Журналов:     Статей:        

Специальное образование. 2021; : 125-141

СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Любимов М. Л., Приходько О. Г., Югова О. В., Захарова М. О.

https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_02_10

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важных факторов полноценного обучения ребенка является включение его родителей в коррекционно-развивающий процесс. В исследовании освещены трудности, с которыми сталкиваются семьи особого ребенка: психологический компонент, отсутствие знаний и готовности к обучению и воспитанию ребенка с учетом его особенностей, социальная дезадаптация. Такая семья нуждается в комплексном психолого-педагогическом сопровождении различных специалистов.
В статье представлена методика, позволяющая выявить потребности (образовательные, информационные, психологические и правовые), а также проблемные области родителей, что в дальнейшем поможет специалистам сопровождения верно расставить акценты при консультировании и обучении семьи конкретного ребенка с целью формирования компетентного родителя с помощью информационнокоммуникативных технологий, где обучение не затрагивает профессиональную деятельность специалиста, а дополняет ее с учетом тех или иных особенностей. На базе основных групп потребностей родителей проводится анализ их компонентов с целью создания вариативных блочных модулей внутри модели сопровождения. Описано краткое содержание каждого блока, входящего в указанную модель: блок преодоления негативных состояний, связанных с рождением/наличием «особого» ребенка; блок сопровождения семейно центрированной системы; блок преодоления психологических установок на изоляцию от социума; блок преодоления эмоционального выгорания; блок информирования об особенностях развития ребенка; блок информирования об оценках возможностей обучения, коррекции и коммуникации ребенка; блок информирования о способах и методах обучения ребенка с нарушениями развития; блок информирования о правовых вопросах, направленных на социальную поддержку лиц с ОВЗ и инвалидностью, а также их семей; блок обучения взрослых членов семьи жизненному прогнозированию. Форма коммуникации специалистов и семей может быть онлайновой, офлайновой или смешанной.

Список литературы

1. Вечканова, И. Г. Потребности родителей во взаимодействии с педагогами при создании реабилитационной среды в образовательной организации для дошкольников с ОВЗ / И. Г. Вечканова. — Текст : непосредственный // Научное мнение (психолого-педагогические и юридические науки). — Санкт-Петербург, 2016. — № 6. — С. 120—124.

2. Гордиенко, Т. П. ИКТ в образовании: эволюция к новому качеству образования / Т. П. Гордиенко, О. Ю. Смирнова. — Текст : непосредственный // Дистанционные образовательные технологии. Материалы I Всероссийской научно-практической интернет-конференции / отв. ред. В. Н. Таран. — Ялта, 2016. — С. 55—58.

3. Евдокимова, А. С. Возможности использования ИКТ в инклюзивном образовании / А. С. Евдокимова. — Текст : непосредственный // Развитие детско-взрослых сообществ в условиях многообразия : сб. статей по материалам Междунар. науч.-практ. конф. / сост. Е. В. Иванов. — Великий Новгород, 2017. — С. 244—247.

4. Корытова, Е. А. Роль реабилитационной активности семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. А. Корытова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 88—91.

5. Любимов, М. Л. Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья / М. Л. Любимов. — Текст : непосредственный // Народное образование. — Москва, 2012. — № 4 (1417). — С. 186—189.

6. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. — Москва : Владос, 2003. — 408 с. — Текст : непосредственный.

7. Приходько, О. Г. Современные подходы к психолого-педагогической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии / О. Г. Приходько, О. В. Югова. — Текст : непосредственный // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. — Москва, 2013. — № 3 (25). — С. 107—119.

8. Психолого-педагогическое консультирование родителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста, детейинвалидов и детей с ОВЗ в Свердловской области : метод. пособие / авторы-составители И. А. Филатова, Е. В. Каракулова ; под ред. Н. Н. Сергеевой ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2019. — 162 с. — Текст : непосредственный.

9. Стребелева, Е. А. Актуальные проблемы консультирования родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. А. Стребелева, Е. А. Кинаш. — Текст : непосредственный // Педагогический ИМИДЖ. — Иркутск, 2019. — Т. 13. — № 2 (43). — С. 16—26.

10. Ткачева, В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: психокоррекция / В. В. Ткачева. — Москва : Книголюб, 2007. — 144 с. — Текст : непосредственный.

11. Ткачева, В. В. Технологии психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями развития / В. В. Ткачева. — Москва : УМК «Психология», 2006. — 320 с. — Текст : непосредственный.

12. Шаграева, О. А. Семейный уклад и психическое развитие ребенка / О. А. Шаграева, Л. Ф. Обухова. — Текст : непосредственный // Школа здоровья. — 1997. — Т. 4. — № 4. — С. 72—85.

13. Шипицына, Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка : пособие для учителя-дефектолога / Л. М. Шипицина, Е. И. Казакова, М. А. Жданова. — Москва : Владос, 2003. — 528 с. — Текст : непосредственный.

14. Эйдемиллер, Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии : метод. пособие / Э. Г. Эйдемиллер. — Москва : Фолиум, 1996. — 45 с. — Текст : непосредственный.

15. Югова, О. В. Взаимодействие специального педагога с родителями детей с отклонениями в развитии как залог успешного раннего педагогического сопровождения ребенка / О. В. Югова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — Екатеринбург, 2011. — № 1 (21). — С. 93—101.

Special Education. 2021; : 125-141

DESIGN OF A MODEL OF INTEGRATED SUPPORT FOR THE PARENTS OF CHILDREN WITH DISABILITIES VIA INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Lyubimov M. L., Prikhod'ko O. G., Yugova O. V., Zakharova M. O.

https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_02_10

Abstract

The article deals with the psycho-pedagogical support for the family of a child with a disability. Involvement of the parents in the rehabilitationeducational process of a child is one of the significant factors of the child’s successful education. The study highlights the difficulties which the families of special children encounter: the psychological component, the absence of knowledge and preparation for education and upbringing of the child taking into account their specific features, and their social adaptation. Such a family needs comprehensive psycho-pedagogical support of various specialists. The article presents methods that allow revealing the needs (educational, information, psychological and legal), as well as problem areas of the parents, which may help the support specialists in the future to orient in consulting and training the family of a concrete child with the purpose of formation of a wellqualified parent with the help of information and communication technologies, where training does not touch upon the specialist’s professional activity but supplements it in accordance with certain specific features. The authors analyze the components of the main groups of the parents’ needs in order to create variable block modules inside the integrated support model. The article provides a brief description of each block constituting this model: the block of overcoming negative states associated with the birth/presence of a “special” child; the block of support for the family-centered system; the block of overcoming psychological trends to social isolation; the block of overcoming emotional burnout; the block of providing information about the peculiarities of the child's development; the block of providing information about the assessments of the child's learning, rehabilitation and communication opportunities; the block of providing information about the ways and methods of teaching a child with developmental disabilities; a block of providing information about the legal issues aimed at social support for persons with disabilities and their families; a block of training adult family members to predict life outcomes. The form of communication between specialists and families can be online, offline, or mixed.

References

1. Vechkanova, I. G. Potrebnosti roditelei vo vzaimodeistvii s pedagogami pri sozdanii reabilitatsionnoi sredy v obrazovatel'noi organizatsii dlya doshkol'nikov s OVZ / I. G. Vechkanova. — Tekst : neposredstvennyi // Nauchnoe mnenie (psikhologo-pedagogicheskie i yuridicheskie nauki). — Sankt-Peterburg, 2016. — № 6. — S. 120—124.

2. Gordienko, T. P. IKT v obrazovanii: evolyutsiya k novomu kachestvu obrazovaniya / T. P. Gordienko, O. Yu. Smirnova. — Tekst : neposredstvennyi // Distantsionnye obrazovatel'nye tekhnologii. Materialy I Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi internet-konferentsii / otv. red. V. N. Taran. — Yalta, 2016. — S. 55—58.

3. Evdokimova, A. S. Vozmozhnosti ispol'zovaniya IKT v inklyuzivnom obrazovanii / A. S. Evdokimova. — Tekst : neposredstvennyi // Razvitie detsko-vzroslykh soobshchestv v usloviyakh mnogoobraziya : sb. statei po materialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / sost. E. V. Ivanov. — Velikii Novgorod, 2017. — S. 244—247.

4. Korytova, E. A. Rol' reabilitatsionnoi aktivnosti sem'i v vospitanii rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / E. A. Korytova. — Tekst : neposredstvennyi // Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya : materialy VIII Mezhdunar. nauch. konf. (g. Krasnodar, fevral' 2016 g.). — Krasnodar : Novatsiya, 2016. — S. 88—91.

5. Lyubimov, M. L. Pomoshch' detyam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / M. L. Lyubimov. — Tekst : neposredstvennyi // Narodnoe obrazovanie. — Moskva, 2012. — № 4 (1417). — S. 186—189.

6. Mastyukova, E. M. Semeinoe vospitanie detei s otkloneniyami v razvitii : ucheb. posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedenii / E. M. Mastyukova, A. G. Moskovkina. — Moskva : Vlados, 2003. — 408 s. — Tekst : neposredstvennyi.

7. Prikhod'ko, O. G. Sovremennye podkhody k psikhologo-pedagogicheskoi pomoshchi sem'e rebenka s otkloneniyami v razvitii / O. G. Prikhod'ko, O. V. Yugova. — Tekst : neposredstvennyi // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya. — Moskva, 2013. — № 3 (25). — S. 107—119.

8. Psikhologo-pedagogicheskoe konsul'tirovanie roditelei i spetsialistov psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya detei rannego vozrasta, deteiinvalidov i detei s OVZ v Sverdlovskoi oblasti : metod. posobie / avtory-sostaviteli I. A. Filatova, E. V. Karakulova ; pod red. N. N. Sergeevoi ; Ural. gos. ped. un-t. — Ekaterinburg : [b. i.], 2019. — 162 s. — Tekst : neposredstvennyi.

9. Strebeleva, E. A. Aktual'nye problemy konsul'tirovaniya roditelei i detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / E. A. Strebeleva, E. A. Kinash. — Tekst : neposredstvennyi // Pedagogicheskii IMIDZh. — Irkutsk, 2019. — T. 13. — № 2 (43). — S. 16—26.

10. Tkacheva, V. V. Sem'ya rebenka s otkloneniyami v razvitii: psikhokorrektsiya / V. V. Tkacheva. — Moskva : Knigolyub, 2007. — 144 s. — Tekst : neposredstvennyi.

11. Tkacheva, V. V. Tekhnologii psikhologicheskogo izucheniya sem'i, vospityvayushchei rebenka s otkloneniyami razvitiya / V. V. Tkacheva. — Moskva : UMK «Psikhologiya», 2006. — 320 s. — Tekst : neposredstvennyi.

12. Shagraeva, O. A. Semeinyi uklad i psikhicheskoe razvitie rebenka / O. A. Shagraeva, L. F. Obukhova. — Tekst : neposredstvennyi // Shkola zdorov'ya. — 1997. — T. 4. — № 4. — S. 72—85.

13. Shipitsyna, L. M. Psikhologo-pedagogicheskoe konsul'tirovanie i soprovozhdenie razvitiya rebenka : posobie dlya uchitelya-defektologa / L. M. Shipitsina, E. I. Kazakova, M. A. Zhdanova. — Moskva : Vlados, 2003. — 528 s. — Tekst : neposredstvennyi.

14. Eidemiller, E. G. Metody semeinoi diagnostiki i psikhoterapii : metod. posobie / E. G. Eidemiller. — Moskva : Folium, 1996. — 45 s. — Tekst : neposredstvennyi.

15. Yugova, O. V. Vzaimodeistvie spetsial'nogo pedagoga s roditelyami detei s otkloneniyami v razvitii kak zalog uspeshnogo rannego pedagogicheskogo soprovozhdeniya rebenka / O. V. Yugova. — Tekst : neposredstvennyi // Spetsial'noe obrazovanie. — Ekaterinburg, 2011. — № 1 (21). — S. 93—101.