Специальное образование. 2021; : 5-20
ХАРАКТЕР НАРУШЕНИЙ РЕПРОДУЦИРОВАНИЯ ТЕКСТА У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И МЕТОДИКА ИХ КОРРЕКЦИИ
https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_01_01Аннотация
Содержание публикации обращено к решению проблемы определения характера нарушений репродуктивной текстовой деятельности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) и совершенствования содержания коррекционно-развивающей работы по развитию навыка репродуцирования текстов. Предметом исследования является характер нарушения у детей с ЗПР развития комплекса лингвистических операций, обеспечивающих декодирование глубинного смысла при репродуцировании текстов. Цель данной публикации состоит в определении характера нарушений репродуцирования текстов детьми с ЗПР и составлении методики обучения репродуцированию текстов указанных детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Представлены результаты исследования репродуктивной текстовой деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР. Выделены группы детей по характеру сформированности лингвистических операций при продуцировании текстов. Описаны возможности детей по сохранению цельности и связности текстов при пересказе. Определены особенности пересказов текстов в разных условиях пересказывания: без опоры на наглядность, с опорой на сюжетную картину, на серию сюжетных картин, на режиссерскую игру. Выявлены общие тенденции особенностей репродуцирования текстов детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР. По результатам анализа экспериментальных данных авторами разработана методика коррекционно-развивающей работы по развитию репродуктивной текстовой деятельности детей с ЗПР. Описан дифференцированный подход, учитывающий неоднородность нарушений при репродуцировании текстов детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР. Представлены требования к текстам для пересказа детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Описаны приемы формирования языковых закономерностей построения текста. Представлены этапы методики по развитию навыка продуцирования текстов детьми: подготовительный, восприятие текста детьми, вопросы по содержанию текста, составление программы пересказа текста с последующим пересказыванием. Охарактеризованы виды заданий по обучению определению смысловых элементов текста для будущего пересказа с использованием картинного материала. Описана последовательность работы по обучению составлению программы текста с помощью наглядных моделей. Предложенная методика с описанием ее структурных компонентов может использоваться в системе коррекционных занятий, направленных на развитие связной монологической речи детей с задержкой психического развития.
Список литературы
1. Арсеньева, М. В. Развиваем связную речь дошкольников. Знакомство с детской художественной литературой : учеб.-метод. пособие / М. В. Арсеньева. — СанктПетербург : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2020. — 90 с. — Текст : непосредственный.
2. Баряева, Л. Б. Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и направления коррекционной работы : коллективная моногр. / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, Ю. С. Галлямова и др. — Москва : УМЦ «Добрый мир», 2018. — 331 с. — Текст : непосредственный.
3. Бойков, Д. И. Особенности семантического структурирования текста у школьников с умственной отсталостью и задержкой психического развития / Д. И. Бойков, Р. И Лалаева. — Текст : непосредственный // Дефектология. — 1994. — № 1. — С. 6—10.
4. Борякова, Н. Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с задержкой психического развития : автореферат дис. … канд. психол. наук : 13.00.10 / Борякова Наталья Юрьевна. — Москва, 1983. — 16 с. — Текст : непосредственный.
5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под ред. С. Г. Шевченко. — Москва : АРКТИ, 2001. — 224 с. — Текст : непосредственный.
6. Крылова, Е. В. Изучение особенностей связной речи учащихся с задержкой психического развития / Е. В. Крылова. — Текст : непосредственный // Вестник Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. — 2008. — № 45. — С. 4—7.
7. Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития : учеб. пособие / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. — Москва : ВЛАДОС, 2004. — 331 с. — Текст : непосредственный.
8. Лебедева, И. Н. Изучение особенностей текстообразования у дошкольников с задержкой психического развития / И. Н. Лебедева. — Текст : непосредственный // Диагностика и коррекция нарушений речи у детей с различными вариантами дизонтогенеза : сб. материалов науч.- практ. конф. с междунар. участием. — Санкт-Петербург : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2013. — С. 54—60.
9. Лебедева, И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине : учеб.-метод. пособие / И. Н. Лебедева ; под ред. проф. Л. Б. Баряевой. — Санкт-Петербург : ЦКД проф. Л. Б. Баряевой, 2009. — 175 с. — Текст : непосредственный.
10. Панченко, Т. В. Обучение пересказу текста старших дошкольников с задержкой психического развития / Т. В. Панченко. — Текст : непосредственный // Социально-гуманитарные знания. — 2007. — № 10. — С. 148—156.
11. Савина, Г. М. Особенности воспроизведения текста у младших школьников с ЗПР / Г. М. Савина. — Текст : непосредственный // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. — 2008. — № 54. — С. 418—421.
12. Слепович, Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития : кн. для учителя / Е. С. Слепович. — Минск : Народна асвета, 1989. — 64 с. — Текст : непосредственный.
13. ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) : утвержден 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ. — URL : fgos.ru. — Текст : непосредственный.
14. ФГОС НОО (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования) : утвержден 6 октября 2009 года Приказом №373 Министерства образования и науки РФ. — URL : fgos.ru. — Текст : непосредственный.
15. Шорохова, О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников / О. А. Шорохо- 20 Специальное образование. 2021. № 1 ва. — Москва : ТЦ Сфера, 2006. — 208 с. — Текст : непосредственный.
Special Education. 2021; : 5-20
TEXT REPRODUCTION IMPAIRMENTS IN CHILDREN WITH DISORDERS OF PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT AND THE METHODS OF THEIR REHABILITATION
https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_01_01Abstract
The study looks for the solution of the problem of identification of the nature of impairment of text reproduction activity in senior preschool and primary school children with disorders of psychological development (DPD) and aims to improve the content of rehabilitation-educational work on developing text reproduction skills. The scope of research includes the nature of impairments in children with DPD of the development of the complex of linguistic operations ensuring the process of decoding of the fundamental semantics while reproducing texts. The aim of the publication is to reveal the nature of text reproduction errors made by children with DPD and to work out a methods guide that could be used to teach text reproduction to such children of the senior preschool and junior primary school age. The paper presents the results of a study of text reproduction activity of senior preschool and junior primary school children with DPD. It singles out groups of children with reference to the nature of formation of linguistic operations involved in text production. The authors describe the children’s ability to preserve the integrity and coherence of the texts in their retelling. The article formulates the peculiarities of text retelling under different conditions of reproduction: without visual aids, with support of a plot-driven picture, a series of plot-driven pictures, or a well-staged game. It reveals the general tendencies of the peculiarities of text reproduction by senior preschool and junior primary school children with DPD. Based on the analysis results, the authors of the article have worked out a methods guide for rehabilitationeducational work aimed to improve text reproduction of children with DPD. The study describes a differentiated approach taking into account the unlevel nature of impairments in text reproduction by senior preschool and junior primary school children with DPD. The authors formulate the requirements to the texts for retelling by such children and describe the techniques of formation of linguistic skills of text production. The article also presents the stages of the application of the methods of formation of the text production skills in the children of this category: preparatory, text perception by the children, asking questions to the text, preparation of a plan of retelling, and retelling as such. The article characterizes the kinds of tasks with reference to teaching how to define the semantic elements of the text for the future retelling using pictures. The authors determine the sequence of pedagogical actions aimed to train pupils to make up a text program with the help of visual picture material. The method suggested in the study and the description of its structural components can be used in the system of rehabilitation lessons focusing on the development of coherent monologic speech of children with disorders of psychological development.
References
1. Arsen'eva, M. V. Razvivaem svyaznuyu rech' doshkol'nikov. Znakomstvo s detskoi khudozhestvennoi literaturoi : ucheb.-metod. posobie / M. V. Arsen'eva. — SanktPeterburg : TsDK prof. L. B. Baryaevoi, 2020. — 90 s. — Tekst : neposredstvennyi.
2. Baryaeva, L. B. Deti s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya: eksperimental'noe issledovanie i napravleniya korrektsionnoi raboty : kollektivnaya monogr. / L. B. Baryaeva, I. G. Vechkanova, Yu. S. Gallyamova i dr. — Moskva : UMTs «Dobryi mir», 2018. — 331 s. — Tekst : neposredstvennyi.
3. Boikov, D. I. Osobennosti semanticheskogo strukturirovaniya teksta u shkol'nikov s umstvennoi otstalost'yu i zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya / D. I. Boikov, R. I Lalaeva. — Tekst : neposredstvennyi // Defektologiya. — 1994. — № 1. — S. 6—10.
4. Boryakova, N. Yu. Osobennosti formirovaniya rechevogo vyskazyvaniya starshikh doshkol'nikov s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya : avtoreferat dis. … kand. psikhol. nauk : 13.00.10 / Boryakova Natal'ya Yur'evna. — Moskva, 1983. — 16 s. — Tekst : neposredstvennyi.
5. Diagnostika i korrektsiya zaderzhki psikhicheskogo razvitiya u detei : posobie dlya uchitelei i spetsialistov korrektsionno-razvivayushchego obucheniya / pod red. S. G. Shevchenko. — Moskva : ARKTI, 2001. — 224 s. — Tekst : neposredstvennyi.
6. Krylova, E. V. Izuchenie osobennostei svyaznoi rechi uchashchikhsya s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya / E. V. Krylova. — Tekst : neposredstvennyi // Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Yaroslava Mudrogo. — 2008. — № 45. — S. 4—7.
7. Lalaeva, R. I. Narusheniya rechi i ikh korrektsiya u detei s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya : ucheb. posobie / R. I. Lalaeva, N. V. Serebryakova, S. V. Zorina. — Moskva : VLADOS, 2004. — 331 s. — Tekst : neposredstvennyi.
8. Lebedeva, I. N. Izuchenie osobennostei tekstoobrazovaniya u doshkol'nikov s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya / I. N. Lebedeva. — Tekst : neposredstvennyi // Diagnostika i korrektsiya narushenii rechi u detei s razlichnymi variantami dizontogeneza : sb. materialov nauch.- prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem. — Sankt-Peterburg : TsDK prof. L. B. Baryaevoi, 2013. — S. 54—60.
9. Lebedeva, I. N. Razvitie svyaznoi rechi doshkol'nikov. Obuchenie rasskazyvaniyu po kartine : ucheb.-metod. posobie / I. N. Lebedeva ; pod red. prof. L. B. Baryaevoi. — Sankt-Peterburg : TsKD prof. L. B. Baryaevoi, 2009. — 175 s. — Tekst : neposredstvennyi.
10. Panchenko, T. V. Obuchenie pereskazu teksta starshikh doshkol'nikov s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya / T. V. Panchenko. — Tekst : neposredstvennyi // Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. — 2007. — № 10. — S. 148—156.
11. Savina, G. M. Osobennosti vosproizvedeniya teksta u mladshikh shkol'nikov s ZPR / G. M. Savina. — Tekst : neposredstvennyi // Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gertsena. — 2008. — № 54. — S. 418—421.
12. Slepovich, E. S. Formirovanie rechi u doshkol'nikov s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya : kn. dlya uchitelya / E. S. Slepovich. — Minsk : Narodna asveta, 1989. — 64 s. — Tekst : neposredstvennyi.
13. FGOS DO (Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart doshkol'nogo obrazovaniya) : utverzhden 17 oktyabrya 2013 goda Prikazom №1155 Ministerstva obrazovaniya i nauki RF. — URL : fgos.ru. — Tekst : neposredstvennyi.
14. FGOS NOO (Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya) : utverzhden 6 oktyabrya 2009 goda Prikazom №373 Ministerstva obrazovaniya i nauki RF. — URL : fgos.ru. — Tekst : neposredstvennyi.
15. Shorokhova, O. A. Igraem v skazku. Skazkoterapiya i zanyatiya po razvitiyu svyaznoi rechi doshkol'nikov / O. A. Shorokho- 20 Spetsial'noe obrazovanie. 2021. № 1 va. — Moskva : TTs Sfera, 2006. — 208 s. — Tekst : neposredstvennyi.
События
-
Журнал «Концепт: Философия, религия, культура» принят в Scopus >>>
9 июл 2025 | 13:25 -
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52 -
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32