Журналов:     Статей:        

Специальное образование. 2021; : 115-124

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДИСГРАФИЕЙ

Яковлева Н. Н.

https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_02_09

Аннотация

Актуальность статьи определяется необходимостью создания приемов коррекционно-развивающей работы для занятий с обучающимися с нарушением письма, так как количество школьников с дисграфией становится все больше и причиной их проблем является недостаточность развития операций мышления (анализа, синтеза, представлений). Статья посвящена описанию некоторых приемов работы, способствующих развитию фонематического восприятия, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза у обучающихся с нарушением письменной речи. Представлен авторский подход к дифференциации гласных и согласных звуков, их знаково-символьного обозначения, описаны этапы коррекционно-развивающей работы, которая является универсальной, поскольку может проводиться в условиях дошкольной образовательной организации при подготовке к школе детей с тяжелыми нарушениями речи и в школе при коррекции дисграфии. В статье представлены сравнительные данные о количестве обучающихся с различными видами дисграфии и аналитические данные о результатах проведенной поэтапной педагогической деятельности, предложенной автором и направленной на преодоление нарушений фонематических компонентов речи у обучающихся с нарушениями устной и письменной речи. Статистические данные, представленные в статье, могут быть использованы при организации исследовательской работы студентами, магистрантами, аспирантами в области логопедии. Подходы к коррекции фонетико-фонематических компонентов речи могут быть полезны учителям-логопедам в практической деятельности, направленной на коррекцию нарушений устной и письменной речи у детей.

Список литературы

1. Ахутина, Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Приложения: протоколы обследования / под общ. ред. Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. — Москва : В. Секачев, 2008. — 48 с. — Текст : непосредственный.

2. Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. — Москва, 2002 — 165 с. — Текст : непосредственный.

3. Журавлев, А. П. Звук и смысл / А. П. Журавлев. — Москва, 1981. — 252 с. — Текст : непосредственный.

4. Коноваленко, С. В. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза в играх и упражнениях / С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая. — Москва : Гном, 2018. — 48 с. — Текст : непосредственный.

5. Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А. Н. Корнев. — Санкт-Петербург : Речь, 2006. — 380 с. — Текст : непосредственный.

6. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. — Санкт-Петербург : Союз, 2003. — 218 с. — Текст : непосредственный.

7. Левина, Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. — Москва, 1961. — 310 с. — Текст : непосредственный.

8. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. — 8-е изд. — Москва : Ленанд, 2014. — 211 с. — Текст : непосредственный.

9. Лурия, А. Р. Письмо и речь: нейролингвистические исследования : учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / А. Р. Лурия. — Москва : Академия, 2002. — С. 17—24. — Текст : непосредственный.

10. Ткаченко, Т. А. Звуки и знаки / Т. А. Ткаченко. — Смоленск : Юнвейс, 2002. — 25 с. — Текст : непосредственный.

11. Фотекова, Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина. — Москва : Аркти, 2002. — Текст : непосредственный.

12. Хватцев, М. Е. Логопедия : в 2 кн. / М. Е. Хватцев. — Москва : Владос, 2013. — 566 с. — Текст : непосредственный.

13. Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. — Ленинград : Наука, 1974. — 428 с. — Текст : непосредственный.

14. Яковлева, Н. Н. Исследование состояния навыков письменной речи у обучающихся 2—4 классов / Н. Н. Яковлева. — Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология : сб. статей. — Ялта : РИО ГПА, 2016. — Вып. 50. — Ч. 4. — С.302—309.

15. Яковлева, Н. Н. Комплексный подход к исследованию письменной коммуникации у учащихся с дисграфией / Н. Н. Яковлева. — Текст : непосредственный // Образование. Наука. Инновации: южное измерение. — 2015. — № 5 (43). — С. 145—149.

Special Education. 2021; : 115-124

DEVELOPMENT OF PHONEMIC COMPONENTS OF SPEECH IN STUDENTS WITH DYSGRAPHIA

Yakovleva N. N.

https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_02_09

Abstract

The urgency of the article is determined by the need to develop methods of rehabilitation-educational support for students with writing disabilities, since the number of schoolchildren with dysgraphia is growing and their problems are caused by the lack of development of thinking operations (analysis, synthesis, representations). The article deals with the description of some methods of work facilitating the development of phonemic perception, phonemic awareness, and phonemic analysis and synthesis in students with writing disabilities. It presents the author's approach to the differentiation of vowels and consonants and their signsymbolic designation and describes the stages of rehabilitation-educational work, which is universal, since it can be carried out in a preschool education institution in preparing children with severe speech impairments for school and while treating dysgraphia during schooling. The article presents comparative data on the number of students with various types of dysgraphia and analytical data about the results of the phased pedagogical activity proposed by the author and aimed at overcoming disorders of the phonemic components of speech in students with oral and written speech impairments. The statistical data presented in the article can be used in the organization of research work by undergraduate students, master’s degree students, and post-graduate students in the field of speech therapy. The approaches to the rehabilitation of phonetic and phonemic components of speech can be useful for teachers-logopedists in their practical activities aimed at treatment of oral and written speech disorders in children.

References

1. Akhutina, T. V. Neiropsikhologicheskaya diagnostika, obsledovanie pis'ma i chteniya mladshikh shkol'nikov. Prilozheniya: protokoly obsledovaniya / pod obshch. red. T. V. Akhutinoi, O. B. Inshakovoi. — Moskva : V. Sekachev, 2008. — 48 s. — Tekst : neposredstvennyi.

2. Gal'perin, P. Ya. Vvedenie v psikhologiyu / P. Ya. Gal'perin. — Moskva, 2002 — 165 s. — Tekst : neposredstvennyi.

3. Zhuravlev, A. P. Zvuk i smysl / A. P. Zhuravlev. — Moskva, 1981. — 252 s. — Tekst : neposredstvennyi.

4. Konovalenko, S. V. Razvitie fonematicheskogo vospriyatiya i navykov zvukovogo analiza i sinteza v igrakh i uprazhneniyakh / S. V. Konovalenko, M. I. Kremenetskaya. — Moskva : Gnom, 2018. — 48 s. — Tekst : neposredstvennyi.

5. Kornev, A. N. Osnovy logopatologii detskogo vozrasta: klinicheskie i psikhologicheskie aspekty / A. N. Kornev. — Sankt-Peterburg : Rech', 2006. — 380 s. — Tekst : neposredstvennyi.

6. Lalaeva, R. I. Diagnostika i korrektsiya narushenii chteniya i pis'ma u mladshikh shkol'nikov / R. I. Lalaeva, L. V. Venediktova. — Sankt-Peterburg : Soyuz, 2003. — 218 s. — Tekst : neposredstvennyi.

7. Levina, R. E. Narushenie pis'ma u detei s nedorazvitiem rechi / R. E. Levina. — Moskva, 1961. — 310 s. — Tekst : neposredstvennyi.

8. Leont'ev, A. A. Yazyk, rech', rechevaya deyatel'nost' / A. A. Leont'ev. — 8-e izd. — Moskva : Lenand, 2014. — 211 s. — Tekst : neposredstvennyi.

9. Luriya, A. R. Pis'mo i rech': neirolingvisticheskie issledovaniya : ucheb. posobie dlya stud. psikhol. fak. vyssh. ucheb. zavedenii / A. R. Luriya. — Moskva : Akademiya, 2002. — S. 17—24. — Tekst : neposredstvennyi.

10. Tkachenko, T. A. Zvuki i znaki / T. A. Tkachenko. — Smolensk : Yunveis, 2002. — 25 s. — Tekst : neposredstvennyi.

11. Fotekova, T. A. Diagnostika rechevykh narushenii shkol'nikov s ispol'zovaniem neiropsikhologicheskikh metodov / T. A. Fotekova, T. V. Akhutina. — Moskva : Arkti, 2002. — Tekst : neposredstvennyi.

12. Khvattsev, M. E. Logopediya : v 2 kn. / M. E. Khvattsev. — Moskva : Vlados, 2013. — 566 s. — Tekst : neposredstvennyi.

13. Shcherba, L. V. Yazykovaya sistema i rechevaya deyatel'nost' / L. V. Shcherba. — Leningrad : Nauka, 1974. — 428 s. — Tekst : neposredstvennyi.

14. Yakovleva, N. N. Issledovanie sostoyaniya navykov pis'mennoi rechi u obuchayushchikhsya 2—4 klassov / N. N. Yakovleva. — Tekst : neposredstvennyi // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Ser.: Pedagogika i psikhologiya : sb. statei. — Yalta : RIO GPA, 2016. — Vyp. 50. — Ch. 4. — S.302—309.

15. Yakovleva, N. N. Kompleksnyi podkhod k issledovaniyu pis'mennoi kommunikatsii u uchashchikhsya s disgrafiei / N. N. Yakovleva. — Tekst : neposredstvennyi // Obrazovanie. Nauka. Innovatsii: yuzhnoe izmerenie. — 2015. — № 5 (43). — S. 145—149.