Журналов:     Статей:        

Радиопромышленность. 2020; 30: 47-61

О направлениях развития системы стратегического управления оборонно-промышленным комплексом России

Доброва К. Б., Доброва Е. Д.

https://doi.org/10.21778/2413-9599-2020-30-4-47-61

Аннотация

Постановка проблемы. Рассмотрены принципиальные пути развития системы стратегического управления оборонно-промышленным комплексом (ОПК) РФ. Определена главная проблема, а именно ярко выраженное несоответствие действующих методов и механизмов стратегического управления ОПК новым жестким внешним условиям, связанным с санкциями, с ускорением научно-технического прогресса, с необходимостью инновационного развития отрасли, с развитием процессов военно-гражданской интеграции.

Цель. Определение принципиальных путей развития системы стратегического управления ОПК РФ.

Результаты. Описаны типичные подходы к постановке и решению проблем развития системы стратегического управления ОПК – консервативный и кардинальный, показана необходимость реализации именно кардинального подхода. Показаны основные пути создания перспективной системы управления ОПК, соответствующей современным требованиям.

Практическая значимость. Определена необходимость разработки и реализации на государственном уровне целостного инновационно-институционального проекта реформирования системы управления для ОПК.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/36643 (дата обращения 27.10.22).

2. Федеральный закон Российской Федерации «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/33622 (дата обращения 27.10.22).

3. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (О Федеральной контрактной системе) от 05.04.2013 № 44-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/37056 (дата обращения 27.10.22).

4. НТО о НИР «Федеральная контрактная система США». М.: 46 ЦНИИ МО, 1995. 438 с.

5. Федорович В. А., Патрон А. П. США: государство и экономика (Институт США и Канады РАН). М.: Международные отношения, 2007. 386 с.

6. Федорович В. А., Патрон А. П., Заварухин В. П. США: Федеральная контрактная система: механизм регулирования государственного хозяйствования (Ин-т США и Канады РАН). М.: Наука, 2010. 926 с.

7. Федорович В. А., Муравник В. Б., Бочкарев О. И. США: военная экономика (организация и управление). М.: Международные отношения, 2013. 616 c.

8. Мельников Г. Н., Манчевская О. О., Градов С. С. Цена сложного контракта (теория и практика). М.: Планета, 2013. 303 c.

9. Бюджетирование, ориентированное на результат: международный опыт и возможности применения в России. М.: Центр фискальной политики, 2002. 64 c.

10. Канторович Л. Экономика и оптимизация. М.: Наука, 2010. 760 c.

11. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/22664 (дата обращения 27.10.22).

12. Мельников Г. Н., Ветров А. Н. Институциональный взгляд на проблему создания эффективной экономической системы государственных и муниципальных закупок // Госзаказ. 2008. № 7. С. 30–38

13. Мельников Г. Н., Градов С. С. Оптимальная цена сложного контракта. М.: Экспертная компания «Колибри», 2015. 693 c.

14. Степашин С. В. Проблемы развития органов финансового контроля и роль информационных технологий. Тезисы выступления на II научно-практической конференции «Финансовый контроль и новые информационные технологии» (13–14.02.2007, Суздаль). [Электронный ресурс]. URL: http://ach-fci.ru/AKSOR/MNPK-II/art3/Rezol.html (дата обращения: 05.11.20200).

15. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 27.10.22).

16. Клейнер Г. Б. Системная парадигма и экономическая политика // Общественные науки и современность. 2007. № 3. с. 99–114.

17. Клейнер Г. Б. Развитие теории экономических систем и ее применение в корпоративном и стратегическом управлении. Препринт. М.: ЦЭМИ, 2010. 856 c.

18. Полтерович В. М. Стратегия институциональных реформ. Препринт. М.: ЦЭМИ, 2005. 24 c.

19. Мельников Г. Н. Цена обороны и оборона цены // Независимое военное обозрение. 2018. № 31. С. 9–10.

20. Ansoff H. I., Bosman A., Storm P. Understanding and Managing Strategic Change. Amsterdam, Elsevier, 1982, pp. 409–410.

21. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. 358 c.

22. Memorandum for Defense Acguisition, Wash., 1992.

23. Department of Defense FAR Supplement. U.S.A., Commerce Clearing House, Inc., 1993.

24. Benefit-Cost Analysis of Federal Programs; Guidelines and Discount Rates (OMV Cir A-94).

25. Conflict of Interest Low (P.L. 87–849, 76 Stat. 1119, 18 USC201–204).

26. Adams G., Cain S. Defense Dilemmas in the 1990’s. International Security, 1989, vol.13, no. 4, p. 5.

27. Мезоэкономика развития / под ред. Б. Клейнера. М.: Наука, 2011. 805 c.

28. Макаров В. Л. Социальный кластеризм. Российский вызов. М.: Бизнес-Атлас, 2010. 272 c.

Radio industry (Russia). 2020; 30: 47-61

Development direction of the strategic management system of the Russian military-industrial complex

Dobrova K. B., Dobrova E. D.

https://doi.org/10.21778/2413-9599-2020-30-4-47-61

Abstract

Problem statement. The main problem is that the existing methods and mechanisms of strategic management of the MIC are not in line with to the new harsh external conditions due to sanctions, with the acceleration of scientific and technological progress, with the need of MIC transition to innovative development, with the development of military-civil integration processes.

Objective. Determining the principal ways to develop the system of strategic management of the MIC of the Russian Federation.

Results. Typical approaches to the formulation and solution of the development problems of the strategic management system of the defense industry are described – conservative and pivotal, and the need to implement a pivotal approach is shown. The main ways of creating a promising defense industry management system that meets modern requirements are shown.

Practical implications. The need to develop and implement at the state level a comprehensive large innovative and institutional project for reforming the management system for the MIC is determined.

References

1. Federal'nyi zakon Rossiiskoi Federatsii «O gosudarstvennom oboronnom zakaze» ot 29.12.2012 № 275-FZ [Elektronnyi resurs]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/36643 (data obrashcheniya 27.10.22).

2. Federal'nyi zakon Rossiiskoi Federatsii «O zakupkakh tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vidami yuridicheskikh lits» ot 18.07.2011 № 223-FZ. [Elektronnyi resurs]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/33622 (data obrashcheniya 27.10.22).

3. Federal'nyi zakon «O kontraktnoi sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd» (O Federal'noi kontraktnoi sisteme) ot 05.04.2013 № 44-FZ. [Elektronnyi resurs]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/37056 (data obrashcheniya 27.10.22).

4. NTO o NIR «Federal'naya kontraktnaya sistema SShA». M.: 46 TsNII MO, 1995. 438 s.

5. Fedorovich V. A., Patron A. P. SShA: gosudarstvo i ekonomika (Institut SShA i Kanady RAN). M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2007. 386 s.

6. Fedorovich V. A., Patron A. P., Zavarukhin V. P. SShA: Federal'naya kontraktnaya sistema: mekhanizm regulirovaniya gosudarstvennogo khozyaistvovaniya (In-t SShA i Kanady RAN). M.: Nauka, 2010. 926 s.

7. Fedorovich V. A., Muravnik V. B., Bochkarev O. I. SShA: voennaya ekonomika (organizatsiya i upravlenie). M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2013. 616 c.

8. Mel'nikov G. N., Manchevskaya O. O., Gradov S. S. Tsena slozhnogo kontrakta (teoriya i praktika). M.: Planeta, 2013. 303 c.

9. Byudzhetirovanie, orientirovannoe na rezul'tat: mezhdunarodnyi opyt i vozmozhnosti primeneniya v Rossii. M.: Tsentr fiskal'noi politiki, 2002. 64 c.

10. Kantorovich L. Ekonomika i optimizatsiya. M.: Nauka, 2010. 760 c.

11. Federal'nyi zakon «O razmeshchenii zakazov na postavki tovarov, vypolnenie rabot, okazanie uslug dlya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd» ot 21.07.2005 № 94-FZ [Elektronnyi resurs]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/22664 (data obrashcheniya 27.10.22).

12. Mel'nikov G. N., Vetrov A. N. Institutsional'nyi vzglyad na problemu sozdaniya effektivnoi ekonomicheskoi sistemy gosudarstvennykh i munitsipal'nykh zakupok // Goszakaz. 2008. № 7. S. 30–38

13. Mel'nikov G. N., Gradov S. S. Optimal'naya tsena slozhnogo kontrakta. M.: Ekspertnaya kompaniya «Kolibri», 2015. 693 c.

14. Stepashin S. V. Problemy razvitiya organov finansovogo kontrolya i rol' informatsionnykh tekhnologii. Tezisy vystupleniya na II nauchno-prakticheskoi konferentsii «Finansovyi kontrol' i novye informatsionnye tekhnologii» (13–14.02.2007, Suzdal'). [Elektronnyi resurs]. URL: http://ach-fci.ru/AKSOR/MNPK-II/art3/Rezol.html (data obrashcheniya: 05.11.20200).

15. Byudzhetnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii. Federal'nyi zakon ot 31.07.1998 № 145-FZ. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (data obrashcheniya 27.10.22).

16. Kleiner G. B. Sistemnaya paradigma i ekonomicheskaya politika // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 2007. № 3. s. 99–114.

17. Kleiner G. B. Razvitie teorii ekonomicheskikh sistem i ee primenenie v korporativnom i strategicheskom upravlenii. Preprint. M.: TsEMI, 2010. 856 c.

18. Polterovich V. M. Strategiya institutsional'nykh reform. Preprint. M.: TsEMI, 2005. 24 c.

19. Mel'nikov G. N. Tsena oborony i oborona tseny // Nezavisimoe voennoe obozrenie. 2018. № 31. S. 9–10.

20. Ansoff H. I., Bosman A., Storm P. Understanding and Managing Strategic Change. Amsterdam, Elsevier, 1982, pp. 409–410.

21. Ansoff I. Strategicheskoe upravlenie. M.: Ekonomika, 1989. 358 c.

22. Memorandum for Defense Acguisition, Wash., 1992.

23. Department of Defense FAR Supplement. U.S.A., Commerce Clearing House, Inc., 1993.

24. Benefit-Cost Analysis of Federal Programs; Guidelines and Discount Rates (OMV Cir A-94).

25. Conflict of Interest Low (P.L. 87–849, 76 Stat. 1119, 18 USC201–204).

26. Adams G., Cain S. Defense Dilemmas in the 1990’s. International Security, 1989, vol.13, no. 4, p. 5.

27. Mezoekonomika razvitiya / pod red. B. Kleinera. M.: Nauka, 2011. 805 c.

28. Makarov V. L. Sotsial'nyi klasterizm. Rossiiskii vyzov. M.: Biznes-Atlas, 2010. 272 c.