Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Феномен искажения информации в СМИ: версии фактов

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-7-123-138

Аннотация

Статья посвящена феномену искажения фактической информации в популярных печатных СМИ. С точки зрения авторов, искажения обусловлены общей коммуникативной закономерностью — процессом искажения информации при ее передаче; идеологией конкретного издания и тенденциозностью СМИ в целом; стремлением к информационному приоритету и профессиональным ракурсом подачи информации. Понимая под искажением в дискурсе СМИ как подмену, ложь, вымысел, так и трансформацию фактической информации, авторы делают попытку обобщения путей перевода фактов (правдивой информации) в версии фактов. На материале «околополитического нарратива», входящего в периферийную зону политического дискурса и включающего тексты, посвященные родственникам или предкам политика, а также его личной и даже интимной жизни, авторы выделяют три основных направления, способствующих появлению версий фактов. Выявляются внетекстовые факторы; группа собственно текстовых способов; смена аксиологического модуса СМИ. Доказано, что субъективное начало современных СМИ детерминирует использование не столько ложной информации, сколько информации трансформированной, доля которой неуклонно увеличивается и начинает определять специфику современного публицистического текстообразования.

Об авторах

Н. Б. Руженцева
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Руженцева Наталья Борисовна, доктор филологических наук, профессор

Екатеринбург



Н. Н. Кошкарова
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
Россия

Кошкарова Наталья Николаевна, доктор филологических наук, профессор

Челябинск



Список литературы

1. Абакумова О. Б. Правда, как ценность в русских пословицах в сопоставлении с английскими / О. Б. Абакумова // Лингвокультурные ценности в языковом сознании и коммуникативной практике. — Тяньцзинь : Тяньцзиньский университет иностранных языков. — Волгоград : ПринТерра-Дизайн, 2019. — С. 96—101. — ISBN 978-5-98424-244-8.

2. Васильева А. Н. Газетно-публицистический стиль / А. Н. Васильева. — Москва : Русский язык, 1982. — 198 с.

3. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. — Москва : Наука, 1981. — 138 с.

4. Гришаева Л. И. «Сказка — ложь, да в ней намек…», или О принципах конструирования политической медиареальности / Л. И. Гришаева // Политическая лингвистика. — 2017. — № 4 (64). — С. 18—27.

5. Карасик В. И. Субъектное оценочное позиционирование / В.И. Карасик // Лингвистика речи. Медиастилистика. — Москва : Флинта, 2012. — С. 152—164. — ISBN 978-5-9765-1466-9, 978-5-02-037813-1.

6. Карасик В. И. Языковое проявление личности / В. И. Карасик. — Волгоград : Парадигма, 2015. — 450 с. — ISBN 978-5-94244-055-8.

7. Коньков В. И. Стилеобразующая концепция в средствах массовой информации / В. И. Коньков, А. Н. Потсар // Русская речь в средствах массовой информации : Стилистический аспект. — Санкт-Петербург : СПбГУ, 2007. — 272 с. — ISBN 978-5-288-04362-8.

8. Куницына В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. — Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 544 с. — ISBN 5-8046-0173-3.

9. Онтология языка как общественного явления. — Москва : Наука, 1983. — 312 с.

10. Платонова О. В. Средства массовой информации и культура речи / О. В. Платонова, С. И. Виноградов // Культура русской речи. — Москва : НОРМА-ИНФРА, 1998. — С. 238—280. — ISBN 5-89123-186-7.

11. Попова Т. И. Жанровая дифференциация : отбор языковых средств в публицистике. Речевая агрессия и речевая манипуляция в СМИ / Т. И. Попова // Русский язык и культура речи. — Москва : Юрайт-Издат, 2006. — С. 129—129.

12. Пром Н. А. Фактуализация реальности в медиадискурсе : характеристика. типы, способы выражения : автореферат диссертации ... доктора филологических наук : 10.02.19 / Н. А. Пром. — Москва, 2021. — 40 с.

13. Руженцева Н. Б. Лингвополитическая персонология : коммуникативные портреты / Н. Б. Руженцева, Е. А. Нахимова, М. В. Никифорова. — Екатеринбург : УрГПУ, 2020. — 142 с.

14. Степанов В. Н. К вопросу об эмоциогенной коммуникации / В. Н. Степанов // Иностранные языки в высшей школе. — 2012. — Выпуск 1 (20). — С. 12—34.

15. Черняк В. Д. Базовые понятия массовой литературы / В. Д. Черняк, М. А. Черняк. — Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. М. Герцена, 2009. — 167 с. — ISBN 978-5-8064-1437-4.

16. Lammer-Heindel C. Facts and Opinions [Electronic resource] / C. Lammer-Heindel. — Access mode : https://philosophynow.org/issues/115/Facts_and_Opinions (accessed 23.11.2020).

17. Lewandowsky S. Beyond Misinformation : Understanding and Coping with the “Post-Truth” Era / S. Lewandowsky, U. R. Ecker, J. Cook // Journal of Applied Research in Memory and Cognition. — 2017. — Volume 6. — Issue 4. — Pp. 353—369.

18. Lorusso A. M. Between Truth, Legitimacy, and Legality in the Post-truth Era / A. M. Lorusso // International Journal for the Semiotics of Law. — 2020. — 33. — Pp. 1005—1017. — DOI: 10.1007/s11196-020-09752-3.

19. Lovea P. Debunking fake news in a post-truth era : The plausible untruths of cost underestimation in transport infrastructure projects / P. Lovea, D. Ahiaga-Dagbuib // Transportation Research. — 2018. — Part A. — № 113. — Pp. 357–368. — DOI: 10.1016/j.tra.2018.04.019.

20. Muis K. R. The catcher in the lie : The role of emotions and epistemic judgments in changing students’ misconceptions and attitudes in a post-truth era [Electronic resource] / K. R. Muis, N. Etoubashi, C. A. Denton // Contemporary Educational Psychology. — 2020. — № 62. — Access mode : https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0361476X20300631 (accessed 25/11/2020).

21. Routledge Encyclopedia of Philosophy [Electronic resource]. — Access mode : https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/facts/v-1 (accessed 28.11.2020).

22. Salpado S. Online media impact on politics. Views on posttruth politics and postpostmodernism / S. Salpado // International Journal of Media & Cultural Politics. — September 2018. — № 14 (3). — Pp. 317—331. — DOI: 10.1386/macp.14.3.317_1.


Рецензия

Для цитирования:


Руженцева Н.Б., Кошкарова Н.Н. Феномен искажения информации в СМИ: версии фактов. Научный диалог. 2021;1(7):123-138. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-7-123-138

For citation:


Ruzhentseva N.B., Koshkarova N.N. Phenomenon of Information Misrepresentation in Mass-Media: Versions of Facts. Nauchnyi dialog. 2021;1(7):123-138. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-7-123-138

Просмотров: 1111


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)