika v DOU : posobie dlya vospitatelei i logopedov / N. V. Miklyaeva, O. A. Polozova, Yu. N. Rodionova. - 2-e izd. - M. : Airis-press, 2005. - 112 s.

12. Obukhova, N. V. Profilaktika rechevykh narushenii u detei s vrozhdennoi rasshchelinoi guby i neba pri rannikh uranoplastikakh / N. V. Obukhova // Spetsial'noe obrazovanie.- 2017. - № 1. - S. 17-28.

13. Predostavlenie uslug rannei pomoshchi posredstvom organizatsii psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya detei rannego vozrasta v sisteme obrazovaniya Sverdlovskoi oblasti : metod. posobie / Ural. gos. ped. un-t ; avt.-sost. I. A. Filatova, N. V. Obukhova. - Ekaterinburg, 2018. - 184 s.

14. Repina, Z. A. Osobennosti logopedicheskoi raboty po formirovaniyu fonematicheskoi sistemy yazyka u detei s otkrytoi rinolaliei / Z. A. Repina // Spetsial'noe obrazovanie. - 2016. - № 1. - S. 107-121.

15. Repina, Z. A. Oposredovannaya artikulyatsionnaya gimnastika dlya detei preddoshkol'nogo vozrasta : ucheb. posobie / Z. A. Repina, A. V. Dorosinskaya ; Ural. gos. ped. un-t ; NPRTs «Bonum», 1999. - 78 s.

16. Taran, V. T. Logoritmicheskie zanyatiya v sisteme raboty logopeda DOU / V. T. Taran. - SPb. : Detstvo-press, 2011. - 336 s.

17. Filatova, I. A. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detei s tyazhelymi mnozhestvennymi narusheniyami razvitiya : ucheb.-metod. posobie / I. A. Filatova, E. V. Karakulova ; Ural. gos. ped. un-t. - Ekaterinburg, 2018. - 158 s.