Политическая лингвистика. 2021; : 52-60
Метафорические образы президентов Грузии Э. Шеварднадзе и М. Саакашвили: универсальные и персонифицированные метафорические модели
https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_04_06Аннотация
Перспективным направлением, изучающим вербальные образы, речевые портреты политиков, аксиологические характеристики образов политических деятелей, является лингвополитическая персонология. В рамках данного направления изучаются метафорические образы политиков, формируемые активно развивающимися СМИ. Данная статья посвящена исследованию метафорических портретов политических лидеров: проанализированы метафорические образы грузинских политиков Э. Шеварднадзе и М. Саакашвили. Исследование было выполнено на материале британских СМИ: методом сплошной выборки отобрано и проанализировано свыше 2000 метафорических единиц (примерно равное количество для обоих политиков). Метафорический образ политика представляет совокупность метафорических моделей, которые могут быть дифференцированы по количественному показателю. Сопоставительный анализ метафорических образов политиков позволяет выделить универсальные, характерные для обоих политиков, и индивидуальные, свойственные конкретному политику, образы. Универсальными метафорическими моделями являются доминантные метафорические модели «ПРЕЗИДЕНТ ГРУЗИИ — ЭТО ВОИН», «ПРЕЗИДЕНТ ГРУЗИИ — ЭТО ИГРОК», которые востребованы в метафорических образах Э. Шеварднадзе и М. Саакашвили. Прагматический потенциал, смысловое наполнение метафор зависит от контекста, однако следует отметить, что в начале президентского срока количество позитивных образов значительно выше, чем в конце. В метафорическом образе Э. Шеварднадзе персонифицированная модель — «Э. ШЕВАРДНАДЗЕ — ЭТО ЛИСА». В метафорическом образе М. Саакашвили к персонифицированным моделям можно отнести метафорические модели «М. СААКАШВИЛИ — ЭТО СУМАСШЕДШИЙ», «М. СААКАШВИЛИ — ЭТО КЛОУН». Анализ показал, что универсальные метафорические модели относятся к группе высокочастотных, а персонифицированные — к среднечастотным метафорическим моделям. Следует отметить, что персонифицированным метафорическим моделям в большей степени свойственна негативная тональность.
Список литературы
1. Барышникова, Г. В. Метафорическое создание политического образа руководителя России в западных СМИ (на материале англо-американской и французской прессы) / Г. В. Барышникова, И. И. Дубинина. — Текст : электронный // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2019. — № 4 (137). — С. 179—185. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metaforicheskoe-sozdanie-politicheskogo-obraza-rukovoditelya-rossii-v-zapadnyh-smi-na-materiale-anglo-amerikanskoy-i-frantsuzskoy (дата обращения: 04.06.2021).
2. Башкатова, Ю. А. Метафорический образ внешности политика в российском дискурсе СМИ / Ю. А. Башкатова. — Текст : электронный // Политическая лингвистика. — 2010. — № 2. — С. 97—100. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metaforicheskiy-obraz-vneshnosti-politika-v-rossiyskom-diskurse-smi (дата обращения: 25.05.2021).
3. Вагенляйтнер, Н. В. Языковой образ женщины-политика в аспекте характеризации внешности (на материале печатных СМИ) / Н. В. Вагенляйтнер. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. — 2011. — № 3. — С. 180—183.
4. Гасюкова, К. Х. Лингвопрагматические средства создания образа современного российского политика в англоязычной прессе / К. Х. Гасюкова. — Текст : электронный // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых. — 2018. — № 16. — С. 62— 66. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvopragmaticheskie-sredstva-sozdaniya-obraza-sovremennogo-rossiyskogo-politikav-angloyazychnoy-presse (дата обращения: 08.06.2021).
5. Дзюба, Е. В. Концепт «ум» в русской лингвокультуре : моногр. / Е. В. Дзюба ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2011. — 224 с. — Текст : непосредственный.
6. Кислицына, Н. Н. Реализация коннотационного потенциала метафоры при создании образа женщины-политика (на материале англоязычных СМИ) / Н. Н. Кислицина, Т. В. Мельниченко. — Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного университета. Филология. — 2020. — № 65. — С. 92—108.
7. Кирсанова, А. М. Образ Китая в российских специализированных Интернет-СМИ / А. М. Кирсанова. — Текст : электронный // Архонт. — 2019. — № 3 (12). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-kitaya-v-rossiyskih-spetsializirovannyh-internet-smi (дата обращения: 08.06.2021).
8. Козджаз, У. Положение турецкой прессы и образ Советского Союза в турецкой прессе на самом начальном этапе Второй мировой войны / У. Козджаз. — Текст : электронный // Исторический журнал: научные исследования. — 2018. — № 5. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polozhenie-turetskoy-pressy-i-obraz-sovetskogo-soyuza-v-turetskoy-presse-na-samom-nachalnom-etape-vtoroy-mirovoy-voyny (дата обращения: 08.06.2021).
9. Руженцева, Н. Б. Лингвополитическая персонология: коммуникативные портреты / Н. Б. Руженцева, Е. А. Нахимова, М. В. Никифорова ; Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. А. П. Чудинов. — Екатеринбург : [б. и.], 2020. — 142 с.
10. Сегал, Н. А. Зоонимичная лексика как источник метафоризации в медиатекстах (на примере ключевой единицы лиса) / Н. А. Сегал, И. А. Сикстова. — Текст : непосредственный // Вестник Вятского государственного университета. — 2017. — № 11. — С. 165—168.
11. Слободенюк, Е. А. Прецедентность в создании метафорического образа немецкого политика в современном британском медиадискурсе / Е. А. Слободенюк. — Текст : электронный // Вестник КРАУНЦ (Камчатской региональной ассоциации «Учебно-научный центр»). Гуманитарные науки. — 2018. — № 2 (32). — С. 43—46. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pretsedentnost-v-sozdanii-metaforicheskogo-obraza-nemetskogo-politika-v-sovremennom-britanskom-mediadiskurse (дата обращения: 04.06.2021).
12. Стрельников, А. М. Метафорический оценочный портрет И. М. Хакамады в дискурсе президентских выборов / А. М. Стрельников. — Текст : электронный // Политическая лингвистика. — 2005. — № 16. — C. 115—120. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metaforicheskiy-otsenochnyy-portret-i-m-hakamady-v-diskurse-prezidentskih-vyborov (дата обращения: 04.06.2021).
13. Хачмафова, З. Р. Метафорическое моделирование образа политика в медиадискурсе / З. Р. Хачмафова, Н. В. Погребняк. — Текст : электронный // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. — 2018. — № 4 (227). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metaforicheskoe-modelirovanie-obraza-politika-v-mediadiskurse (дата обращения: 5.06.2021).
14. Aaldering, L. Political leaders and the media. Can we measure political leadership images in newspapers using computer-assisted content analysis? / L. Aaldering, R. Vliegenthart. — Text : electronic. — URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/s11135-015-0242-9.pdf (date of access: 05.06.2021).
15. O'Neill, D. Women politicians in the UK press: not seen and not heard? / D. O'Neill, H. Savigny, V. Cann. — Text : electronic // Feminist Media Studies. — 2016. — Vol. 16. — P. 293—307. — URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/14680777.2015.1092458.
16. Petrone, E. Obama as Kennedy: The Media's Role in Branding a Politician / E. Petrone. — 2012. — URL: https://www.proquest.com/docview/2206743389/BE87387D33684D13PQ/10 (date of access: 6.06.2021).
Political Linguistics. 2021; : 52-60
Metaphorical Images of the Presidents of Georgia E. Shevardnadze and M. Saakashvili: Universal and Personalized Metaphorical Models
https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_04_06Abstract
Linguopolitical personology is a promising area of linguistics that studies verbal images, speech portraits of politicians, and axiological characteristics of images of political figures. This branch of linguistics studies metaphorical images of politicians formed by actively developing media. This paper presents a study of metaphorical portraits of political leaders: it analyzes the metaphorical images of Georgian politicians E. Shevardnadze and M. Saakashvili. The research material consists of publications in the British media: over 2000 metaphorical units were selected and analyzed via the continuous sampling technique (approximately the same number for each politician). The metaphorical image of a politician is a set of metaphorical models that can be differentiated in terms of quantitative indicators. A comparative analysis of the metaphorical images of the politicians allows the author to single out universal (typical of both politicians) and personalized (characteristic of one politician) images. Universal metaphorical models are dominant metaphorical models: PRESIDENT OF GEORGIA IS A WARRIOR, PRESIDENT OF GEORGIA IS A PLAYER. They are part of the metaphorical images of E. Shevardnadze and M. Saakashvili. The pragmatic potential and the semantic content of metaphors depends on the context, however, it should be noted that at the beginning of the presidential term, the number of positive images is much higher than at the end. E. SHEVARDNADZE IS A FOX is a personalized model in the metaphorical image of E. Shevardnadze. The personalized models in the metaphorical image of M. Saakashvili are M. SAAKASHVILI IS A CRAZY MAN, M. SAAKASHVILI IS A CLOWN. The analysis showed that the universal metaphorical models belong to the group of high-frequency ones, and the personalized ones belong to the group of mid-frequency metaphorical models. It should be noted that negative assessment is more characteristic of personalized metaphorical models.
References
1. Baryshnikova, G. V. Metaforicheskoe sozdanie politicheskogo obraza rukovoditelya Rossii v zapadnykh SMI (na materiale anglo-amerikanskoi i frantsuzskoi pressy) / G. V. Baryshnikova, I. I. Dubinina. — Tekst : elektronnyi // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. — 2019. — № 4 (137). — S. 179—185. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metaforicheskoe-sozdanie-politicheskogo-obraza-rukovoditelya-rossii-v-zapadnyh-smi-na-materiale-anglo-amerikanskoy-i-frantsuzskoy (data obrashcheniya: 04.06.2021).
2. Bashkatova, Yu. A. Metaforicheskii obraz vneshnosti politika v rossiiskom diskurse SMI / Yu. A. Bashkatova. — Tekst : elektronnyi // Politicheskaya lingvistika. — 2010. — № 2. — S. 97—100. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metaforicheskiy-obraz-vneshnosti-politika-v-rossiyskom-diskurse-smi (data obrashcheniya: 25.05.2021).
3. Vagenlyaitner, N. V. Yazykovoi obraz zhenshchiny-politika v aspekte kharakterizatsii vneshnosti (na materiale pechatnykh SMI) / N. V. Vagenlyaitner. — Tekst : neposredstvennyi // Politicheskaya lingvistika. — 2011. — № 3. — S. 180—183.
4. Gasyukova, K. Kh. Lingvopragmaticheskie sredstva sozdaniya obraza sovremennogo rossiiskogo politika v angloyazychnoi presse / K. Kh. Gasyukova. — Tekst : elektronnyi // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 9: Issledovaniya molodykh uchenykh. — 2018. — № 16. — S. 62— 66. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvopragmaticheskie-sredstva-sozdaniya-obraza-sovremennogo-rossiyskogo-politikav-angloyazychnoy-presse (data obrashcheniya: 08.06.2021).
5. Dzyuba, E. V. Kontsept «um» v russkoi lingvokul'ture : monogr. / E. V. Dzyuba ; Ural. gos. ped. un-t. — Ekaterinburg : [b. i.], 2011. — 224 s. — Tekst : neposredstvennyi.
6. Kislitsyna, N. N. Realizatsiya konnotatsionnogo potentsiala metafory pri sozdanii obraza zhenshchiny-politika (na materiale angloyazychnykh SMI) / N. N. Kislitsina, T. V. Mel'nichenko. — Tekst : neposredstvennyi // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. — 2020. — № 65. — S. 92—108.
7. Kirsanova, A. M. Obraz Kitaya v rossiiskikh spetsializirovannykh Internet-SMI / A. M. Kirsanova. — Tekst : elektronnyi // Arkhont. — 2019. — № 3 (12). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-kitaya-v-rossiyskih-spetsializirovannyh-internet-smi (data obrashcheniya: 08.06.2021).
8. Kozdzhaz, U. Polozhenie turetskoi pressy i obraz Sovetskogo Soyuza v turetskoi presse na samom nachal'nom etape Vtoroi mirovoi voiny / U. Kozdzhaz. — Tekst : elektronnyi // Istoricheskii zhurnal: nauchnye issledovaniya. — 2018. — № 5. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polozhenie-turetskoy-pressy-i-obraz-sovetskogo-soyuza-v-turetskoy-presse-na-samom-nachalnom-etape-vtoroy-mirovoy-voyny (data obrashcheniya: 08.06.2021).
9. Ruzhentseva, N. B. Lingvopoliticheskaya personologiya: kommunikativnye portrety / N. B. Ruzhentseva, E. A. Nakhimova, M. V. Nikiforova ; Ural. gos. ped. un-t ; otv. red. A. P. Chudinov. — Ekaterinburg : [b. i.], 2020. — 142 s.
10. Segal, N. A. Zoonimichnaya leksika kak istochnik metaforizatsii v mediatekstakh (na primere klyuchevoi edinitsy lisa) / N. A. Segal, I. A. Sikstova. — Tekst : neposredstvennyi // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2017. — № 11. — S. 165—168.
11. Slobodenyuk, E. A. Pretsedentnost' v sozdanii metaforicheskogo obraza nemetskogo politika v sovremennom britanskom mediadiskurse / E. A. Slobodenyuk. — Tekst : elektronnyi // Vestnik KRAUNTs (Kamchatskoi regional'noi assotsiatsii «Uchebno-nauchnyi tsentr»). Gumanitarnye nauki. — 2018. — № 2 (32). — S. 43—46. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pretsedentnost-v-sozdanii-metaforicheskogo-obraza-nemetskogo-politika-v-sovremennom-britanskom-mediadiskurse (data obrashcheniya: 04.06.2021).
12. Strel'nikov, A. M. Metaforicheskii otsenochnyi portret I. M. Khakamady v diskurse prezidentskikh vyborov / A. M. Strel'nikov. — Tekst : elektronnyi // Politicheskaya lingvistika. — 2005. — № 16. — C. 115—120. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metaforicheskiy-otsenochnyy-portret-i-m-hakamady-v-diskurse-prezidentskih-vyborov (data obrashcheniya: 04.06.2021).
13. Khachmafova, Z. R. Metaforicheskoe modelirovanie obraza politika v mediadiskurse / Z. R. Khachmafova, N. V. Pogrebnyak. — Tekst : elektronnyi // Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Filologiya i iskusstvovedenie. — 2018. — № 4 (227). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metaforicheskoe-modelirovanie-obraza-politika-v-mediadiskurse (data obrashcheniya: 5.06.2021).
14. Aaldering, L. Political leaders and the media. Can we measure political leadership images in newspapers using computer-assisted content analysis? / L. Aaldering, R. Vliegenthart. — Text : electronic. — URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/s11135-015-0242-9.pdf (date of access: 05.06.2021).
15. O'Neill, D. Women politicians in the UK press: not seen and not heard? / D. O'Neill, H. Savigny, V. Cann. — Text : electronic // Feminist Media Studies. — 2016. — Vol. 16. — P. 293—307. — URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/14680777.2015.1092458.
16. Petrone, E. Obama as Kennedy: The Media's Role in Branding a Politician / E. Petrone. — 2012. — URL: https://www.proquest.com/docview/2206743389/BE87387D33684D13PQ/10 (date of access: 6.06.2021).
События
-
Журнал «Літасфера» присоединился к Elpub! >>>
22 июл 2025 | 11:00 -
К платформе Elpub присоединился журнал «Труды НИИСИ» >>>
21 июл 2025 | 10:43 -
Журнал «Успехи наук о животных» присоединился к Elpub! >>>
18 июл 2025 | 12:37 -
Журнал «Наука. Инновации. Технологии» принят в DOAJ >>>
17 июл 2025 | 12:17 -
К платформе Elpub присоединился журнал « Библиотечный мир» >>>
15 июл 2025 | 12:17