Политическая лингвистика. 2021; : 127-133
Приемы информационно-психологического воздействия в статических поликодовых текстах, посвященных самоизоляции
https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_02_12Аннотация
В статье представлены результаты исследования специфики приемов информационнопсихологического воздействия в статических поликодовых текстах — мемах и демотиваторах, посвященных массовой самоизоляции. Анализ показал, что приемы манипуляции («манипулятивное комментирование», «эффект присутствия», «принцип контраста») и пропаганды («общий вагон», «трансфер», «подтасовка карт», «осмеяние», «ссылка на авторитеты») использованы в одних случаях для поддержания таких коммуникативных стратегий, как диффамация объекта и косвенное негативное оценивание объекта, с целью формирования/поддержания в сознании целевой аудитории негативного «медийного образа» и общественного мнения о представителях правоохранительных органов, а также мерах правительства по нераспространению коронавирусной инфекции на территории РФ, что говорит об их намеренном использовании, а в других — не столь часто реализуются в рамках стратегий создания психологического напряжения, нейтрализации шокового состояния и пробуждения сочувствия к жертвам «самоизоляции». При этом данные тексты могут одновременно выступать средством выражения и формирования общественного мнения. Все это еще раз подчеркивает тот факт, что статические поликодовые тексты, посвященные различным сторонам массовой самоизоляции, создавались в соответствии с целым рядом прагматических целей, среди которых рассмешить, высмеять, напугать или поделиться собственными страхами, успокоить, вызвать сочувствие, научить/информировать, сформировать негативное мнение об объекте, дискредитировать объект, заставить задуматься, убедить или переубедить адресата сообщения, приободрить тех, кто оказался на дистанционном обучении или удаленном режиме работы, а также показать повседневные трудности людей, находящихся в условиях массовой самоизоляции и вынужденного социального дистанцирования, изменения их душевного состояния, мировосприятия и миропонимания.
Список литературы
1. Битянова, М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей : учеб. пособие / М. Р. Битянова. — Москва : ЭКСМО-Пресс, 2001. — 576 с.
2. Быкова, О. Н. Языковое манипулирование / О. Н. Быкова. — Текст : непосредственный // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. —Красноярск, 1999. — Вып. 1. — С. 99—103.
3. Денисов, С. Ф. Художественные антиутопии: типология и философско-антропологические смыслы / С. Ф. Денисов, Л. В. Денисова. — Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного университета. — 2017. — № 7 (403). — С. 19—26. — (Философские науки ; вып. 45).
4. Зелинский, С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды — как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс. — Санкт-Петербург : Издат.-торговый дом «Скифия», 2008. — 403 с.
5. Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О. С. Иссерс. — Изд. 5-е. — Москва : Издательство ЛКИ, 2008. — 288 с. — Текст : непосредственный.
6. Лату, М. Н. Коммуникативные стратегии и тактики в статистических поликодовых текстах, посвященных массовой самоизоляции / М. Н. Лату, Ю. Р. Тагильцева. — Текст : непосредственный // Политическая лингвистика. — 2021. — Вып. 1 (85). — С. 50—71.
7. Манойло, А. В. Государственная информационная политика в особых условиях : моногр. / А. В. Манойло. — Москва : МИФИ, 2003. — 388 с.
8. Храмченко, Д. С. Ирония и юмор как дискурсивные механизмы прагматического воздействия (на материале англоязычных деловых публикаций СМИ) / Д. С. Храмченко. — Текст : непосредственный // Филологические науки МГИМО. — 2017. — № 12 (4). — С. 70—75.
9. Язык информационно-психологической войны: стратегии, тактики и приемы // Лингвистика информационно-психологической войны : коллективная монография. Книга I / под ред. проф. А. П. Сковородникова. — Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016. — Глава 3. — 280 с.
10. Morris, M. The Internet as Mass Medium / M. Morris, C. Ogan. — Text : unmediated // Journal of Communication. — 1996. — Vol. 46. — № 1. — Р. 39—50.
Political Linguistics. 2021; : 127-133
Techniques of Information and Psychological Impact in Static Polycode Texts on Lockdown
https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_02_12Abstract
The article presents the results of a study of the specific nature of information and psychological impact techniques in static polycode texts-memes and demotivators dedicated to mass lockdown. The analysis shows that the techniques of manipulation (“manipulative commenting”, “the effect of presence”, “the principle of contrast”) and propaganda (“common carriage”, “transfer”, “card manipulation”, “ridicule”, “reference to authorities”) are used in some cases to support such communication strategies as defamation of the object and indirect negative evaluation of the object, in order to form / maintain in the minds of the target audience a negative "media image" and public opinion about representatives of law enforcement agencies, as well as the government's measures to prevent the spread of coronavirus infection on the territory of the Russian Federation, which indicates their deliberate use. In other cases they are sometimes implemented as part of the strategies aimed to create psychological tension, neutralize shock and awaken sympathy for the victims of “lockdown”. At the same time, these texts can simultaneously serve as a means of expressing and forming public opinion. All this once again highlights the fact that static polycode texts dedicated to various aspects of mass lockdown were created in accordance with a number of pragmatic goals, targeted to make people laugh, ridicule, frighten or share their own fears, calm them down, arouse sympathy, teach / inform them, form a negative opinion about the object, discredit the object, make them think, convince or make the recipient of the message change their mind, cheer up those who on distant learning or work mode, as well as show the everyday difficulties of the people living in lockdown and forced social distancing, and describe changes in their state of mind, world perception and worldview.
References
1. Bityanova, M. R. Sotsial'naya psikhologiya: nauka, praktika i obraz myslei : ucheb. posobie / M. R. Bityanova. — Moskva : EKSMO-Press, 2001. — 576 s.
2. Bykova, O. N. Yazykovoe manipulirovanie / O. N. Bykova. — Tekst : neposredstvennyi // Teoreticheskie i prikladnye aspekty rechevogo obshcheniya. —Krasnoyarsk, 1999. — Vyp. 1. — S. 99—103.
3. Denisov, S. F. Khudozhestvennye antiutopii: tipologiya i filosofsko-antropologicheskie smysly / S. F. Denisov, L. V. Denisova. — Tekst : neposredstvennyi // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2017. — № 7 (403). — S. 19—26. — (Filosofskie nauki ; vyp. 45).
4. Zelinskii, S. A. Informatsionno-psikhologicheskoe vozdeistvie na massovoe soznanie. Sredstva massovoi kommunikatsii, informatsii i propagandy — kak provodnik manipulyativnykh metodik vozdeistviya na podsoznanie i modelirovaniya postupkov individa i mass. — Sankt-Peterburg : Izdat.-torgovyi dom «Skifiya», 2008. — 403 s.
5. Issers, O. S. Kommunikativnye strategii i taktiki russkoi rechi / O. S. Issers. — Izd. 5-e. — Moskva : Izdatel'stvo LKI, 2008. — 288 s. — Tekst : neposredstvennyi.
6. Latu, M. N. Kommunikativnye strategii i taktiki v statisticheskikh polikodovykh tekstakh, posvyashchennykh massovoi samoizolyatsii / M. N. Latu, Yu. R. Tagil'tseva. — Tekst : neposredstvennyi // Politicheskaya lingvistika. — 2021. — Vyp. 1 (85). — S. 50—71.
7. Manoilo, A. V. Gosudarstvennaya informatsionnaya politika v osobykh usloviyakh : monogr. / A. V. Manoilo. — Moskva : MIFI, 2003. — 388 s.
8. Khramchenko, D. S. Ironiya i yumor kak diskursivnye mekhanizmy pragmaticheskogo vozdeistviya (na materiale angloyazychnykh delovykh publikatsii SMI) / D. S. Khramchenko. — Tekst : neposredstvennyi // Filologicheskie nauki MGIMO. — 2017. — № 12 (4). — S. 70—75.
9. Yazyk informatsionno-psikhologicheskoi voiny: strategii, taktiki i priemy // Lingvistika informatsionno-psikhologicheskoi voiny : kollektivnaya monografiya. Kniga I / pod red. prof. A. P. Skovorodnikova. — Krasnoyarsk : Sib. feder. un-t, 2016. — Glava 3. — 280 s.
10. Morris, M. The Internet as Mass Medium / M. Morris, C. Ogan. — Text : unmediated // Journal of Communication. — 1996. — Vol. 46. — № 1. — R. 39—50.
События
-
Журнал «Концепт: Философия, религия, культура» принят в Scopus >>>
9 июл 2025 | 13:25 -
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52 -
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32