Специальное образование. 2021; : 142-158
МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ЛИЦ С СИНДРОМОМ ДАУНА В УСЛОВИЯХ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_02_11Аннотация
Цель исследования — проанализировать существующие методики формирования профессиональных навыков у лиц с синдромом Дауна в условиях их социальной реабилитации. В статье рассматриваются факторы развития синдрома Дауна, условия, влияющие на развитие лиц с синдромом Дауна, подчеркивается роль семьи в их обучении и воспитании. Особое внимание уделяется развитию у обучающихся с ОВЗ, в том числе и у детей с синдромом Дауна, самостоятельности, формированию у них умений, необходимых для достижения успеха, умений адаптации, умений социального регулирования и умений, предшествующих профессии, а также профессиональных умений. Последние рассматриваются в аспекте их формирования в школьном обучении, представленности их в программах коррекционных школ как в Азербайджанской Республике, так и за ее пределами. Определяются задачи профессионального обучения лиц в специальных школах, особенности профессиональной реабилитации лиц с синдромом Дауна, описываются основные направления в коррекции психического развития (сенсорное воспитание, развитие воображения, мышления, речи). Анализируются программы и методики формирования профессиональной компетентности лиц с ОВЗ с учетом уровня нарушения интеллектуального развития, реализуемые в США и странах Западной Европы. Приводится рекомендуемая последовательность обучения в организации профессиональной подготовки лиц с синдромом Дауна в раннем подростковом возрасте.
Список литературы
1. Аверчиев, Ю. П. О совершенствовании трудового обучения воспитания и профориентации школьников / Ю. П. Аверчиев. — Текст : непосредственный // Школа и производство. — 1978. — № 5. — С. 16—21.
2. Батышев, С. Я. Профориентация учащихся — важнейшая социальная проблема / С. Я. Батышев. — Текст : непосредственный // Школа и производство. — 1977. — № 7. —С. 22—25.
3. Безюлева, Г. В. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью : метод. рекомендации / Г. В. Безюлева, В. А. Малышева, И. А. Панынина. — Москва : Центр НОУ ИСОМ, 2003. — 136 с. — Текст : непосредственный.
4. Васенков, Г. В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся / Г. В. Васенков. — Текст : непосредственный // Дефектология. — 1998. — № 4. — С. 40—46.
5. Васенков, Г. В. Технология трудового обучения детей с недостатками интеллекта / Г. В. Васенков. — Текст : непосредственный // Дефектология. — 2004. — № 3. — С. 60—66.
6. Коркунов, В. В. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ / В. В. Коркунов ; Свердлов. гос. пед. инт. — Свердловск : [б. и.], 1990. — 134 с. — Текст : непосредственный.
7. Коркунов, В. В. Формирование коллективных отношений у учащихся вспомогано-трудового обучения : 13.00.05 : дис. … канд. пед. наук / В. В. Коркунов ; Свердловск. пед. ин-т. — Москва, 1983. — 160 с.
8. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / под ред. Б. П. Пузанова. — Москва : Академия, 1998. — 144 с.
9. Коррекционная педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. В. С. Кукушина. — Москва : МарТ ; Ростов-на-Дону : МарТ, 2004. — 352 с.
10. Магомедова, И. А. Интегрированное профессиональное образование учащихся с нарушением интеллекта / И. А. Магомедова [и др.]. — Текст : непосредственный // Дефектология. — 2005. — № 4. — С. 78—80.
11. Мерсиянова, Г. П. Воспитание самостоятельности у учащихся вспомогательной школы в процессе профессионально-трудового обучения (на материале швейного дела) / Г. П. Мерсиянова. — Киев : Наук. думка, 1961. — 145 с. — Текст : непосредственный.
12. Миндель, А. Я. Проблемы социальнотрудовой адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья / А. Я. Миндель. — Текст : непосредственный // Профильное образование. — 2006. — № 1. — С. 25—29.
13. Мирский, С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе / С. Л. Мирский. — Москва : Просвещение, 1988. — 224 с. — Текст : непосредственный.
14. Наумов, А. А. Педагогические условия профориентационной работы с подростками, страдающими церебральным параличом / А. А. Наумов. — Текст : непосредственный // Образование и наука. — 2008. — № 3. — С. 97—105.
15. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Б. П. Пузанов [и др.] ; под ред. Б. П. Пузанова. — Москва : Академия, 2000. — 272 с. — Текст : непосредственный.
16. Пайкова, А. С. О профессиональной подготовке детей с проблемами в развитии в Приморском крае / А. С. Пайкова. — Текст : непосредственный // Дефектология. — 2003. — № 3. — С. 90.
17. Сидорова, Н. М. Трудовая адаптация учащихся с нарушением развития в рамках школьного трудового центра / Н. М. Сидорова. — Текст : непосредственный // Дефектология. — 2003. — № 3. — С. 87—89.
18. Формы профессиональной ориентации детей-инвалидов : метод. рекомендации / сост. С. А. Стаценко. — Москва : Педагогика, 1997. — 124 с. — Текст : непосредственный.
19. Brolin, D. (Ed.). Life-centered career education: A competency-based approach / D. Brolin (ed.). — Reston, VA : The Council for Exceptional Children, 1978. — Text : unmediated.
20. Elliott, D. Cerebral Specialization in Young Adults with Down Syndrome / Digby Elliott, Jacqueline M Edwards, Daniel J Weeks, Susan Lindley, [et al.]. — Text : unmediated // American Journal of Mental Deficiency. — 1987. — Vol. 91, No 3. — P. 480—485.
21. Emslie, H. Pre-school children's use of the articles in definite and indefinite referring expressions / Hazel C. Emslie, Rosemary J. Stevenson. — Text : unmediated // Journal of Child Language. — 1981. — Vol. 8, Iss. 2. — P. 313—328.
22. Occupational Therapy & Down Syndrome. — URL: https://www.ndss.org/resources/occupational-therapy-down-syndrome/. — Text : electronic.
Special Education. 2021; : 142-158
METHODS OF FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS IN PERSONS WITH DOWN SYNDROME DURING THEIR SOCIAL REHABILITATION
https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_02_11Abstract
The aim of the study is to analyze the existing methods of formation of professional skills in persons with Down syndrome in the process of their social rehabilitation. The article examines the factors of development of Down syndrome and the conditions that affect the development of persons with Down syndrome and emphasizes the role of the family in their education and upbringing. Special attention is paid to the development of independence in students with disabilities, including those with Down syndrome, to the formation of the skills necessary for achievement of success, of adaptation skills, social regulation skills and skills formed during pre-professional training, as well as professional skills. The latter are considered in the light of their formation during schooling and their inclusion in the programs of special schools both in the Republic of Azerbaijan and abroad. The article determines the tasks of professional training of persons in special schools and the peculiarities of professional rehabilitation of students with Down syndrome, describes the main areas in the rehabilitation of the psychological development (sensory education, development of imagination, thinking and speech). The author analyzes the programs and methods of professional competence formation of persons with disabilities, taking into account the level of intellectual development, used in the United States and Western Europe. The study suggests a sequence of learning activities in the organization of professional training of persons with Down syndrome in early teens. Ключевые слова: дети с синдро- мом Дауна; синдром Дауна; Дауна синдром; социальная реабилитация; профессиональные навыки; психиче- ское развитие; профессиональные компетенции. Keywords
References
1. Averchiev, Yu. P. O sovershenstvovanii trudovogo obucheniya vospitaniya i proforientatsii shkol'nikov / Yu. P. Averchiev. — Tekst : neposredstvennyi // Shkola i proizvodstvo. — 1978. — № 5. — S. 16—21.
2. Batyshev, S. Ya. Proforientatsiya uchashchikhsya — vazhneishaya sotsial'naya problema / S. Ya. Batyshev. — Tekst : neposredstvennyi // Shkola i proizvodstvo. — 1977. — № 7. —S. 22—25.
3. Bezyuleva, G. V. Professional'naya podgotovka lits s umstvennoi otstalost'yu : metod. rekomendatsii / G. V. Bezyuleva, V. A. Malysheva, I. A. Panynina. — Moskva : Tsentr NOU ISOM, 2003. — 136 s. — Tekst : neposredstvennyi.
4. Vasenkov, G. V. Aktual'nye problemy professional'noi podgotovki umstvenno otstalykh uchashchikhsya / G. V. Vasenkov. — Tekst : neposredstvennyi // Defektologiya. — 1998. — № 4. — S. 40—46.
5. Vasenkov, G. V. Tekhnologiya trudovogo obucheniya detei s nedostatkami intellekta / G. V. Vasenkov. — Tekst : neposredstvennyi // Defektologiya. — 2004. — № 3. — S. 60—66.
6. Korkunov, V. V. Sotsial'no-trudovaya adaptatsiya uchashchikhsya i vypusknikov vspomogatel'nykh shkol / V. V. Korkunov ; Sverdlov. gos. ped. int. — Sverdlovsk : [b. i.], 1990. — 134 s. — Tekst : neposredstvennyi.
7. Korkunov, V. V. Formirovanie kollektivnykh otnoshenii u uchashchikhsya vspomogano-trudovogo obucheniya : 13.00.05 : dis. … kand. ped. nauk / V. V. Korkunov ; Sverdlovsk. ped. in-t. — Moskva, 1983. — 160 s.
8. Korrektsionnaya pedagogika: osnovy obucheniya i vospitaniya detei s otkloneniyami v razvitii : ucheb. posobie dlya studentov sred. ped. ucheb. zavedenii / pod red. B. P. Puzanova. — Moskva : Akademiya, 1998. — 144 s.
9. Korrektsionnaya pedagogika : ucheb. posobie dlya studentov ped. vuzov / pod red. V. S. Kukushina. — Moskva : MarT ; Rostov-na-Donu : MarT, 2004. — 352 s.
10. Magomedova, I. A. Integrirovannoe professional'noe obrazovanie uchashchikhsya s narusheniem intellekta / I. A. Magomedova [i dr.]. — Tekst : neposredstvennyi // Defektologiya. — 2005. — № 4. — S. 78—80.
11. Mersiyanova, G. P. Vospitanie samostoyatel'nosti u uchashchikhsya vspomogatel'noi shkoly v protsesse professional'no-trudovogo obucheniya (na materiale shveinogo dela) / G. P. Mersiyanova. — Kiev : Nauk. dumka, 1961. — 145 s. — Tekst : neposredstvennyi.
12. Mindel', A. Ya. Problemy sotsial'notrudovoi adaptatsii uchashchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / A. Ya. Mindel'. — Tekst : neposredstvennyi // Profil'noe obrazovanie. — 2006. — № 1. — S. 25—29.
13. Mirskii, S. L. Metodika professional'no-trudovogo obucheniya vo vspomogatel'noi shkole / S. L. Mirskii. — Moskva : Prosveshchenie, 1988. — 224 s. — Tekst : neposredstvennyi.
14. Naumov, A. A. Pedagogicheskie usloviya proforientatsionnoi raboty s podrostkami, stradayushchimi tserebral'nym paralichom / A. A. Naumov. — Tekst : neposredstvennyi // Obrazovanie i nauka. — 2008. — № 3. — S. 97—105.
15. Obuchenie detei s narusheniyami intellektual'nogo razvitiya : ucheb. posobie dlya studentov vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenii / B. P. Puzanov [i dr.] ; pod red. B. P. Puzanova. — Moskva : Akademiya, 2000. — 272 s. — Tekst : neposredstvennyi.
16. Paikova, A. S. O professional'noi podgotovke detei s problemami v razvitii v Primorskom krae / A. S. Paikova. — Tekst : neposredstvennyi // Defektologiya. — 2003. — № 3. — S. 90.
17. Sidorova, N. M. Trudovaya adaptatsiya uchashchikhsya s narusheniem razvitiya v ramkakh shkol'nogo trudovogo tsentra / N. M. Sidorova. — Tekst : neposredstvennyi // Defektologiya. — 2003. — № 3. — S. 87—89.
18. Formy professional'noi orientatsii detei-invalidov : metod. rekomendatsii / sost. S. A. Statsenko. — Moskva : Pedagogika, 1997. — 124 s. — Tekst : neposredstvennyi.
19. Brolin, D. (Ed.). Life-centered career education: A competency-based approach / D. Brolin (ed.). — Reston, VA : The Council for Exceptional Children, 1978. — Text : unmediated.
20. Elliott, D. Cerebral Specialization in Young Adults with Down Syndrome / Digby Elliott, Jacqueline M Edwards, Daniel J Weeks, Susan Lindley, [et al.]. — Text : unmediated // American Journal of Mental Deficiency. — 1987. — Vol. 91, No 3. — P. 480—485.
21. Emslie, H. Pre-school children's use of the articles in definite and indefinite referring expressions / Hazel C. Emslie, Rosemary J. Stevenson. — Text : unmediated // Journal of Child Language. — 1981. — Vol. 8, Iss. 2. — P. 313—328.
22. Occupational Therapy & Down Syndrome. — URL: https://www.ndss.org/resources/occupational-therapy-down-syndrome/. — Text : electronic.
События
-
Журнал «Успехи наук о животных» присоединился к Elpub! >>>
18 июл 2025 | 12:37 -
Журнал «Наука. Инновации. Технологии» принят в DOAJ >>>
17 июл 2025 | 12:17 -
К платформе Elpub присоединился журнал « Библиотечный мир» >>>
15 июл 2025 | 12:17 -
Журнал «Концепт: Философия, религия, культура» принят в Scopus >>>
9 июл 2025 | 13:25 -
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52