Специальное образование. 2021; : 70-82
ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ: УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ, СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ
https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_02_05Аннотация
В XXI веке ключевой компетентностью человека является информационно-коммуникационная. В статье представлены материалы, раскрывающие информационно-коммуникационную компетентность педагога-дефектолога в образовательном пространстве обучающихся с умственной отсталостью. Актуальность проблемы обосновывается необходимостью применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве обучающихся с умственной отсталостью, эффективность использования которых во многом зависит от сформированности информационно-коммуникационной компетентности учителядефектолога. Вместе с тем данный вопрос в научно-педагогической литературе практически не освещен. Проведен анализ понятий «компетентность», «информационно-коммуникационная компетентность» и уточнено понятие «информационно-коммуникационная компетентность учителя-дефектолога», которое может рассматриваться как комплекс качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность к изменениям в условиях информатизации образования. Показаны результаты сформированности ИКТ-компетентности учителя-дефектолога в области применения информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью. Предложены способы формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя-дефектолога. Рассмотрена структура подготовки специалистов к применению информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Англо-русский словарь // под ред. О. С. Ахмановой, А. М. Уилсон. — Москва : Проспект, 2006. — 639 с. — Текст : непосредственный.
2. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов : 17000 сл. — Москва : АСТ : Астрель : Русские словари, 2002. — 960 с. — Текст : непосредственный.
3. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. — Москва : НМЦ СПО, 1999. — 538 с. — Текст : непосредственный.
4. Габова, О. В. Технологический потенциал системы компьютерного тестирования / О. В. Габова. — Текст : непосредственный // Педагогическая информатика. — 2005. — № 2. — С. 50—53.
5. Герова, Н. В. Формирование профессиональной компетентности учителя гуманитарных общеобразовательных учебных дисциплин в информационном обществе / Н. В. Герова. — Текст : непосредственный // Информатика и образование. — 2004. —№ 12. — С. 98—99.
6. Зак, Г. Г. Информационно-коммуникативные технологии в образовательном пространстве обучающихся с умственной отсталостью: проблемное поле, стратегические ориентиры / Г. Г. Зак, В. А. Лисицына. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2019. — № 1 (53). — С. 17—26.
7. Зимин, А. Л. Информационно-коммуникационная компетентность учителя — основа эффективности информатизации образования / А. Л. Зимин, Е. К. Хеннер. — Текст : непосредственный // Информатика и образование. — 2004. — № 12. — С. 1—5.
8. Камнев, К. В. Информационная компетентность как одна из ключевых компетентностей в современной системе образования / К. В. Каменев. — Текст : электронный // Современные научные исследования и инновации : электрон. науч.-практ. журн. — 2015. — URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/55093 (дата обращения: 09.03.2020).
9. Киселев, Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. — Москва : Дашков и К, 2014. — 151 с. — Текст : непосредственный.
10. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — Москва : Академия, 2000. — 176 с. — Текст : непосредственный.
11. Колин, К. К. Информатизация образования: новые приоритеты / К. К. Колин. — Текст : непосредственный // Вестник высшей школы. — 2001. — № 2. — С. 16—23.
12. Лавина, Т. А. Информационно-коммуникативная подготовка в системе непрерывного педагогического образования / Т. А. Лавина. — Текст : непосредственный // Педагогическая информатика. — 2005. — № 2. — С. 41—50.
13. Лебедева, М. Б. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? / М. Б. Лебедева, Е. Н. Шилова. — Текст : непосредственный // Информатика и образование. — 2004. — № 3. — С. 95—100.
14. Лядова, Л. Н. Проектирование системы повышения квалификации работников образования по основам информатики / Л. Н. Лядова. — Текст : непосредственный // Информатика и образование. — 2004. — № 1. — С. 13—17.
15. Национальный проект «Образование». — 2019. — URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 17.03. 2020). — Текст : непосредственный.
16. Осинина, Т. Н. Цифровая образовательная среда современной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Т. Н. Осинина, О. В. Давыдова. — Текст : непосредственный // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. — 2018. — № 4. — С. 24—28.
17. Осипова, О. Формирование ИКТ-компетентности учителя начальной школы / О. Осипова. — Текст : непосредственный // Народное образование. — 2008. — № 1. — С. 116—121.
18. Педагогический словарь : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова [и др.] ; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. — Москва : Академия, 2008. — 352 с. — Текст : непосредственный.
19. Послание Президента РФ Федеральному Собранию : от 01.03.2018. — 2018. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976 (дата обращения: 15.03.2020). — Текст : электронный.
20. Селевко, Г. Компетентности и их классификация / Г. Селевко. — Текст : непосредственный // Народное образование. — 2004. — № 4. — С. 138—144.
21. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств / Г. К. Селевко. — Москва : НИИ школьных технологий, 2009. — 208 с.
22. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т. 2 / Г. К. Селевко. — Москва : НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с. — Текст : непосредственный.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). — 2015. — URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru (дата обращения: 11.03.2020). — Текст : электронный.
24. Хеннер, Е. К. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения / Е. К. Хеннер, А. П. Шестаков. — Текст : непосредственный // Информатика и образование. — 2004. — № 12. — С. 5—9.
25. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской. — Текст : непосредственный // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58—64.
Special Education. 2021; : 70-82
INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF A TEACHER-DEFECTOLOGIST IN THE EDUCATIONAL SPACE OF STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITY: LEVELS OF FORMATION AND WAYS OF IMPROVEMENT
https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_02_05Abstract
In the 21st century, information and communication competence is a key human competence. The article presents materials that reveal the information and communication competence of a teacher-defectologist in the educational space of students with intellectual disability. The urgency of the problem rests on the need to use information and communication technologies in the educational space of students with intellectual disability, the effectiveness of which largely depends on the formation of information and communication competence of the teacher-defectologist. However, this issue has been practically overlooked in the theoretical pedagogical literature. The article analyzes the concepts of “competence”, “information and communication competence” and clarifies the concept of “information and communication competence of a teacherdefectologist”, which can be considered as a set of personal qualities ensuring flexibility and readiness for change un der the conditions of informatization of education. The article presents the results of formation of the information and communication competence of a teacherdefectologist in the field of application of information and communication technologies in the classroom activities of students with intellectual disability. The authors suggest the methods of formation of the information and communication competence of a teacherdefectologist and describe the structure of training specialists to use information and communication technologies in their professional activity.
References
1. Anglo-russkii slovar' // pod red. O. S. Akhmanovoi, A. M. Uilson. — Moskva : Prospekt, 2006. — 639 s. — Tekst : neposredstvennyi.
2. Bol'shoi illyustrirovannyi slovar' inostrannykh slov : 17000 sl. — Moskva : AST : Astrel' : Russkie slovari, 2002. — 960 s. — Tekst : neposredstvennyi.
3. Vishnyakova, S. M. Professional'noe obrazovanie: slovar'. Klyuchevye ponyatiya, terminy, aktual'naya leksika / S. M. Vishnyakova. — Moskva : NMTs SPO, 1999. — 538 s. — Tekst : neposredstvennyi.
4. Gabova, O. V. Tekhnologicheskii potentsial sistemy komp'yuternogo testirovaniya / O. V. Gabova. — Tekst : neposredstvennyi // Pedagogicheskaya informatika. — 2005. — № 2. — S. 50—53.
5. Gerova, N. V. Formirovanie professional'noi kompetentnosti uchitelya gumanitarnykh obshcheobrazovatel'nykh uchebnykh distsiplin v informatsionnom obshchestve / N. V. Gerova. — Tekst : neposredstvennyi // Informatika i obrazovanie. — 2004. —№ 12. — S. 98—99.
6. Zak, G. G. Informatsionno-kommunikativnye tekhnologii v obrazovatel'nom prostranstve obuchayushchikhsya s umstvennoi otstalost'yu: problemnoe pole, strategicheskie orientiry / G. G. Zak, V. A. Lisitsyna. — Tekst : neposredstvennyi // Spetsial'noe obrazovanie. — 2019. — № 1 (53). — S. 17—26.
7. Zimin, A. L. Informatsionno-kommunikatsionnaya kompetentnost' uchitelya — osnova effektivnosti informatizatsii obrazovaniya / A. L. Zimin, E. K. Khenner. — Tekst : neposredstvennyi // Informatika i obrazovanie. — 2004. — № 12. — S. 1—5.
8. Kamnev, K. V. Informatsionnaya kompetentnost' kak odna iz klyuchevykh kompetentnostei v sovremennoi sisteme obrazovaniya / K. V. Kamenev. — Tekst : elektronnyi // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii : elektron. nauch.-prakt. zhurn. — 2015. — URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/55093 (data obrashcheniya: 09.03.2020).
9. Kiselev, G. M. Informatsionnye tekhnologii v pedagogicheskom obrazovanii / G. M. Kiselev, R. V. Bochkova. — Moskva : Dashkov i K, 2014. — 151 s. — Tekst : neposredstvennyi.
10. Kodzhaspirova, G. M. Pedagogicheskii slovar': dlya studentov vysshikh i srednikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedenii / G. M. Kodzhaspirova, A. Yu. Kodzhaspirov. — Moskva : Akademiya, 2000. — 176 s. — Tekst : neposredstvennyi.
11. Kolin, K. K. Informatizatsiya obrazovaniya: novye prioritety / K. K. Kolin. — Tekst : neposredstvennyi // Vestnik vysshei shkoly. — 2001. — № 2. — S. 16—23.
12. Lavina, T. A. Informatsionno-kommunikativnaya podgotovka v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya / T. A. Lavina. — Tekst : neposredstvennyi // Pedagogicheskaya informatika. — 2005. — № 2. — S. 41—50.
13. Lebedeva, M. B. Chto takoe IKT-kompetentnost' studentov pedagogicheskogo universiteta i kak ee formirovat'? / M. B. Lebedeva, E. N. Shilova. — Tekst : neposredstvennyi // Informatika i obrazovanie. — 2004. — № 3. — S. 95—100.
14. Lyadova, L. N. Proektirovanie sistemy povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovaniya po osnovam informatiki / L. N. Lyadova. — Tekst : neposredstvennyi // Informatika i obrazovanie. — 2004. — № 1. — S. 13—17.
15. Natsional'nyi proekt «Obrazovanie». — 2019. — URL: https://edu.gov.ru/national-project (data obrashcheniya: 17.03. 2020). — Tekst : neposredstvennyi.
16. Osinina, T. N. Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda sovremennoi shkoly dlya detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i invalidnost'yu / T. N. Osinina, O. V. Davydova. — Tekst : neposredstvennyi // Vestnik Gosudarstvennogo gumanitarno-tekhnologicheskogo universiteta. — 2018. — № 4. — S. 24—28.
17. Osipova, O. Formirovanie IKT-kompetentnosti uchitelya nachal'noi shkoly / O. Osipova. — Tekst : neposredstvennyi // Narodnoe obrazovanie. — 2008. — № 1. — S. 116—121.
18. Pedagogicheskii slovar' : uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedenii / V. I. Zagvyazinskii, A. F. Zakirova, T. A. Strokova [i dr.] ; pod red. V. I. Zagvyazinskogo, A. F. Zakirovoi. — Moskva : Akademiya, 2008. — 352 s. — Tekst : neposredstvennyi.
19. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu : ot 01.03.2018. — 2018. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976 (data obrashcheniya: 15.03.2020). — Tekst : elektronnyi.
20. Selevko, G. Kompetentnosti i ikh klassifikatsiya / G. Selevko. — Tekst : neposredstvennyi // Narodnoe obrazovanie. — 2004. — № 4. — S. 138—144.
21. Selevko, G. K. Pedagogicheskie tekhnologii na osnove informatsionno-kommunikatsionnykh sredstv / G. K. Selevko. — Moskva : NII shkol'nykh tekhnologii, 2009. — 208 s.
22. Selevko, G. K. Entsiklopediya obrazovatel'nykh tekhnologii. V 2 t. T. 2 / G. K. Selevko. — Moskva : NII shkol'nykh tekhnologii, 2006. — 816 s. — Tekst : neposredstvennyi.
23. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart obrazovaniya obuchayushchikhsya s umstvennoi otstalost'yu (intellektual'nymi narusheniyami). — 2015. — URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru (data obrashcheniya: 11.03.2020). — Tekst : elektronnyi.
24. Khenner, E. K. Informatsionno-kommunikatsionnaya kompetentnost' uchitelya: struktura, trebovaniya i sistema izmereniya / E. K. Khenner, A. P. Shestakov. — Tekst : neposredstvennyi // Informatika i obrazovanie. — 2004. — № 12. — S. 5—9.
25. Khutorskoi, A. V. Klyuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno-orientirovannoi paradigmy obrazovaniya / A. V. Khutorskoi. — Tekst : neposredstvennyi // Narodnoe obrazovanie. — 2003. — № 2. — S. 58—64.
События
-
Журнал «Концепт: Философия, религия, культура» принят в Scopus >>>
9 июл 2025 | 13:25 -
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52 -
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32