Журналов:     Статей:        

Политическая лингвистика. 2018; : 40-47

ПРЕДВЫБОРНЫЙ ЖАРГОН: ЯЗЫКОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛА

Руженцева Н. Б.

Аннотация

Статья, написанная на материале «Словаря избирательной кампании» Т. П. Тарасенко (2017), посвящена типологизации и интерпретации предвыборного жаргона. Под предвыборным жаргоном понимается лексический корпус, единицы которого сочетают в себе признаки жаргонной лексики (экспрессивность), профессионализмов (релевантность для предвыборной деятельности) и терминов (точная номинация специальных понятий). По тематике жаргонную лексику можно дифференцировать с выделением 4 крупных групп: 1) обозначений процессов (технологий, методов, приемов, сценариев); 2) обозначений результатов предвыборной деятельности; 3) обозначений субъектов, участвующих в избирательной гонке; 4) обозначений партий и политических движений. Дифференциация предвыборного жаргона по происхождению свидетельствует о наличии русских и заимствованных жаргонных слов, а по стилистической окраске - о наличии нейтральных слов и слов, имеющих оценочные пометы (шутл. ирон., груб., пренебр., неодобр.), что в целом свидетельствует об активном пополнении этого участка лексической системы русского языка. Интерпретация предвыборного жаргона с точки зрения языковых механизмов, актуализируемых при порождении слова, свидетельствует о том, что эти механизмы можно свести к компрессии и конкретизации базового смысла жаргонной номинации. В свою очередь, к частным языковым механизмам можно отнести компрессионно-образный, лексико-семантический (переосмысление понятия, его сужение и синонимизация), словообразовательный, синтаксический (актуализирующий возможности лексической сочетаемости) и оценочный механизмы конкретизации. Действие этих механизмов способствует как детализации понятий, связанных с предвыборным дискурсом, так и экономии речевых средств, точности жаргонных номинаций, их легкой запоминаемости и встраиваемости в устную и письменную речь специалистов и неподготовленных потребителей информации.
Список литературы

1. Болдырев Н. Н. Когнитивная лингвистика. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. 252 с.

2. Болотнова Н. С. Основы теории текста. - Томск : Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 1999. 100 с.

3. Воронцова Т. А. Речевая агрессия: вторжение в коммуникативное пространство. - Ижевск : Издат. дом «Удмуртский ун-т», 2006. 250 с.

4. Гайкова О. В. Предвыборный дискурс как жанр политической коммуникации: на материале английского языка : дис. … канд. филол. наук. - Волгоград, 2003. 211 с.

5. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М. : Просвещение, 1993. 224 с.

6. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. - СПб. : Златоуст, 1999. 320 с.

7. Крысин Л. П. Литературная норма и речевая практика газет // Язык современной публицистики. - М. : Флинта : Наука, 2005. С. 44-57.

8. Майданова Л. М. Практикум по современному русскому литературному языку. - Екатеринбург : УрГУ, 1993. 384 с.

9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка : 80 000 сл. и фразеол. выражений / Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. - М. : Азбуковник, 1997. 944 с. ISBN 5-89285-003-X.

10. Ольшанский Д. В. Политический PR. - СПб. : Питер, 2003. 544 с.

11. Русский язык : энцикл. - М. : Советская энциклопедия, 1979. 431 с.

12. Скворцов Л. И. Профессиональные языки, жаргоны и культура речи // Русская речь. 1997. № 1. С. 56-62.

13. Сковородников А. П., Копнина Г. А. Экспрессивные средства в языке современной России: тенденции и их культурно-речевая оценка // Язык средств массовой информации. - М. : МГУ, 2004. Ч. 2. С. 285-306.

14. Солганик Г. Я. Общая характеристика языка современных СМИ в сопоставлении с языком СМИ предшествующего периода // Язык массовой и межличностной коммуникации. - М. : МедиаМир, 2007. С. 15-39.

15. Тарасенко Т. П. Словарь избирательной кампании. - Краснодар : Просвещение-Юг, 2017. 587 с.

16. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. - М. : Высш. школа, 1983. 335 с.

17. Шилихина К. М. Семантика и прагматика вербальной иронии. - Воронеж : Наука-Юнипресс, 2014. 304 с.

Political Linguistics. 2018; : 40-47

ELECTION JARGON: LANGUAGE MECHANISMS OF MEANING MAKING

Ruzhentseva N. B.

Abstract

The article is based on the material of the “Election Campaign Dictionary” by T.P. Tarasenko published in 2017. It classifies and interprets election jargon. Election jargon is a lexical corpus, the units of which combine the features of slang (expressiveness), professionalisms (relevance for election campaign) and terms (exact names of special concepts). According to the topics, jargon words may be divided into 4 groups: 1) names of processes (technologies, methods, devices and scenarios); 2) names of results of election campaign; 3) names of candidates; 4) names of political parties and political groups. Classification of election jargon according to its origin shows that there are Russian and borrowed words, and according to their stylistic coloring there are neutral words and evaluative lexical units (humorous, ironic, rude, disrespectful, pejorative), which proves expansion of this group of Russian vocabulary. Interpretation of election jargon from the point of view of language mechanisms that reveal themselves in word production proves that these mechanisms are compression and concretization of the basic meaning of the jargon. Among specific language mechanisms we find compression-expressive, lexico-semantic (change of meaning, narrowing of meaning and synonymy), word-building, syntactic (lexical combinability) and assessment mechanisms of concretization. These mechanisms contribute both to specification of notions connected with election discourse and economy of verbal means, accuracy of jargonisms, their memorability and suitability for oral and written speech of professionals and unprepared addressees.
References

1. Boldyrev N. N. Kognitivnaya lingvistika. - M. ; Berlin : Direkt-Media, 2016. 252 s.

2. Bolotnova N. S. Osnovy teorii teksta. - Tomsk : Izd-vo Tom. gos. ped. un-ta, 1999. 100 s.

3. Vorontsova T. A. Rechevaya agressiya: vtorzhenie v kommunikativnoe prostranstvo. - Izhevsk : Izdat. dom «Udmurtskii un-t», 2006. 250 s.

4. Gaikova O. V. Predvybornyi diskurs kak zhanr politicheskoi kommunikatsii: na materiale angliiskogo yazyka : dis. … kand. filol. nauk. - Volgograd, 2003. 211 s.

5. Kozhina M. N. Stilistika russkogo yazyka. - M. : Prosveshchenie, 1993. 224 s.

6. Kostomarov V. G. Yazykovoi vkus epokhi. - SPb. : Zlatoust, 1999. 320 s.

7. Krysin L. P. Literaturnaya norma i rechevaya praktika gazet // Yazyk sovremennoi publitsistiki. - M. : Flinta : Nauka, 2005. S. 44-57.

8. Maidanova L. M. Praktikum po sovremennomu russkomu literaturnomu yazyku. - Ekaterinburg : UrGU, 1993. 384 s.

9. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka : 80 000 sl. i frazeol. vyrazhenii / Ros. akad. nauk, In-t rus. yaz. im. V. V. Vinogradova. 4-e izd., dop. - M. : Azbukovnik, 1997. 944 s. ISBN 5-89285-003-X.

10. Ol'shanskii D. V. Politicheskii PR. - SPb. : Piter, 2003. 544 s.

11. Russkii yazyk : entsikl. - M. : Sovetskaya entsiklopediya, 1979. 431 s.

12. Skvortsov L. I. Professional'nye yazyki, zhargony i kul'tura rechi // Russkaya rech'. 1997. № 1. S. 56-62.

13. Skovorodnikov A. P., Kopnina G. A. Ekspressivnye sredstva v yazyke sovremennoi Rossii: tendentsii i ikh kul'turno-rechevaya otsenka // Yazyk sredstv massovoi informatsii. - M. : MGU, 2004. Ch. 2. S. 285-306.

14. Solganik G. Ya. Obshchaya kharakteristika yazyka sovremennykh SMI v sopostavlenii s yazykom SMI predshestvuyushchego perioda // Yazyk massovoi i mezhlichnostnoi kommunikatsii. - M. : MediaMir, 2007. S. 15-39.

15. Tarasenko T. P. Slovar' izbiratel'noi kampanii. - Krasnodar : Prosveshchenie-Yug, 2017. 587 s.

16. Fomina M. I. Sovremennyi russkii yazyk. Leksikologiya. - M. : Vyssh. shkola, 1983. 335 s.

17. Shilikhina K. M. Semantika i pragmatika verbal'noi ironii. - Voronezh : Nauka-Yunipress, 2014. 304 s.