Журналов:     Статей:        

Специальное образование. 2020; : 6-17

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ТРАДИЦИОННЫХ И ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Алмазова О. В., Зак Г. Г., Козик Т. В.

https://doi.org/10.26170/sp20-04-01

Аннотация

В статье представлено обоснование необходимости интеграции традиционных педагогических и цифровых технологий в обучении и профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью. Актуальность проблемы обосновывается потребностью подготовки названной категории обучающихся к максимально возможной для них самостоятельной жизни в современном цифровом обществе, в цифровой образовательной среде. Проанализированы Послание президента Российской Федерации и проекты, регламентирующие внедрение цифровой образовательной среды на государственном уровне. Проведен анализ понятия «цифровизация», рассмотрены проблемы становления цифровизации в нашей стране. Представлены виды и классификация цифровых технологий с анализом их дидактического потенциала. Указаны наиболее эффективные и перспективные виды цифровых технологий для работы с обучающимися с умственной отсталостью, которые могут применяться в том числе в отношении их профессиональной ориентации: аддитивные технологии, виртуальная и дополненная реальности, Интернет вещей, «цифровой двойник». Обоснована методология исследования, приведены содержание исследования и обсуждение его результатов. Указаны ограничения применения цифровых технологий в отношении обучающихся с умственной отсталостью и обозначены перспективы их образования и профессиональной ориентации. Материалы статьи могут быть использованы педагогами и воспитателями при подготовке к учебным занятиям в урочное и внеурочное время, а также при подготовке к профориентационным мероприятиям. Родители (законные представители) обучающихся с умственной отсталостью также могут воспользоваться рекомендациями по применению традиционных педагогических и цифровых технологий при создании домашней образовательной среды для своих детей, в том числе с профориентационной целью.
Список литературы

1. Биленко, П. Н. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев ; под науч. ред. В. И. Блинова. - Москва : Перо, 2019. - 98 с. - Текст : непосредственный.

2. Брызгалова, С. О. Социально-трудовая адаптация выпускников с нарушением интеллекта : уч.-метод. пособие / С. О. Брызгалова, Г. Г. Зак, О. А. Арапова, А. В. Зигарь, В. В. Родомазов ; под ред. Г. Г. Зак. - Екатеринбург, 2012. - 108 с. - Текст : непосредственный.

3. Ефременко, В. А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка / В. А. Ефременко. - Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 8. - С. 18-21.

4. Зак, Г. Г. Аспекты психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья : коллективная монография. В 2 ч. Ч. 2 / Г. Г. Зак [и др.] ; под общ. ред. О. В. Алмазовой. - Екатеринбург : [б. и.], 2016. - 263 с. - Текст : непосредственный.

5. Зак, Г. Г. Информационно-коммуникативные технологии в образовательном пространстве обучающихся с умственной отсталостью: проблемное поле, стратегические ориентиры / Г. Г. Зак, В. А. Лисицына. - Специальное образование. - 2019. - № 1. - С. 17-26. - Текст : непосредственный.

6. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании / И. Г. Захарова. - Москва : Академия, 2007. - 192 с. - Текст : непосредственный.

7. Коркунов, В. В. Профессионально-трудовое обучение, воспитание и адаптация учащихся с нарушением интеллекта : моногр. / В. В. Коркунов, С. О. Брызгалова, Г. Г. Зак, А. А. Гнатюк. - Екатеринбург, 2012. - 209 с. -Текст : непосредственный.

8. Коркунов, В. В. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ (принципиальные положения, организация и содержание) : методические рекомендации / В. В. Коркунов ; под ред. Ш. Н. Нигаева. - Москва : [б. и.], 1990. - 36 с. - Текст : непосредственный.

9. Лукин, В. В. Профориентация и цифровизация - звенья одной проблемы / В. В. Лукин, В. А. Дикарев. - Текст : непосредственный // Вестник университета. - 2018. - № 8. - С. 135-138. - Текст : непосредственный.

10. Кукушкина, О. И. Использование информационных технологий в разных областях специального образования : 13.00.03 : автореф. дис. … д-ра пед. наук / О. И. Кукушкина. - Москва, 2005. - Текст : непосредственный.

11. Национальный проект «Образование». - URL: https://edu.gov.ru/national-project. - Текст : электронный.

12. Осинина, Т. Н. Цифровая образовательная среда современной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Т. Н. Осинина, О. В. Давыдова. - Текст : непосредственный // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. - 2018. - № 4. - С. 24-28. - Текст : непосредственный.

13. Пономарёва, А. А. Виртуальная экскурсия как форма обучения младших школьников / А. А. Пономарева. - Текст : непосредственный // Научный поиск. - 2011. - № 2 (3). - С. 74-76.

14. Послание Президента РФ Федеральному Собранию : от 01.03.2018 // КонсультантПлюс : сайт. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/. - Текст : электронный.

15. Уваров, А. Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации / А. Ю. Уваров. - Москва : Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2018. - 168 с. - Текст : непосредственный.

16. Шинкаренко, В. А. Подготовка учащихся с особенностями психофизического развития к профессиональному самоопределению / В. А. Шинкаренко. - Текст : непосредственный // Спецыяльная адукацыя. 2015. - № 2. - С. 16-20.

17. Электронный мир профессий. - URL: http://profvibor.ru/.- Текст : электронный.

Special Education. 2020; : 6-17

INTEGRATION OF TRADITIONAL AND DIGITAL TECHNOLOGIES IN TRAINING AND PROFESSIONAL ORIENTATION OF PUPILS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Almazova O. V., Zak G. G., Kozik T. V.

https://doi.org/10.26170/sp20-04-01

Abstract

The article substantiates the need to integrate traditional pedagogical and digital technologies in teaching and professional orientation of pupils with intellectual disability. The urgency of the problem is determined by the need to prepare this category of pupils for the maximum possible independent life in the modern digital society, in the digital educational environment. The authors analyze the message of the President of the Russian Federation and the projects regulating the introduction of digital educational environment at the state level. The study analyzes the concept of «digitalization», considers the issues of digitalization development in our country and presents a classification of digital technologies accompanied by an analysis of their didactic potential. The most effective and promising types of digital technologies for work with pupils with intellectual disability that can be used specifically in relation to their professional orientation are indicated: additive technologies, virtual and augmented reality, the Internet of things, and the digital double. The authors substantiate research methodology, describe the course of the study and discuss its results. The study formulates the restrictions on the use of digital technologies in relation to pupils with intellectual disability and indicates the prospects for their education and professional orientation. The materials of the article can be used by teachers and tutors in their preparation for regular lessons and extra - curricular activities, as well as in preparation for career guidance events. The parents (legal representatives) of pupils with intellectual disability can also use the recommendations on the application of traditional pedagogical and digital technologies in creating a home educational environment for their children, and specifically with career guidance purposes.
References

1. Bilenko, P. N. Didakticheskaya kontseptsiya tsifrovogo professional'nogo obrazovaniya i obucheniya / P. N. Bilenko, V. I. Blinov, M. V. Dulinov, E. Yu. Esenina, A. M. Kondakov, I. S. Sergeev ; pod nauch. red. V. I. Blinova. - Moskva : Pero, 2019. - 98 s. - Tekst : neposredstvennyi.

2. Bryzgalova, S. O. Sotsial'no-trudovaya adaptatsiya vypusknikov s narusheniem intellekta : uch.-metod. posobie / S. O. Bryzgalova, G. G. Zak, O. A. Arapova, A. V. Zigar', V. V. Rodomazov ; pod red. G. G. Zak. - Ekaterinburg, 2012. - 108 s. - Tekst : neposredstvennyi.

3. Efremenko, V. A. Primenenie informatsionnykh tekhnologii na urokakh inostrannogo yazyka / V. A. Efremenko. - Tekst : neposredstvennyi // Inostrannye yazyki v shkole. - 2007. - № 8. - S. 18-21.

4. Zak, G. G. Aspekty psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya : kollektivnaya monografiya. V 2 ch. Ch. 2 / G. G. Zak [i dr.] ; pod obshch. red. O. V. Almazovoi. - Ekaterinburg : [b. i.], 2016. - 263 s. - Tekst : neposredstvennyi.

5. Zak, G. G. Informatsionno-kommunikativnye tekhnologii v obrazovatel'nom prostranstve obuchayushchikhsya s umstvennoi otstalost'yu: problemnoe pole, strategicheskie orientiry / G. G. Zak, V. A. Lisitsyna. - Spetsial'noe obrazovanie. - 2019. - № 1. - S. 17-26. - Tekst : neposredstvennyi.

6. Zakharova, I. G. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii / I. G. Zakharova. - Moskva : Akademiya, 2007. - 192 s. - Tekst : neposredstvennyi.

7. Korkunov, V. V. Professional'no-trudovoe obuchenie, vospitanie i adaptatsiya uchashchikhsya s narusheniem intellekta : monogr. / V. V. Korkunov, S. O. Bryzgalova, G. G. Zak, A. A. Gnatyuk. - Ekaterinburg, 2012. - 209 s. -Tekst : neposredstvennyi.

8. Korkunov, V. V. Sotsial'no-trudovaya adaptatsiya uchashchikhsya i vypusknikov vspomogatel'nykh shkol (printsipial'nye polozheniya, organizatsiya i soderzhanie) : metodicheskie rekomendatsii / V. V. Korkunov ; pod red. Sh. N. Nigaeva. - Moskva : [b. i.], 1990. - 36 s. - Tekst : neposredstvennyi.

9. Lukin, V. V. Proforientatsiya i tsifrovizatsiya - zven'ya odnoi problemy / V. V. Lukin, V. A. Dikarev. - Tekst : neposredstvennyi // Vestnik universiteta. - 2018. - № 8. - S. 135-138. - Tekst : neposredstvennyi.

10. Kukushkina, O. I. Ispol'zovanie informatsionnykh tekhnologii v raznykh oblastyakh spetsial'nogo obrazovaniya : 13.00.03 : avtoref. dis. … d-ra ped. nauk / O. I. Kukushkina. - Moskva, 2005. - Tekst : neposredstvennyi.

11. Natsional'nyi proekt «Obrazovanie». - URL: https://edu.gov.ru/national-project. - Tekst : elektronnyi.

12. Osinina, T. N. Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda sovremennoi shkoly dlya detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i invalidnost'yu / T. N. Osinina, O. V. Davydova. - Tekst : neposredstvennyi // Vestnik Gosudarstvennogo gumanitarno-tekhnologicheskogo universiteta. - 2018. - № 4. - S. 24-28. - Tekst : neposredstvennyi.

13. Ponomareva, A. A. Virtual'naya ekskursiya kak forma obucheniya mladshikh shkol'nikov / A. A. Ponomareva. - Tekst : neposredstvennyi // Nauchnyi poisk. - 2011. - № 2 (3). - S. 74-76.

14. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu : ot 01.03.2018 // Konsul'tantPlyus : sait. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/. - Tekst : elektronnyi.

15. Uvarov, A. Yu. Obrazovanie v mire tsifrovykh tekhnologii: na puti k tsifrovoi transformatsii / A. Yu. Uvarov. - Moskva : Izd. dom GU-VShE, 2018. - 168 s. - Tekst : neposredstvennyi.

16. Shinkarenko, V. A. Podgotovka uchashchikhsya s osobennostyami psikhofizicheskogo razvitiya k professional'nomu samoopredeleniyu / V. A. Shinkarenko. - Tekst : neposredstvennyi // Spetsyyal'naya adukatsyya. 2015. - № 2. - S. 16-20.

17. Elektronnyi mir professii. - URL: http://profvibor.ru/.- Tekst : elektronnyi.