Специальное образование. 2021; : 20-33
ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МОТОРНОЙ БАЗЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_02_02Аннотация
В статье описывается состояние моторной базы речи у детей с расстройством аутистического спектра (далее РАС). В статье термин «расстройство аутистического спектра» используется в соответствии с DSM-5. Авторы анализируют результаты изучения состояния моторной базы речи у 44 детей с РАС в возрасте от 2 лет 0 месяцев до 4 лет 2 месяцев. В исследование введено ограничение: участвовали дети с расстройством аутистического спектра, у которых отсутствовали нарушения когнитивных функций, анализаторных систем, опорно-двигательного аппарата. На основе теоретических и эмпирических данных авторы показывают, что у детей с расстройством аутистического спектра имеется специфика моторной базы речи: сложности моторного планирования, удержания моторной программы, наличие самостимулирующего поведения, нарушения сенсорной сферы при сохранности анализаторных систем. Наряду с наличием специфических проявлений в состоянии моторной базы речи, авторы отмечают наличие у детей с РАС моторных проблем, сходных с таковыми у детей с нарушениями речевого развития. В работе выдвинуто предположение, что выявленные особенности моторной базы речи затрудняют становление речи у детей с РАС, что, наряду со спецификой становления вербального поведения, приводит к необходимости особого выбора методов и приемов логопедической работы.
Список литературы
1. Аутизм. Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей / Ф. Р. Волкмар, Л. А. Вайзнер. — Книги 1, 2, 3. — Екатеринбург : Рама паблишинг, 2014. — Текст : непосредственный.
2. Бехтерев, В. М. Избранные произведения : статьи и доклады / В. М. Бехтерев. — Москва, 1954. — 528 с. — Текст : непосредственный.
3. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. — Москва : Советская Россия, 1973. — 160 с. — Текст : непосредственный.
4. Манелис, Н. Г. Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Стратегии помощи : методическое пособие / Н. Г. Манелис, Ю. В. Никитина, Л. М. Феррои, О. П. Комарова. — Москва : ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. — 70 с. — Текст : непосредственный.
5. Морозов, С. А. Воспитание и обучение детей с аутизмом (дошкольный возраст) : учеб.-метод. пособие / С. А. Морозов, Т. И. Морозова. — Cамара : Книжное издательство, 2017. — 324 с. — Текст : непосредственный.
6. Морозова, С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах / С. С. Морозова. — Москва : Владос, 2007. — 176 с. — Текст : непосредственный.
7. Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. — Изд. 7-е. — Москва :Теревинф, 2012. — 288 с. — Текст : непосредственный.
8. Нуриева, Л. Г. Развитие речи у аутичных детей : метод. пособие. Наглядные материалы / Л. Г. Нуриева. — Москва : Теревинф, 2017. — 130 с. — Текст : непосредственный.
9. Партингтон, Дж. Оценка базовых речевых и учебных навыков. Инструкции по проведению тестирования и построению ИППР. Версия 3.2 / Дж. Партингтон. — Partington Behavior Analysts, 2018. — 150 с. — Текст : непосредственный.
10. Партингтон, Дж. Формирование речевых навыков у детей с аутизмом и иными ограниченными возможностями в развитии / Дж. Партингтон, М. Сандберг. — Partington Behavior Analysts, 2020. — Текст : непосредственный.
11. Семенович, М. Л. Описание методики оценки базовых речевых и учебных навыков (ABLLS-R) / М. Л. Семенович, Н. Г. Манелис, А. В. Хаустов, А. И. Козорез, Е. В. Морозова. — Текст : непосредственный // Аутизм и нарушения развития. — 2015. — Т. 13. — № 4. — С. 3—11.
12. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты : учеб.-метод. пособие / Н. М. Трубникова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург: [б. и.], 1998. — 51 с. — Текст : непосредственный.
13. Фомина, Л. В. Роль движений пальцев рук в развитии моторной речи ребенка / Л. В. Фомина. — Текст : непосредственный // Проблемы речи и психолингвистики. — Москва : МГПИИЯ, 1971. — С. 36—40.
14. Янушко, Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия / Е. А. Янушко. — Москва : Теревинф, 2004. — 136 с. — Текст : непосредственный.
15. Regier, D. A. DSM-5: классификация и изменения критериев / Darrel A. Regier, Emily A. Kuhl, David J. Kupfer ; пер. А. В. Павличенко. — Текст : электронный // American Psychiatric Association, Division of Research, Arlington, VA, USA; Department of Psychiatry, University of Pittsburgh Medical Center, Pittsburgh, PA, USA. — June, 2013. — URL: https://psychiatr.ru/files/magazines/2013_06_wpa_648.pdf.
16. Adams, L. Oral-motor and motor-speech characteristics of children with autism /L. Adams. — Text : electronic // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. — Austin. — Vol. 13, Iss. 2 (Summer 1998). — URL: https://search.proquest.com/docview/205059088?pq-origsite=gscholar&fromopenview=true.
17. Belmonte, M. K. Oral motor deficits in speech-impaired children with autism / M. K. Belmonte, T. Saxena-Chandhok, R. Cherian, R. Muneer, L. George, P. Karanth. — Text : unmediated // Frontiers in Integrative Neuroscience. — P. 7, 47.
Special Education. 2021; : 20-33
EXPLORATION OF THE STATE OF THE SPEECH MOTOR BASIS IN CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER
Blazhevich A. V., Kostyuk A. V.
https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_02_02Abstract
The article describes the state of the speech motor basis in children with autism spectrum disorder (hereinafter referred to as ASD). The term “autism spectrum disorder” is used in the article in accordance with the DSM-5. The authors analyze the results of observation of the state of the speech motor basis in 44 children with ASD aged from 2 years 0 months to 4 years 2 months. The study was limited to children with ASD who had no disorders of cognitive functions, analyzer systems, or the locomotor system. Based on theoretical and empirical data, the authors show that children with ASD demonstrate a specificity of their speech motor basis consisting in: difficulties in motor planning, problems with following a motor program, presence of self-stimulating behavior, and disorders of the sensory sphere with safe analyzer systems. Along with the presence of specific manifestations in the state of the speech motor basis, the authors note the presence of motor problems in children with ASD, similar to those in children with speech underdevelopment. The paper suggests that the peculiarities of the speech motor basis identified complicate the formation of speech in children with ASD, which, along with the specificity of the formation of verbal behavior, leads to the need for a special choice of methods and techniques of logopedic intervention.
References
1. Autizm. Prakticheskoe rukovodstvo dlya roditelei, chlenov sem'i i uchitelei / F. R. Volkmar, L. A. Vaizner. — Knigi 1, 2, 3. — Ekaterinburg : Rama pablishing, 2014. — Tekst : neposredstvennyi.
2. Bekhterev, V. M. Izbrannye proizvedeniya : stat'i i doklady / V. M. Bekhterev. — Moskva, 1954. — 528 s. — Tekst : neposredstvennyi.
3. Kol'tsova, M. M. Rebenok uchitsya govorit' / M. M. Kol'tsova. — Moskva : Sovetskaya Rossiya, 1973. — 160 s. — Tekst : neposredstvennyi.
4. Manelis, N. G. Sensornye osobennosti detei s rasstroistvami autisticheskogo spektra. Strategii pomoshchi : metodicheskoe posobie / N. G. Manelis, Yu. V. Nikitina, L. M. Ferroi, O. P. Komarova. — Moskva : FRTs FGBOU VO MGPPU, 2018. — 70 s. — Tekst : neposredstvennyi.
5. Morozov, S. A. Vospitanie i obuchenie detei s autizmom (doshkol'nyi vozrast) : ucheb.-metod. posobie / S. A. Morozov, T. I. Morozova. — Camara : Knizhnoe izdatel'stvo, 2017. — 324 s. — Tekst : neposredstvennyi.
6. Morozova, S. S. Autizm: korrektsionnaya rabota pri tyazhelykh i oslozhnennykh formakh / S. S. Morozova. — Moskva : Vlados, 2007. — 176 s. — Tekst : neposredstvennyi.
7. Nikol'skaya, O. S. Autichnyi rebenok. Puti pomoshchi / O. S. Nikol'skaya, E. R. Baenskaya, M. M. Libling. — Izd. 7-e. — Moskva :Terevinf, 2012. — 288 s. — Tekst : neposredstvennyi.
8. Nurieva, L. G. Razvitie rechi u autichnykh detei : metod. posobie. Naglyadnye materialy / L. G. Nurieva. — Moskva : Terevinf, 2017. — 130 s. — Tekst : neposredstvennyi.
9. Partington, Dzh. Otsenka bazovykh rechevykh i uchebnykh navykov. Instruktsii po provedeniyu testirovaniya i postroeniyu IPPR. Versiya 3.2 / Dzh. Partington. — Partington Behavior Analysts, 2018. — 150 s. — Tekst : neposredstvennyi.
10. Partington, Dzh. Formirovanie rechevykh navykov u detei s autizmom i inymi ogranichennymi vozmozhnostyami v razvitii / Dzh. Partington, M. Sandberg. — Partington Behavior Analysts, 2020. — Tekst : neposredstvennyi.
11. Semenovich, M. L. Opisanie metodiki otsenki bazovykh rechevykh i uchebnykh navykov (ABLLS-R) / M. L. Semenovich, N. G. Manelis, A. V. Khaustov, A. I. Kozorez, E. V. Morozova. — Tekst : neposredstvennyi // Autizm i narusheniya razvitiya. — 2015. — T. 13. — № 4. — S. 3—11.
12. Trubnikova, N. M. Struktura i soderzhanie rechevoi karty : ucheb.-metod. posobie / N. M. Trubnikova ; Ural. gos. ped. un-t. — Ekaterinburg: [b. i.], 1998. — 51 s. — Tekst : neposredstvennyi.
13. Fomina, L. V. Rol' dvizhenii pal'tsev ruk v razvitii motornoi rechi rebenka / L. V. Fomina. — Tekst : neposredstvennyi // Problemy rechi i psikholingvistiki. — Moskva : MGPIIYa, 1971. — S. 36—40.
14. Yanushko, E. A. Igry s autichnym rebenkom. Ustanovlenie kontakta, sposoby vzaimodeistviya, razvitie rechi, psikhoterapiya / E. A. Yanushko. — Moskva : Terevinf, 2004. — 136 s. — Tekst : neposredstvennyi.
15. Regier, D. A. DSM-5: klassifikatsiya i izmeneniya kriteriev / Darrel A. Regier, Emily A. Kuhl, David J. Kupfer ; per. A. V. Pavlichenko. — Tekst : elektronnyi // American Psychiatric Association, Division of Research, Arlington, VA, USA; Department of Psychiatry, University of Pittsburgh Medical Center, Pittsburgh, PA, USA. — June, 2013. — URL: https://psychiatr.ru/files/magazines/2013_06_wpa_648.pdf.
16. Adams, L. Oral-motor and motor-speech characteristics of children with autism /L. Adams. — Text : electronic // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. — Austin. — Vol. 13, Iss. 2 (Summer 1998). — URL: https://search.proquest.com/docview/205059088?pq-origsite=gscholar&fromopenview=true.
17. Belmonte, M. K. Oral motor deficits in speech-impaired children with autism / M. K. Belmonte, T. Saxena-Chandhok, R. Cherian, R. Muneer, L. George, P. Karanth. — Text : unmediated // Frontiers in Integrative Neuroscience. — P. 7, 47.
События
-
Журнал «Успехи наук о животных» присоединился к Elpub! >>>
18 июл 2025 | 12:37 -
Журнал «Наука. Инновации. Технологии» принят в DOAJ >>>
17 июл 2025 | 12:17 -
К платформе Elpub присоединился журнал « Библиотечный мир» >>>
15 июл 2025 | 12:17 -
Журнал «Концепт: Философия, религия, культура» принят в Scopus >>>
9 июл 2025 | 13:25 -
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52