Феномен искажения информации в СМИ: версии фактов
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-7-123-138
Аннотация
Статья посвящена феномену искажения фактической информации в популярных печатных СМИ. С точки зрения авторов, искажения обусловлены общей коммуникативной закономерностью — процессом искажения информации при ее передаче; идеологией конкретного издания и тенденциозностью СМИ в целом; стремлением к информационному приоритету и профессиональным ракурсом подачи информации. Понимая под искажением в дискурсе СМИ как подмену, ложь, вымысел, так и трансформацию фактической информации, авторы делают попытку обобщения путей перевода фактов (правдивой информации) в версии фактов. На материале «околополитического нарратива», входящего в периферийную зону политического дискурса и включающего тексты, посвященные родственникам или предкам политика, а также его личной и даже интимной жизни, авторы выделяют три основных направления, способствующих появлению версий фактов. Выявляются внетекстовые факторы; группа собственно текстовых способов; смена аксиологического модуса СМИ. Доказано, что субъективное начало современных СМИ детерминирует использование не столько ложной информации, сколько информации трансформированной, доля которой неуклонно увеличивается и начинает определять специфику современного публицистического текстообразования.
Ключевые слова
Об авторах
Н. Б. РуженцеваРоссия
Руженцева Наталья Борисовна, доктор филологических наук, профессор
Екатеринбург
Н. Н. Кошкарова
Россия
Кошкарова Наталья Николаевна, доктор филологических наук, профессор
Челябинск
Список литературы
1. Абакумова О. Б. Правда, как ценность в русских пословицах в сопоставлении с английскими / О. Б. Абакумова // Лингвокультурные ценности в языковом сознании и коммуникативной практике. — Тяньцзинь : Тяньцзиньский университет иностранных языков. — Волгоград : ПринТерра-Дизайн, 2019. — С. 96—101. — ISBN 978-5-98424-244-8.
2. Васильева А. Н. Газетно-публицистический стиль / А. Н. Васильева. — Москва : Русский язык, 1982. — 198 с.
3. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. — Москва : Наука, 1981. — 138 с.
4. Гришаева Л. И. «Сказка — ложь, да в ней намек…», или О принципах конструирования политической медиареальности / Л. И. Гришаева // Политическая лингвистика. — 2017. — № 4 (64). — С. 18—27.
5. Карасик В. И. Субъектное оценочное позиционирование / В.И. Карасик // Лингвистика речи. Медиастилистика. — Москва : Флинта, 2012. — С. 152—164. — ISBN 978-5-9765-1466-9, 978-5-02-037813-1.
6. Карасик В. И. Языковое проявление личности / В. И. Карасик. — Волгоград : Парадигма, 2015. — 450 с. — ISBN 978-5-94244-055-8.
7. Коньков В. И. Стилеобразующая концепция в средствах массовой информации / В. И. Коньков, А. Н. Потсар // Русская речь в средствах массовой информации : Стилистический аспект. — Санкт-Петербург : СПбГУ, 2007. — 272 с. — ISBN 978-5-288-04362-8.
8. Куницына В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. — Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 544 с. — ISBN 5-8046-0173-3.
9. Онтология языка как общественного явления. — Москва : Наука, 1983. — 312 с.
10. Платонова О. В. Средства массовой информации и культура речи / О. В. Платонова, С. И. Виноградов // Культура русской речи. — Москва : НОРМА-ИНФРА, 1998. — С. 238—280. — ISBN 5-89123-186-7.
11. Попова Т. И. Жанровая дифференциация : отбор языковых средств в публицистике. Речевая агрессия и речевая манипуляция в СМИ / Т. И. Попова // Русский язык и культура речи. — Москва : Юрайт-Издат, 2006. — С. 129—129.
12. Пром Н. А. Фактуализация реальности в медиадискурсе : характеристика. типы, способы выражения : автореферат диссертации ... доктора филологических наук : 10.02.19 / Н. А. Пром. — Москва, 2021. — 40 с.
13. Руженцева Н. Б. Лингвополитическая персонология : коммуникативные портреты / Н. Б. Руженцева, Е. А. Нахимова, М. В. Никифорова. — Екатеринбург : УрГПУ, 2020. — 142 с.
14. Степанов В. Н. К вопросу об эмоциогенной коммуникации / В. Н. Степанов // Иностранные языки в высшей школе. — 2012. — Выпуск 1 (20). — С. 12—34.
15. Черняк В. Д. Базовые понятия массовой литературы / В. Д. Черняк, М. А. Черняк. — Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. М. Герцена, 2009. — 167 с. — ISBN 978-5-8064-1437-4.
16. Lammer-Heindel C. Facts and Opinions [Electronic resource] / C. Lammer-Heindel. — Access mode : https://philosophynow.org/issues/115/Facts_and_Opinions (accessed 23.11.2020).
17. Lewandowsky S. Beyond Misinformation : Understanding and Coping with the “Post-Truth” Era / S. Lewandowsky, U. R. Ecker, J. Cook // Journal of Applied Research in Memory and Cognition. — 2017. — Volume 6. — Issue 4. — Pp. 353—369.
18. Lorusso A. M. Between Truth, Legitimacy, and Legality in the Post-truth Era / A. M. Lorusso // International Journal for the Semiotics of Law. — 2020. — 33. — Pp. 1005—1017. — DOI: 10.1007/s11196-020-09752-3.
19. Lovea P. Debunking fake news in a post-truth era : The plausible untruths of cost underestimation in transport infrastructure projects / P. Lovea, D. Ahiaga-Dagbuib // Transportation Research. — 2018. — Part A. — № 113. — Pp. 357–368. — DOI: 10.1016/j.tra.2018.04.019.
20. Muis K. R. The catcher in the lie : The role of emotions and epistemic judgments in changing students’ misconceptions and attitudes in a post-truth era [Electronic resource] / K. R. Muis, N. Etoubashi, C. A. Denton // Contemporary Educational Psychology. — 2020. — № 62. — Access mode : https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0361476X20300631 (accessed 25/11/2020).
21. Routledge Encyclopedia of Philosophy [Electronic resource]. — Access mode : https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/facts/v-1 (accessed 28.11.2020).
22. Salpado S. Online media impact on politics. Views on posttruth politics and postpostmodernism / S. Salpado // International Journal of Media & Cultural Politics. — September 2018. — № 14 (3). — Pp. 317—331. — DOI: 10.1386/macp.14.3.317_1.
Рецензия
Для цитирования:
Руженцева Н.Б., Кошкарова Н.Н. Феномен искажения информации в СМИ: версии фактов. Научный диалог. 2021;1(7):123-138. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-7-123-138
For citation:
Ruzhentseva N.B., Koshkarova N.N. Phenomenon of Information Misrepresentation in Mass-Media: Versions of Facts. Nauchnyi dialog. 2021;1(7):123-138. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-7-123-138