Журналов:     Статей:        

Специальное образование. 2021; : 159-169

ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УНИВЕРСАЛЬНОГО СВОЙСТВА КАК ОСНОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шилова Е. А., Закрепина А. В., Стребелева Е. А.

https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_02_12

Аннотация

На современном этапе информатизации образования большое значение играет способность будущего педагога-дефектолога быстро адаптироваться под меняющиеся условия обучения детей с ОВЗ. Ключевая роль в проявлении этой способности принадлежит качествам универсального свойства, позволяющим оперативно осуществлять разные виды профессиональной деятельности. С этих позиций актуальность приобретает анализ готовности будущего выпускника к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования, что и определило цель настоящего исследования. Методологическим основанием работы явился уровневый подход, позволяющий выделить разные кластеры студентов-дефектологов. В эксперименте приняли участие 56 студентов — бакалавров и магистров Московского государственного областного университета. Методами исследования выступили: анкетирование, количественный и качественный анализ экспериментальных данных, интерпретация полученных результатов. Для статистической обработки результатов исследования применялся кластерный анализ по типу k-means Statistica 10.0. Данные анкет обрабатывались с помощью программы «Microsoft Office Excel» (Excel). Научная новизна исследования заключается в том, что впервые получены экспериментальные данные, свидетельствующие о доминировании стадии формирования профессионально-личностной готовности педагога-дефектолога к деятельности в условиях цифровизации образования. Результаты исследования имеют выраженную практическую значимость с позиции конкретизации содержания проектируемых педагогических условий профессионально-личностного развития педагога-дефектолога, а также обозначают перспективы дальнейших исследований в рамках реконструкции процесса профессионального образования.

Список литературы

1. Алмазова, А. А. Значение идей Л. С. Выготского для системы специального образования и подготовки педагоговдефектологов в высшей школе / А. А. Алмазова, Т. А. Соловьева. — Текст : непосредственный // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология : Междунар. науч.-практ. конф. — Саранск, 2018. — С. 284—289.

2. Атлас новых профессий. — URL: https://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf (дата обращения: 25.02.2021). — Текст : электронный.

3. Ганичева, А. Н. Контекстный подход и квазипрофессиональная деятельность в подготовке студентов бакалавриата к проектной деятельности / А. Н. Ганичева, А. П. Каитов. — Текст : непосредственный // Известия Института педагогики и психологии образования. — 2018. — № 3. — С. 14—18.

4. Назарова, Н. М. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования / Н. М. Назарова. — Текст : непосредственный // Специальная педагогика. — Москва : Академия, 2004. — С. 157—162.

5. Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» . — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73235976/ (дата обращения: 21.02.2021). — Текст : электронный.

6. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». — URL: http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf (дата обращения: 21.02. 2021). — Текст : непосредственный.

7. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». — Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 21.02.2021). — Текст : электронный.

8. Русяев, А. П. Диагностика сформированности личностного компонента готовности будущего учителя-логопеда к проектной деятельности / А. П. Русяев, Ю. В. Русяева. — Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 59-1. — С. 306—309.

9. Стандарты и рекомендации по обеспечению качества на Европейском пространстве высшего образования (ESG). — URL: https://enqa.eu/indirme/esg/ESG%20in%20Russian_by%20NCPA.pdf (дата обращения: 01.03.2021). — Текст : электронный.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» : (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22.02.2018 N 123). — URL: http://fgosvo.ru/news/9/1426 (дата обращения: 21.02.2021). — Текст : электронный.

11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (последняя редакция). — URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29. 01.2020). — Текст : электронный.

12. Федеральный проект «Современная школа». — URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 28.02 2021). — Текст : электронный.

13. Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики». — URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/866// (дата обращения: 28.02 2021). — Текст : электронный.

14. Филатова, И. А. Деонтологическая компетентность будущих педагогов-дефектологов / И. А. Филатова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2015. — № 2. — С. 105—115.

15. Шилова, Е. А. Исследование педагогического контекста диагностической компетенции учителя-дефектолога / Е. А. Шилова, А. В. Закрепина, Е. А. Стребелева. — Текст : непосредственный // Интеграция образования. — 2019. — Т. 23. — № 3. — С. 458—474.

16. Яковлева, И. М. Профессиональная мотивация студентов дефектологических специальностей / И. М. Яковлева. — Текст : непосредственный // Сибирский педагогический журнал. — 2009. — № 3. — С. 368—377.

17. Ellsworth, J. B. Surviving change: A survey of educational change models / J. B. Ellsworth. — Syracuse, N.Y. : Clearinghouse on Information & Technology, Syracuse University, 2000. — 296 p. — Text : unmediated.

18. Peterson, A. Understanding innovative pedagogies: Key themes to analyse new approaches to teaching and learning / A. Peterson, H. Dumont, M. Lafuente, N. Law. — Paris : Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD), 2018. — Text : unmediated.

19. Rossova, Yu. I. Students’ project activities in the context of standardization of education / Yu. I. Rossova. — Text : unmediated // European Journal of Natural History. — 2016. — № 5. — P. 102—104.

Special Education. 2021; : 159-169

PROFESSIONAL-PERSONAL QUALITIES OF A UNIVERSAL NATURE AS A BASIS OF PREPARATION OF THE FUTURE TEACHER-DEFECTOLOGIST TO PROFESSIONAL ACTIVITY

Shilova E. A., Zakrepina A. V., Strebeleva E. A.

https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_02_12

Abstract

At the present stage of informatization of education, the ability of the future teacher-defectologist to quickly adapt to the changing learning conditions of children with disabilities is of great importance. The key role in the manifestation of this ability belongs to the qualities of a universal nature that allow teachers to easily carry out various types of professional activities. From these positions, the analysis of the future graduate's readiness for professional activity under the conditions of digitalization of education becomes rather urgent, which determined the purpose of this study. The methodological basis of the work is made up by the level-based approach that makes it possible to distinguish different clusters of studentsdefectologists. The experiment involved 56 students – bachelors and masters of the Moscow State Regional University. The research methods were as follows: questionnaire survey, quantitative and qualitative analysis of experimental data and interpretation of the results obtained. K-means Statistica 10.0 cluster analysis was used for statistical processing of the study results. The questionnaire data were processed with the help of the program “Microsoft Office Excel” (Excel). The scientific novelty of the study consists in the fact that for the first time experimental data were obtained, indicating the dominance of the stage of formation of professional and personal readiness of a teacher-defectologist to work under the conditions of digitalization of education. The results of the study have a pronounced practical significance from the point of view of concretizing the content of the designed pedagogical conditions for the professional and personal development of a teacher-defectologist, and also indicate the prospects for further research in the framework of the reconstruction of the process of professional education.

References

1. Almazova, A. A. Znachenie idei L. S. Vygotskogo dlya sistemy spetsial'nogo obrazovaniya i podgotovki pedagogovdefektologov v vysshei shkole / A. A. Almazova, T. A. Solov'eva. — Tekst : neposredstvennyi // Integratsiya nauki i obrazovaniya v XXI veke: psikhologiya, pedagogika, defektologiya : Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. — Saransk, 2018. — S. 284—289.

2. Atlas novykh professii. — URL: https://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf (data obrashcheniya: 25.02.2021). — Tekst : elektronnyi.

3. Ganicheva, A. N. Kontekstnyi podkhod i kvaziprofessional'naya deyatel'nost' v podgotovke studentov bakalavriata k proektnoi deyatel'nosti / A. N. Ganicheva, A. P. Kaitov. — Tekst : neposredstvennyi // Izvestiya Instituta pedagogiki i psikhologii obrazovaniya. — 2018. — № 3. — S. 14—18.

4. Nazarova, N. M. Professional'naya deyatel'nost' i lichnost' pedagoga sistemy spetsial'nogo obrazovaniya / N. M. Nazarova. — Tekst : neposredstvennyi // Spetsial'naya pedagogika. — Moskva : Akademiya, 2004. — S. 157—162.

5. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 2 dekabrya 2019 g. № 649 «Ob utverzhdenii Tselevoi modeli tsifrovoi obrazovatel'noi sredy» . — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73235976/ (data obrashcheniya: 21.02.2021). — Tekst : elektronnyi.

6. Prioritetnyi proekt v oblasti obrazovaniya «Sovremennaya tsifrovaya obrazovatel'naya sreda v Rossiiskoi Federatsii». — URL: http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf (data obrashcheniya: 21.02. 2021). — Tekst : neposredstvennyi.

7. Programma «Tsifrovaya ekonomika Rossiiskoi Federatsii». — Rezhim dostupa: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (data obrashcheniya: 21.02.2021). — Tekst : elektronnyi.

8. Rusyaev, A. P. Diagnostika sformirovannosti lichnostnogo komponenta gotovnosti budushchego uchitelya-logopeda k proektnoi deyatel'nosti / A. P. Rusyaev, Yu. V. Rusyaeva. — Tekst : neposredstvennyi // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. — 2018. — № 59-1. — S. 306—309.

9. Standarty i rekomendatsii po obespecheniyu kachestva na Evropeiskom prostranstve vysshego obrazovaniya (ESG). — URL: https://enqa.eu/indirme/esg/ESG%20in%20Russian_by%20NCPA.pdf (data obrashcheniya: 01.03.2021). — Tekst : elektronnyi.

10. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.03 «Spetsial'noe (defektologicheskoe) obrazovanie» : (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22.02.2018 N 123). — URL: http://fgosvo.ru/news/9/1426 (data obrashcheniya: 21.02.2021). — Tekst : elektronnyi.

11. Federal'nyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» : ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ (poslednyaya redaktsiya). — URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 29. 01.2020). — Tekst : elektronnyi.

12. Federal'nyi proekt «Sovremennaya shkola». — URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (data obrashcheniya: 28.02 2021). — Tekst : elektronnyi.

13. Federal'nyi proekt «Kadry dlya tsifrovoi ekonomiki». — URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/866// (data obrashcheniya: 28.02 2021). — Tekst : elektronnyi.

14. Filatova, I. A. Deontologicheskaya kompetentnost' budushchikh pedagogov-defektologov / I. A. Filatova. — Tekst : neposredstvennyi // Spetsial'noe obrazovanie. — 2015. — № 2. — S. 105—115.

15. Shilova, E. A. Issledovanie pedagogicheskogo konteksta diagnosticheskoi kompetentsii uchitelya-defektologa / E. A. Shilova, A. V. Zakrepina, E. A. Strebeleva. — Tekst : neposredstvennyi // Integratsiya obrazovaniya. — 2019. — T. 23. — № 3. — S. 458—474.

16. Yakovleva, I. M. Professional'naya motivatsiya studentov defektologicheskikh spetsial'nostei / I. M. Yakovleva. — Tekst : neposredstvennyi // Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. — 2009. — № 3. — S. 368—377.

17. Ellsworth, J. B. Surviving change: A survey of educational change models / J. B. Ellsworth. — Syracuse, N.Y. : Clearinghouse on Information & Technology, Syracuse University, 2000. — 296 p. — Text : unmediated.

18. Peterson, A. Understanding innovative pedagogies: Key themes to analyse new approaches to teaching and learning / A. Peterson, H. Dumont, M. Lafuente, N. Law. — Paris : Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD), 2018. — Text : unmediated.

19. Rossova, Yu. I. Students’ project activities in the context of standardization of education / Yu. I. Rossova. — Text : unmediated // European Journal of Natural History. — 2016. — № 5. — P. 102—104.