Специальное образование. 2021; : 114-126
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дяйкина В. В., Масленникова В. А.
https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_01_09Аннотация
В русле комплексного подхода представлены анализ и описание субъективных и объективных методов диагностики состояния и речевого развития детей раннего возраста. Раскрывается последовательность комплексной диагностики речевой активности детей, междисциплинарный подход в сборе и обобщении клинико-психолого-педагогической информации. Указано, что обследование начинается с применения субъективных методов. Они позволяют собрать медико-социальную информацию о ребенке, которая будет учтена при организации логопедической помощи. Основной объем информации о состоянии речевого развития ребенка можно получить с помощью применения комплекса объективных методов, в частности за счет логопедического обследования, включающего в себя приемы и методы изучения основных компонентов речевого развития. Для реализации визуальной, инструментальной и пальпаторной оценки состояния артикуляционного аппарата используются наборы современных технических средств. Функциональные методы исследования нацелены на объективную оценку, выявление и дифференциацию степени нарушений функции различных органов и физиологических систем организма путем измерения физических, химических или иных объективных показателей их деятельности. Функциональными методами оценивается работа органов артикуляции, анализируется состояние функциональных возможностей сосания, жевания и глотания пищевого комка или жидкости. Аппаратными методами оценивают состояние мышц и основные функции органов и тканей челюстно-лицевой области (лицевой, губной и язычной мускулатуры), функции дыхания, жевания, глотания, речи. Отдельное внимание в статье уделено общению с родителями и предъявлению им результатов логопедического обследования детей, включению в коррекционно-развивающие занятия. Содержание статьи будет полезно учителям-логопедам, учителям-дефектологам, специалистам по восстановительной медицине, а также родителям.
Список литературы
1. Архипова, Е. Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка / Е. Ф. Архипова. — Москва : Мозаика-Синтез, 2012. — Текст : непосредственный.
2. Вебер, В. Р. Основы диагностики / В. Р. Вебер — Москва : Медицина, 2008. — Текст : непосредственный.
3. Влияние функции сосания на развитие челюстно-лицевого аппарата младенца (по материалам научных клинических исследований). — URL: http://www.nukbaby.ru/ru_ru/vse-o-nuk/funkcia-sosania.html. — Текст : электронный.
4. Григоренко, Н. Ю. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции / Н. Ю. Григоренко, С. А. Цыбульский. — Москва : Книголюб, 2005. — Текст : непосредственный.
5. Давыдова, И. В. Комплексная реабилитация детей первого года жизни с последствиями перинатальной патологии: взгляд неонатолога / И. В. Давыдова, Г. В. Яцык, Е. В. Павлюкова. — Текст : непосредственный // Альманах № 27 «Комплексная реабилитация младенцев с перинатальной патологией в условиях педиатрической практики: современные возможности и перспективы развития». — 2019. — № 27.
6. Классификация перинатальных поражений нервной системы и их последствий у детей первого года жизни : метод. рекомендации. — Москва : ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2007. — Текст : непосредственный.
7. Лазуренко, С. Б. Психическое развитие детей с нарушениями здоровья в раннем возрасте : моногр. / С. Б. Лазуренко. — Москва : Логомаг, 2015. — Текст : непосредственный.
8. Малофеев, Н. Н. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / Н. Н. Малофеев. — Москва : ФГБНУ «ИКП РАО», 2019. — Текст : непосредственный.
9. Малофеев, Н. Н. Реабилитация средствами образования должна начинаться с первых месяцев жизни ребенка / Н. Н. Малофеев. — Текст : непосредственный // Альманах № 2 «Ранний возраст». — 2019. — № 38.
10. Прибор для определения тонуса мышц (миотонограф) / В. Ю. Миленький, Ю. Н. Засорин, В. Г. Нинель, А. В. Суворов. — Саратов : Научно-производственная фирма «Эл ЭС» научно-технологического парка «Волга-техника» Саратовского государственного технического университета, 1997. — URL: https://pa tents.s3.yandex.net/RU2140765C1_19991110. pdf. — Текст : электронный.
11. Приходько, О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста / О. Г. Приходько. — Санкт-Петербург : Каро, 2008. — Текст : непосредственный.
12. Разенкова, Ю. А. К вопросу об использовании отечественных и зарубежных методик диагностики психомоторного Специальное образование. 2021. № 1 125 развития в качестве инструментов раннего выявления возможных отклонений в развитии. Дискуссионные аспекты проблемы / Ю. А. Разенкова. — Текст : непосредственный // Альманах № 2 «Ранний возраст». — 2019. — № 38.
13. Стребелева, Е. А. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Е. А. Стребелева. — Москва : Полиграф сервис, 1998. — Текст : непосредственный.
14. Токаревич, И. В. Общая ортодонтия / И. В. Токаревич, Н. В. Корхова, И. В. Москалева, Л. В. Кипкаева, Т. В. Терехова, Д. В. Хандогий, Ю. Я. Наумович, С. С. Денисов. — Минск : БГМУ, 2015. — Текст : непосредственный.
15. Ужумецкене, И. И. Методы исследования в ортодонтии / И. И. Ужумецкене. — Москва : Медицина, 1970. — Текст : непосредственный.
16. Устройство для измерения длины части уздечки языка / Т. В. Ли, А. А. Антонова, А. С. Иванов, А. В. Янькова / ГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. — [Б. м.], 2014. — URL: https://patentimages.storage.googleapis.com/ 90/57/9f/c8132692667686/RU2579279C1.pdf. — Текст : непосредственный.
17. Флейшер, Г. М. Методы обследования пациента на приеме врача-стоматолога / Г. М. Флейшер. — [Б. м.] : Издательские решения, 2019. — Текст : непосредственный.
18. Хорошилкина, Ф. Я. Функциональные методы лечения в ортодонтии / Ф. Я. Хорошилкина. — Москва : Медицина, 1972. — Текст : непосредственный.
Special Education. 2021; : 114-126
MODERN METHODS AND MEANS OF LOGOPEDIC DIAGNOSTICS OF SPEECH DEVELOPMENT OF CHILDREN AT AN EARLY AGE
Dyaykina V. V., Maslennikova V. A.
https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_01_09Abstract
A holistic approach is used to present an analysis and a description of subjective and objective methods of diagnosing the state and the speech development of children at an early age. The study describes the practical stages of complex logopedic diagnostics of children and the interdisciplinary approach to collecting and summing up clinical, psychological and pedagogical information. Examination of speech begins with the application of subjective methods. They provide initial medical and social data concerning the child under investigation which will be used while organizing logopedic aid. The main amount of information about the state of the child’s verbal developmen can be obtained through a set of objective methods, and specifically via direct logopedic examination embracing techniques and methods of investigation of the main components of speech development. To realize visual, instrumental and palpational methods of evaluation of the state of the vocal apparatus, the authors use sets of modern technical tools. The functional methods of examination are intended to objectively estimate, reveal and differentiate the degree of impairment of functioning of various organs and phisiological systems of the orgamism by measuring physical, chemical and other objective indicators of their activity. The functional methods are used to estimate the activity of organs of articulation and to analyze the state of the functional potential of sucking, chewing and swallowing a bolus. Hardware methods are used to estimate the state of the muscles and the main functions of the organs and tissues of the maxillofacial area (facial, labial and tongue muscles) and the functions of breathing, chewing and swallowing and speaking. Special attention is paid to contacts with the parents and presentation to them of the results of the logopedic examination obtained and further inclusion of their children in rehabilitation-educational activities. The article is targeted at teachers-logopedists, defectologists, specialists in rehabilitation medicine, as well as parents.
References
1. Arkhipova, E. F. Rannyaya diagnostika i korrektsiya problem razvitiya. Pervyi god zhizni rebenka / E. F. Arkhipova. — Moskva : Mozaika-Sintez, 2012. — Tekst : neposredstvennyi.
2. Veber, V. R. Osnovy diagnostiki / V. R. Veber — Moskva : Meditsina, 2008. — Tekst : neposredstvennyi.
3. Vliyanie funktsii sosaniya na razvitie chelyustno-litsevogo apparata mladentsa (po materialam nauchnykh klinicheskikh issledovanii). — URL: http://www.nukbaby.ru/ru_ru/vse-o-nuk/funkcia-sosania.html. — Tekst : elektronnyi.
4. Grigorenko, N. Yu. Diagnostika i korrektsiya zvukoproiznositel'nykh rasstroistv u detei s netyazhelymi anomaliyami organov artikulyatsii / N. Yu. Grigorenko, S. A. Tsybul'skii. — Moskva : Knigolyub, 2005. — Tekst : neposredstvennyi.
5. Davydova, I. V. Kompleksnaya reabilitatsiya detei pervogo goda zhizni s posledstviyami perinatal'noi patologii: vzglyad neonatologa / I. V. Davydova, G. V. Yatsyk, E. V. Pavlyukova. — Tekst : neposredstvennyi // Al'manakh № 27 «Kompleksnaya reabilitatsiya mladentsev s perinatal'noi patologiei v usloviyakh pediatricheskoi praktiki: sovremennye vozmozhnosti i perspektivy razvitiya». — 2019. — № 27.
6. Klassifikatsiya perinatal'nykh porazhenii nervnoi sistemy i ikh posledstvii u detei pervogo goda zhizni : metod. rekomendatsii. — Moskva : FGOU «VUNMTs Roszdrava», 2007. — Tekst : neposredstvennyi.
7. Lazurenko, S. B. Psikhicheskoe razvitie detei s narusheniyami zdorov'ya v rannem vozraste : monogr. / S. B. Lazurenko. — Moskva : Logomag, 2015. — Tekst : neposredstvennyi.
8. Malofeev, N. N. Kontseptsiya razvitiya obrazovaniya obuchayushchikhsya s invalidnost'yu i ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya do 2030 g. / N. N. Malofeev. — Moskva : FGBNU «IKP RAO», 2019. — Tekst : neposredstvennyi.
9. Malofeev, N. N. Reabilitatsiya sredstvami obrazovaniya dolzhna nachinat'sya s pervykh mesyatsev zhizni rebenka / N. N. Malofeev. — Tekst : neposredstvennyi // Al'manakh № 2 «Rannii vozrast». — 2019. — № 38.
10. Pribor dlya opredeleniya tonusa myshts (miotonograf) / V. Yu. Milen'kii, Yu. N. Zasorin, V. G. Ninel', A. V. Suvorov. — Saratov : Nauchno-proizvodstvennaya firma «El ES» nauchno-tekhnologicheskogo parka «Volga-tekhnika» Saratovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 1997. — URL: https://pa tents.s3.yandex.net/RU2140765C1_19991110. pdf. — Tekst : elektronnyi.
11. Prikhod'ko, O. G. Logopedicheskii massazh pri korrektsii dizartricheskikh narushenii rechi u detei rannego i doshkol'nogo vozrasta / O. G. Prikhod'ko. — Sankt-Peterburg : Karo, 2008. — Tekst : neposredstvennyi.
12. Razenkova, Yu. A. K voprosu ob ispol'zovanii otechestvennykh i zarubezhnykh metodik diagnostiki psikhomotornogo Spetsial'noe obrazovanie. 2021. № 1 125 razvitiya v kachestve instrumentov rannego vyyavleniya vozmozhnykh otklonenii v razvitii. Diskussionnye aspekty problemy / Yu. A. Razenkova. — Tekst : neposredstvennyi // Al'manakh № 2 «Rannii vozrast». — 2019. — № 38.
13. Strebeleva, E. A. Deti-siroty: konsul'tirovanie i diagnostika razvitiya / E. A. Strebeleva. — Moskva : Poligraf servis, 1998. — Tekst : neposredstvennyi.
14. Tokarevich, I. V. Obshchaya ortodontiya / I. V. Tokarevich, N. V. Korkhova, I. V. Moskaleva, L. V. Kipkaeva, T. V. Terekhova, D. V. Khandogii, Yu. Ya. Naumovich, S. S. Denisov. — Minsk : BGMU, 2015. — Tekst : neposredstvennyi.
15. Uzhumetskene, I. I. Metody issledovaniya v ortodontii / I. I. Uzhumetskene. — Moskva : Meditsina, 1970. — Tekst : neposredstvennyi.
16. Ustroistvo dlya izmereniya dliny chasti uzdechki yazyka / T. V. Li, A. A. Antonova, A. S. Ivanov, A. V. Yan'kova / GBOU VPO «Dal'nevostochnyi gosudarstvennyi meditsinskii universitet» Ministerstva zdravookhraneniya Rossiiskoi Federatsii. — [B. m.], 2014. — URL: https://patentimages.storage.googleapis.com/ 90/57/9f/c8132692667686/RU2579279C1.pdf. — Tekst : neposredstvennyi.
17. Fleisher, G. M. Metody obsledovaniya patsienta na prieme vracha-stomatologa / G. M. Fleisher. — [B. m.] : Izdatel'skie resheniya, 2019. — Tekst : neposredstvennyi.
18. Khoroshilkina, F. Ya. Funktsional'nye metody lecheniya v ortodontii / F. Ya. Khoroshilkina. — Moskva : Meditsina, 1972. — Tekst : neposredstvennyi.
События
-
Журнал «Успехи наук о животных» присоединился к Elpub! >>>
18 июл 2025 | 12:37 -
Журнал «Наука. Инновации. Технологии» принят в DOAJ >>>
17 июл 2025 | 12:17 -
К платформе Elpub присоединился журнал « Библиотечный мир» >>>
15 июл 2025 | 12:17 -
Журнал «Концепт: Философия, религия, культура» принят в Scopus >>>
9 июл 2025 | 13:25 -
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52