Журналов:     Статей:        

Радиостроение. 2015; : 16-36

Анализ целевых направлений развития технических средств наблюдения глобальной аэронавигационной системы

Шумов А. В.

Аннотация

Мировое сообщество определило основные цели и задачи развития мировой аэронавигации, что нашло свое отражение в Глобальном аэронавигационном плане ИКАО на 2013-2028 гг. и ряде международных программ, определяющих требования к перспективным техническим средствам. При этом развитие российской аэронавигационной системы, в настоящее время заметно отстающей по уровню используемых технических решений по сравнению с американским и европейским сегментами, не должно ограничиваться лишь копированием основных новшеств. Запланированные западом технические средства хоть и могут обеспечить потенциальное значительное увеличение пропускной способности как аэродромных зон, так и остального воздушного пространства Российской Федерации, но совершенно недостаточно учитывают климатические факторы, региональную специфику малых аэропортов России и вопросы безопасности. Перспективным средством решения таких задач является на сегодняшний день использование многоспектральных систем наблюдения, использующих как сигналы от радиолокационных, так и оптико-электронных средств видимого и инфракрасного диапазонов. DOI: 10.7463/rdopt.0515.0825966
Список литературы

1. Глобальный aэронавигационный план на 2013-2028 гг. Международная организация гражданской авиации. Монреаль. 2013. 147 с.

2. ЭТАП ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЕКТА SESAR. Отчет D1: Структура воздушного транспорта. Текущая ситуация. DLM-0602-001-03-00. SESAR Consortium 2006. 105 с.

3. Этап определения проекта SESAR Отчет D3: Целевая концепция ОрВД DLM-0612-001-02-00 SESAR Consortium 2007.

4. SESAR Master Plan D5. DLM-0710-001-02-00 SESAR Consortium 2008. 123 с.

5. Сайт FAA. Режим доступа: http://www.faa.gov/news/testimony/images/Figure1.jpg (дата обращения 20.11.2014).

6. Правила аэронавигационного обслуживания. Международная организация гражданской авиации. Монреаль: ИКАО. 2007. 481 с.

7. Руководство по навигации, основанной на характеристиках (PBN). Международная организация гражданской авиации. Монреаль. 2013. 444 с.

8. Липин А.В. Внедрение зональной авиации в России. Режим доступа: http://www.atminst.ru/up_files/doklad_9.pdf (дата обращения 20.11.2014).

9. Опыт разработки схем для применения процедур PBN // Доклад. Режим доступа: http://www.atminst.ru/up_files/doklad_rozeinzon%20_%20pbn_seminar%2024-09-13.pdf (дата обращения 20.11.2014).

10. Бобряков В., Мутовкин В. Управление воздушным движением: Какая АС нужна России? Режим доступа: http://gov.it-cnews.com/reviews/index.shtml?2008/09/05/316444_2 (дата обращения 20.11.2014).

11. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации № 242. от 09.11.2010 «Об утверждении типов требуемых навигационных характеристик для маршрутов зональной навигации» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2010 №19144) // "Российская газета". №283. 15.12.2010.

12. Руководство по авиационному наблюдению. Международная организация гражданской авиации. Монреаль: ИКАО. 2012. 336 с.

13. Руководство по полетам и потокам движения: информация для совместного использования воздушного пространства (FF-ICE). Международная организация гражданской авиации. Монреаль: ИКАО. 2012. 172 с.

14. Руководство по усовершенствованным системам управления наземным движением и контроля за ним (A-SMGCS). Международная организация гражданской авиации. Монреаль: ИКАО. 2004. 100 с.

15. Сайт компании Frequentis. Режим доступа: www.frequentis.com (дата обращения 20.11.2014).

Radio Engineering. 2015; : 16-36

Analysing the Target Surveillance Technology Development Trends of the Global Air Navigation System

Shumov A. V.

Abstract

The ICAO 2013-2028 Global Air Navigation Plan defines a development concept of the global air navigation system, as well as provides guidance on technologies of ground and airborne radio-electronic systems of the next generation to be used across the the globe. In accordance with the ICAO Global Air Navigation Plan a number of states - members of the ICAO implement programs to improve their air navigation systems. The SESAR program in Europe and the NextGen one in the United States play a main role on the world stage. Other countries, including the Russian Federation, are currently aligning their activities with the global plans and programs to ensure integration of their global aeronautical solutions.
Within the period to 2025 and further the main expected functional changes of the aircraft ATM capabilities are to provide support for the four-dimensional paths and specific types of landing approach, i.e. optimized curved approach and offset paths. Now a Deployment phase (2014-2020) is under way to deploy a full-scale production and implement a new infrastructure of the ATM system. A key tenet of the global ATM system development is the transition to the PBN.
The aeronautical structures of Russia cannot be developed without the consent with development programs of leading segments - American and European. The need to develop regional economies causes the growing demand for increased business activity of the civil aviation. Active introduction of new navigation and surveillance technologies are necessary to bridge the substantial Russia’s gap both in technology and in ATM procedures in its airspace.
However, the planned West technologies may provide a potentially significant increase in capacity both of the aerodrome zones and of the rest airspace of the Russian Federation, but their capability of taking in consideration the climatic factors, regional specificity of small airports in Russia, and security issues is absolutely insufficient. A promising way to solve such problems is to use multispectral surveillance systems, using the signals both from radar and from optoelectronic systems of visible and infrared ranges.

References

1. Global'nyi aeronavigatsionnyi plan na 2013-2028 gg. Mezhdunarodnaya organizatsiya grazhdanskoi aviatsii. Monreal'. 2013. 147 s.

2. ETAP OPREDELENIYa PROEKTA SESAR. Otchet D1: Struktura vozdushnogo transporta. Tekushchaya situatsiya. DLM-0602-001-03-00. SESAR Consortium 2006. 105 s.

3. Etap opredeleniya proekta SESAR Otchet D3: Tselevaya kontseptsiya OrVD DLM-0612-001-02-00 SESAR Consortium 2007.

4. SESAR Master Plan D5. DLM-0710-001-02-00 SESAR Consortium 2008. 123 s.

5. Sait FAA. Rezhim dostupa: http://www.faa.gov/news/testimony/images/Figure1.jpg (data obrashcheniya 20.11.2014).

6. Pravila aeronavigatsionnogo obsluzhivaniya. Mezhdunarodnaya organizatsiya grazhdanskoi aviatsii. Monreal': IKAO. 2007. 481 s.

7. Rukovodstvo po navigatsii, osnovannoi na kharakteristikakh (PBN). Mezhdunarodnaya organizatsiya grazhdanskoi aviatsii. Monreal'. 2013. 444 s.

8. Lipin A.V. Vnedrenie zonal'noi aviatsii v Rossii. Rezhim dostupa: http://www.atminst.ru/up_files/doklad_9.pdf (data obrashcheniya 20.11.2014).

9. Opyt razrabotki skhem dlya primeneniya protsedur PBN // Doklad. Rezhim dostupa: http://www.atminst.ru/up_files/doklad_rozeinzon%20_%20pbn_seminar%2024-09-13.pdf (data obrashcheniya 20.11.2014).

10. Bobryakov V., Mutovkin V. Upravlenie vozdushnym dvizheniem: Kakaya AS nuzhna Rossii? Rezhim dostupa: http://gov.it-cnews.com/reviews/index.shtml?2008/09/05/316444_2 (data obrashcheniya 20.11.2014).

11. Prikaz Ministerstva transporta Rossiiskoi Federatsii № 242. ot 09.11.2010 «Ob utverzhdenii tipov trebuemykh navigatsionnykh kharakteristik dlya marshrutov zonal'noi navigatsii» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 09.12.2010 №19144) // "Rossiiskaya gazeta". №283. 15.12.2010.

12. Rukovodstvo po aviatsionnomu nablyudeniyu. Mezhdunarodnaya organizatsiya grazhdanskoi aviatsii. Monreal': IKAO. 2012. 336 s.

13. Rukovodstvo po poletam i potokam dvizheniya: informatsiya dlya sovmestnogo ispol'zovaniya vozdushnogo prostranstva (FF-ICE). Mezhdunarodnaya organizatsiya grazhdanskoi aviatsii. Monreal': IKAO. 2012. 172 s.

14. Rukovodstvo po usovershenstvovannym sistemam upravleniya nazemnym dvizheniem i kontrolya za nim (A-SMGCS). Mezhdunarodnaya organizatsiya grazhdanskoi aviatsii. Monreal': IKAO. 2004. 100 s.

15. Sait kompanii Frequentis. Rezhim dostupa: www.frequentis.com (data obrashcheniya 20.11.2014).