Журналов:     Статей:        

Специальное образование. 2020; : 40-52

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА ЭТАПЕ ПОСТИНТЕРНАТНОЙ АДАПТАЦИИ

Екжанова Е. А., Соловьева И. Л.

https://doi.org/10.26170/sp20-01-03

Аннотация

Статья посвящена проблеме психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ усилиями тьютора и других специалистов службы сопровождения на этапе завершения периода школьного обучения и вхождения воспитуемого во взрослую жизнь. В статье обсуждаются специфические особенности индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) на этом этапе, возможности эффективных технологий и перспективы их использования в работе с детьми, относящимися к разным нозологическим группам. Абсолютно голословно положение о том, что меньшая степень выраженности отклонения в развитии облегчает ребенку с ОВЗ процесс вхождения в социум. Прямых корреляций не существует. Наши материалы показывают, что решающим фактором, облегчающим этот процесс, является наличие рядом с ребенком заинтересованного в его судьбе, профессионально состоявшегося взрослого. Именно на этот стержень затем нанизываются правильные подходы, методы и технологии. Читателю предлагается ознакомиться со следующими технологиями: прогноз успешности, динамическое наблюдение за индивидуальной профориентационной траекторией выпускника школы; технологии влияния на рост мотивационной составляющей при выборе профессии подростком с ОВЗ. В статье описываются условия и способы раскрытия творческого потенциала детей с ОВЗ, возможности их карьерного роста и другие аспекты реализации в социуме.
Список литературы

1. Алехина, С. В. Принципы инклюзии в практике образования / С. В. Алехина. - Текст : непосредственный // Аутизм и нарушение развития. - 2013. - № 1. - С. 1-6.

2. Белявский, Б. В. Некоторые мысли об обучении детей с ТМНР / Б. В. Белявский. - Текст : непосредственный //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2018. - №7. - С. 3-4.

3. Белявский, Б. В. Система работы по профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях: тенденции и перспективы / Б. В. Белявский, И. Л. Соловьева. - Текст : непосредственный // Специальное образование. - 2016. - № 2 (42). - С. 5-14.

4. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. - Москва : ВЛАДОС, 2007. - 239 с. - Текст : непосредственный.

5. Егорова, Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями : учеб. пособие / Т. В. Егорова. - Балашов : Николаев, 2002. - 63 с. - Текст : непосредственный.

6. Екжанова, Е. А. Основы интегрированного обучения : пособие для вузов / Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. - Москва : Дрофа, 2008.- 210 с. - Текст : непосредственный.

7. Екжанова, Е. А. Модель педагогического сопровождения педагогом-тьютором детей с ОВЗ в условиях интегрированного обучения / Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. - Текст : непосредственный // Специальное образование. - 2018. - № 4 (52). - С. 21-41.

8. Екжанова, Е. А. Особенности составления индивидуального коррекционно-образовательного маршрута для детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью / Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. - Текст : непосредственный // Европейский журнал социальных наук. - 2016. - № 10. - С. 172-176.

9. Екжанова, Е. А. Клинико-психолого-педагогический подход на службе специального образования / Е. А. Екжанова, И. А. Чистоградова, Д. Ю. Ткачев // Педагогика. - 2013. - № 5. - С. 89-95.

10. Зыбарева, Н. Н. Тьюторское сопровождение инклюзивного образования / Н. Н. Зыбарева. - URL: http://www.thetutor.ru/lec hebn_ped/articles.htm (дата обращения: 15.10.2018). - Текст : электронный.

11. Климов, Е. А. Как выбирать профессию. Книга для учащихся / Е. А. Климов. - Москва, 1990. - Текст : непосредственный.

12. Ковалева, Т. М. Не учитель, не психолог, не классный руководитель: тьюторство как одно из направлений преодоления формальной педагогики / Т. М. Ковалева. - Текст : непосредственный // Первое сентября. - 2004. - № 66.

13. Резапкина, Г. В. Профессия и карьера / Г. В. Резапкина. - Текст : непосредственный // Школьный психолог. - 2009. - № 2.

14. Соловьева, И. Л. Индивидуальные траектории высшего профессионального образования лиц с нарушениями слуха / И. Л. Соловьева. - Текст : непосредственный // Инклюзивное профессиональное образование лиц с ОВЗ : сб. материалов междисциплинарной конференции (Москва, ФИРО, май 2009 г.). - Москва : ФИРО, 2010. - С. 147-155.

15. Cоловьева, И. Л. Социализация обучающихся с нарушениями слуха средствами внеурочной деятельности в системе непрерывного образования : моногр. / И. Л. Соловьева. - Москва : Новое образование ; Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. - 80 с. - Текст : непосредственный.

Special Education. 2020; : 40-52

PSYCHO-PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF TUTOR SUPPORT FOR CHILDREN WITH DISABILITIES DURING THEIR ADAPTATION AFTER LEAVING A BOARDING SCHOOL

Ekzhanova E. A., Solov'eva I. L.

https://doi.org/10.26170/sp20-01-03

Abstract

The article deals with the problem of psycho-pedagogical support for children with disabilities by a tutor and other specialists of the pedagogical support services at the stage of leaving secondary schooling and entering the world of adult life. The article discusses specific features of individual educational routes at this stage, opportunities of using efficient technologies, and their perspectives in the work with children belonging to various nosological groups. The statement that a lesser degree of manifestation of a developmental deviation is a precondition of an easy adaptation of the child with disability to society is absolutely false. There are no direct correlations. The study shows that the presence near the child of an adult person professionally qualified and eager to help the child grow up is the decisive factor facilitating this process. This is a pivot around which correct approaches, methods and technologies rotate. The readers of the article are offered information about the following technologies: academic success predictions and a dynamic observation of individual career education trajectory of a school leaver; technologies of stimulating the motivational component in the choice of a future occupation by the child with a disability. The article describes the conditions and the ways of development of the creative potential of children with disabilities, their advancement opportunities and other aspects of their adaptation to society
References

1. Alekhina, S. V. Printsipy inklyuzii v praktike obrazovaniya / S. V. Alekhina. - Tekst : neposredstvennyi // Autizm i narushenie razvitiya. - 2013. - № 1. - S. 1-6.

2. Belyavskii, B. V. Nekotorye mysli ob obuchenii detei s TMNR / B. V. Belyavskii. - Tekst : neposredstvennyi //Vospitanie i obuchenie detei s narusheniyami razvitiya. - 2018. - №7. - S. 3-4.

3. Belyavskii, B. V. Sistema raboty po proforientatsii obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v obrazovatel'nykh organizatsiyakh: tendentsii i perspektivy / B. V. Belyavskii, I. L. Solov'eva. - Tekst : neposredstvennyi // Spetsial'noe obrazovanie. - 2016. - № 2 (42). - S. 5-14.

4. Vospitanie i obuchenie detei i podrostkov s tyazhelymi i mnozhestvennymi narusheniyami razvitiya: programmno-metodicheskie materialy / pod red. I. M. Bgazhnokovoi. - Moskva : VLADOS, 2007. - 239 s. - Tekst : neposredstvennyi.

5. Egorova, T. V. Sotsial'naya integratsiya detei s ogranichennymi vozmozhnostyami : ucheb. posobie / T. V. Egorova. - Balashov : Nikolaev, 2002. - 63 s. - Tekst : neposredstvennyi.

6. Ekzhanova, E. A. Osnovy integrirovannogo obucheniya : posobie dlya vuzov / E. A. Ekzhanova, E. V. Reznikova. - Moskva : Drofa, 2008.- 210 s. - Tekst : neposredstvennyi.

7. Ekzhanova, E. A. Model' pedagogicheskogo soprovozhdeniya pedagogom-t'yutorom detei s OVZ v usloviyakh integrirovannogo obucheniya / E. A. Ekzhanova, E. V. Reznikova. - Tekst : neposredstvennyi // Spetsial'noe obrazovanie. - 2018. - № 4 (52). - S. 21-41.

8. Ekzhanova, E. A. Osobennosti sostavleniya individual'nogo korrektsionno-obrazovatel'nogo marshruta dlya detei s tyazheloi i glubokoi umstvennoi otstalost'yu / E. A. Ekzhanova, E. V. Reznikova. - Tekst : neposredstvennyi // Evropeiskii zhurnal sotsial'nykh nauk. - 2016. - № 10. - S. 172-176.

9. Ekzhanova, E. A. Kliniko-psikhologo-pedagogicheskii podkhod na sluzhbe spetsial'nogo obrazovaniya / E. A. Ekzhanova, I. A. Chistogradova, D. Yu. Tkachev // Pedagogika. - 2013. - № 5. - S. 89-95.

10. Zybareva, N. N. T'yutorskoe soprovozhdenie inklyuzivnogo obrazovaniya / N. N. Zybareva. - URL: http://www.thetutor.ru/lec hebn_ped/articles.htm (data obrashcheniya: 15.10.2018). - Tekst : elektronnyi.

11. Klimov, E. A. Kak vybirat' professiyu. Kniga dlya uchashchikhsya / E. A. Klimov. - Moskva, 1990. - Tekst : neposredstvennyi.

12. Kovaleva, T. M. Ne uchitel', ne psikholog, ne klassnyi rukovoditel': t'yutorstvo kak odno iz napravlenii preodoleniya formal'noi pedagogiki / T. M. Kovaleva. - Tekst : neposredstvennyi // Pervoe sentyabrya. - 2004. - № 66.

13. Rezapkina, G. V. Professiya i kar'era / G. V. Rezapkina. - Tekst : neposredstvennyi // Shkol'nyi psikholog. - 2009. - № 2.

14. Solov'eva, I. L. Individual'nye traektorii vysshego professional'nogo obrazovaniya lits s narusheniyami slukha / I. L. Solov'eva. - Tekst : neposredstvennyi // Inklyuzivnoe professional'noe obrazovanie lits s OVZ : sb. materialov mezhdistsiplinarnoi konferentsii (Moskva, FIRO, mai 2009 g.). - Moskva : FIRO, 2010. - S. 147-155.

15. Colov'eva, I. L. Sotsializatsiya obuchayushchikhsya s narusheniyami slukha sredstvami vneurochnoi deyatel'nosti v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya : monogr. / I. L. Solov'eva. - Moskva : Novoe obrazovanie ; Sankt-Peterburg : Svoe izdatel'stvo, 2017. - 80 s. - Tekst : neposredstvennyi.