Журналов:     Статей:        

Специальное образование. 2020; : 69-83

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Ремезова Л. А.

https://doi.org/10.26170/sp20-01-05

Аннотация

Особое внимание к совершенствованию технического образования в нашей стране и развитых странах мира затрагивает интересы всех образовательных организаций от детского сада до вуза и актуализирует проблему формирования технической конструктивной деятельности детей дошкольного возраста и связанный с ней поиск путей создания организационно-педагогических условий, технологий, методик, проектирования нового содержания образования. В статье рассматриваются новые подходы к построению образовательного процесса по организации и развитию технической конструктивной деятельности дошкольников с нарушением зрения 3-7 лет на основе разработанной, апробированной и внедренной концептуальной модели, результативность которой обеспечивается такими организационно-педагогическими условиями, как создание инновационной предметно-пространственной образовательной среды в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с нарушением зрения; готовность субъектов образовательных отношений, включая родителей, к развитию конструктивной деятельности детей; обеспечение эффективного взаимодействия взрослых и детей, детей между собой в рамках парного взаимодействия и взаимодействия в малых группах. Спроектированная концепция системного подхода к организации конструктивной деятельности дошкольников с нарушением зрения может служить основой для обеспечения целенаправленного, пролонгированного, индивидуально направленного процесса, согласованных действий специалистов разных профилей и родителей, системных и планомерных образовательных мероприятий, применения современных интерактивных коррекционно-развивающих технологий, обеспечивающих максимальную компенсацию и коррекцию нарушений в развитии конструктивной деятельности, образовательную и социальную адаптацию. Проведенное исследование обозначает новое научное направление в тифлопедагогике, связанное с дальнейшей теоретической и прикладной разработкой проблемы технического образования детей с нарушением зрения.
Список литературы

1. Бурлакова, И. А. Теория и практика современного отечественного дошкольного образования / И. А. Бурлакова. - Текст : непосредственный // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т. 20, № 3. - С. 35-43

2. Волкова, Л. С. Возрастная характеристика развития речи слабовидящих детей / Л. С. Волкова. - Текст : непосредственный // Дефектология. - 1976. - № 1. - С. 69-79.

3. Григорьева, Л. П. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения : учеб.-метод. пособие / Л. П. Григорьева. С. В. Сташевский. - Москва : АПН СССР, НИИ Дефектологии, 1990. - 58 с. - Текст : непосредственный.

4. Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А. Н. Давидчук. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 1976. - 79 с. - Текст : непосредственный.

5. Дмитриев, А. А. О подготовке кадров для системы специального и инклюзивного образования в свете его модернизации / А. А. Дмитриев. - Текст : непосредственный // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2015. - № 4. - С. 100-107.

6. Земцова, М. И. Некоторые особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста при нарушении зрения / М. И. Земцова. - Текст : непосредственный // Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения. - Москва : Просвещение, 1978. - С. 7-24.

7. Кудрявцев, В. Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Ч. 1. Современное детство и инновации в дошкольном образовании / В. Т. Кудрявцев. - Дубна : РАО, 1997. - 174 с. - Текст : непосредственный.

8. Лурия, А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника / А. Р. Лурия. - Текст : непосредственный // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - Москва : АПН, 1948. - С. 34-64.

9. Малофеев, Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н. Н. Малофеев. - Москва : Просвещение, 2009. - 319 с. - Текст : непосредственный.

10. Нечаева, В. Г. Конструирование в детском саду / В. Г. Нечаева. - Москва : Учпедгиз, 1961. - 159 с. - Текст : непосредственный.

11. Парамонова, Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду : учебное пособие / Л. А. Парамонова. - Москва : Академия, 2002. - 192 с. - Текст : непосредственный.

12. Плаксина, Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения / Л. И. Плаксина. - Москва : ГороД, 1998. - 262 с. - Текст : непосредственный.

13. Плаксина, Л. И. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида : учеб.-метод. пособие / Л. И. Плаксина, Л. С. Сековец. - Москва : Элти-Кудиц, 2003. - 112 с. - Текст : непосредственный.

14. Поддьяков, Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников / Н. Н. Поддьяков. - Текст : непосредственный // Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - С. 16-20.

15. Подколзина, Е. Н. Обучение дошкольников с косоглазием и амблиопией применению схем в процессе зрительно-пространственной ориентировки / Е. Н. Подколзина. - Текст : непосредственный // Дефектология. - 1994. - № 3. - С. 74-77.

16. Рабинович, П. Д. Создание мотивирующей интерактивной среды раннего личностного и профессионального самоопределения детей и подростков, развития у них множественного интеллекта, интереса к естественным наукам и научно-техническому творчеству / П. Д. Рабинович. - Текст : непосредственный // Вестник МГОУ. Серия: Физика-математика. - 2014. - № 4. - С. 136-146.

17. Рубцов, В. В. Современные проблемы дошкольного образования / В. В. Рубцов, Е. Г. Юдина. - Текст : непосредственный // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 3. - С. 5-19.

18. Рудой, О. Ф. Подготовка педагогов к реализации современных технологий дошкольного образования : моногр. / О. Ф. Рудой, Ю. А. Дмитриев, Н. Н. Михайлова. - Москва : МПГУ, 2013. - 181 с. - Текст : непосредственный.

19. Солнцева, Л. И. Теоретические и практические проблемы современной тифлопсихологии и тифлопедагогики / Л. И. Солнцева. - Москва : Логос, 2006. - 114 с. - Текст : непосредственный.

20. Фомичева, Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения / Л. В. Фомичева. - Санкт-Петербург : КАРО, 2007. - 256 с. - Текст : непосредственный.

21. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - Москва : Смысл, 2001. - 365 с. - Текст : непосредственный.

22. Brel, P. Structural Indicators on Early Childhood Education and Care in Europe / P. Brel. - Text : electronic // Education and Training. - 2016. - 28 p. - URL: https:// webgate.ec.europa.eu/fpfis/mwikis/eurydice/images/2/26/Early_Childhood_Education_ and_Care_.pdf (date of access: 04.02.2018).

23. Wilson, T. Children and Place: Reggio Emilia’s Environment as Third / T. Wilson, J. Ellis. - Text : unmediated // Teacher Theory into Practice. - 2007. - Vol. № 46 (1). - P. 40-47.

24. Wurm, J. Working in the Reggio Way: A Beginner’s Guide for American Teachers / J. Wurm. - 2005. - 224 p. - Text : unmediated.

Special Education. 2020; : 69-83

NEW OPPORTUNITIES FOR DEVELOPMENT OF TECHNICAL DESIGN ACTIVITIES OF PRESCHOOLERS WITH VISUAL IMPAIRMENT

Remezova L. A.

https://doi.org/10.26170/sp20-01-05

Abstract

Special attention to the improvement of technical education in our country and the developed countries worldwide affects the interests of all educational institutions, from kindergarten to University, and actualizes the problem of development of technical design activity of preschool children and the search for ways to create organizational-pedagogical conditions, technologies, and methods of creating new curricula associated with it. The article discusses new approaches to the construction of the education process aimed at organization and development of technical design activities of 3-7 year old preschoolers with visual impairment on the basis of a conceptual model, specially designed, tested and implemented for this purpose. The effectiveness of this model is ensured by such organizational and pedagogical conditions as creation of innovative objective-spatial educational environment in groups of compensatory and combined orientation for children with visual impairment; readiness of the subjects of educational relationships, including parents, to develop the technical design activity of children; provision of effective interaction between adults and children, children among themselves within pair interaction, and interaction in small groups. The conception of a systemic approach to the organization of technical design activities of preschoolers with visual impairment, worked out as a result of this study, can serve as a basis for ensuring a purposeful, prolonged, individually managed process, coordinated action of specialists of various profiles and parents, systematic and planned educational activities, application of modern interactive rehabilitation-educational technologies that provide maximum compensation and rehabilitation of deviations in the development of technical design activity and educational and social adaptation. The study outlines a new research area in typhlopedagogy associated with further theoretical and applied development of the problem of technical education of children with visual impairment
References

1. Burlakova, I. A. Teoriya i praktika sovremennogo otechestvennogo doshkol'nogo obrazovaniya / I. A. Burlakova. - Tekst : neposredstvennyi // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2015. - T. 20, № 3. - S. 35-43

2. Volkova, L. S. Vozrastnaya kharakteristika razvitiya rechi slabovidyashchikh detei / L. S. Volkova. - Tekst : neposredstvennyi // Defektologiya. - 1976. - № 1. - S. 69-79.

3. Grigor'eva, L. P. Osnovnye metody razvitiya zritel'nogo vospriyatiya u detei s narusheniem zreniya : ucheb.-metod. posobie / L. P. Grigor'eva. S. V. Stashevskii. - Moskva : APN SSSR, NII Defektologii, 1990. - 58 s. - Tekst : neposredstvennyi.

4. Davidchuk, A. N. Razvitie u doshkol'nikov konstruktivnogo tvorchestva / A. N. Davidchuk. - 2-e izd. - Moskva : Prosveshchenie, 1976. - 79 s. - Tekst : neposredstvennyi.

5. Dmitriev, A. A. O podgotovke kadrov dlya sistemy spetsial'nogo i inklyuzivnogo obrazovaniya v svete ego modernizatsii / A. A. Dmitriev. - Tekst : neposredstvennyi // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. - 2015. - № 4. - S. 100-107.

6. Zemtsova, M. I. Nekotorye osobennosti poznavatel'noi deyatel'nosti detei doshkol'nogo vozrasta pri narushenii zreniya / M. I. Zemtsova. - Tekst : neposredstvennyi // Obuchenie i vospitanie doshkol'nikov s narusheniem zreniya. - Moskva : Prosveshchenie, 1978. - S. 7-24.

7. Kudryavtsev, V. T. Razvitoe detstvo i razvivayushchee obrazovanie: kul'turno-istoricheskii podkhod. Ch. 1. Sovremennoe detstvo i innovatsii v doshkol'nom obrazovanii / V. T. Kudryavtsev. - Dubna : RAO, 1997. - 174 s. - Tekst : neposredstvennyi.

8. Luriya, A. R. Razvitie konstruktivnoi deyatel'nosti doshkol'nika / A. R. Luriya. - Tekst : neposredstvennyi // Voprosy psikhologii rebenka doshkol'nogo vozrasta. - Moskva : APN, 1948. - S. 34-64.

9. Malofeev, N. N. Spetsial'noe obrazovanie v menyayushchemsya mire. Evropa : ucheb. posobie dlya studentov ped. vuzov / N. N. Malofeev. - Moskva : Prosveshchenie, 2009. - 319 s. - Tekst : neposredstvennyi.

10. Nechaeva, V. G. Konstruirovanie v detskom sadu / V. G. Nechaeva. - Moskva : Uchpedgiz, 1961. - 159 s. - Tekst : neposredstvennyi.

11. Paramonova, L. A. Teoriya i metodika tvorcheskogo konstruirovaniya v detskom sadu : uchebnoe posobie / L. A. Paramonova. - Moskva : Akademiya, 2002. - 192 s. - Tekst : neposredstvennyi.

12. Plaksina, L. I. Teoreticheskie osnovy korrektsionnoi raboty v detskikh sadakh dlya detei s narusheniyami zreniya / L. I. Plaksina. - Moskva : GoroD, 1998. - 262 s. - Tekst : neposredstvennyi.

13. Plaksina, L. I. Korrektsionno-razvivayushchaya sreda v doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh kompensiruyushchego vida : ucheb.-metod. posobie / L. I. Plaksina, L. S. Sekovets. - Moskva : Elti-Kudits, 2003. - 112 s. - Tekst : neposredstvennyi.

14. Podd'yakov, N. N. Novyi podkhod k razvitiyu tvorchestva u doshkol'nikov / N. N. Podd'yakov. - Tekst : neposredstvennyi // Voprosy psikhologii. - 1990. - № 1. - S. 16-20.

15. Podkolzina, E. N. Obuchenie doshkol'nikov s kosoglaziem i ambliopiei primeneniyu skhem v protsesse zritel'no-prostranstvennoi orientirovki / E. N. Podkolzina. - Tekst : neposredstvennyi // Defektologiya. - 1994. - № 3. - S. 74-77.

16. Rabinovich, P. D. Sozdanie motiviruyushchei interaktivnoi sredy rannego lichnostnogo i professional'nogo samoopredeleniya detei i podrostkov, razvitiya u nikh mnozhestvennogo intellekta, interesa k estestvennym naukam i nauchno-tekhnicheskomu tvorchestvu / P. D. Rabinovich. - Tekst : neposredstvennyi // Vestnik MGOU. Seriya: Fizika-matematika. - 2014. - № 4. - S. 136-146.

17. Rubtsov, V. V. Sovremennye problemy doshkol'nogo obrazovaniya / V. V. Rubtsov, E. G. Yudina. - Tekst : neposredstvennyi // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2010. - № 3. - S. 5-19.

18. Rudoi, O. F. Podgotovka pedagogov k realizatsii sovremennykh tekhnologii doshkol'nogo obrazovaniya : monogr. / O. F. Rudoi, Yu. A. Dmitriev, N. N. Mikhailova. - Moskva : MPGU, 2013. - 181 s. - Tekst : neposredstvennyi.

19. Solntseva, L. I. Teoreticheskie i prakticheskie problemy sovremennoi tiflopsikhologii i tiflopedagogiki / L. I. Solntseva. - Moskva : Logos, 2006. - 114 s. - Tekst : neposredstvennyi.

20. Fomicheva, L. V. Kliniko-pedagogicheskie osnovy obucheniya i vospitaniya detei s narusheniem zreniya: oftal'mologicheskie i gigienicheskie aspekty okhrany i razvitiya zreniya / L. V. Fomicheva. - Sankt-Peterburg : KARO, 2007. - 256 s. - Tekst : neposredstvennyi.

21. Yasvin, V. A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu / V. A. Yasvin. - Moskva : Smysl, 2001. - 365 s. - Tekst : neposredstvennyi.

22. Brel, P. Structural Indicators on Early Childhood Education and Care in Europe / P. Brel. - Text : electronic // Education and Training. - 2016. - 28 p. - URL: https:// webgate.ec.europa.eu/fpfis/mwikis/eurydice/images/2/26/Early_Childhood_Education_ and_Care_.pdf (date of access: 04.02.2018).

23. Wilson, T. Children and Place: Reggio Emilia’s Environment as Third / T. Wilson, J. Ellis. - Text : unmediated // Teacher Theory into Practice. - 2007. - Vol. № 46 (1). - P. 40-47.

24. Wurm, J. Working in the Reggio Way: A Beginner’s Guide for American Teachers / J. Wurm. - 2005. - 224 p. - Text : unmediated.