Специальное образование. 2021; : 6-19
ДИСТАНЦИОННАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_02_01Аннотация
В период пандемии коронавируса школьное обучение в России реализовывалось в дистанционном формате. Онлайн-обучение стало важным инструментом коррекции и для детей с расстройствами аутистического спектра. Асинхрония развития детей с аутизмом, отягощенность коморбидными психоневрологическими нарушениями, необходимость создания мотивационных условий, структурирования их произвольной деятельности предполагает учет данной специфики в коррекционной практике. Анализируется необходимость создания специальных условий обучения для детей с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями, использования поведенческих технологий в онлайн-формате логопедической работы. Представлены научно доказанные методы и приемы работы с детьми с аутизмом, имеющими особенности поведения, речевой негативизм, выраженные регуляторные нарушения, основанные на «Прикладном анализе поведения». Обозначены структурные этапы работы учителялогопеда по организации и реализации дистанционного логопедического занятия. Описано динамическое развитие произвольной речи у школьников с интеллектуальной и речевой патологией, обучающихся в Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с РАС в период дистанционного обучения. Делаются выводы об эффективности онлайн-формата обучения детей с аутизмом и интеллектуальными, речевыми нарушениями при создании специальных условий коррекции, а также важности включения родителей в реализацию поставленных коррекционных целей.
Список литературы
1. Адаптация образовательной программы обучающегося с расстройствами аутистического спектра : методическое пособие. — Москва : ФРЦМГППУ, 2016.
2. Андреева, С. В. Синтаксические трансформации в логопедической работе по формированию фразовой речи у обучающихся с РАС / С. В. Андреева. — Текст : непосредственный // Аутизм и нарушения развития. — 2019. — № 3.
3. Андреева, С. В. Логопедическая работа с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями / С. В. Андреева. — Текст : непосредственный // Аутизм и нарушения развития. — 2020. — № 1.
4. Андреева, С. В. Роль письменной речи в работе учителя-логопеда по формированию речевой коммуникации у обучающихся с РАС и интеллектуальными нарушениями / С. В. Андреева. — Текст : непосредственный // Сборник материалов IХ Международной конференции «PROчтение: дислексия в ХХI веке». — Москва : Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2020. — С. 17—20.
5. Барбера, М. Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход / М. Л. Барбера. — Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2014. — Текст : непосредственный.
6. Богдашина, О. И. Вопросы коммуникации при аутизме и синдроме Аспергера. Говорим ли мы на одном языке / О. И. Богдашина. — Москва : Наш Солнечный мир, 2016. — Текст : непосредственный.
7. Волкма, В. Аутизм. Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей / В. Волкма, А. Вайзнер. — Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2016. — Текст : непосредственный.
8. Григоренко, Е. Л. Расстройства аутистического спектра. Вводный курс : учеб. пособие для студентов / Е. Л. Григоренко. — Москва : Практика, 2018. — Текст : непосредственный.
9. Левченко, И. Ю. Патопсихология: теория и практика : учеб. пособие / И. Ю. Левченко. — Москва : Академия, 2010. — Текст : непосредственный.
10. Довбня, С. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью / С. Довбня, Т. Морозова, А. Залогина, И. Монова. — Санкт-Петербург : Сеанс, 2018. — Текст : непосредственный.
11. Как помочь дошкольнику с расстройством аутистического спектра. Опыт специалистов служб раннего вмешательства Фонда «Обнажённые сердца» / ООО «Издательство „Эксмо“» (оформление), 2020.
12. Лиф, Р. Идет работа. Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивной поведенческой терапии при аутизме / Р. Лиф, Д. Макэкн. — Москва : ИП Толкачев Л. Л., 2016. — Текст : непосредственный.
13. Морис, К. Меняя к лучшему: поведенческое вмешательство при аутизме / К. Морис, Дж. Грин, Р. М. Фокс. = Maurice C., Green G., Foxx R. M. Making a diference: Behavioral intervention for autism. — Pro-Ed, 2001. — Text : unmediated.
14. Фрит, У. Почему нам необходимы когнитивные объяснения аутизма / У. Фрит. = Frith U. Why we need cognitive explanations of autism / U. Frith. — DOI 10.1080/17470218.2012.697178. — Text : unmediated // Quarterly Journal of Experimental Psychology. — 2012. — No 65 (11). — P. 2073—1092.
15. Шведовский, Е. Ф. Возможности и условия дистанционного консультирования семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра / Е. Ф. Шведовский, С. Н. Панцирь. — Текст : непосредственный // Аутизм и нарушения развития. — 2020. — Т. 18, № 2. — С. 14—20.
16. Эрц, Ю. М. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА) / Ю. М. Эрц, О. В. Мелешкевич. — Издательство Бахрах-М, 2020. — Текст : непосредственный.
Special Education. 2021; : 6-19
ONLINE LOGOPEDIC SUPPORT FOR JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER AND INTELLECTUAL DISABILITIES
https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_02_01Abstract
During the coronavirus pandemic, school learning in Russia was conducted in a distance format. Online learning also became an important tool of rehabilitation for children with autism spectrum disorder. Asynchronous development of children with autism, suffering from comorbid psychoneurological disorders, the need to create motivating conditions, and structuring of their arbitrary activity presuppose the importance of taking into account this specificity in rehabilitation practice. The article presents scientifically validated methods and techniques of work with autistic children (demonstrating special behavior, verbal negativism, marked regulatory disorders, etc.) based on the applied behavior analysis. The author outlines the structural stages of the work of the teacher-logopedist on the organization and conduct of a remote speech therapy lesson. The article describes dynamic development of arbitrary speech in schoolchildren with intellectual disabil ity and speech underdevelopment who study at the Federal Resource Center for the Organization of Comprehensive support for Children with ASD during distance learning. Conclusions are drawn about the effectiveness of the online format of teaching children with autism, intellectual disability and speech underdevelopment while creating special conditions for rehabilitation, as well as the importance of engaging parents in the implementation of the rehabilitation goals set.
References
1. Adaptatsiya obrazovatel'noi programmy obuchayushchegosya s rasstroistvami autisticheskogo spektra : metodicheskoe posobie. — Moskva : FRTsMGPPU, 2016.
2. Andreeva, S. V. Sintaksicheskie transformatsii v logopedicheskoi rabote po formirovaniyu frazovoi rechi u obuchayushchikhsya s RAS / S. V. Andreeva. — Tekst : neposredstvennyi // Autizm i narusheniya razvitiya. — 2019. — № 3.
3. Andreeva, S. V. Logopedicheskaya rabota s mladshimi shkol'nikami s rasstroistvami autisticheskogo spektra i intellektual'nymi narusheniyami / S. V. Andreeva. — Tekst : neposredstvennyi // Autizm i narusheniya razvitiya. — 2020. — № 1.
4. Andreeva, S. V. Rol' pis'mennoi rechi v rabote uchitelya-logopeda po formirovaniyu rechevoi kommunikatsii u obuchayushchikhsya s RAS i intellektual'nymi narusheniyami / S. V. Andreeva. — Tekst : neposredstvennyi // Sbornik materialov IKh Mezhdunarodnoi konferentsii «PROchtenie: disleksiya v KhKhI veke». — Moskva : Gos. IRYa im. A. S. Pushkina, 2020. — S. 17—20.
5. Barbera, M. L. Detskii autizm i verbal'no-povedencheskii podkhod / M. L. Barbera. — Ekaterinburg : Rama Pablishing, 2014. — Tekst : neposredstvennyi.
6. Bogdashina, O. I. Voprosy kommunikatsii pri autizme i sindrome Aspergera. Govorim li my na odnom yazyke / O. I. Bogdashina. — Moskva : Nash Solnechnyi mir, 2016. — Tekst : neposredstvennyi.
7. Volkma, V. Autizm. Prakticheskoe rukovodstvo dlya roditelei, chlenov sem'i i uchitelei / V. Volkma, A. Vaizner. — Ekaterinburg : Rama Pablishing, 2016. — Tekst : neposredstvennyi.
8. Grigorenko, E. L. Rasstroistva autisticheskogo spektra. Vvodnyi kurs : ucheb. posobie dlya studentov / E. L. Grigorenko. — Moskva : Praktika, 2018. — Tekst : neposredstvennyi.
9. Levchenko, I. Yu. Patopsikhologiya: teoriya i praktika : ucheb. posobie / I. Yu. Levchenko. — Moskva : Akademiya, 2010. — Tekst : neposredstvennyi.
10. Dovbnya, S. Deti s rasstroistvami autisticheskogo spektra v detskom sadu i shkole: praktiki s dokazannoi effektivnost'yu / S. Dovbnya, T. Morozova, A. Zalogina, I. Monova. — Sankt-Peterburg : Seans, 2018. — Tekst : neposredstvennyi.
11. Kak pomoch' doshkol'niku s rasstroistvom autisticheskogo spektra. Opyt spetsialistov sluzhb rannego vmeshatel'stva Fonda «Obnazhennye serdtsa» / OOO «Izdatel'stvo „Eksmo“» (oformlenie), 2020.
12. Lif, R. Idet rabota. Strategii raboty s povedeniem. Uchebnyi plan intensivnoi povedencheskoi terapii pri autizme / R. Lif, D. Makekn. — Moskva : IP Tolkachev L. L., 2016. — Tekst : neposredstvennyi.
13. Moris, K. Menyaya k luchshemu: povedencheskoe vmeshatel'stvo pri autizme / K. Moris, Dzh. Grin, R. M. Foks. = Maurice C., Green G., Foxx R. M. Making a diference: Behavioral intervention for autism. — Pro-Ed, 2001. — Text : unmediated.
14. Frit, U. Pochemu nam neobkhodimy kognitivnye ob\"yasneniya autizma / U. Frit. = Frith U. Why we need cognitive explanations of autism / U. Frith. — DOI 10.1080/17470218.2012.697178. — Text : unmediated // Quarterly Journal of Experimental Psychology. — 2012. — No 65 (11). — P. 2073—1092.
15. Shvedovskii, E. F. Vozmozhnosti i usloviya distantsionnogo konsul'tirovaniya semei, vospityvayushchikh detei s rasstroistvami autisticheskogo spektra / E. F. Shvedovskii, S. N. Pantsir'. — Tekst : neposredstvennyi // Autizm i narusheniya razvitiya. — 2020. — T. 18, № 2. — S. 14—20.
16. Erts, Yu. M. Osobye deti. Vvedenie v prikladnoi analiz povedeniya (AVA) / Yu. M. Erts, O. V. Meleshkevich. — Izdatel'stvo Bakhrakh-M, 2020. — Tekst : neposredstvennyi.
События
-
Журнал «Успехи наук о животных» присоединился к Elpub! >>>
18 июл 2025 | 12:37 -
Журнал «Наука. Инновации. Технологии» принят в DOAJ >>>
17 июл 2025 | 12:17 -
К платформе Elpub присоединился журнал « Библиотечный мир» >>>
15 июл 2025 | 12:17 -
Журнал «Концепт: Философия, религия, культура» принят в Scopus >>>
9 июл 2025 | 13:25 -
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52