Журналов:     Статей:        

Специальное образование. 2020; : 73-93

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любимов М. Л., Приходько О. Г., Захарова М. О., Мокс А. А.

https://doi.org/10.26170/sp20-02-07

Аннотация

Данная статья посвящена вопросу формирования компонентов функциональной грамотности у детей с нарушениями слуха и речи с использованием метода проектной деятельности. Основное внимание при работе с детьми с нарушениями слуха и речи уделено развитию интегративных компонентов функциональной грамотности, а именно коммуникативного, информационного и социального: с одной стороны, они нарушены вследствие первичного дефекта, а с другой - их развитие позволит указанным детям преодолевать вторичные (социальные) нарушения в образовательной и других видах общественной среды. В статье рассматриваются проблемы, препятствующие формированию функциональной грамотности у современных школьников, в том числе и у детей выделенных нозологических групп. Эти проблемы связаны с современными образовательными и общественными тенденциями, с иными способами информационной ориентации обучающихся, с особенностями их психофизического развития. В качестве одного из важнейших критериев эффективности формирования компонентов функциональной грамотности у обучающихся с нарушениями слуха и речи в статье выделен критерий сформированности словесной речи как средства общения, понимания, мыслительной деятельности, в том числе внутренней речи. В статье представлена разработанная модель формирования функциональной грамотности с использованием проектной деятельности для обучения детей с нарушениями слуха и речи, целью которой является отработка навыка переноса типовых решений на нетипичные задания, жизненные ситуации.
Список литературы

1. Акулова, О. В. Исследование социокультурной обусловленности изменения деятельности учителя современной школы : научно-методическое пособие / О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова ; под ред. А. П. Тряпицыной. - Санкт-Петербург : Книжный дом, 2008. - Текст : непосредственный.

2. Байгужина, С. Х. Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках математики: использование опыта японской школы / С. Х. Байгужина. - Текст : непосредственный // Вестник «ӨРЛЕУ» - KST. - 2016. - № 3 (13).

3. Басюк, В. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты / В. С. Басюк, Г. С. Ковалева. - Текст : непосредственный // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т. 1. - № 4 (61).

4. Бершадская, М. Д. Функциональная грамотность школьников и проблемы высшей школы / М. Д. Бершадская. - Текст : непосредственный // Отечественные записки. - 2012. - № 4 (49).

5. Боскис, P. M. Педагогическая классификация школьников с недостатками слуха / P. M. Боскис. - Текст : непосредственный // Дефектология. - 1972. - № 1.

6. Вершловский, С. Г. Функциональная грамотность выпускников школы / С. Г. Вершловский, М. Д. Матюшкина. - Текст : непосредственный // Социологические исследования. - 2007. - № 5.

7. Гаврилюк, В. В. Преодоление функциональной неграмотности и формирование социальной компетентности / В. В. Гаврилюк. - Текст : непосредственный // Социологические исследования. - 2006. - № 12.

8. Гостева, Ю. Н. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности / Ю. Н. Гостева, М. И. Кузнецова, Л. А. Рябинина, Г. А. Сидорова, Т. Ю. Чабан. - Текст : непосредственный // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т. 1. - № 4 (61).

9. Клочкова, Т. Н. Преодоление функциональной неграмотности в процессе непрерывного профессионального образования / Т. Н. Клочкова. - Текст : непосредственный // Непрерывное образование в интересах устойчивого развития : тр. междунар. сотрудничества / сост. Н. А. Лобанов ; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова. - Санкт-Петербург : ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 2011. - Вып. 9.

10. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. - Москва : Педагогика, 1981. - Текст : непосредственный.

11. Лытаева, М. А. Academic skills: сущность, модель, практика / М. А. Лытаева, Е. В. Талалакина. - Текст : непосредственный // Вопросы образования. - 2011. - № 4.

12. Любимов, М. Л. Модели интерактивных технологий речевого развития детей с ОВЗ / М. Л. Любимов, Е. В. Белобородова, М. О. Захарова. - Текст : непосредственный // Непрерывное образование: эффективные практики и перспективы развития : сборник научных статей по материалам I Междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, Россия, 6-7 апреля 2018 г.) / сост. Н. И. Шевченко. - Москва : МГПУ : А-Приор, 2018.

13. Мягкова, Е. Ю. Овладение навыками чтения как основа функциональной грамотности носителя языка / Е. Ю. Мягкова. - Текст : непосредственный // Вестник ТвГУ. Серия «Филология». - 2016. - № 4.

14. Никитина, М. И. Уроки чтения в школе слабослышащих детей / М. И. Никитина. - Москва : Просвещение, 1991. - Текст : непосредственный.

15. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. - Москва : Баласс, 2003. - Текст : непосредственный.

16. Палжанова, М. Ш. Развитие функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы / М. Ш. Палжанова. - Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016.

17. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся : учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев ; науч.ред. И. Ю. Алексашина. - Санкт-Петербург : КАРО, 2019. - Текст : непосредственный.

18. Цукерман, Г. А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению / Г. А. Цукерман. - Москва : РАО, 2010. - Текст : непосредственный.

19. Чканикова, А. Обучаем функциональной грамотности: работа с информацией и значимые социальные навыки / А. Чканикова. - Текст : электронный // Сайт корпорации «Российский учебник». - 2018. - URL: https://rosuchebnik.ru/ma terial/formirovanie-funkcionalnoy-gramotno sti-mladshih-shkolnikov-2/ (дата обращения: 17.12.2019).

20. Чудинова, В. П. Функциональная неграмотность - проблема развитых стран / В. П. Чудинова. - Текст : непосредственный // Социологические исследования. - 1994. - № 3.

21. Шаповал, И. А. Грамматика в школе слабослышащих: лично-деятельностный подход / И. А Шаповал. - Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2000. - Текст : непосредственный.

22. Шляхова, О. А. Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка / О. А. Шляхова. - Текст : непосредственный // Педагогическое пространство: обучение, развитие, управление талантами : сборник материалов Международного педагогического форума (20 июня 2017 г.) / гл. ред. М. П. Нечаев. - Чебоксары : Экспертно-методический центр, 2017.

23. Instrao. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» : официальный сайт. - URL: http://www.instrao. ru/. - Текст : электронный.

24. Rosuchebnik. Корпорация «Российский учебник» : официальный сайт. - URL: https://rosuchebnik.ru/. - Текст : электронный.

Special Education. 2020; : 73-93

FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY IN CHILDREN WITH DISABILITIES ON THE BASIS OF THEIR PROJECT ACTIVITY DEVELOPMENT

Lyubimov M. L., Prikhod'ko O. G., Zakharova M. O., Moks A. A.

https://doi.org/10.26170/sp20-02-07

Abstract

The article is devoted to the issue of formation of the components of functional literacy in children with hearing and speech impairments using the method of project activity development. While working with children with hearing and speech impairments, attention should be focused on the development of integrative components of functional literacy, and specifically the communicative, informational and social components: on the one hand, they are impaired as a result of the primary defect, and on the other hand, their development can help the children of this category overcome secondary (social) impairments in the educational and other kinds of social media.The article deals with the problems preventing the formation of functional literacy in contemporary schoolchildren, including the children of the nosological groups under study. These problems are associated with the modern educational and social tendencies, with other means of information orientation of the pupils, and with the peculiarities of their psychophysical development. The criterion of good formation of verbal speech as a means of communication, comprehension and mental activity, including inner speech, is defined in the paper as one of the most important criteria of effective formation of the components of functional literacy in schoolchildren with hearing and speech impairments.The article presents a model of formation of functional literacy using project activity to teach children with hearing and speech impairments, the purpose of which is to develop the skill to transfer typical solutions upon non - typical problems and life situations.
References

1. Akulova, O. V. Issledovanie sotsiokul'turnoi obuslovlennosti izmeneniya deyatel'nosti uchitelya sovremennoi shkoly : nauchno-metodicheskoe posobie / O. V. Akulova, S. A. Pisareva, E. V. Piskunova ; pod red. A. P. Tryapitsynoi. - Sankt-Peterburg : Knizhnyi dom, 2008. - Tekst : neposredstvennyi.

2. Baiguzhina, S. Kh. Razvitie funktsional'noi gramotnosti uchashchikhsya na urokakh matematiki: ispol'zovanie opyta yaponskoi shkoly / S. Kh. Baiguzhina. - Tekst : neposredstvennyi // Vestnik «ӨRLEU» - KST. - 2016. - № 3 (13).

3. Basyuk, V. S. Innovatsionnyi proekt Ministerstva prosveshcheniya «Monitoring formirovaniya funktsional'noi gramotnosti»: osnovnye napravleniya i pervye rezul'taty / V. S. Basyuk, G. S. Kovaleva. - Tekst : neposredstvennyi // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. - 2019. - T. 1. - № 4 (61).

4. Bershadskaya, M. D. Funktsional'naya gramotnost' shkol'nikov i problemy vysshei shkoly / M. D. Bershadskaya. - Tekst : neposredstvennyi // Otechestvennye zapiski. - 2012. - № 4 (49).

5. Boskis, P. M. Pedagogicheskaya klassifikatsiya shkol'nikov s nedostatkami slukha / P. M. Boskis. - Tekst : neposredstvennyi // Defektologiya. - 1972. - № 1.

6. Vershlovskii, S. G. Funktsional'naya gramotnost' vypusknikov shkoly / S. G. Vershlovskii, M. D. Matyushkina. - Tekst : neposredstvennyi // Sotsiologicheskie issledovaniya. - 2007. - № 5.

7. Gavrilyuk, V. V. Preodolenie funktsional'noi negramotnosti i formirovanie sotsial'noi kompetentnosti / V. V. Gavrilyuk. - Tekst : neposredstvennyi // Sotsiologicheskie issledovaniya. - 2006. - № 12.

8. Gosteva, Yu. N. Teoriya i praktika otsenivaniya chitatel'skoi gramotnosti kak komponenta funktsional'noi gramotnosti / Yu. N. Gosteva, M. I. Kuznetsova, L. A. Ryabinina, G. A. Sidorova, T. Yu. Chaban. - Tekst : neposredstvennyi // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. - 2019. - T. 1. - № 4 (61).

9. Klochkova, T. N. Preodolenie funktsional'noi negramotnosti v protsesse nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya / T. N. Klochkova. - Tekst : neposredstvennyi // Nepreryvnoe obrazovanie v interesakh ustoichivogo razvitiya : tr. mezhdunar. sotrudnichestva / sost. N. A. Lobanov ; pod nauch. red. N. A. Lobanova i V. N. Skvortsova. - Sankt-Peterburg : LGU im. A. S. Pushkina. - 2011. - Vyp. 9.

10. Lerner, I. Ya. Didakticheskie osnovy metodov obucheniya / I. Ya. Lerner. - Moskva : Pedagogika, 1981. - Tekst : neposredstvennyi.

11. Lytaeva, M. A. Academic skills: sushchnost', model', praktika / M. A. Lytaeva, E. V. Talalakina. - Tekst : neposredstvennyi // Voprosy obrazovaniya. - 2011. - № 4.

12. Lyubimov, M. L. Modeli interaktivnykh tekhnologii rechevogo razvitiya detei s OVZ / M. L. Lyubimov, E. V. Beloborodova, M. O. Zakharova. - Tekst : neposredstvennyi // Nepreryvnoe obrazovanie: effektivnye praktiki i perspektivy razvitiya : sbornik nauchnykh statei po materialam I Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Moskva, Rossiya, 6-7 aprelya 2018 g.) / sost. N. I. Shevchenko. - Moskva : MGPU : A-Prior, 2018.

13. Myagkova, E. Yu. Ovladenie navykami chteniya kak osnova funktsional'noi gramotnosti nositelya yazyka / E. Yu. Myagkova. - Tekst : neposredstvennyi // Vestnik TvGU. Seriya «Filologiya». - 2016. - № 4.

14. Nikitina, M. I. Uroki chteniya v shkole slaboslyshashchikh detei / M. I. Nikitina. - Moskva : Prosveshchenie, 1991. - Tekst : neposredstvennyi.

15. Obrazovatel'naya sistema «Shkola 2100». Pedagogika zdravogo smysla / pod red. A. A. Leont'eva. - Moskva : Balass, 2003. - Tekst : neposredstvennyi.

16. Palzhanova, M. Sh. Razvitie funktsional'noi gramotnosti shkol'nikov na urokakh russkogo yazyka i literatury / M. Sh. Palzhanova. - Tekst : neposredstvennyi // Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire : materialy IX Mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, iyul' 2016 g.). - Sankt-Peterburg : Svoe izdatel'stvo, 2016.

17. Formirovanie i otsenka funktsional'noi gramotnosti uchashchikhsya : uchebno-metodicheskoe posobie / I. Yu. Aleksashina, O. A. Abdulaeva, Yu. P. Kiselev ; nauch.red. I. Yu. Aleksashina. - Sankt-Peterburg : KARO, 2019. - Tekst : neposredstvennyi.

18. Tsukerman, G. A. Otsenka chitatel'skoi gramotnosti. Materialy k obsuzhdeniyu / G. A. Tsukerman. - Moskva : RAO, 2010. - Tekst : neposredstvennyi.

19. Chkanikova, A. Obuchaem funktsional'noi gramotnosti: rabota s informatsiei i znachimye sotsial'nye navyki / A. Chkanikova. - Tekst : elektronnyi // Sait korporatsii «Rossiiskii uchebnik». - 2018. - URL: https://rosuchebnik.ru/ma terial/formirovanie-funkcionalnoy-gramotno sti-mladshih-shkolnikov-2/ (data obrashcheniya: 17.12.2019).

20. Chudinova, V. P. Funktsional'naya negramotnost' - problema razvitykh stran / V. P. Chudinova. - Tekst : neposredstvennyi // Sotsiologicheskie issledovaniya. - 1994. - № 3.

21. Shapoval, I. A. Grammatika v shkole slaboslyshashchikh: lichno-deyatel'nostnyi podkhod / I. A Shapoval. - Orenburg : Izd-vo OGPU, 2000. - Tekst : neposredstvennyi.

22. Shlyakhova, O. A. Formirovanie funktsional'noi gramotnosti uchashchikhsya na urokakh angliiskogo yazyka / O. A. Shlyakhova. - Tekst : neposredstvennyi // Pedagogicheskoe prostranstvo: obuchenie, razvitie, upravlenie talantami : sbornik materialov Mezhdunarodnogo pedagogicheskogo foruma (20 iyunya 2017 g.) / gl. red. M. P. Nechaev. - Cheboksary : Ekspertno-metodicheskii tsentr, 2017.

23. Instrao. Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe nauchnoe uchrezhdenie «Institut strategii razvitiya obrazovaniya Rossiiskoi akademii obrazovaniya» : ofitsial'nyi sait. - URL: http://www.instrao. ru/. - Tekst : elektronnyi.

24. Rosuchebnik. Korporatsiya «Rossiiskii uchebnik» : ofitsial'nyi sait. - URL: https://rosuchebnik.ru/. - Tekst : elektronnyi.