Специальное образование. 2021; : 105-114
НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ О ПЛОЩАДИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФИГУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_02_08Аннотация
В статье анализируются труды отечественных ученых и педагогов, изучавших особенности усвоения геометрического материала обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основное внимание уделяется формированию у обучающихся представлений и понятий о площади геометрической фигуры и единицах ее измерения. Указывается на связь между уровнем усвоения понятий, формируемых на уроках математики, и их применением в практической и профессиональной деятельности. Выясняются причины слабого усвоения геометрического материала, как объективные, так и субъективные, приводящие к вербализму знаний, слабой дифференциации понятий, к трудностям применения знаний учащимися на практике. Раскрывается методика изучения квадратных мер и вычисления площадей геометрических фигур в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Изучение геометрии в таких организациях должно быть наглядно-действенным. Методической основой формирования понятий и представлений у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является предметно-практическая деятельность, в процессе которой практические действия описываются словесно, осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действия, личный опыт обобщается и переходит на более высокий знаковоидеальный уровень, оказывая корригирующее влияние на развитие мышления и познавательной деятельности обучающихся. Рассматриваются приемы коррекционной работы в процессе изучения данной темы, предупреждающие ошибки детей, такие как приемы сравнения, сопоставления, нахождения общих и отличительных признаков изучаемых понятий. Даются рекомендации педагогам по реализации межпредметных связей, позволяющие использовать личный опыт обучающихся на уроках геометрии.
Список литературы
1. Алтухова, Т. А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении : пособие для учителей нач. кл. / Т. А. Алтухова. — Белгород : Изд-во Белгор. гос. ун-та, 1998. — 113 с. — Текст : непосредственный.
2. Алтухова, Т. А. Организация обследования смыслового компонента чтения младших школьников с общим недоразвитием речи / Т. А. Алтухова, И. Н. Карачевцева. — Текст : непосредственный // Практическая психология и логопедия. — 2006. — No 1 (18). — С. 32—43.
3. Величенкова, О. А. Формирование навыка чтения у детей с предрасположенностью к дислексии в условиях современного начального образования / О. А. Величенкова. — Текст : непосредственный // Педагогический журнал. — 2016. — № 1. — С. 87—101.
4. Жукова, О. С. Большая книга обучения чтению / О. С. Жукова. — Москва : АСТ, 2018. — 128 с. — Текст : непосредственный.
5. Жукова, Н. С. Букварь: пособие по обучению дошкольников правильному чтению / Н. С. Жукова. — Москва ; Екатеринбург : ЭКСМО-пресс : Литур, 2001. — 95 с. — Текст : непосредственный.
6. Карачевцева, И. Н. Формирование смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи : автореф. дис. … канд. пед. наук / Карачевцева И. Н. — Москва, 2012. — Текст : непосредственный.
7. Косинова, Е. М. Логопедический букварь. Уникальная методика развития речи / Е. М. Косинова. — Москва : Махаон, 2016. — 112 с. — Текст : непосредственный.
8. Крылова, Н. Л. Логопедический букварь / Н. Л. Крылова, И. Б. Писарева, Н. Л. Ипатова. — Москва : АСТ-Пресс, 2011. — 144 с. — Текст : непосредственный.
9. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : учеб.-метод. пособие / А. Н. Корнев. — Санкт-Петербург : МиМ, 1997. — 286 с. — Текст : непосредственный.
10. Лалаева, Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников : учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Р. И. Лалаева. — Москва : Просвещение, 1983. — 136 с. — Текст : непосредственный.
11. Русецкая, М. Н. Нарушение чтения у младших школьников: анализ речевых и зрительных причин : моногр. / М. Н. Русецкая. — Санкт-Петербург : КАРО, 2006. — 168 с. — Текст : непосредственный.
12. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, А. Н. Соболева, Т. В. Туманова. — Москва, 2016. — 158 с. — Текст : непосредственный.
13. Чиркина, Г. В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции : дис. … д-ра пед наук / Чиркина Г. В. — Москва, 1987. — 213 с. — Текст : непосредственный.
14. Шаховская, С. Н. Проблема дисграфии: методические поиски зарубежных специалистов / С. Н. Шаховская. — Текст : непосредственный // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции / под ред. О. Б. Иншаковой. — Москва : МПСИ, 2007. — С. 276—284.
15. Эльконин, Д. Б. Как учить детей читать / Д. Б. Эльконин. — Москва : Знание, 1976. — 64 с. — Текст : непосредственный.
Special Education. 2021; : 105-114
VISUAL-ACTIONAL BASIS OF FORMATION OF IDEAS AND CONCEPTS ABOUT THE AREA OF A GEOMETRIC SHAPE IN STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES
https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_02_08Abstract
The article analyzes the works of domestic scholars and teachers who studied the specificity of the acquisition of geometric knowledge by students with intellectual disabilities. Special attention is paid to the formation of ideas and concepts about the area of a geometric shape and the units of its measurement. The article argues that there is a connection between the level of acquisition of concepts formed at mathematics lessons and their application in practical and professional activity. The author looks for the reasons, both objective and subjective, of inadequate acquisition of geometric material, leading to the verbalism of knowledge, poor differentiation of the concepts, and difficulties in using the knowledge by students in practice. The methods of studying square measures and calculating the areas of geometric shapes in education institutions implementing adapted basic general education programs are described. The study of geometry in such organizations should be visual-actional. The methodological basis of the formation of concepts and ideas in students with intellectual disabilities involves object-based practical activity, in the process of which practical actions are described verbally, a connection is made between material and external speech forms of action, and personal experience is generalized and moves to a higher symbolic-ideal level, exerting a rehabilitation effect on the development of thinking and cognitive activity of students. The article considers the methods and techniques of preventive rehabilitation work in the process of studying this topic, such as methods of comparison, juxtaposition, finding common and distinctive features of the studied concepts, etc. The author formulates recommendations to the teachers on the implementation of interdisciplinary connections that allow using the personal experience of students at geometry lessons.
References
1. Altukhova, T. A. Korrektsiya narushenii chteniya u uchashchikhsya nachal'nykh klassov s trudnostyami v obuchenii : posobie dlya uchitelei nach. kl. / T. A. Altukhova. — Belgorod : Izd-vo Belgor. gos. un-ta, 1998. — 113 s. — Tekst : neposredstvennyi.
2. Altukhova, T. A. Organizatsiya obsledovaniya smyslovogo komponenta chteniya mladshikh shkol'nikov s obshchim nedorazvitiem rechi / T. A. Altukhova, I. N. Karachevtseva. — Tekst : neposredstvennyi // Prakticheskaya psikhologiya i logopediya. — 2006. — No 1 (18). — S. 32—43.
3. Velichenkova, O. A. Formirovanie navyka chteniya u detei s predraspolozhennost'yu k disleksii v usloviyakh sovremennogo nachal'nogo obrazovaniya / O. A. Velichenkova. — Tekst : neposredstvennyi // Pedagogicheskii zhurnal. — 2016. — № 1. — S. 87—101.
4. Zhukova, O. S. Bol'shaya kniga obucheniya chteniyu / O. S. Zhukova. — Moskva : AST, 2018. — 128 s. — Tekst : neposredstvennyi.
5. Zhukova, N. S. Bukvar': posobie po obucheniyu doshkol'nikov pravil'nomu chteniyu / N. S. Zhukova. — Moskva ; Ekaterinburg : EKSMO-press : Litur, 2001. — 95 s. — Tekst : neposredstvennyi.
6. Karachevtseva, I. N. Formirovanie smyslovogo komponenta chitatel'skoi deyatel'nosti mladshikh shkol'nikov s obshchim nedorazvitiem rechi : avtoref. dis. … kand. ped. nauk / Karachevtseva I. N. — Moskva, 2012. — Tekst : neposredstvennyi.
7. Kosinova, E. M. Logopedicheskii bukvar'. Unikal'naya metodika razvitiya rechi / E. M. Kosinova. — Moskva : Makhaon, 2016. — 112 s. — Tekst : neposredstvennyi.
8. Krylova, N. L. Logopedicheskii bukvar' / N. L. Krylova, I. B. Pisareva, N. L. Ipatova. — Moskva : AST-Press, 2011. — 144 s. — Tekst : neposredstvennyi.
9. Kornev, A. N. Narusheniya chteniya i pis'ma u detei : ucheb.-metod. posobie / A. N. Kornev. — Sankt-Peterburg : MiM, 1997. — 286 s. — Tekst : neposredstvennyi.
10. Lalaeva, R. I. Narushenie protsessa ovladeniya chteniem u shkol'nikov : ucheb. posobie dlya studentov defektol. fak. ped. in-tov / R. I. Lalaeva. — Moskva : Prosveshchenie, 1983. — 136 s. — Tekst : neposredstvennyi.
11. Rusetskaya, M. N. Narushenie chteniya u mladshikh shkol'nikov: analiz rechevykh i zritel'nykh prichin : monogr. / M. N. Rusetskaya. — Sankt-Peterburg : KARO, 2006. — 168 s. — Tekst : neposredstvennyi.
12. Filicheva, T. B. Podgotovka k shkole detei s narusheniyami rechi / T. B. Filicheva, A. N. Soboleva, T. V. Tumanova. — Moskva, 2016. — 158 s. — Tekst : neposredstvennyi.
13. Chirkina, G. V. Narusheniya rechi pri rinolalii i puti ikh korrektsii : dis. … d-ra ped nauk / Chirkina G. V. — Moskva, 1987. — 213 s. — Tekst : neposredstvennyi.
14. Shakhovskaya, S. N. Problema disgrafii: metodicheskie poiski zarubezhnykh spetsialistov / S. N. Shakhovskaya. — Tekst : neposredstvennyi // Pis'mo i chtenie: trudnosti obucheniya i korrektsii / pod red. O. B. Inshakovoi. — Moskva : MPSI, 2007. — S. 276—284.
15. El'konin, D. B. Kak uchit' detei chitat' / D. B. El'konin. — Moskva : Znanie, 1976. — 64 s. — Tekst : neposredstvennyi.
События
-
Журнал «Концепт: Философия, религия, культура» принят в Scopus >>>
9 июл 2025 | 13:25 -
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52 -
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32