Журналов:     Статей:        

Специальное образование. 2021; : 34-47

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И РЕЧЕВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ КОМПОНЕНТОВ САМОКОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Дмитриев А. А., Бетанова С. С., Дмитриева С. А.

https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_02_03

Аннотация

Статья посвящена проблеме определения компонентов самоконтроля как системы самостоятельных действий учащегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), осуществляющего интеллектуальное и речевое сопровождение выполнения учебной задачи. Предметом исследования являются регулятивные учебные действия учащихся с ОВЗ, развитие которых у младших школьников с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра в свете официальных требований ФГОС НОО является для педагога обязательным. Цель работы заключается в раскрытии детерминант самоконтроля учащихся с разными категориями нарушений развития. Методологический аппарат исследования составили теоретический анализ научных литературных источников, логический метод индукции. Результатами работы выступают искомые детерминанты — психологический и речевой критерии, по-разному проявляющиеся в ходе регулятивных учебных действий у исследуемых категорий детей. Итоги исследования представлены в виде таблиц «Психологические и речевые детерминанты самоконтроля» и «Наиболее подверженные сбою регулятивные учебные действия у разных категорий учащихся с ОВЗ и пути коррекции». Полученные данные будут полезны учителю для осуществления дифференцированного подхода, для выбора тождественных методов, приемов развития самоконтроля у младших школьников с ОВЗ с учетом специфики нарушений. Выводы свидетельствуют о значительном практическом потенциале исследования, продолжение которого будет эффективным для нужд коррекционной педагогики.

Список литературы

1. Бабкина, Н. В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития : учеб. пособие / Н. В. Бабкина. — Москва : Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 2016. — 143 с.

2. Бетанова, С. С. Психологические технологии сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями / С. С. Бетанова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы проектирования психолого-педагогических технологий с детьми и подростками с особыми образовательными потребностями : сборник статей по итогам научно-практической конференции с международным участием. — 2019. — С. 7—12.

3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 3 / Л. С. Выготский. — Москва : Педагогика, 1983. — 342 c. — Текст : непосредственный.

4. Дмитриев, А. А. Аналитический обзор ФГОСов в системе общего, специального и высшего (СДО) образования: новый контекст подготовки учителядефектолога / А. А. Дмитриев. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2014. — № 2. — С. 91—100.

5. Дмитриев, А. А. Инклюзивное образование детей с ОВЗ и инвалидностью / А. А. Дмитриев. — Москва : ИИУ МГОУ, 2017. — 260 с. — Текст : непосредственный.

6. Дмитриева, С. А. Характерные проявления агрессивности у детей с задержкой психического развития / С. А. Дмитриев. — Текст : непосредственный // Эффективные практики современной дефектологии: актуальное состояние и тенденции : сборник статей по итогам науч-практ. конф. молодых дефектологов с международным участием, посвященной 90-летию со дня образования МГОУ и 25-летию создания факультета специальной педагогики и психологии. — Мытищи, 2020. — С. 45—49.

7. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека / А. Р. Лурия. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 624 с. — Текст : непосредственный.

8. Моросанова, В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека / В. И. Морсанова ; Ин-т психологии РАН ; Психологический ин-т РАО. — Москва : Наука, 2010. — 519 с. — Текст : непосредственный.

9. Рудик, О. С. Как помочь аутичному ребёнку: метод. пособие : книга для родителей / О. С. Рудик. — Москва : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2017. — 207 с. — Текст : непосредственный.

10. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга / И. М. Сеченов. — Москва : АСТ, 2015. — 352 с. — Текст : непосредственный.

11. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : кн. для педагога-дефектолога / Е. А. Стребелева. — Москва : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2016. — 180 с.: ил. — (Коррекционная педагогика). — Текст : непосредственный.

12. Ульенкова, У. В. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии / У. В. Ульенкова. — Санкт-Петербург : Питер, 2007. — 304 с. — Текст : непосредственный.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Министерство образования и науки Рос. Федерации. — Москва : Просвещение, 2017. — 404 с. — Текст : непосредственный.

14. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. — Санкт-Петербург : Питер, 2003. — 545 с. — Текст : непосредственный.

15. Шипицына, Л. М. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте / Л. М. Шипицына. — Москва : Речь, 2009. — 128 с. — Текст : непосредственный

Special Education. 2021; : 34-47

PSYCHOLOGICAL AND VERBAL DETERMINANTS OF SELF-CONTROL COMPONENTS IN CHILDREN WITH DISABILITIES

Dmitriev A. A., Betanova S. S., Dmitrieva S. A.

https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_02_03

Abstract

The article is deals with the problem of identification of the components of self-control as a system of independent actions of a student with a disability who performs intellectual and verbal commentary of implementation of an educational task. The object of the study includes regulatory learning actions of pupils with disabilities, the development of which in junior schoolchildren with hearing, vision, speech, musculoskeletal disorders, disorders of psychological development, and autism spectrum disorders is obligatory for the pedagogue in the light of the official requirements of the Federal State Educational Standard for the Primary General Education. The aim of the study is to reveal the determinants of self-control of pupils with different categories of developmental disorders. The methodological apparatus of research consists of: a theoretical analysis of scientific literature sources and a logical method of induction. The results of the work are presented by the determinants under identification – psychological and verbal criteria, which are manifested differently in the course of regulatory learning actions in the categories of children studied. The results of the study are presented in the form of tables “Psychological and verbal determinants of self-control” and “Regulatory learning actions at risk for failure in different categories of pupils with disabilities and ways of treatment”. The data obtained can be useful for the teacher to implement a differentiated approach, to choose feasible methods and techniques of developing self-control in junior schoolchildren with disabilities, taking into account the specificity of impairments. The conclusions indicate a significant practical potential of the study, the continuation of which might be effective for the needs of special pedagogy.

References

1. Babkina, N. V. Samoregulyatsiya v poznavatel'noi deyatel'nosti u detei s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya : ucheb. posobie / N. V. Babkina. — Moskva : Gumanitarnyi izd. tsentr «VLADOS», 2016. — 143 s.

2. Betanova, S. S. Psikhologicheskie tekhnologii soprovozhdeniya rebenka s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami / S. S. Betanova. — Tekst : neposredstvennyi // Aktual'nye voprosy proektirovaniya psikhologo-pedagogicheskikh tekhnologii s det'mi i podrostkami s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami : sbornik statei po itogam nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. — 2019. — S. 7—12.

3. Vygotskii, L. S. Sobranie sochinenii. V 6 t. T. 3 / L. S. Vygotskii. — Moskva : Pedagogika, 1983. — 342 c. — Tekst : neposredstvennyi.

4. Dmitriev, A. A. Analiticheskii obzor FGOSov v sisteme obshchego, spetsial'nogo i vysshego (SDO) obrazovaniya: novyi kontekst podgotovki uchitelyadefektologa / A. A. Dmitriev. — Tekst : neposredstvennyi // Spetsial'noe obrazovanie. — 2014. — № 2. — S. 91—100.

5. Dmitriev, A. A. Inklyuzivnoe obrazovanie detei s OVZ i invalidnost'yu / A. A. Dmitriev. — Moskva : IIU MGOU, 2017. — 260 s. — Tekst : neposredstvennyi.

6. Dmitrieva, S. A. Kharakternye proyavleniya agressivnosti u detei s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya / S. A. Dmitriev. — Tekst : neposredstvennyi // Effektivnye praktiki sovremennoi defektologii: aktual'noe sostoyanie i tendentsii : sbornik statei po itogam nauch-prakt. konf. molodykh defektologov s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennoi 90-letiyu so dnya obrazovaniya MGOU i 25-letiyu sozdaniya fakul'teta spetsial'noi pedagogiki i psikhologii. — Mytishchi, 2020. — S. 45—49.

7. Luriya, A. R. Vysshie korkovye funktsii cheloveka / A. R. Luriya. — Sankt-Peterburg : Piter, 2008. — 624 s. — Tekst : neposredstvennyi.

8. Morosanova, V. I. Samoregulyatsiya i individual'nost' cheloveka / V. I. Morsanova ; In-t psikhologii RAN ; Psikhologicheskii in-t RAO. — Moskva : Nauka, 2010. — 519 s. — Tekst : neposredstvennyi.

9. Rudik, O. S. Kak pomoch' autichnomu rebenku: metod. posobie : kniga dlya roditelei / O. S. Rudik. — Moskva : Gumanit. izd. tsentr «VLADOS», 2017. — 207 s. — Tekst : neposredstvennyi.

10. Sechenov, I. M. Refleksy golovnogo mozga / I. M. Sechenov. — Moskva : AST, 2015. — 352 s. — Tekst : neposredstvennyi.

11. Strebeleva, E. A. Formirovanie myshleniya u detei s otkloneniyami v razvitii : kn. dlya pedagoga-defektologa / E. A. Strebeleva. — Moskva : Gumanit. izd. tsentr «VLADOS», 2016. — 180 s.: il. — (Korrektsionnaya pedagogika). — Tekst : neposredstvennyi.

12. Ul'enkova, U. V. Psikhologicheskie osobennosti detei i podrostkov s problemami v razvitii / U. V. Ul'enkova. — Sankt-Peterburg : Piter, 2007. — 304 s. — Tekst : neposredstvennyi.

13. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Ros. Federatsii. — Moskva : Prosveshchenie, 2017. — 404 s. — Tekst : neposredstvennyi.

14. Khekkhauzen, Kh. Motivatsiya i deyatel'nost' / Kh. Khekkhauzen. — Sankt-Peterburg : Piter, 2003. — 545 s. — Tekst : neposredstvennyi.

15. Shipitsyna, L. M. Neverbal'noe obshchenie u detei pri normal'nom i narushennom intellekte / L. M. Shipitsyna. — Moskva : Rech', 2009. — 128 s. — Tekst : neposredstvennyi