Журналов:     Статей:        

Специальное образование. 2018; : 56-66

КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Казьмина Я. Е.

Аннотация

Нарушения развития речи у детей приводят к негативным последствиям для развития их когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, а также вызывают изоляцию, сдержанность, чувства неполноценности и другие психологические изменения. Алалия, которая является одним из тяжелых нарушений речевого развития, оказывает значительное негативное влияние на психосоциальное функционирование детей. Непонимание речи ребенка взрослыми, неприятие собственной речи ведут к трудностям в установлении и поддержании контакта с окружающими, что приводит к вторичному дефекту, который проявляется в искажении развития эмоциональной сферы. Ранняя коррекция речи дошкольников необходима для гармоничного развития ребенка. Характеризуется разработанная с опорой на практический опыт коррекционная программа, направленная на профилактику и коррекцию вторичных нарушений развития, а именно на формирование и развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с речевым диагнозом «алалия», в условиях реабилитационного центра. В рамках данной программы используется целый комплекс различных психологических методов реабилитации, современные технологии, такие как тренировочный комплекс «Опти-музыка», «Сенсорная комната», специализированные компьютерные программы, игровые комплексы «Монтессори» и «Пертра». Наряду с данными методами, используются и нейропсихологические коррекционно-восстановительные процедуры, в том числе проводимые на оборудовании биологически обратной связи («БОС-тренинг»), методы коррекционной педагогики, такие как игро- и арт-терапии. Предполагается, что данная программа может рассматриваться как один из эффективных вариантов комплексного воздействия на детей с алалией для нормализации их эмоционального состояния, коррекции ряда речевых и интеллектуальных нарушений.
Список литературы

1. Валявко, С. М. Эмоциональные переживания в ситуации речевого общения у старших дошкольников с нарушениями речевого развития // С. М. Валявко // Системная психология и социология. - 2014. - № 2 (10). - С. 48-57.

2. Валявко, С. М. Почему дошкольники с общим недоразвитием речи резистентны к логопедическому воздействию? / С. М. Валявко // Дефектология. - 2009. - № 2. - С. 59-65.

3. Валявко, С. М. Феномен речевого негативизма у детей с алалией / С. М. Валявко, Я. Е. Казьмина // Дефектология. - 2018. - № 4. - С. 22-29.

4. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии : учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. - М. : АСТ Астрель : Транзиткнига, 2005. - 384 с.

5. Выготский, Л. С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка // Сочинения. В 6 т. / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1983. - Т. 5 : Основы дефектологии. - С. 196-218.

6. Кириллова, Е. В. Методы и приемы эмоциональной стимуляции безречевых детей / Е. В. Кириллова // Развитие и коррекция. - М. : Аналитический науч.-метод. центр «Развитие и коррекция», 2001. - Вып. 10. - С. 29-33.

7. Кондратенко, И. Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с ОНР / И. Ю. Кондратенко // Дефектология. - 2002. - № 6. - С. 51.

8. Кондратенко, И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи / И. Ю. Кондратенко. - М. : Айрис-Пресс, 2005. - 154 с.

9. Лубовский, В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / В. И. Лубовский // Дефектология. - 1971. - № 6. - С. 15-19.

10. Овчинникова, Т. С. Организация управления дошкольным образовательным учреждением в системе коррекционного образования / Т. С. Овчинникова, С. М. Валявко // Вестн. ун-та (Гос- ун-т управления). - 2008. - № 12. - С. 104.

11. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. - М. : Просвещение, 1967. - 368 с.

12. Филичева, Т. Б. Основы дошкольной логопедии / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова. - М. : Эксмо, 2015. - 320 с.

13. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: избр. психологические труды / Д. Б. Эльконин ; под ред. Д. И. Фельдштейна. - 3-е изд. - М. : МПСИ ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2001. - 416 с.

14. Brannan, A. M. The coregiver strain questionnaire measuring the impact on the family of living with a child with serious emotional disturbance / Ana Maria Brannan, Craig Anne Heflinger, Leonard Bickman // Journ. of emotional and behavioral disorders. - 1997. - Vol. 5. - No. 4. - P. 212-222.

15. Siedlaczek-Szwed, A. Supporting families in correcting dyslalia in children / Aleksandra Siedlaczek-Szwed, Agata Jałowiecka-Frania / Society. Integration. Education : Proceedings of the International Scientific Conference (May 26th - 27th, 2017). - 2017. - Vol. 3. - P. 117-126.

16. Tumanova, T. Russian Scientific Trends of Specific Language Impairment in Childhood / Tatiana Tumanova, Tatiana Filicheva // Advances in Speech-language Pathology / ed. by Fernanda Dreux M. Fernandes. - InTech, 2017. - P. 274-314.

Special Education. 2018; : 56-66

TREATMENT OF EMOTIONAL-VOLITIONAL DISORDERS IN CHILDREN WITH ALALIA UNDER THE CONDITIONS OF REHABILITATION CENTER

Kaz’Mina Y. E.

Abstract

Speech development disorders in children lead to negative consequences for the development of their cognitive processes, emotional-volitional sphere, as well as cause isolation, restraint, feelings of inferiority and other psychological conditions. Alalia, which is one of the most severe disorders of speech development, has a significant negative effect on the psychosocial functioning of children. Inability to understand the child’s speech by adults, and the rejection of their own speech by the children themselves lead to difficulties in establishing and maintaining contact with others, which leads to a secondary defect, which manifests itself in impairment of the development of the emotional sphere. Early speech correction of preschoolers is necessary to ensure harmonious development of the child. The paper characterizes a rehabilitation program worked out on the basis of practical experience and aimed at prevention and rehabilitation of secondary developmental disorders, specifically, at the formation and development of the emotional-volitional sphere in senior preschool children with alalia, under the conditions of a rehabilitation center. Within the framework of this program, a whole range of various psychological methods of rehabilitation are used, including such modern technologies as the training complex “OptiMusic”, “Sensory Room”, specialized computer programs, and play complexes “Montessori” and “Pertra”. Neuropsychological rehabilitation procedures, including those involving biofeedback equipment (“BFB training”), methods of special pedagogy such as game and art therapy are used along with these methods. It is assumed that this program can be considered as one of the effective means of complex intervention in cases of children with alalia for normalization of their emotional state and treatment of a number of speech and intellectual disorders.
References

1. Valyavko, S. M. Emotsional'nye perezhivaniya v situatsii rechevogo obshcheniya u starshikh doshkol'nikov s narusheniyami rechevogo razvitiya // S. M. Valyavko // Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya. - 2014. - № 2 (10). - S. 48-57.

2. Valyavko, S. M. Pochemu doshkol'niki s obshchim nedorazvitiem rechi rezistentny k logopedicheskomu vozdeistviyu? / S. M. Valyavko // Defektologiya. - 2009. - № 2. - S. 59-65.

3. Valyavko, S. M. Fenomen rechevogo negativizma u detei s alaliei / S. M. Valyavko, Ya. E. Kaz'mina // Defektologiya. - 2018. - № 4. - S. 22-29.

4. Vizel', T. G. Osnovy neiropsikhologii : ucheb. dlya studentov vuzov / T. G. Vizel'. - M. : AST Astrel' : Tranzitkniga, 2005. - 384 s.

5. Vygotskii, L. S. Kollektiv kak faktor razvitiya defektivnogo rebenka // Sochineniya. V 6 t. / L. S. Vygotskii. - M. : Pedagogika, 1983. - T. 5 : Osnovy defektologii. - S. 196-218.

6. Kirillova, E. V. Metody i priemy emotsional'noi stimulyatsii bezrechevykh detei / E. V. Kirillova // Razvitie i korrektsiya. - M. : Analiticheskii nauch.-metod. tsentr «Razvitie i korrektsiya», 2001. - Vyp. 10. - S. 29-33.

7. Kondratenko, I. Yu. Osobennosti ovladeniya emotsional'noi leksikoi det'mi starshego doshkol'nogo vozrasta s ONR / I. Yu. Kondratenko // Defektologiya. - 2002. - № 6. - S. 51.

8. Kondratenko, I. Yu. Formirovanie emotsional'noi leksiki u detei starshego doshkol'nogo vozrasta s narusheniyami rechi / I. Yu. Kondratenko. - M. : Airis-Press, 2005. - 154 s.

9. Lubovskii, V. I. Obshchie i spetsificheskie zakonomernosti razvitiya psikhiki anomal'nykh detei / V. I. Lubovskii // Defektologiya. - 1971. - № 6. - S. 15-19.

10. Ovchinnikova, T. S. Organizatsiya upravleniya doshkol'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniem v sisteme korrektsionnogo obrazovaniya / T. S. Ovchinnikova, S. M. Valyavko // Vestn. un-ta (Gos- un-t upravleniya). - 2008. - № 12. - S. 104.

11. Osnovy teorii i praktiki logopedii / pod red. R. E. Levinoi. - M. : Prosveshchenie, 1967. - 368 s.

12. Filicheva, T. B. Osnovy doshkol'noi logopedii / T. B. Filicheva, O. S. Orlova, T. V. Tumanova. - M. : Eksmo, 2015. - 320 s.

13. El'konin, D. B. Psikhicheskoe razvitie v detskikh vozrastakh: izbr. psikhologicheskie trudy / D. B. El'konin ; pod red. D. I. Fel'dshteina. - 3-e izd. - M. : MPSI ; Voronezh : NPO «MODEK», 2001. - 416 s.

14. Brannan, A. M. The coregiver strain questionnaire measuring the impact on the family of living with a child with serious emotional disturbance / Ana Maria Brannan, Craig Anne Heflinger, Leonard Bickman // Journ. of emotional and behavioral disorders. - 1997. - Vol. 5. - No. 4. - P. 212-222.

15. Siedlaczek-Szwed, A. Supporting families in correcting dyslalia in children / Aleksandra Siedlaczek-Szwed, Agata Jałowiecka-Frania / Society. Integration. Education : Proceedings of the International Scientific Conference (May 26th - 27th, 2017). - 2017. - Vol. 3. - P. 117-126.

16. Tumanova, T. Russian Scientific Trends of Specific Language Impairment in Childhood / Tatiana Tumanova, Tatiana Filicheva // Advances in Speech-language Pathology / ed. by Fernanda Dreux M. Fernandes. - InTech, 2017. - P. 274-314.