Специальное образование. 2021; : 95-104
ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗОЧНЫХ СЮЖЕТОВ
https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_02_07Аннотация
В данной статье представлена система коррекционнологопедической работы с учащимися начальных классов, имеющими общее недоразвитие речи, с целью становления смыслового компонента читательской деятельности. В последние десятилетия в общеобразовательных школах неуклонно растет число детей, специфические особенности развития которых квалифицируются как «общее недоразвитие речи». Данное нарушение препятствует освоению школьных знаний и не может быть скомпенсировано ребенком самостоятельно, без помощи коррекционных педагогов. Кроме того, в настоящее время исследования показывают значительное снижение уровня читательской компетенции среди детей младшего школьного возраста. Предложенная нами система коррекционно-логопедической работы имеет несколько этапов и основывается на операциях по смысловому восприятию текста в процессе прочтения на трех разных уровнях: предметноденотативном, лингвистическом и смысловом, что способствует формированию понимания текстовых материалов в целом.Основным инструментом для достижения обозначенной цели были выбраны тексты со сказочными мотивами. Для проведения экспериментального обучения были написаны авторские сказки, материал которых затем был организован с включением в специальные модули. Также коррекционнологопедическое обучение предполагало мотивационную сторону: для получения наиболее высоких результатов необходимо было показать учащимся важность навыка чтения. Формирующий эксперимент позволил значительно улучшить навыки, обеспечивающие понимание текста на предметноденотативном, лингвистическом и смысловом уровнях, у учеников экспериментальной подгруппы. Представленная система коррекционно-логопедической работы может быть применена на логопедических пунктах в общеобразовательных учреждениях для обучения младших школьников.
Список литературы
1. Алтухова, Т. А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении : пособие для учителей нач. кл. / Т. А. Алтухова. — Белгород : Изд-во Белгор. гос. ун-та, 1998. — 113 с. — Текст : непосредственный.
2. Алтухова, Т. А. Организация обследования смыслового компонента чтения младших школьников с общим недоразвитием речи / Т. А. Алтухова, И. Н. Карачевцева. — Текст : непосредственный // Практическая психология и логопедия. — 2006. — No 1 (18). — С. 32—43.
3. Величенкова, О. А. Формирование навыка чтения у детей с предрасположенностью к дислексии в условиях современного начального образования / О. А. Величенкова. — Текст : непосредственный // Педагогический журнал. — 2016. — № 1. — С. 87—101.
4. Жукова, О. С. Большая книга обучения чтению / О. С. Жукова. — Москва : АСТ, 2018. — 128 с. — Текст : непосредственный.
5. Жукова, Н. С. Букварь: пособие по обучению дошкольников правильному чтению / Н. С. Жукова. — Москва ; Екатеринбург : ЭКСМО-пресс : Литур, 2001. — 95 с. — Текст : непосредственный.
6. Карачевцева, И. Н. Формирование смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи : автореф. дис. … канд. пед. наук / Карачевцева И. Н. — Москва, 2012. — Текст : непосредственный.
7. Косинова, Е. М. Логопедический букварь. Уникальная методика развития речи / Е. М. Косинова. — Москва : Махаон, 2016. — 112 с. — Текст : непосредственный.
8. Крылова, Н. Л. Логопедический букварь / Н. Л. Крылова, И. Б. Писарева, Н. Л. Ипатова. — Москва : АСТ-Пресс, 2011. — 144 с. — Текст : непосредственный.
9. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : учеб.-метод. пособие / А. Н. Корнев. — Санкт-Петербург : МиМ, 1997. — 286 с. — Текст : непосредственный.
10. Лалаева, Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников : учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Р. И. Лалаева. — Москва : Просвещение, 1983. — 136 с. — Текст : непосредственный.
11. Русецкая, М. Н. Нарушение чтения у младших школьников: анализ речевых и зрительных причин : моногр. / М. Н. Русецкая. — Санкт-Петербург : КАРО, 2006. — 168 с. — Текст : непосредственный.
12. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, А. Н. Соболева, Т. В. Туманова. — Москва, 2016. — 158 с. — Текст : непосредственный.
13. Чиркина, Г. В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции : дис. … д-ра пед наук / Чиркина Г. В. — Москва, 1987. — 213 с. — Текст : непосредственный.
14. Шаховская, С. Н. Проблема дисграфии: методические поиски зарубежных специалистов / С. Н. Шаховская. — Текст : непосредственный // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции / под ред. О. Б. Иншаковой. — Москва : МПСИ, 2007. — С. 276—284.
15. Эльконин, Д. Б. Как учить детей читать / Д. Б. Эльконин. — Москва : Знание, 1976. — 64 с. — Текст : непосредственный.
Special Education. 2021; : 95-104
FORMATION OF TEXT COMPREHENSION SKILLS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT USING FAIRY-TALE PLOTS
https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_02_07Abstract
This article presents a system of rehabilitation speech therapy activities with primary school pupils with general speech underdevelopment in order to form their reading comprehension skills. In recent decades, general education schools report more and more pupils whose specific developmental features are classified as “general speech underdevelopment”. This disorder hinders the acquisition of school knowledge and cannot be compensated for by the child on his or her own, without the help of teachers-logopedists. In addition, modern research shows a significant decline in the level of the reading competence among children of primary school age. The system of rehabilitation speech therapy suggested in this article has several stages and is based on operations of text comprehension in the process of reading at three different levels: object-denotative, linguistic and semantic, which facilitates the formation of text comprehension skills in general. Texts with fairy-tale plots were chosen as the main tool for achieving this goal. To conduct experimental training, authored tales were written, and then organized into special modules. The rehabilitation-logopedic training also presupposed a motivational aspect: in order to obtain highest results, it was necessary to demonstrate to the pupils the importance of reading comprehension skills. The formative experiment made it possible to significantly improve the text comprehension skills at the object- denotative, linguistic and semantic levels in the experimental subgroup pupils. The suggested system of rehabilitation speech therapy can be used at logopedic facilities in education institutions to teach primary school pupils.
References
1. Altukhova, T. A. Korrektsiya narushenii chteniya u uchashchikhsya nachal'nykh klassov s trudnostyami v obuchenii : posobie dlya uchitelei nach. kl. / T. A. Altukhova. — Belgorod : Izd-vo Belgor. gos. un-ta, 1998. — 113 s. — Tekst : neposredstvennyi.
2. Altukhova, T. A. Organizatsiya obsledovaniya smyslovogo komponenta chteniya mladshikh shkol'nikov s obshchim nedorazvitiem rechi / T. A. Altukhova, I. N. Karachevtseva. — Tekst : neposredstvennyi // Prakticheskaya psikhologiya i logopediya. — 2006. — No 1 (18). — S. 32—43.
3. Velichenkova, O. A. Formirovanie navyka chteniya u detei s predraspolozhennost'yu k disleksii v usloviyakh sovremennogo nachal'nogo obrazovaniya / O. A. Velichenkova. — Tekst : neposredstvennyi // Pedagogicheskii zhurnal. — 2016. — № 1. — S. 87—101.
4. Zhukova, O. S. Bol'shaya kniga obucheniya chteniyu / O. S. Zhukova. — Moskva : AST, 2018. — 128 s. — Tekst : neposredstvennyi.
5. Zhukova, N. S. Bukvar': posobie po obucheniyu doshkol'nikov pravil'nomu chteniyu / N. S. Zhukova. — Moskva ; Ekaterinburg : EKSMO-press : Litur, 2001. — 95 s. — Tekst : neposredstvennyi.
6. Karachevtseva, I. N. Formirovanie smyslovogo komponenta chitatel'skoi deyatel'nosti mladshikh shkol'nikov s obshchim nedorazvitiem rechi : avtoref. dis. … kand. ped. nauk / Karachevtseva I. N. — Moskva, 2012. — Tekst : neposredstvennyi.
7. Kosinova, E. M. Logopedicheskii bukvar'. Unikal'naya metodika razvitiya rechi / E. M. Kosinova. — Moskva : Makhaon, 2016. — 112 s. — Tekst : neposredstvennyi.
8. Krylova, N. L. Logopedicheskii bukvar' / N. L. Krylova, I. B. Pisareva, N. L. Ipatova. — Moskva : AST-Press, 2011. — 144 s. — Tekst : neposredstvennyi.
9. Kornev, A. N. Narusheniya chteniya i pis'ma u detei : ucheb.-metod. posobie / A. N. Kornev. — Sankt-Peterburg : MiM, 1997. — 286 s. — Tekst : neposredstvennyi.
10. Lalaeva, R. I. Narushenie protsessa ovladeniya chteniem u shkol'nikov : ucheb. posobie dlya studentov defektol. fak. ped. in-tov / R. I. Lalaeva. — Moskva : Prosveshchenie, 1983. — 136 s. — Tekst : neposredstvennyi.
11. Rusetskaya, M. N. Narushenie chteniya u mladshikh shkol'nikov: analiz rechevykh i zritel'nykh prichin : monogr. / M. N. Rusetskaya. — Sankt-Peterburg : KARO, 2006. — 168 s. — Tekst : neposredstvennyi.
12. Filicheva, T. B. Podgotovka k shkole detei s narusheniyami rechi / T. B. Filicheva, A. N. Soboleva, T. V. Tumanova. — Moskva, 2016. — 158 s. — Tekst : neposredstvennyi.
13. Chirkina, G. V. Narusheniya rechi pri rinolalii i puti ikh korrektsii : dis. … d-ra ped nauk / Chirkina G. V. — Moskva, 1987. — 213 s. — Tekst : neposredstvennyi.
14. Shakhovskaya, S. N. Problema disgrafii: metodicheskie poiski zarubezhnykh spetsialistov / S. N. Shakhovskaya. — Tekst : neposredstvennyi // Pis'mo i chtenie: trudnosti obucheniya i korrektsii / pod red. O. B. Inshakovoi. — Moskva : MPSI, 2007. — S. 276—284.
15. El'konin, D. B. Kak uchit' detei chitat' / D. B. El'konin. — Moskva : Znanie, 1976. — 64 s. — Tekst : neposredstvennyi.
События
-
Журнал «Концепт: Философия, религия, культура» принят в Scopus >>>
9 июл 2025 | 13:25 -
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52 -
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32