Журналов:     Статей:        

Политическая лингвистика. 2021; : 50-71

Коммуникативные стратегии и тактики в статических поликодовых текстах, посвященных массовой самоизоляции

Лату М. Н., Тагильцева Ю. Р.

https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_01_05

Аннотация

В статье представлено исследование специфики статических поликодовых текстов — мемов и демотиваторов, посвященных самоизоляции, с целью выявления и описания коммуникативных стратегий и тактик. Как показывает анализ, в рассматриваемых статических поликодовых текстах реализуется набор определенных коммуникативных стратегий и тактик: стратегия создания психологического напряжения (тактики: создания «тяжелого» будущего; иллюстрации; «Негативный собственный опыт»), стратегия юмора (тактики: «Самоизоляция — это…»; «До и во время / после самоизоляции»; черного юмора), стратегия нейтрализации шокового состояния (тактики: «Положительный собственный опыт»; «Советы и рекомендации в условиях самоизоляции»; «Лучше, чем у других»; «Самоизоляция по-…ски в разных странах»), стратегия диффамации (тактики: формирования негативного характеризующего подтекста; «оглупления», примитивизации объекта), стратегия косвенного негативного оценивания объекта (тактики: выстраивания компрометирующих ассоциаций; выискивания и сложения мелких негативных деталей, направленных на дискредитацию объекта), стратегия возбуждения сочувствия к «жертвам самоизоляции» (тактики: изображения трудностей постоянного нахождения дома; «Новая реальность — новые правила/императивы»), стратегия стимулирования рассуждения (тактики: диалога с читателем; «Использование известного образа»), стратегия манипулирования (тактики: пропаганды; призыва), стратегия формирования положительного настроя (тактика «Проявление заботы»). Данные коммуникативные стратегии и тактики используются для информационно-психологического воздействия на адресата и формирования в его сознании определенных установок в отношении массовой самоизоляции.

Список литературы

1. Антонова, Ю. А. Коммуникативные стратегии и тактики в современном газетном дискурсе (отклики на террористиче-ский акт) : 10.02.01 — Русский язык : дис. … канд. филол. наук / Антонова Юлия Анатольевна. — Екатеринбург, 2007. — 184 с. — Текст : непосредственный.

2. Быкова, О. Н. Языковое манипулирование / О. Н. Бы-кова. — Текст : непосредственный // Теоретические и при-кладные аспекты речевого общения. —Красноярск, 1999. — Вып. 1. — С. 99—103.

3. Язык информационно-психологической войны: страте-гии, тактики и приемы // Лингвистика информационно-психологической войны : коллективная монография. Книга I / под ред. проф. А. П. Сковородникова. — Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016. — Глава 3. — 280 с.

4. Денисов, С. Ф. Художественные антиутопии: типология и философско-антропологические смыслы / С. Ф. Денисов, Л. В. Денисова. — Текст : непосредственный // Вестник Че-лябинского государственного университета. — 2017. — № 7 (403). — С. 19—26. — (Философские науки ; вып. 45).

5. Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О. С. Иссерс. — Изд. 5-е. — Москва : Изда-тельство ЛКИ, 2008. — 288 с. — Текст : непосредственный.

6. Падучева, Е. В. Модальность / Е. В. Падучева. — Текст : электронный // Русская корпусная грамматика. — 2016. — URL: http://rusgram.ru.

7. Рюмина, М. Т. Эстетика смеха: смех как виртуальная реальность / М. Т. Рюмина. — Москва : КомКнига, 2006. — 320 c. — Текст : непосредственный.

8. Храмченко, Д. С. Ирония и юмор как дискурсивные механизмы прагматического воздействия (на материале англо-язычных деловых публикаций СМИ) / Д. С. Храмченко. — Текст : непосредственный // Филологические науки МГИМО. — 2017. — № 12 (4). — С. 70—75.

9. Laux, Lothar. “Wir, die wir gut sind”. Die Selbstdarstellung von Politikern zwischen Glorifizierung und Glaubwürdigkeit / Lothar Laux, Astrid Schütz. — München : Deutscher Taschen-buch Verlag, 1996. — 223 S. — Text : unmediated.

Political Linguistics. 2021; : 50-71

Communicative Strategies and Tactics in Static Polycode Texts Devoted to Mass Lockdown

Latu M. N., Tagil'tseva Yu. R.

https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_01_05

Abstract

The article investigates specific features of static polycode texts (Internet memes and demotivators), devoted to lockdown, in order to reveal and describe communicative strategies and tactics. The authors’ analysis shows that a set of certain communicative strategies and tactics is realized in static polycode texts: the strategy of creation of psychological tension (the tactics include picturing a “hard” future; illustrations; “Own negative experience”), the strategy of humor (the tactics: “Lockdown is …”; “Before, during and after the lockdown”, black humor), the strategy of shock neutralization (the tactics: “Own positive experience”, “Advice and recommendations under the conditions of Lockdown”, “Better than with other people”, “National specificity of lockdown in different countries”), the strategy of defamation (the tactics: formation of negative characterizing implication; “stupidifying” or primitivization of the object), the strategy of indirect negative object evaluation (the tactics: arranging compromising associations; looking for and assembling small negative details aimed to discredit the object), the strategy of provoking sympathy to the “victims of lockdown” (the tactics: describing the difficulties of continuous stay at home; “New reality – new rules/imperatives”), the strategy of stimulating reasoning (the tactics: dialogue with the reader; “Use of a well-known image”), the strategy of manipulation (the tactics: propaganda; calls), the strategy of formation of positive attitude (the tactic: “Showing care”). These communicative strategies and tactics are used to exercise information and psychological impact upon the recipient and to form certain motives in their mind with reference to mass lockdown.

References

1. Antonova, Yu. A. Kommunikativnye strategii i taktiki v sovremennom gazetnom diskurse (otkliki na terroristiche-skii akt) : 10.02.01 — Russkii yazyk : dis. … kand. filol. nauk / Antonova Yuliya Anatol'evna. — Ekaterinburg, 2007. — 184 s. — Tekst : neposredstvennyi.

2. Bykova, O. N. Yazykovoe manipulirovanie / O. N. By-kova. — Tekst : neposredstvennyi // Teoreticheskie i pri-kladnye aspekty rechevogo obshcheniya. —Krasnoyarsk, 1999. — Vyp. 1. — S. 99—103.

3. Yazyk informatsionno-psikhologicheskoi voiny: strate-gii, taktiki i priemy // Lingvistika informatsionno-psikhologicheskoi voiny : kollektivnaya monografiya. Kniga I / pod red. prof. A. P. Skovorodnikova. — Krasnoyarsk : Sib. feder. un-t, 2016. — Glava 3. — 280 s.

4. Denisov, S. F. Khudozhestvennye antiutopii: tipologiya i filosofsko-antropologicheskie smysly / S. F. Denisov, L. V. Denisova. — Tekst : neposredstvennyi // Vestnik Che-lyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2017. — № 7 (403). — S. 19—26. — (Filosofskie nauki ; vyp. 45).

5. Issers, O. S. Kommunikativnye strategii i taktiki russkoi rechi / O. S. Issers. — Izd. 5-e. — Moskva : Izda-tel'stvo LKI, 2008. — 288 s. — Tekst : neposredstvennyi.

6. Paducheva, E. V. Modal'nost' / E. V. Paducheva. — Tekst : elektronnyi // Russkaya korpusnaya grammatika. — 2016. — URL: http://rusgram.ru.

7. Ryumina, M. T. Estetika smekha: smekh kak virtual'naya real'nost' / M. T. Ryumina. — Moskva : KomKniga, 2006. — 320 c. — Tekst : neposredstvennyi.

8. Khramchenko, D. S. Ironiya i yumor kak diskursivnye mekhanizmy pragmaticheskogo vozdeistviya (na materiale anglo-yazychnykh delovykh publikatsii SMI) / D. S. Khramchenko. — Tekst : neposredstvennyi // Filologicheskie nauki MGIMO. — 2017. — № 12 (4). — S. 70—75.

9. Laux, Lothar. “Wir, die wir gut sind”. Die Selbstdarstellung von Politikern zwischen Glorifizierung und Glaubwürdigkeit / Lothar Laux, Astrid Schütz. — München : Deutscher Taschen-buch Verlag, 1996. — 223 S. — Text : unmediated.