Специальное образование. 2021; : 48-69
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ГЛУХИМ ШКОЛЬНИКАМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА
https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_02_04Аннотация
В настоящее время в России не существует единой системы использования жестов, обозначающих лингвистические термины при обучении русскому языку глухих и слабослышащих учащихся. Тестирование учителей-словесников школ, преподавателей лингвистических вузов (слышащих и глухих) показало, что в процессе обучения ими используются не совсем релевантные жестовые обозначения лингвистических терминов, тем самым часто допускается неверная ориентация учащихся в предмете «русский язык». Так, например, не существует четких жестовых обозначений таких базовых терминов, как «часть речи», «падеж» и т. д. Большинство слышащих преподавателей не владеют русским жестовым языком (далее — РЖЯ), поэтому они вынуждены в основном дактилировать лингвистические термины. Как следствие, глухие и слабослышащие учащиеся плохо владеют терминологической базой, путают части речи с частями слова, членами предложения. В статье представлены содержание и результаты экспериментальной работы по созданию методических подходов к использованию РЖЯ в процессе обучения русскому языку глухих и слабослышащих учащихся, которая включала в себя создание базы ключевых терминов и фраз на РЖЯ, используемых педагогами при преподавании лингвистических дисциплин глухим учащимся; разработку методических рекомендаций, принципов жестово-дактильного обозначения некоторых групп лингвистических терминов; подготовку видеороликов с субтитрами для проведения обучения учителей и учащихся; проведение обучающих семинаров для педагогов, инструкторов-консультантов по РЖЯ; апробацию методики в течение учебного года в шести пилотных коррекционных школах России; создание и публикацию книжной версии словаря лингвистических терминов.
Список литературы
1. Жадан, Л. С. Аргументы в пользу билингвизма / Л. С. Жадан. — Текст : непосредственный // Дверь в большой мир: билингвистическое обучение глухих : сб. статей. — Москва, 2010. — С. 358—559.
2. Жадан, Л. С. Нужно ли учителю русского языка знать русский жестовый язык? / Л. С. Жадан. — Текст : непосредственный // Дверь в большой мир: билингвистическое обучение глухих : сб. статей. — Москва, 2010. — С. 369—373.
3. Жадан, Л. С. Русский язык с помощью РЖЯ / Л. С. Жадан. — Текст : непосредственный // Журнал Всероссийского общества глухих «В едином строю». — 2020. — № 1. — С. 12—14.
4. Зайцева, Г. Л. «Билингвистический подход» как система обучения глухих / Г. Л. Зайцева. — Текст : непосредственный // Жест и слово : научные и методические статьи. — Москва, 2006. — С. 414—431.
5. Зайцева, Г. Л. Некоторые вопросы применения жестовой речи на уроках русского языка в старших классах школы для глухих детей / Г. Л. Зайцева. — Текст : непосредственный // Жест и слово : научные и методические статьи. — Москва, 2006. — С. 29—34.
6. Зайцева, Г. Л. Проблема жестового языка в современной российской педагогике / Г. Л. Зайцева. — Текст : непосредственный // Жест и слово : научные и методические статьи. — Москва, 2006. — С. 590—597.
7. Зайцева, Г. Л. Соотношение словесного и жестового языков у глухих / Г. Л. Зайцева. — Текст : непосредственный // Жест и слово : научные и методические статьи. — Москва, 2006. — С. 531—537.
8. Комарова, А. А. Школы глухих и жестовый язык / А. А. Комарова. — Текст : непосредственный // Сообщество глухих и жестовый язык. — Москва, 2020.
9. Конвенция о правах инвалидов. — URL: https://voginfo.ru/zhestovyj-jazyk/linguistic-rights-of-the-deaf/. — Текст : электронный.
10. Местоой.
11. Проект завершен. Вышла книга с тематическим глоссарием на жестовом языке. — URL: https://voginfo.ru/vog/2021/01/04/izuchaem-russkij-jazyk-s-pomoshhjuzhestov/. — Текст : электронный.
12. РЖЯ в помощь. — URL: https://voginfo.ru/vog/2019/09/17/rzhya-v-pomoshch/. — Текст : электронный.
13. Россия приняла Конвенцию ООН по правам инвалидов // Российская газета. — 2012. — URL : https://rg.ru/2012/05/03/prava-anons.html. — Текст : электронный.
14. Русский язык с жестовым языком детям. — URL: https://gluxix.net/deafnews/sobitiya/6519-2019-09-14-19-23-58. — Текст : электронный.
15. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 14 и 19 Федерального закона „О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“» : от 30.12.2012 N 296-ФЗ. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201212310015?rangeSize=Все.
16. Fish, S. Преимущества билингвизма: влияние на языковое и когнитивное развитие / Sharah Fish, Jill P. Morford. — Текст : непосредственный // Билингвизм: роль жестового языка в языковом и когнитивном развитии детей с нарушенным слухом : сб. статей под ред. А. Маллабиу и З. Бойцевой. — 2017. — С. 109—118.
17. Humphries, T. Avoiding Linguistic Neglect of Deaf Cildren / Tom Humphries [et al.]. — Текст : непосредственный. = Не допустить лингвистического игнорирования глухих детей // Билингвизм: роль жестового языка в языковом и когнитивном развитии детей с нарушенным слухом : сб. статей / под ред. А. Маллабиу, З. Бойцевой. — 2017. — С. 5—26.
Special Education. 2021; : 48-69
IMPROVEMENT OF THE METHODS OF TEACHING RUSSIAN TO DEAF SCHOOLCHILDREN USING RUSSIAN SIGN LANGUAGE
https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_02_04Abstract
Russia to date, there is no unified system of signs denoting linguistic terms that could be used when teaching the Russian language to deaf and hard-of-hearing pupils. The results of testing deaf and hearing teachersphilologists from schools and linguistic universities showed that some of them use RSL signs which do not exactly correspond to the linguistic terms and could mislead students and cause problems in understanding the subject. For example, there are several signs for such basic terms as “part of speech”, “case”, etc., and none of them is clear enough. Most of the hearing teachers do not know the Russian sign language, so they have no other option but to resort to dactylology and finger-spell the terms. As a result, deaf students are poorly versed in the terminological system and can confuse parts of speech with parts of the words (morphemes) and parts of the sentence. The article presents the content and the results of the experimental work aimed at creation of methodological approaches to the use of the RSL in the process of teaching Russian to deaf students which includes the following: the compilation of the corpus of the basic words and word combinations in RSL frequently used by language teachers while teaching the Russian language to deaf students; the development of methods support materials and principles of designation of the meanings of some linguistic terms with the help of signs and finger-spelling by a group of experts; shooting videos with subtitles for advanced training of teachers and students; holding seminars for RSL teachers and consulting instructors; approbation of the methodology in six Russian special schools for deaf and hard-ofhearing pupils during the academic year, and publishing of the paper version of the dictionary of linguistic terms.
References
1. Zhadan, L. S. Argumenty v pol'zu bilingvizma / L. S. Zhadan. — Tekst : neposredstvennyi // Dver' v bol'shoi mir: bilingvisticheskoe obuchenie glukhikh : sb. statei. — Moskva, 2010. — S. 358—559.
2. Zhadan, L. S. Nuzhno li uchitelyu russkogo yazyka znat' russkii zhestovyi yazyk? / L. S. Zhadan. — Tekst : neposredstvennyi // Dver' v bol'shoi mir: bilingvisticheskoe obuchenie glukhikh : sb. statei. — Moskva, 2010. — S. 369—373.
3. Zhadan, L. S. Russkii yazyk s pomoshch'yu RZhYa / L. S. Zhadan. — Tekst : neposredstvennyi // Zhurnal Vserossiiskogo obshchestva glukhikh «V edinom stroyu». — 2020. — № 1. — S. 12—14.
4. Zaitseva, G. L. «Bilingvisticheskii podkhod» kak sistema obucheniya glukhikh / G. L. Zaitseva. — Tekst : neposredstvennyi // Zhest i slovo : nauchnye i metodicheskie stat'i. — Moskva, 2006. — S. 414—431.
5. Zaitseva, G. L. Nekotorye voprosy primeneniya zhestovoi rechi na urokakh russkogo yazyka v starshikh klassakh shkoly dlya glukhikh detei / G. L. Zaitseva. — Tekst : neposredstvennyi // Zhest i slovo : nauchnye i metodicheskie stat'i. — Moskva, 2006. — S. 29—34.
6. Zaitseva, G. L. Problema zhestovogo yazyka v sovremennoi rossiiskoi pedagogike / G. L. Zaitseva. — Tekst : neposredstvennyi // Zhest i slovo : nauchnye i metodicheskie stat'i. — Moskva, 2006. — S. 590—597.
7. Zaitseva, G. L. Sootnoshenie slovesnogo i zhestovogo yazykov u glukhikh / G. L. Zaitseva. — Tekst : neposredstvennyi // Zhest i slovo : nauchnye i metodicheskie stat'i. — Moskva, 2006. — S. 531—537.
8. Komarova, A. A. Shkoly glukhikh i zhestovyi yazyk / A. A. Komarova. — Tekst : neposredstvennyi // Soobshchestvo glukhikh i zhestovyi yazyk. — Moskva, 2020.
9. Konventsiya o pravakh invalidov. — URL: https://voginfo.ru/zhestovyj-jazyk/linguistic-rights-of-the-deaf/. — Tekst : elektronnyi.
10. Mestooi.
11. Proekt zavershen. Vyshla kniga s tematicheskim glossariem na zhestovom yazyke. — URL: https://voginfo.ru/vog/2021/01/04/izuchaem-russkij-jazyk-s-pomoshhjuzhestov/. — Tekst : elektronnyi.
12. RZhYa v pomoshch'. — URL: https://voginfo.ru/vog/2019/09/17/rzhya-v-pomoshch/. — Tekst : elektronnyi.
13. Rossiya prinyala Konventsiyu OON po pravam invalidov // Rossiiskaya gazeta. — 2012. — URL : https://rg.ru/2012/05/03/prava-anons.html. — Tekst : elektronnyi.
14. Russkii yazyk s zhestovym yazykom detyam. — URL: https://gluxix.net/deafnews/sobitiya/6519-2019-09-14-19-23-58. — Tekst : elektronnyi.
15. Federal'nyi zakon «O vnesenii izmenenii v stat'i 14 i 19 Federal'nogo zakona „O sotsial'noi zashchite invalidov v Rossiiskoi Federatsii“» : ot 30.12.2012 N 296-FZ. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201212310015?rangeSize=Vse.
16. Fish, S. Preimushchestva bilingvizma: vliyanie na yazykovoe i kognitivnoe razvitie / Sharah Fish, Jill P. Morford. — Tekst : neposredstvennyi // Bilingvizm: rol' zhestovogo yazyka v yazykovom i kognitivnom razvitii detei s narushennym slukhom : sb. statei pod red. A. Mallabiu i Z. Boitsevoi. — 2017. — S. 109—118.
17. Humphries, T. Avoiding Linguistic Neglect of Deaf Cildren / Tom Humphries [et al.]. — Tekst : neposredstvennyi. = Ne dopustit' lingvisticheskogo ignorirovaniya glukhikh detei // Bilingvizm: rol' zhestovogo yazyka v yazykovom i kognitivnom razvitii detei s narushennym slukhom : sb. statei / pod red. A. Mallabiu, Z. Boitsevoi. — 2017. — S. 5—26.
События
-
Журнал «Концепт: Философия, религия, культура» принят в Scopus >>>
9 июл 2025 | 13:25 -
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52 -
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32