Специальное образование. 2021; : 170-181
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_02_13Аннотация
Ключевую роль в обеспечении качества образования играет учитель. С распространением инклюзивного образования к педагогу предъявляются новые требования, в числе которых готовность к обучению, воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. В статье представлен анализ современных исследований в области подготовки педагогов для инклюзивного образования школьников с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональная компетентность педагога инклюзивного образования понимается как состоящая их двух компонентов: личностного и деятельностного. Профессионально-личностная готовность заключается в овладении им системой профессиональных ценностей и значимыми професионально-личностными качествами, такими как милосердие, эмпатия, толерантность, высокий уровень субъектного контроля. Деятельностный компонент включает основные виды педагогической деятельности c учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
В исследованиях особое внимание уделяется развитию личностно- смысловой сферы, профессионально-личностных качеств будущих педагогов инклюзивного образования, а также предложены модели обучения, направленные на подготовку студентов к продуктивному взаимодействию в междисциплинарной команде специалистов, сопровождающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В исследованиях нашло отражение проектирование содержания бакалаврских и магистерских программ.
Перспективы дальнейших исследований заключаются в интеграции содержания общего педагогического образования с подготовкой к работе с детьми, имеющими ОВЗ, в разработке критериев для оценки профессиональной компетентности педагога инклюзивного образования, в разработке новых моделей подготовки, которые позволят повысить качество инклюзивных процессов в образовании.
Список литературы
1. Акопян, М. А. Теория и практика инклюзивного образования в России и за рубежом : моногр. / М. А. Акопян, Ю. А. Афонькина, Т. В. Кузьмичева ; под ред. О. П. Чигишевой. — Ростов-на-Дону : Международный исследовательский центр «Научное сотрудничество», 2016. — Текст : непосредственный.
2. Базаводова, А. М. Готовность студентов к будущей профессиональной деятельности в инклюзивном образовании / А. М. Базаводова, Е. М. Базаводова, Н. В. Тарасенко, А. Н. Тюлегенова. — Текст : непосредственный // Инклюзивное образование: теория и практика : сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. «Инклюзивное образование: теория и практика» / отв. ред.: О. С. Мишина, Г. А. Романова, Т. В. Тимохина, О. С. Кузьмина, Т. Ю. Четверикова. — Орехово-Зуево : Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2019.
3. Зволейко, Е. В. Теоретико-методологические основы системы профессиональной подготовки бакалавров специального образования по профилю «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии» : моногр. / Е. В. Зволейко. — Чита : Изд-во Забайкальского государственного университета, 2012. — Текст : непосредственный.
4. Кетриш, Е. В. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования : моногр. — Екатеринбург : Изд-во Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2018. — URL: http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0653-2. — Текст : электронный.
5. Кузьмина, О. С. Организация погружения студентов в профессиональноориентированную среду инклюзивного учреждения посредством социальнообразовательных проектов / О. С. Кузьмина. — Текст : непосредственный // The Newman in Foreign Policy. — 2017. — № 37 (81).
6. Назарова, Н. М. Феноменология совместного обучения: интеграция и инклюзия : моногр. / Н. М. Назарова. — Москва : Перо, 2018. — Текст : непосредственный.
7. Соловьева, Т. А. Системный подход к организации процесса включения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду : моногр. / Т. А. Соловьева. — Москва : МПГУ, 2018. — Текст : непосредственный.
8. Шумиловская, Ю. В. Подготовка будущих учителей технологии к работе в условиях инклюзивного образования / Ю. В. Шумиловская. — Текст : непосредственный // Политематический 24-сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2011. — № 3.
9. Яковлев, С. В. Воспитание ценностных оснований личности : моногр. / С. В. Яковлев. — 2-е изд., доп. — Москва : ИНФРА-М, 2017. — Текст : непосредственный.
10. Яковлев, С. В. Тьютор и воспитанник: педагогическое взаимодействие систем ценностей : моногр. / С. В. Яковлев ; под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2017. — Текст : непосредственный.
11. Яковлева, И. М. Современные тенденции подготовки педагогов к инклюзивному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья / И. М. Яковлева. — Текст : непосредственный // Региональное образование: современные тенденции. — 2019. — № 3 (39).
12. Яковлева, И. М. Подготовка педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья : учеб.-метод. пособие / И. М. Яковлева. — Москва, 2012. — Текст : непосредственный.
13. Avramidis, E. Students teacher’s attitudes towards the inclusion of children with special educational needs in the ordinary school / E. Avramidis, P. Bayliss, R. Burden. — Text : unmediated // Teaching and Teacher Education. — 2000. — № 16 (3).
14. Burant, T. J. Beyond classroom-based early field experiences: understanding an “educative practicum” in an urban school and community / T. J. Burant, D. Kirby. — DOI https://doi.org/10.1016/S0742-051X(02)00016-1. — Text : unmediated // Teaching and Teacher Education. — 2002. — Vol. 18. — Iss. 5.
15. Calkavur, E. Commentary / E. Calkavur. — Text : unmediated // Reflections. — 2006. — № 7 (2).
16. Cowley, B. Why change succeeds: An organizational self-assessment / B. Cowley. — Text : unmediated // Organization Development Journal. — 2006. — № 25 (2).
17. Forlin, C. Teacher preparation for inclusive education: Increasing knowledge but raising concerns / C. Forlin, D. Chambers. — Text : unmediated // Asia-Pacific Journal of teacher education. — 2011. — № 39 (1).
18. Kathryn, S. Young Institutional separation in schools of education: Understanding the functions of space in general and special education teacher preparation / S. Kathryn. — Text : unmediated // Teaching and Teacher Education. — 2011. — Vol. 27. — Iss. 2.
19. Lancaster, J. The design of inclusive education courses and the self-efficacy of preservice teacher education students / J. Lancaster, A. Bain. — Text : unmediated // International Journal of Disability. Development & Education. — 2007. — № 54 (2).
20. Lorman, T. Content-based approach to pre-training teachers for inclusive education K. Forlin (ed.) / T. Lorman. — Text : unmediated // Teacher education for inclusion. — London : Routledge, 2010.
21. Matthew, K. B. Reported Prevalence of Evidence-Based Instructional Practices in Special Education / K.B. Matthew, E.Y. James. — DOI https://doi.org/10.1177/0022466908315563. — Text : unmediated // The Journal of Special Education. — 2008. — Vol. 43. — Iss. 1.
22. Tait, К. Attitudes toward disability: Teacher education for inclusive environments in an Australian university / К. Tait, N. Purdie. — Text : unmediated // Journal of Disability, Development and Education. — 2000. — № 47 (1).
23. Walton, E. Pre-service teacher’s pedagogical learning during practicum placements in special schools / E. Walton, L. Rusznyak. — Text : unmediated // Teaching and Teacher Education. — 2013. — Vol. 36.
Special Education. 2021; : 170-181
TRAINING FUTURE TEACHERS FOR INCLUSIVE EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN WITH DISABILITIES
Yakovleva I. M., Yakovlev S. V.
https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_02_13Abstract
The teacher plays a key role in ensuring a high quality of education. With the spread of inclusive education new requirements are imposed on the teacher, including readiness to teach and educate children with special educational needs. The article presents an analysis of current research in the field of training teachers for inclusive education of schoolchildren with disabilities. The professional competence of the teacher of inclusive education is interpreted as consisting of two components: personal and activity-based components. The professional and personal readiness of a teacher of inclusive education lies in their mastery of the system of professional values, as well as in the formation of significant professional and personal qualities such as mercy, empathy, tolerance, and high level of self-control. The activity-based component includes the main types of pedagogical activities, taking into account the specific features of children with special educational needs.
The studies under analysis emphasize the development of the personal and semantic sphere and the professional and personal qualities of future teachers of inclusive education. Furthermore, they suggest teaching models aimed at the preparation of students for fruitful interaction in the interdisciplinary team of specialists providing pedagogical support for the child with disabilities. Several studies reflect the design of the content of bachelor’s and master’s degree programs.
The prospects for further research consist in the integration of the content of general pedagogical education with the preparation for work with children with disabilities, and in the development of criteria for assessing the professional competence of a teacher of inclusive education and design of new training models that could improve the quality of inclusive processes in education.
References
1. Akopyan, M. A. Teoriya i praktika inklyuzivnogo obrazovaniya v Rossii i za rubezhom : monogr. / M. A. Akopyan, Yu. A. Afon'kina, T. V. Kuz'micheva ; pod red. O. P. Chigishevoi. — Rostov-na-Donu : Mezhdunarodnyi issledovatel'skii tsentr «Nauchnoe sotrudnichestvo», 2016. — Tekst : neposredstvennyi.
2. Bazavodova, A. M. Gotovnost' studentov k budushchei professional'noi deyatel'nosti v inklyuzivnom obrazovanii / A. M. Bazavodova, E. M. Bazavodova, N. V. Tarasenko, A. N. Tyulegenova. — Tekst : neposredstvennyi // Inklyuzivnoe obrazovanie: teoriya i praktika : sb. materialov IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Inklyuzivnoe obrazovanie: teoriya i praktika» / otv. red.: O. S. Mishina, G. A. Romanova, T. V. Timokhina, O. S. Kuz'mina, T. Yu. Chetverikova. — Orekhovo-Zuevo : Redaktsionno-izdatel'skii otdel GGTU, 2019.
3. Zvoleiko, E. V. Teoretiko-metodologicheskie osnovy sistemy professional'noi podgotovki bakalavrov spetsial'nogo obrazovaniya po profilyu «Psikhologicheskoe soprovozhdenie obrazovaniya lits s narusheniyami v razvitii» : monogr. / E. V. Zvoleiko. — Chita : Izd-vo Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta, 2012. — Tekst : neposredstvennyi.
4. Ketrish, E. V. Gotovnost' pedagoga k rabote v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya : monogr. — Ekaterinburg : Izd-vo Rossiiskogo gosudarstvennogo professional'no-pedagogicheskogo universiteta, 2018. — URL: http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0653-2. — Tekst : elektronnyi.
5. Kuz'mina, O. S. Organizatsiya pogruzheniya studentov v professional'noorientirovannuyu sredu inklyuzivnogo uchrezhdeniya posredstvom sotsial'noobrazovatel'nykh proektov / O. S. Kuz'mina. — Tekst : neposredstvennyi // The Newman in Foreign Policy. — 2017. — № 37 (81).
6. Nazarova, N. M. Fenomenologiya sovmestnogo obucheniya: integratsiya i inklyuziya : monogr. / N. M. Nazarova. — Moskva : Pero, 2018. — Tekst : neposredstvennyi.
7. Solov'eva, T. A. Sistemnyi podkhod k organizatsii protsessa vklyucheniya mladshikh shkol'nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v obshcheobrazovatel'nuyu sredu : monogr. / T. A. Solov'eva. — Moskva : MPGU, 2018. — Tekst : neposredstvennyi.
8. Shumilovskaya, Yu. V. Podgotovka budushchikh uchitelei tekhnologii k rabote v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya / Yu. V. Shumilovskaya. — Tekst : neposredstvennyi // Politematicheskii 24-setevoi elektronnyi nauchnyi zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. — 2011. — № 3.
9. Yakovlev, S. V. Vospitanie tsennostnykh osnovanii lichnosti : monogr. / S. V. Yakovlev. — 2-e izd., dop. — Moskva : INFRA-M, 2017. — Tekst : neposredstvennyi.
10. Yakovlev, S. V. T'yutor i vospitannik: pedagogicheskoe vzaimodeistvie sistem tsennostei : monogr. / S. V. Yakovlev ; pod red. V. A. Slastenina. — 2-e izd., ispr. i dop. — Moskva : INFRA-M, 2017. — Tekst : neposredstvennyi.
11. Yakovleva, I. M. Sovremennye tendentsii podgotovki pedagogov k inklyuzivnomu obucheniyu detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / I. M. Yakovleva. — Tekst : neposredstvennyi // Regional'noe obrazovanie: sovremennye tendentsii. — 2019. — № 3 (39).
12. Yakovleva, I. M. Podgotovka pedagogov k rabote s det'mi, imeyushchimi ogranichennye vozmozhnosti zdorov'ya : ucheb.-metod. posobie / I. M. Yakovleva. — Moskva, 2012. — Tekst : neposredstvennyi.
13. Avramidis, E. Students teacher’s attitudes towards the inclusion of children with special educational needs in the ordinary school / E. Avramidis, P. Bayliss, R. Burden. — Text : unmediated // Teaching and Teacher Education. — 2000. — № 16 (3).
14. Burant, T. J. Beyond classroom-based early field experiences: understanding an “educative practicum” in an urban school and community / T. J. Burant, D. Kirby. — DOI https://doi.org/10.1016/S0742-051X(02)00016-1. — Text : unmediated // Teaching and Teacher Education. — 2002. — Vol. 18. — Iss. 5.
15. Calkavur, E. Commentary / E. Calkavur. — Text : unmediated // Reflections. — 2006. — № 7 (2).
16. Cowley, B. Why change succeeds: An organizational self-assessment / B. Cowley. — Text : unmediated // Organization Development Journal. — 2006. — № 25 (2).
17. Forlin, C. Teacher preparation for inclusive education: Increasing knowledge but raising concerns / C. Forlin, D. Chambers. — Text : unmediated // Asia-Pacific Journal of teacher education. — 2011. — № 39 (1).
18. Kathryn, S. Young Institutional separation in schools of education: Understanding the functions of space in general and special education teacher preparation / S. Kathryn. — Text : unmediated // Teaching and Teacher Education. — 2011. — Vol. 27. — Iss. 2.
19. Lancaster, J. The design of inclusive education courses and the self-efficacy of preservice teacher education students / J. Lancaster, A. Bain. — Text : unmediated // International Journal of Disability. Development & Education. — 2007. — № 54 (2).
20. Lorman, T. Content-based approach to pre-training teachers for inclusive education K. Forlin (ed.) / T. Lorman. — Text : unmediated // Teacher education for inclusion. — London : Routledge, 2010.
21. Matthew, K. B. Reported Prevalence of Evidence-Based Instructional Practices in Special Education / K.B. Matthew, E.Y. James. — DOI https://doi.org/10.1177/0022466908315563. — Text : unmediated // The Journal of Special Education. — 2008. — Vol. 43. — Iss. 1.
22. Tait, K. Attitudes toward disability: Teacher education for inclusive environments in an Australian university / K. Tait, N. Purdie. — Text : unmediated // Journal of Disability, Development and Education. — 2000. — № 47 (1).
23. Walton, E. Pre-service teacher’s pedagogical learning during practicum placements in special schools / E. Walton, L. Rusznyak. — Text : unmediated // Teaching and Teacher Education. — 2013. — Vol. 36.
События
-
Журнал «Успехи наук о животных» присоединился к Elpub! >>>
18 июл 2025 | 12:37 -
Журнал «Наука. Инновации. Технологии» принят в DOAJ >>>
17 июл 2025 | 12:17 -
К платформе Elpub присоединился журнал « Библиотечный мир» >>>
15 июл 2025 | 12:17 -
Журнал «Концепт: Философия, религия, культура» принят в Scopus >>>
9 июл 2025 | 13:25 -
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52