Специальное образование. 2021; : 83-94
ПОТЕНЦИАЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_02_06Аннотация
Статья посвящена вопросам совершенствования логопедической работы по коррекции навыков речевого дыхания дошкольников с нарушением слуха. Представлены данные, свидетельствующие о наличии разнообразных нарушений речевого дыхания у глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста. Показана проблема нерационального использования глухими и слабослышащими дошкольниками набранного в легкие воздуха и вытекающих из этого нарушений структурных компонентов произносительной стороны речи. Новизна исследования заключается в выявлении дополнительных возможностей в работе специалистов дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов по формированию навыков правильного речевого дыхания. Определена необходимость объединения усилий сурдопедагога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре при проведении работы по формированию навыков речевого дыхания дошкольников с нарушением слуха. Выявлены дополнительные возможности в процессе формирования и коррекции речевого дыхания каждым специалистом дошкольного образовательного учреждения, которые рассматриваются в качестве эффективного ресурса всей учебновоспитательной работы над устной речью детей с нарушением слуха. Рассматриваются формы взаимодействия с родителями дошкольников с нарушенной слуховой функцией в коррекционно-восстановительной работе над речевым дыханием. Продемонстрирована значимость использования современных приемов работы по формированию устной речи дошкольников для обеспечения их качественного всестороннего развития.
Список литературы
1. Белякова, Л. И. Здоровьесберегающие технологии развития речи у детей. Формирование речевого дыхания / Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Ю. О. Филатова, Т. Г. Хатнюкова-Шишкова. — Москва : Национальный книжный центр, 2017. — 80 с. — Текст : непосредственный.
2. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи : (В норме и патологии) / В. И. Бельтюков ; НИИ дефектологии АПН СССР. — Москва : Педагогика, 1977. — 176 с. — Текст : непосредственный.
3. Брехова, Т. В. Вокалотерапия как метод здоровьесберегающих технологий / Т. В. Брехова, И. С. Самылова, А. М. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 227—229.
4. Губерина, П. Верботональный метод реабилитации лиц с проблемами в коммуникации / П. Губерина, К. Асп. — Загреб : СУВАГ, 1988. — 32 с. — Текст : непосредственный.
5. Кислякова, М. А. Обзор компьютерных программ для логопеда / М. А. Кислякова, А. Быцай, Е. Боштовенко. — Текст : непосредственный // Ученые заметки Тихоокеанского государственного университета. — 2016. — № 4. — С. 499—503.
6. Королевская, Т. К. Компьютерная поддержка работы по формированию произношения у детей с нарушением слуха / Т. К. Королевская. — Текст : непосредственный // Дефектология. — 1995. — № 1. — С. 45—49.
7. Максаков, А. И. Развитие речевого голоса у дошкольников / А. И. Максаков. — Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. — 1988. — № 1. — С. 31—38.
8. Пелымская, Т. В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом : пособие для учителя-дефектолога / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. — Москва : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. — 224 с. — Текст : непосредственный.
9. Произношение : учебное пособие для 1 дополнительного класса общеобразовательных организаций, реализующих АООП НОО глухих, обучающихся в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ / Е. П. Микшина, Е. М. Жилинскене, Е. Ю. Мамедова, Н. В. Наумова. — Москва : ВЛАДОС, 2019. — Ч. 1. — 113 с. — Текст : непосредственный.
10. Произношение : учебное пособие для 1 дополнительного класса общеобразовательных организаций, реализующих АООП НОО глухих, обучающихся в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ / Е. П. Микшина, Е. М. Жилинскене, Е. Ю. Мамедова, Н. В. Наумова. — Москва : ВЛАДОС, 2019. — Ч. 2. — 163 с. — Текст : непосредственный.
11. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М. Ф. Фомичева. — Москва : Институт практической психологии, 1997. — 320 с. — Текст : непосредственный.
12. Чарели, Э. М. Как развить дыхание, дикцию, голос : моногр. / Э. М. Чарели. — Екатеринбург : Изд-во Дома учителя, 2000. — 300 с. — Текст : непосредственный.
13. Шушарджан, С. В. Классификация основных направлений, методов и технологий музыкальной терапии (МТ) и перспективы их применения / С. В. Шушарджан. — Текст : непосредственный // Рефлексотерапия и комплементарная медицина. — 2014. — № 9 (1). — С. 39—43.
14. Ken, M. Manual of articulation and phonological disorders / M. Ken. — San Diego : Singular Publishing Group, Inc., 1995. — 393 p.
15. Oster, A. M. Applications and Experiences of Computer-Based Speech Training / A. M. Oster. — Text : unmediated // Quarterly Progress Status. Report 4 / Department of Speech Communication and Music Acoustics. Royal Institute of Technology. — Stockholm, 1989. — P. 37—44.
Special Education. 2021; : 83-94
POTENTIAL OF LOGOPEDIC SUPPORT AIMED AT FORMATION OF PHONIC BREATHING SKILLS OF PRESCHOOLERS WITH HEARING LOSS
Mamedova E. Yu., Naumova N. V.
https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_02_06Abstract
The article deals with the issues of improvement of logopedic work on rehabilitation of phonic breathing skills of preschoolers with hearing loss. The study provides data indicating the existence of various diversified phonic breathing disorders in children with complete and partial hearing loss. The article reveals the problem of irrational use of the air drawn into the lungs by preschoolers with hearing loss and the resulting impairment of the structural components of the phonetical aspect of speech. The novelty of the study consists in discovery of additional opportunities in the work of the specialists of preschool education institutions of combined and compensatory types on the formation of correct phonic breathing skills. The authors argue that it is necessary to unite the efforts of the surdopedagogue, tutor, music teacher, and PT instructor while conducting work aimed at the formation of phonic breathing skills of preschoolers with hearing loss. The authors have revealed additional opportunities in the process of formation and rehabilitation of phonic breathing by each specialist of the preschool education institution, which are believed to be efficient resources of the whole educational work on the oral speech of children with hearing loss. The forms of interaction with the parents of preschoolers with hearing loss in the process of rehabilitation-educational activity are also considered. The study demonstrates the necessity of using modern methods of work on oral speech formation of preschoolers to guarantee their high-quality all-round development.
References
1. Belyakova, L. I. Zdorov'esberegayushchie tekhnologii razvitiya rechi u detei. Formirovanie rechevogo dykhaniya / L. I. Belyakova, N. N. Goncharova, Yu. O. Filatova, T. G. Khatnyukova-Shishkova. — Moskva : Natsional'nyi knizhnyi tsentr, 2017. — 80 s. — Tekst : neposredstvennyi.
2. Bel'tyukov, V. I. Vzaimodeistvie analizatorov v protsesse vospriyatiya i usvoeniya ustnoi rechi : (V norme i patologii) / V. I. Bel'tyukov ; NII defektologii APN SSSR. — Moskva : Pedagogika, 1977. — 176 s. — Tekst : neposredstvennyi.
3. Brekhova, T. V. Vokaloterapiya kak metod zdorov'esberegayushchikh tekhnologii / T. V. Brekhova, I. S. Samylova, A. M. Egorova. — Tekst : neposredstvennyi // Molodoi uchenyi. — 2019. — № 43 (281). — S. 227—229.
4. Guberina, P. Verbotonal'nyi metod reabilitatsii lits s problemami v kommunikatsii / P. Guberina, K. Asp. — Zagreb : SUVAG, 1988. — 32 s. — Tekst : neposredstvennyi.
5. Kislyakova, M. A. Obzor komp'yuternykh programm dlya logopeda / M. A. Kislyakova, A. Bytsai, E. Boshtovenko. — Tekst : neposredstvennyi // Uchenye zametki Tikhookeanskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2016. — № 4. — S. 499—503.
6. Korolevskaya, T. K. Komp'yuternaya podderzhka raboty po formirovaniyu proiznosheniya u detei s narusheniem slukha / T. K. Korolevskaya. — Tekst : neposredstvennyi // Defektologiya. — 1995. — № 1. — S. 45—49.
7. Maksakov, A. I. Razvitie rechevogo golosa u doshkol'nikov / A. I. Maksakov. — Tekst : neposredstvennyi // Doshkol'noe vospitanie. — 1988. — № 1. — S. 31—38.
8. Pelymskaya, T. V. Formirovanie ustnoi rechi doshkol'nikov s narushennym slukhom : posobie dlya uchitelya-defektologa / T. V. Pelymskaya, N. D. Shmatko. — Moskva : Gumanit. izd. tsentr «VLADOS», 2003. — 224 s. — Tekst : neposredstvennyi.
9. Proiznoshenie : uchebnoe posobie dlya 1 dopolnitel'nogo klassa obshcheobrazovatel'nykh organizatsii, realizuyushchikh AOOP NOO glukhikh, obuchayushchikhsya v sootvetstvii s FGOS NOO OVZ / E. P. Mikshina, E. M. Zhilinskene, E. Yu. Mamedova, N. V. Naumova. — Moskva : VLADOS, 2019. — Ch. 1. — 113 s. — Tekst : neposredstvennyi.
10. Proiznoshenie : uchebnoe posobie dlya 1 dopolnitel'nogo klassa obshcheobrazovatel'nykh organizatsii, realizuyushchikh AOOP NOO glukhikh, obuchayushchikhsya v sootvetstvii s FGOS NOO OVZ / E. P. Mikshina, E. M. Zhilinskene, E. Yu. Mamedova, N. V. Naumova. — Moskva : VLADOS, 2019. — Ch. 2. — 163 s. — Tekst : neposredstvennyi.
11. Fomicheva, M. F. Vospitanie u detei pravil'nogo proiznosheniya / M. F. Fomicheva. — Moskva : Institut prakticheskoi psikhologii, 1997. — 320 s. — Tekst : neposredstvennyi.
12. Chareli, E. M. Kak razvit' dykhanie, diktsiyu, golos : monogr. / E. M. Chareli. — Ekaterinburg : Izd-vo Doma uchitelya, 2000. — 300 s. — Tekst : neposredstvennyi.
13. Shushardzhan, S. V. Klassifikatsiya osnovnykh napravlenii, metodov i tekhnologii muzykal'noi terapii (MT) i perspektivy ikh primeneniya / S. V. Shushardzhan. — Tekst : neposredstvennyi // Refleksoterapiya i komplementarnaya meditsina. — 2014. — № 9 (1). — S. 39—43.
14. Ken, M. Manual of articulation and phonological disorders / M. Ken. — San Diego : Singular Publishing Group, Inc., 1995. — 393 p.
15. Oster, A. M. Applications and Experiences of Computer-Based Speech Training / A. M. Oster. — Text : unmediated // Quarterly Progress Status. Report 4 / Department of Speech Communication and Music Acoustics. Royal Institute of Technology. — Stockholm, 1989. — P. 37—44.
События
-
Журнал «Концепт: Философия, религия, культура» принят в Scopus >>>
9 июл 2025 | 13:25 -
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52 -
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32