Журналов:     Статей:        

Ремедиум. 2018; : 22-24

Дорожная карта и рынок БАД: прогнозы и риски

Борзова Мария

https://doi.org/10.21518/1561-5936-2018-11-22-28

Аннотация

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 января 2018 года № 9-р был утвержден разработанный ФАС России план мероприятий (дорожная карта) «Развитие конкуренции в здравоохранении» (далее - дорожная карта). В дорожной карте содержится ряд регуляторных предложений, часть из которых относится к рынку биологически активных добавок к пище (далее - БАД). Пункт 14 дорожной карты, в частности, указывает на необходимость совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере обращения БАД путем «введения запрета на государственную регистрацию одноименных или похожих до степени смешения БАД и лекарственных препаратов». Согласно дорожной карте, соответствующие предложения направлены на пресечение незаконного оборота БАД и введения потребителей в заблуждение. Однако введение абсолютных запретов на практике может оборачиваться непредвиденными последствиями. Поэтому в настоящей статье мы постараемся разобрать возможные риски.
Список литературы

1. План мероприятий (дорожная карта) «Развитие конкуренции в здравоохранении», утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 января 2018 года № 9-р.

2. Официальный сайт ФАС России: http:// opendata.fas.gov.ru/documents/documentdetails. html?id = 14639.

3. Решение ФАС России от 23 марта 2015 года по делу № 3-24-37/00-08-14.

4. Решение ФАС России от 23 марта 2015 года по делу № 3-5-33/00-08-14. позволяла однозначно идентифицировать, что товар относится к категории БАД и не является лекарственным средством. Кроме того, возможна выработка прозрачных и понятных критериев оценки сходства до степени смешения между наименованиями БАД и лекарственных препаратов. Хорошим примером подобного подхода в других отраслях является Письмо Минстроя России от 21 июня 2018 года № 26618-АЧ/04 «Об оценке тождественности или схожести фирменных наименований лицензиатов». Общие принципы, изложенные в данном документе (с учетом необходимости переработки под регу-ляторную специфику рынка БАД), могут быть заимствованы для реализации положений дорожной карты. Также одним из возможных путей решения является организация просветительской программы и (или) отдельного информационного ресурса, который будет предоставлять потребителю объективную информацию об отличиях БАД от лекарственных препаратов, о принципах «ответственного самолечения» с учетом подходов Минздрава России, о необходимости регулярно консультироваться с медицинскими специалистами. При этом крайне важно понимать, что на рынке обращения таких чувствительных товаров, как БАД к пище и лекарственные препараты, не может быть простых решений, выраженных в одной формулировке. Каждый вопрос требует комплексного подхода, в т. ч. с учетом того фактора, что данные товары обращаются на общем рынке пяти союзных государств ^ ЕАЭС. Г*

5. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

6. Официальный сайт Управления по контролю за оборотом лекарственных средств и изделий медицинского назначения Австралии: https://www.tga.gov.au/book-page/2-product-name.

7. Официальный сайт Ирландского совета по лекарственным средствам: http://www. hpra.ie/docs/default-source/publications-forms/ guidance-documents/aut-g0022-guide-to-invented-names-of-human-medicines-v6. pdf?sfvrsn = 19.

Remedium. 2018; : 22-24

Road map and BAA market: forecasts and risks

Borzova Maria

https://doi.org/10.21518/1561-5936-2018-11-22-28

Abstract

The Action Plan (Roadmap) developed by the FAS of Russia «Promotion of Competition in Healthcare» (hereinafter the «Roadmap») was approved by Order of the Government of the Russian Federation No. 9-p of January 12, 2018. The Roadmap contains the regulatory proposals, some of which relate to the biologically active additives market (hereafter the «BAA»). In particular, paragraph 14 of the Roadmap indicates the need to improve the regulatory framework in the field of BAA circulation by «imposing a ban on the market authorization of BAAs and drugs with similar or confusingly similar names». According to the Roadmap, the relevant proposals are aimed at BAA-trafficking and consumers misleading interdiction. However, the introduction of complete bans may have unintended consequences in practice.
References

1. Plan meropriyatii (dorozhnaya karta) «Razvitie konkurentsii v zdravookhranenii», utv. Rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 12 yanvarya 2018 goda № 9-r.

2. Ofitsial'nyi sait FAS Rossii: http:// opendata.fas.gov.ru/documents/documentdetails. html?id = 14639.

3. Reshenie FAS Rossii ot 23 marta 2015 goda po delu № 3-24-37/00-08-14.

4. Reshenie FAS Rossii ot 23 marta 2015 goda po delu № 3-5-33/00-08-14. pozvolyala odnoznachno identifitsirovat', chto tovar otnositsya k kategorii BAD i ne yavlyaetsya lekarstvennym sredstvom. Krome togo, vozmozhna vyrabotka prozrachnykh i ponyatnykh kriteriev otsenki skhodstva do stepeni smesheniya mezhdu naimenovaniyami BAD i lekarstvennykh preparatov. Khoroshim primerom podobnogo podkhoda v drugikh otraslyakh yavlyaetsya Pis'mo Minstroya Rossii ot 21 iyunya 2018 goda № 26618-ACh/04 «Ob otsenke tozhdestvennosti ili skhozhesti firmennykh naimenovanii litsenziatov». Obshchie printsipy, izlozhennye v dannom dokumente (s uchetom neobkhodimosti pererabotki pod regu-lyatornuyu spetsifiku rynka BAD), mogut byt' zaimstvovany dlya realizatsii polozhenii dorozhnoi karty. Takzhe odnim iz vozmozhnykh putei resheniya yavlyaetsya organizatsiya prosvetitel'skoi programmy i (ili) otdel'nogo informatsionnogo resursa, kotoryi budet predostavlyat' potrebitelyu ob\"ektivnuyu informatsiyu ob otlichiyakh BAD ot lekarstvennykh preparatov, o printsipakh «otvetstvennogo samolecheniya» s uchetom podkhodov Minzdrava Rossii, o neobkhodimosti regulyarno konsul'tirovat'sya s meditsinskimi spetsialistami. Pri etom kraine vazhno ponimat', chto na rynke obrashcheniya takikh chuvstvitel'nykh tovarov, kak BAD k pishche i lekarstvennye preparaty, ne mozhet byt' prostykh reshenii, vyrazhennykh v odnoi formulirovke. Kazhdyi vopros trebuet kompleksnogo podkhoda, v t. ch. s uchetom togo faktora, chto dannye tovary obrashchayutsya na obshchem rynke pyati soyuznykh gosudarstv ^ EAES. G*

5. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 goda № 204 «O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda».

6. Ofitsial'nyi sait Upravleniya po kontrolyu za oborotom lekarstvennykh sredstv i izdelii meditsinskogo naznacheniya Avstralii: https://www.tga.gov.au/book-page/2-product-name.

7. Ofitsial'nyi sait Irlandskogo soveta po lekarstvennym sredstvam: http://www. hpra.ie/docs/default-source/publications-forms/ guidance-documents/aut-g0022-guide-to-invented-names-of-human-medicines-v6. pdf?sfvrsn = 19.