Журналов:     Статей:        

Специальное образование. 2018; : 105-114

О ПРИРОДЕ ЗАИКАНИЯ И ЕГО КОРРЕКЦИИ

Визель Т. Г.

Аннотация

Состояние проблемы заикания характеризуется пестротой взглядов на природу и мозговые механизмы этого часто встречающегося нарушения речи. Наиболее распространенная точка зрения состоит в признании невротического и судорожного компонента как пусковых факторов. Однако изучение заикания с нейропсихологической точки зрения дает основание для вывода о более конкретных мозговых механизмах, лежащих в основе речевого дефекта. В первую очередь они относятся к дисбалансу во взаимоотношениях по векторам «глубина» - коры мозга и правого - левого полушарий. Известно, что правое полушарие имеет более мощные и интенсивные связи с глубинными структурами мозга (энергетическим блоком, по А. Р. Лурии). В связи с этим оно является легковозбудимым. В работе показано, что превышение степени функциональной возбужденности «правого мозга» приводит к критической ситуации. Левое полушарие не справляется с контролем над функционированием правого. Возникает межполушарный конфликт, который выливается в различного рода невротические состояния. Подчеркивается, что в рамках речевой деятельности межполушарный конфликт состоит в следующем. Возникает столкновение задачи совместить смысловую (левополушарную) линию построения высказывания и эмоционально-просодическую (правополушарную). Поскольку в речи ведущей является смысловая составляющая, высказывание не реализуется в соответствии с этим требованием. Настоящая статья имеет целью раскрыть соответствующие процессы, унифицировать некоторые положения теории и практики заикания, а также привлечь внимание специалистов к параметрам озвученной прозаической речи, значимым для ее плавности. В статье излагаются представления автора о причинах (мозговых механизмах) запинок в речи заикающихся, а также об основном направлении коррекции заикания у детей.
Список литературы

1. Арутюнян, Л. З. Как лечить заикание: методика устойчивой нормализации речи / Л. З. Арутюнян (Андронова). - М. : Эребус, 1993.

2. Белякова, Л. И. Заикание : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Логопедия» / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. - М. : В. Секачев, 1998.

3. Буянов, М. И. Заикание у подростков : кн. для логопеда / Е. В. Богданова, М. И. Буянов, Т. В. Калошина [и др.] ; сост. М. И. Буянов. - М. : Просвещение, 1989.

4. Визель, Т. Г. Коррекция заикания у детей / Т. Г. Визель. - М. : АСТ Астрель, 2009.

5. Гиляровский, В. А. К вопросу о генезе заикания у маленьких детей и роли его для общего развития личности и его лечения / В. А. Гиляровский // Советская невропатология, психотерапия и психогигиена. - 1932. - Т. 1. - Вып. 9-10.

6. Капустин, А. А. Анатомо-физиологический обзор человеческого тела / А. А. Капустин. - М. : Работник просвещения, 1928.

7. Логопедия. Теория и практика / под ред. д-ра пед. наук, проф. Т. Б. Филичевой. - М. : Эксмо, 2017.

8. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. - М. : Изд-во Москов. ун-та, 1962.

9. Селиверстов, В. И. Заикание у детей: психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия : учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений / В. И. Селиверство. - 4-е изд., доп. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001.

10. Тяпугин, Н. П. Заикание / Н. П. Тяпугин. - М. : Медицина, 1966.

11. Фрешельс, Э. Заикание. Ассоциативная афазия / Э. Фрешельс // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) : учеб. пособие для студентов высших и средних учебных заведений : в 2 т. / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1997. - Т. 1.

12. Шкловский, В. М. Заикание / В. М. Шкловский. - М. : ICE, 1994.

13. Шуберт, М. Е. К психопатологии, клинике и лечению заикания (психогигиенические и неврологические исследования) / М. Е. Шуберт // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) : учеб. пособие для студентов высших и средних учебных заведений : в 2 т. / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОC», 1997. - Т. 1. - С. 208-217. - (Первое изд.: М., 1928).

14. Щерба, Л. В. Избр. работы по языкознанию и фонетике. Т. 1 / Л. В. Щерба. - Л. : Изд-во Ленинград. ун-та, 1958. - 182 с.

15. Ястребова, А. В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы : пособие для учителей-логопедов / А. В. Ястребова. - М. : Просвещение, 1980.

16. Van Riper, С. Stuttering? / C. Van Riper // Journ. of fluency disorders. - 1992. - Vol. 17 (1-2).

Special Education. 2018; : 105-114

ABOUT THE NATURE OF STUTTERING AND ITS TREATMENT

Vizel' T. G.

Abstract

The state of the problem of stuttering is characterized by a variety of views on the nature and the brain mechanisms of this widespread speech disorder. A most common point of view recognizes the neurotic and the convulsive components as triggering factors. However, the study of stuttering from a neuropsychological point of view provides a basis for a conclusion about more specific brain mechanisms underlying the speech defect. First of all, they refer to the imbalance in the relationship between the vectors “depth” - of the brain cortex and the right-left hemispheres. It is known that the right hemisphere has more powerful and intensive connections with the deep structures of the brain (energy block, according to A.R. Luria). In this regard, it is easily excitable. The paper shows that exceeding the degree of functional excitation of the “right brain” leads to a critical situation. The left hemisphere doesn't cope with control over the functioning of the right one. There emerges an interhemispheric conflict that results in various kinds of neurotic states. The article underlines that within the framework of speech activity, the interhemispheric conflict consists in the following. There is a clash between the task to combine the semantic (left hemispheric) line of constructing the utterance and the emotional-prosodic (right hemispheric) one. Since the semantic component is leading, the utterance does not fulfill this requirement. This article aims to reveal the corresponding processes, to unify some of the theories and practical treatment of stuttering, and to draw the specialists' attention to the parameters of spoken prosaic speech, significant for its fluency. The article presents the author's views on the causes (brain mechanisms) of disruptions in the speech of stutterers, as well as on the main direction of rehabilitation of stuttering in children.
References

1. Arutyunyan, L. Z. Kak lechit' zaikanie: metodika ustoichivoi normalizatsii rechi / L. Z. Arutyunyan (Andronova). - M. : Erebus, 1993.

2. Belyakova, L. I. Zaikanie : ucheb. posobie dlya studentov ped. in-tov po spetsial'nosti «Logopediya» / L. I. Belyakova, E. A. D'yakova. - M. : V. Sekachev, 1998.

3. Buyanov, M. I. Zaikanie u podrostkov : kn. dlya logopeda / E. V. Bogdanova, M. I. Buyanov, T. V. Kaloshina [i dr.] ; sost. M. I. Buyanov. - M. : Prosveshchenie, 1989.

4. Vizel', T. G. Korrektsiya zaikaniya u detei / T. G. Vizel'. - M. : AST Astrel', 2009.

5. Gilyarovskii, V. A. K voprosu o geneze zaikaniya u malen'kikh detei i roli ego dlya obshchego razvitiya lichnosti i ego lecheniya / V. A. Gilyarovskii // Sovetskaya nevropatologiya, psikhoterapiya i psikhogigiena. - 1932. - T. 1. - Vyp. 9-10.

6. Kapustin, A. A. Anatomo-fiziologicheskii obzor chelovecheskogo tela / A. A. Kapustin. - M. : Rabotnik prosveshcheniya, 1928.

7. Logopediya. Teoriya i praktika / pod red. d-ra ped. nauk, prof. T. B. Filichevoi. - M. : Eksmo, 2017.

8. Luriya, A. R. Vysshie korkovye funktsii cheloveka i ikh narusheniya pri lokal'nykh porazheniyakh mozga / A. R. Luriya. - M. : Izd-vo Moskov. un-ta, 1962.

9. Seliverstov, V. I. Zaikanie u detei: psikhokorrektsionnye i didakticheskie osnovy logopedicheskogo vozdeistviya : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. i sredn. ped. ucheb. zavedenii / V. I. Seliverstvo. - 4-e izd., dop. - M. : Gumanit. izd. tsentr «VLADOS», 2001.

10. Tyapugin, N. P. Zaikanie / N. P. Tyapugin. - M. : Meditsina, 1966.

11. Freshel's, E. Zaikanie. Assotsiativnaya afaziya / E. Freshel's // Khrestomatiya po logopedii (izvlecheniya i teksty) : ucheb. posobie dlya studentov vysshikh i srednikh uchebnykh zavedenii : v 2 t. / pod red. L. S. Volkovoi, V. I. Seliverstova. - M. : Gumanit. izd. tsentr «VLADOS», 1997. - T. 1.

12. Shklovskii, V. M. Zaikanie / V. M. Shklovskii. - M. : ICE, 1994.

13. Shubert, M. E. K psikhopatologii, klinike i lecheniyu zaikaniya (psikhogigienicheskie i nevrologicheskie issledovaniya) / M. E. Shubert // Khrestomatiya po logopedii (izvlecheniya i teksty) : ucheb. posobie dlya studentov vysshikh i srednikh uchebnykh zavedenii : v 2 t. / pod red. L. S. Volkovoi, V. I. Seliverstova. - M. : Gumanit. izd. tsentr «VLADOC», 1997. - T. 1. - S. 208-217. - (Pervoe izd.: M., 1928).

14. Shcherba, L. V. Izbr. raboty po yazykoznaniyu i fonetike. T. 1 / L. V. Shcherba. - L. : Izd-vo Leningrad. un-ta, 1958. - 182 s.

15. Yastrebova, A. V. Korrektsiya zaikaniya u uchashchikhsya obshcheobrazovatel'noi shkoly : posobie dlya uchitelei-logopedov / A. V. Yastrebova. - M. : Prosveshchenie, 1980.

16. Van Riper, S. Stuttering? / C. Van Riper // Journ. of fluency disorders. - 1992. - Vol. 17 (1-2).