Специальное образование. 2021; : 60-72
ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА
Приходько О. Г., Граматикополо Л. С.
https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_01_05Аннотация
В статье описаны современные представления отечественных и зарубежных ученых о специфике нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста с синдромом Дауна. Подчеркивается, что помимо физических особенностей, для детей с синдромом Дауна характерно психическое недоразвитие, которое связано с интеллектуальной недостаточностью. Приводятся результаты современных медицинских и психолого-педагогических исследований, в которых указано, что большинство детей с синдромом Дауна имеют легкую или среднюю степень нарушения интеллекта (умственной отсталости), только небольшое количество детей — тяжелую степень умственной отсталости. Подробно описано развитие мыслительных процессов и операций, которые снижены и затруднены; при этом понятия у детей с синдромом Дауна формируются сложно, а понимание абстрактных выражений и слов им практически недоступно. Авторами представлено подробное описание развития у детей с синдромом Дауна зрительного и слухового восприятия, для которых характерно замедление темпа восприятия и узость его объема, что ослабляет поисковую активность. В статье проанализированы особенности развития внимания и памяти детей. К недостаткам внимания исследователи относят низкую устойчивость и недостатки его распределения, замедленность переключения. Память детей с синдромом Дауна характеризуется гипомнезией; все процессы памяти имеют низкую продуктивность. Особое внимание уделено характеристике речевого развития детей в дизонтогенезе. Раскрыт этиопатогенез речевых нарушений у детей с синдромом Дауна. На основе проведенного многолетнего комплексного динамического изучения 58 детей с синдромом Дауна в возрасте от 1 года 6 мес. до 6 лет подробно описана специфика раннего речевого и познавательного развития.
Список литературы
1. Аксельров, М. А. Сочетание кольцевидной поджелудочной железы, парастернальной диафрагмальной грыжи у новорождённых с синдромом Дауна / М. А. Аксельров, В. А. Емельянова. — Текст : непосредственный // Вестник хирургии им. И. И. Грекова. — 2018. — № 4. — С. 44—46.
2. Алехина, А. В. Особенности психического развития детей с синдромом Дауна : автореф. дис. … канд. психол. наук / Алехина А. В. ; РГПУ им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2000. — 22 с. — Текст : непосредственный.
3. Алехина, А. В. Психологические особенности развития сенсорно-перцептивных действий у детей с синдромом Дауна / А. В. Алехина. — Текст : непосредственный // Дефектология. — 1999. — № 5. — С. 11—18.
4. Бахлыкова, Е. А. Случай сочетания синдрома Блоха-Сульцбергера с синдромом Дауна / Е. А. Бахлыкова, К. Ф. Комсюковаи. — Текст : непосредственный // Клиническая дерматология и венерология. — 2018. — № 4. — С. 30—34.
5. Булкина, Т. В. В объятиях ласкового «Дауна»: о детях с синдромом Дауна / Т. В. Булкина. — Москва : Фактор, 1998. — 71 с. — Текст : непосредственный.
6. Година, М. А. Дети с синдромом Дауна. Развитие. Обучение. Трудности / М. А. Година. — Москва : Владос, 2007. — 318 с. — Текст : непосредственный.
7. Гудонис, В. П. Нарушения в раннем развитии детей: психологический и социальный аспект (в сокращении) : хромосомные аберрации. Синдром Дауна / В. Гудонис. — Текст : непосредственный // Домашнее воспитание. —2002. —№ 5. — С. 43—45.
8. Жиянова, П. Л. Хрестоматия для родителей : сб. ст. / сост. П. Л. Жиянова, Н. С. Грозная. — Москва : [б. и.], 2003. — 136 с. — Текст : непосредственный.
9. Жиянова, П. Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна: орг., содерж. и методика работы адаптац. групп : метод. пособие / П. Л. Жиянова, М. Ф. Гимадеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Благотворит. фонд «Даунсайд Ап», 2008. — 188 с. — (Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития). — Текст : непосредственный.
10. Жиянова, П. Л. Малыш с синдромом Дауна. Книга для родителей / П. Л. Жиянова, Е. В. Поле. — Москва : Гуманитарный центр «Монолит», 2009. — 208 с. — Текст : непосредственный.
11. Кумин, Л. Книга о раннем развитии речи детей с синдромом Дауна / Л. Кумин. — Москва, 2010. — 134 с. — Текст : непосредственный.
12. Кумин, Л. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна / Л. Кумин. — Москва, 2012. — 280 с. — Текст : непосредственный.
13. Лаутеслагер, П. Е. М. Двигательное развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна. Проблемы и решения / Петер Е. М. Лаутеслагер ; пер. с англ. О. Н. Ертановой при участии Е. В. Клочковой. — 2-е изд. — Москва : Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2014. — 360 с. — Текст : непосредственный.
14. Одинокова, Г. Ю. Выявление и преодоление неблагополучия в развитии общения матери и ребенка раннего возраста с синдромом Дауна : автореф. дис. … канд. пед. наук / Одинокова Г. Ю. ; ИКП РАО. — Москва, 2015. — 24 с. — Текст : непосредственный.
15. Панфилова, И. А. Некоторые аспекты логопедической помощи в рамках семейно-центрированного подхода / И. А. Панфилова. — Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 1. — С. 22—31.
16. Поле, Е. В. Синдром Дауна. Факты / Е. В. Поле. — Москва, 2004. — 32 с. — Текст : непосредственный.
17. Разенкова, Ю. А. Предупреждение и преодоление трудностей развития общения у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Разенкова Ю. А. ; ИКП РАО. — Москва, 2017. — 52 с. — Текст : непосредственный.
18. Сазерленд, С. Проблемы развития Специальное образование. 2021. № 1 71 речи детей с синдромом Дауна / С. Сазерленд ; Оксфордская служба «Даун Синдром». — Москва, 2000. — 189 с. — Текст : непосредственный.
19. Скаллерап, С. Д. Ребенок с синдромом Дауна/ С. Д. Скаллерап, О. К. Васильева, М. Л. Шихарева. — Москва, 2009. — С. 34—50. — Текст : непосредственный
20. Шпек, Отто. Люди с умственной отсталостью = Menchen mit giestiger Behinderung und ihre Erziehyng: ein heilpadagogisches Lhrbuch: обучение и воспитание / О. Шпек ; [пер. с нем. А. П. Голубева]. — Москва : Академия, 2003. — 432с.: ил. — Библиогр.: с. 379—419, на нем языке. — ISBN 5-7695-1481-7. — ISBN 3-497- 01484-2. — Текст : непосредственный.
Special Education. 2021; : 60-72
PECULIARITIES OF DEVELOPMENTAL DISORDERS IN TODDLERS AND PRESCHOOLERS WITH DOWN SYNDROME
Prikhod'ko O. G., Gramatikopolo L. S.
https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_01_05Abstract
The article describes modern ideas of domestic and foreign scholars about the peculiarities of developmental disorders in toddlers and preschool children with Down syndrome. It is emphasized that apart from physical abilities, children with Down syndrome are characterized by psychological underdevelopment which is associated with intellectual disability. The authors quote the results of modern medical and psycho-pedagogical studies which show that the majority of children with Down syndrome have a mild or moderate degree of intellectual disability, and only a small number of children suffer from a severe degree of intellectual disability. The article describes in detail the development of mental processes and operations which are suppressed and inhibited; and the concepts are formed with difficulty, while abstract expressions and words are practically beyond comprehension. The authors present a detailed description of the development of visual and auditory perception in children with Down syndrome, who are characterized by a slow tempo of perception and narrow boundaries of its volume, which weakens their searching activity. The article analyzes the peculiarities of development of attention and memory of such children. The drawbacks of attention are said by the authors to include low stability and poor distribution and slow switching over. The memory of children with Down syndrome is characterized by hypomnesia; all memory processes are underproductive. Special attention is paid to the characteristics of speech development of children in dysontogenesis. The article reveals the etiopathogenesis of speech disorders in children with Down syndrome. The paper provides a detailed description of the specificity of the early speech and cognitive development on the basis of a long comprehensive dynamic observation of 58 toddlers and preschool children aged 1.5 to 6 years with Down syndrome.
References
1. Aksel'rov, M. A. Sochetanie kol'tsevidnoi podzheludochnoi zhelezy, parasternal'noi diafragmal'noi gryzhi u novorozhdennykh s sindromom Dauna / M. A. Aksel'rov, V. A. Emel'yanova. — Tekst : neposredstvennyi // Vestnik khirurgii im. I. I. Grekova. — 2018. — № 4. — S. 44—46.
2. Alekhina, A. V. Osobennosti psikhicheskogo razvitiya detei s sindromom Dauna : avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk / Alekhina A. V. ; RGPU im. A. I. Gertsena. — Sankt-Peterburg, 2000. — 22 s. — Tekst : neposredstvennyi.
3. Alekhina, A. V. Psikhologicheskie osobennosti razvitiya sensorno-pertseptivnykh deistvii u detei s sindromom Dauna / A. V. Alekhina. — Tekst : neposredstvennyi // Defektologiya. — 1999. — № 5. — S. 11—18.
4. Bakhlykova, E. A. Sluchai sochetaniya sindroma Blokha-Sul'tsbergera s sindromom Dauna / E. A. Bakhlykova, K. F. Komsyukovai. — Tekst : neposredstvennyi // Klinicheskaya dermatologiya i venerologiya. — 2018. — № 4. — S. 30—34.
5. Bulkina, T. V. V ob\"yatiyakh laskovogo «Dauna»: o detyakh s sindromom Dauna / T. V. Bulkina. — Moskva : Faktor, 1998. — 71 s. — Tekst : neposredstvennyi.
6. Godina, M. A. Deti s sindromom Dauna. Razvitie. Obuchenie. Trudnosti / M. A. Godina. — Moskva : Vlados, 2007. — 318 s. — Tekst : neposredstvennyi.
7. Gudonis, V. P. Narusheniya v rannem razvitii detei: psikhologicheskii i sotsial'nyi aspekt (v sokrashchenii) : khromosomnye aberratsii. Sindrom Dauna / V. Gudonis. — Tekst : neposredstvennyi // Domashnee vospitanie. —2002. —№ 5. — S. 43—45.
8. Zhiyanova, P. L. Khrestomatiya dlya roditelei : sb. st. / sost. P. L. Zhiyanova, N. S. Groznaya. — Moskva : [b. i.], 2003. — 136 s. — Tekst : neposredstvennyi.
9. Zhiyanova, P. L. Sotsial'naya adaptatsiya detei rannego vozrasta s sindromom Dauna: org., soderzh. i metodika raboty adaptats. grupp : metod. posobie / P. L. Zhiyanova, M. F. Gimadeeva. — 2-e izd., pererab. i dop. — Moskva : Blagotvorit. fond «Daunsaid Ap», 2008. — 188 s. — (Rebenok s sindromom Dauna i osobennosti ego razvitiya). — Tekst : neposredstvennyi.
10. Zhiyanova, P. L. Malysh s sindromom Dauna. Kniga dlya roditelei / P. L. Zhiyanova, E. V. Pole. — Moskva : Gumanitarnyi tsentr «Monolit», 2009. — 208 s. — Tekst : neposredstvennyi.
11. Kumin, L. Kniga o rannem razvitii rechi detei s sindromom Dauna / L. Kumin. — Moskva, 2010. — 134 s. — Tekst : neposredstvennyi.
12. Kumin, L. Formirovanie navykov obshcheniya u detei s sindromom Dauna / L. Kumin. — Moskva, 2012. — 280 s. — Tekst : neposredstvennyi.
13. Lauteslager, P. E. M. Dvigatel'noe razvitie detei rannego vozrasta s sindromom Dauna. Problemy i resheniya / Peter E. M. Lauteslager ; per. s angl. O. N. Ertanovoi pri uchastii E. V. Klochkovoi. — 2-e izd. — Moskva : Blagotvoritel'nyi fond «Daunsaid Ap», 2014. — 360 s. — Tekst : neposredstvennyi.
14. Odinokova, G. Yu. Vyyavlenie i preodolenie neblagopoluchiya v razvitii obshcheniya materi i rebenka rannego vozrasta s sindromom Dauna : avtoref. dis. … kand. ped. nauk / Odinokova G. Yu. ; IKP RAO. — Moskva, 2015. — 24 s. — Tekst : neposredstvennyi.
15. Panfilova, I. A. Nekotorye aspekty logopedicheskoi pomoshchi v ramkakh semeino-tsentrirovannogo podkhoda / I. A. Panfilova. — Tekst : neposredstvennyi // Vospitanie i obuchenie detei s narusheniyami razvitiya. — 2014. — № 1. — S. 22—31.
16. Pole, E. V. Sindrom Dauna. Fakty / E. V. Pole. — Moskva, 2004. — 32 s. — Tekst : neposredstvennyi.
17. Razenkova, Yu. A. Preduprezhdenie i preodolenie trudnostei razvitiya obshcheniya u detei rannego vozrasta s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya : avtoref. dis. … d-ra ped. nauk / Razenkova Yu. A. ; IKP RAO. — Moskva, 2017. — 52 s. — Tekst : neposredstvennyi.
18. Sazerlend, S. Problemy razvitiya Spetsial'noe obrazovanie. 2021. № 1 71 rechi detei s sindromom Dauna / S. Sazerlend ; Oksfordskaya sluzhba «Daun Sindrom». — Moskva, 2000. — 189 s. — Tekst : neposredstvennyi.
19. Skallerap, S. D. Rebenok s sindromom Dauna/ S. D. Skallerap, O. K. Vasil'eva, M. L. Shikhareva. — Moskva, 2009. — S. 34—50. — Tekst : neposredstvennyi
20. Shpek, Otto. Lyudi s umstvennoi otstalost'yu = Menchen mit giestiger Behinderung und ihre Erziehyng: ein heilpadagogisches Lhrbuch: obuchenie i vospitanie / O. Shpek ; [per. s nem. A. P. Golubeva]. — Moskva : Akademiya, 2003. — 432s.: il. — Bibliogr.: s. 379—419, na nem yazyke. — ISBN 5-7695-1481-7. — ISBN 3-497- 01484-2. — Tekst : neposredstvennyi.
События
-
Журнал «Концепт: Философия, религия, культура» принят в Scopus >>>
9 июл 2025 | 13:25 -
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52 -
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32