Журналов:     Статей:        

Политическая лингвистика. 2018; : 18-28

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ В ПЕЧАТНЫХ ПРЕДВЫБОРНЫХ МАТЕРИАЛАХ 2018 Г

Руженцева Н. Б.

Аннотация

Статья посвящена прагматико-стратегической организации предвыборного печатного дискурса. Целью автора является характеристика печатных предвыборных изданий газетного формата с точки зрения выявления в них репертуара политических стратегий кандидатов на пост президента РФ (выборы-2018), а также репертуара коммуникативных стратегий, используемых в качестве поддержки стратегий политических. В статье получила частичное решение и более узкая задача - обобщение наблюдений над формальной организацией предвыборных изданий и формулировка выводов о коммуникативных удачах и неудачах каждого из них. В качестве материала автором выбраны 4 предвыборные газеты, изданные в поддержку В. Путина, П. Грудинина, Г. Явлинского и К. Собчак. Основной политической стратегией, использованной в газете «Команда Путина», является консервативная стратегия в сочетании со стратегией перспективы. Коммуникативные стратегии в материалах данного издания - это аргументативная (пристыковка к авторитету), контактоустанавливающая, развлекательная и имиджевая (реализуется вариант имиджа «Обычный человек»). Основными политическими стратегиями, реализованными в газете в поддержку П. Грудинина, являются инновационная стратегия изменений в сочетании с агрессивной (наступательной) стратегией, направленной в адрес политических оппонентов. К коммуникативным стратегиям можно, в свою очередь, отнести стратегию опровержения, контратакующую и имиджевую (микророль - «Хозяин», «Батька»). В «Президентской газете» в поддержку Г. Явлинского основными политическими стратегиями являются также инновационная в сочетании с агрессивной; к коммуникативным же стратегиям можно отнести ретроспективно-перспективную, контактоустанавливающую и имиджевую (микророль - «Умник»). В предвыборной газете «Ксения» основными политическими стратегиями вновь являются инновационная и агрессивная, а коммуникативными - стратегия самоизменений, реализуемая посредством целого ряда коммуникативных тактик, контактоустанавливающая, в том числе направленная на полифоническую организацию текстового материала, и имиджевая (микророли - «Ревизор», «Женщина-мать»). Сказанное определяет тенденцию к использованию в печатном предвыборном дискурсе двух репертуаров политических стратегий: консервативной в сочетании с перспективной, с одной стороны, и инновационной в сочетании с агрессивной - с другой. В свою очередь, инвариантной коммуникативной стратегией является имиджевая стратегия. Остальные коммуникативные стратегии выступают как вариативные и во многом зависят от целого ряда экстралингвистических условий и обстоятельств. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: предвыборный дискурс; политический дискурс; политические стратегии; политическая коммуникация; политические деятели; коммуникативные стратегии; медиадискурс; средства массовой информации; медиалингвистика; медиатексты
Список литературы

1. Анненкова И. В. Язык СМИ и политика в риторическом аспекте (на примере предвыборных кампаний 2007-2008 гг.) // Язык СМИ и политика. - М. : МГУ, 2012. С. 162-199.

2. Атьман О. В. Вербализация стратегии самопрезентации в президентских предвыборных теледебатах как агональном жанре политического дискурса США // Политический дискурс в парадигме научных исследований. - Тюмень : Тюмен. гос. ун-т, 2014. С. 5-10.

3. Глазкова С. А. Политические традиции в формировании имиджа (проблемы политического консалтинга). - СПб. : СПбГУ, 2003. 62 с.

4. Голубева Т. М. Языковая манипуляция в предвыборном дискурсе: на материале американского варианта английского языка [Электронный ресурс] : автореф. дис. … канд. филол. наук. - Н. Новгород, 2009. URL: http://cheloveknauka.com/ yazykovaya-manipulyatsiya-v-predvybornom-diskurse.

5. Егорова-Гантман Е. В., Плешаков К. В. Политическая реклама. - М. : Никколо-Медиа, 2003. 240 с.

6. Иванова Ю. М. Стратегии речевого воздействия в жанре предвыборных теледебатов : автореф. дис. … канд. филол. наук. - Волгоград : ВГПУ, 2003.

7. Ильина О. В., Комаров Д. А. Конструирование образа политика в медиатексте (на примере кампании по выборам мэра Екатеринбурга 2013) // Политическая лингвистика: проблематика, методология, аспекты исследования и перспективы развития научного направления. - Екатеринбург : УрГПУ, 2015. С. 99-105.

8. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. - Омск : ОмГУ, 1999. 285 с.

9. Каслова А. А. Метафорическое моделирование президентских выборов в России и США (2000 г.) : дис. … канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2003. 209 с.

10. Киселев К. В. Политический слоган: проблемы семантической политики и коммуникативная техника. - Екатеринбург : УрО РАН, 2002. 242 с.

11. Култышева И. В. Использование коммуникативных стратегий во время теледебатов избирательной кампании в Государственную думу 2011 года // Политическая лингвистика. 2013. № 3 (45). С. 106-113.

12. Култышева И. В. Категория комического в репрезентации образа политического врага (на примере фотокарикатур и демотиваторов) // Политическая лингвистика: проблематика, методология, аспекты исследования и перспективы развития научного направления. - Екатеринбург : УрГПУ, 2016. С. 129-138.

13. Левшина Н. Г. Косвенные речевые тактики в предвыборном дискурсе: на материале выборов главы Администрации Псковской области [Электронный ресурс] : автореф. дис. … канд. филол. наук. - СПб., 2005. URL:http://chelovekn auka.com/kosvennye-rechevye-taktiki-v-predvybornom-diskurse.

14. Лесняк М. В. Речевая стратегия «вероятностное оценивание» в парламентском дискурсе: немецкие кандидаты на выборах в Европарлммент 2014 года // Политическая лингвистика. 2014. № 4 (50). С. 143-147.

15. Магера Т. С. Текст политического плаката: лингвориторическое моделирование (на материале региональных предвыборных плакатов) : дис. … канд. филол. наук. - Барнаул, 2006.

16. Никифорова М. В., Чудинов А. П. Варианты и средства репрезентации концептуальной оппозиции в дискурсе мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана // Политическая лингвистика. 2016. № 4 (58). С. 154-163.

17. Никифорова М. В. Средства аргументации в жанре предвыборных теледебатов (на материале теледебатов с участием Е. Ройзмана) // Политическая лингвистика. 2015. № 1 (51). С. 120-125.

18. Обвинцева О. В. Средства эмоционального воздействия в предвыборных речах жен кандидатов в президенты США М. Обамы и Э. Ромни // Политическая лингвистика. 2012. № 4 (42). С. 163-167.

19. Ольшанский Д. В. Политический PR. - СПб. : Питер, 2003. 544 с.

20. Пикулева Ю. Б. Почтовая политическая реклама предвыборных листовок и СМИ как средство формирования образа региональной власти // Проблемы речевой коммуникации. - Саратов : Изд-во Саратов. ун-та, 2004. Вып. 4 : Власть и речь. С. 70-85.

21. Плахотная Ю. И. Моделирование политического предвыборного дискурса (когнитивно-прагматический аспект) : дис. … канд. филол. наук. - Челябинск, 2004. 279 с.

22. Полюгова Е. В. Использование инвективной лексики в политических текстах (на примере агитационных материалов партии «Справедливая Россия» в Областную думу Законодательного собрания Свердловской области 2010 года) // Политическая коммуникация. - Екатеринбург : УрГПУ, 2013. С. 251-257.

23. Руженцева Н. Б. Дискредитирующие тактики и приемы в российском политическом дискурсе. - Екатеринбург : УрГПУ, 2004. 293 с.

24. Семкин М. А. Коммуникативные стратегии и речевые тактики конфронтационных электоральных риторик (на материале третьего этапа дебатов президентской предвыборной кампании США 2012 г.) // Политическая лингвистика. 2014. № 1 (47). С. 186-190.

25. Сергеева Е. В. К вопросу о некоторых манипулятивных приемах в текстах предвыборной агитации (на материале кампании 2011 года) // Политическая лингвистика. 2012. № 2 (40). С. 46-52.

26. Столяров А. А. Зарубежные пиар-стратегии в предвыборной практике российской оппозиции // Политическая лингвистика. 2014. № 1 (47). С. 191-199.

27. Халатян А. Б. Предвыборный дискурс // Политическая лингвистика. 2011. № 2 (36). С. 181-188.

28. Федотовских Т. Г. Листовка как жанр политического дискурса: когнитивно-прагматический анализ : автореф. дис. … канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2005.

29. Ширманов И. А. Концептуальная метафора в дискурсе президентской предвыборной кампании 2004 г. // Политическая лингвистика. 2006. № 1 (20). С. 170-175.

30. Ярославцева А. Е. Репрезентация речевых стратегий и тактик в агитационном тексте : автореф. дис. … канд. филол. наук. - Томск, 2007.

Political Linguistics. 2018; : 18-28

Political and communicative strategies in print Pre-election publications of 2018

Ruzhentseva N. B.

Abstract

The article analyzes pragmatic and strategic structure of pre-election print media discourse. The aim of this research is to study print pre-election newspapers to reveal the repertoire of political strategies of the candidates for presidency in Russia in 2018. Communicative strategies used to intensify political strategies are studied as well. One more problem has been solved in this research - the analysis of the structure of pre-election publications from the point of view of communicative success or failure. The material for this research consists of four pre-election newspapers to support such candidates as V.Putin, P. Grudinin, G. Yavlinsky and K. Sobchak. The main strategies used in the paper “Putin’s Team” are conservative strategy and the strategy of perspective. Communicative strategies of this newspaper are argumentative (appeal to the authority), phatic, entertaining and image-building (the image of an “Ordinary man” is being created). The main political strategies in the paper to support P. Grudinin are innovative and aggressive strategies addressed to the political opponents. Communicative strategies of this paper include those of denial, contracting and image-building (micro-king “Owner”, “Father”). In “President’s Newspaper” supporting G. Yavlinsky, the main political strategies are innovative and aggressive; communicative strategies include retrospective and perspective, phatic and image-building (micro-king “The Clever”). In pre-election newspaper “Ksenia”, supporting K. Sobchak, we find such political strategies as innovative and aggressive, while communicative strategies include the strategy of self-change developed with the help of a number of communicative tactics; phatic aimed at polyphonic arrangement of the text; and image-building (Micro-kings) “Inspector” and “Woman-mother”). The abovementioned strategies make it possible to conclude that there is a tendency to use two types of political strategies in print pre-election papers: conservative in combination with perspective and innovative accompanied by aggressive. The invariant communicative strategy for all the analyzed materials is the image-building one. All the other communicative strategies depend on a number of extra-linguistic factors.
References

1. Annenkova I. V. Yazyk SMI i politika v ritoricheskom aspekte (na primere predvybornykh kampanii 2007-2008 gg.) // Yazyk SMI i politika. - M. : MGU, 2012. S. 162-199.

2. At'man O. V. Verbalizatsiya strategii samoprezentatsii v prezidentskikh predvybornykh teledebatakh kak agonal'nom zhanre politicheskogo diskursa SShA // Politicheskii diskurs v paradigme nauchnykh issledovanii. - Tyumen' : Tyumen. gos. un-t, 2014. S. 5-10.

3. Glazkova S. A. Politicheskie traditsii v formirovanii imidzha (problemy politicheskogo konsaltinga). - SPb. : SPbGU, 2003. 62 s.

4. Golubeva T. M. Yazykovaya manipulyatsiya v predvybornom diskurse: na materiale amerikanskogo varianta angliiskogo yazyka [Elektronnyi resurs] : avtoref. dis. … kand. filol. nauk. - N. Novgorod, 2009. URL: http://cheloveknauka.com/ yazykovaya-manipulyatsiya-v-predvybornom-diskurse.

5. Egorova-Gantman E. V., Pleshakov K. V. Politicheskaya reklama. - M. : Nikkolo-Media, 2003. 240 s.

6. Ivanova Yu. M. Strategii rechevogo vozdeistviya v zhanre predvybornykh teledebatov : avtoref. dis. … kand. filol. nauk. - Volgograd : VGPU, 2003.

7. Il'ina O. V., Komarov D. A. Konstruirovanie obraza politika v mediatekste (na primere kampanii po vyboram mera Ekaterinburga 2013) // Politicheskaya lingvistika: problematika, metodologiya, aspekty issledovaniya i perspektivy razvitiya nauchnogo napravleniya. - Ekaterinburg : UrGPU, 2015. S. 99-105.

8. Issers O. S. Kommunikativnye strategii i taktiki russkoi rechi. - Omsk : OmGU, 1999. 285 s.

9. Kaslova A. A. Metaforicheskoe modelirovanie prezidentskikh vyborov v Rossii i SShA (2000 g.) : dis. … kand. filol. nauk. - Ekaterinburg, 2003. 209 s.

10. Kiselev K. V. Politicheskii slogan: problemy semanticheskoi politiki i kommunikativnaya tekhnika. - Ekaterinburg : UrO RAN, 2002. 242 s.

11. Kultysheva I. V. Ispol'zovanie kommunikativnykh strategii vo vremya teledebatov izbiratel'noi kampanii v Gosudarstvennuyu dumu 2011 goda // Politicheskaya lingvistika. 2013. № 3 (45). S. 106-113.

12. Kultysheva I. V. Kategoriya komicheskogo v reprezentatsii obraza politicheskogo vraga (na primere fotokarikatur i demotivatorov) // Politicheskaya lingvistika: problematika, metodologiya, aspekty issledovaniya i perspektivy razvitiya nauchnogo napravleniya. - Ekaterinburg : UrGPU, 2016. S. 129-138.

13. Levshina N. G. Kosvennye rechevye taktiki v predvybornom diskurse: na materiale vyborov glavy Administratsii Pskovskoi oblasti [Elektronnyi resurs] : avtoref. dis. … kand. filol. nauk. - SPb., 2005. URL:http://chelovekn auka.com/kosvennye-rechevye-taktiki-v-predvybornom-diskurse.

14. Lesnyak M. V. Rechevaya strategiya «veroyatnostnoe otsenivanie» v parlamentskom diskurse: nemetskie kandidaty na vyborakh v Evroparlmment 2014 goda // Politicheskaya lingvistika. 2014. № 4 (50). S. 143-147.

15. Magera T. S. Tekst politicheskogo plakata: lingvoritoricheskoe modelirovanie (na materiale regional'nykh predvybornykh plakatov) : dis. … kand. filol. nauk. - Barnaul, 2006.

16. Nikiforova M. V., Chudinov A. P. Varianty i sredstva reprezentatsii kontseptual'noi oppozitsii v diskurse mera Ekaterinburga Evgeniya Roizmana // Politicheskaya lingvistika. 2016. № 4 (58). S. 154-163.

17. Nikiforova M. V. Sredstva argumentatsii v zhanre predvybornykh teledebatov (na materiale teledebatov s uchastiem E. Roizmana) // Politicheskaya lingvistika. 2015. № 1 (51). S. 120-125.

18. Obvintseva O. V. Sredstva emotsional'nogo vozdeistviya v predvybornykh rechakh zhen kandidatov v prezidenty SShA M. Obamy i E. Romni // Politicheskaya lingvistika. 2012. № 4 (42). S. 163-167.

19. Ol'shanskii D. V. Politicheskii PR. - SPb. : Piter, 2003. 544 s.

20. Pikuleva Yu. B. Pochtovaya politicheskaya reklama predvybornykh listovok i SMI kak sredstvo formirovaniya obraza regional'noi vlasti // Problemy rechevoi kommunikatsii. - Saratov : Izd-vo Saratov. un-ta, 2004. Vyp. 4 : Vlast' i rech'. S. 70-85.

21. Plakhotnaya Yu. I. Modelirovanie politicheskogo predvybornogo diskursa (kognitivno-pragmaticheskii aspekt) : dis. … kand. filol. nauk. - Chelyabinsk, 2004. 279 s.

22. Polyugova E. V. Ispol'zovanie invektivnoi leksiki v politicheskikh tekstakh (na primere agitatsionnykh materialov partii «Spravedlivaya Rossiya» v Oblastnuyu dumu Zakonodatel'nogo sobraniya Sverdlovskoi oblasti 2010 goda) // Politicheskaya kommunikatsiya. - Ekaterinburg : UrGPU, 2013. S. 251-257.

23. Ruzhentseva N. B. Diskreditiruyushchie taktiki i priemy v rossiiskom politicheskom diskurse. - Ekaterinburg : UrGPU, 2004. 293 s.

24. Semkin M. A. Kommunikativnye strategii i rechevye taktiki konfrontatsionnykh elektoral'nykh ritorik (na materiale tret'ego etapa debatov prezidentskoi predvybornoi kampanii SShA 2012 g.) // Politicheskaya lingvistika. 2014. № 1 (47). S. 186-190.

25. Sergeeva E. V. K voprosu o nekotorykh manipulyativnykh priemakh v tekstakh predvybornoi agitatsii (na materiale kampanii 2011 goda) // Politicheskaya lingvistika. 2012. № 2 (40). S. 46-52.

26. Stolyarov A. A. Zarubezhnye piar-strategii v predvybornoi praktike rossiiskoi oppozitsii // Politicheskaya lingvistika. 2014. № 1 (47). S. 191-199.

27. Khalatyan A. B. Predvybornyi diskurs // Politicheskaya lingvistika. 2011. № 2 (36). S. 181-188.

28. Fedotovskikh T. G. Listovka kak zhanr politicheskogo diskursa: kognitivno-pragmaticheskii analiz : avtoref. dis. … kand. filol. nauk. - Ekaterinburg, 2005.

29. Shirmanov I. A. Kontseptual'naya metafora v diskurse prezidentskoi predvybornoi kampanii 2004 g. // Politicheskaya lingvistika. 2006. № 1 (20). S. 170-175.

30. Yaroslavtseva A. E. Reprezentatsiya rechevykh strategii i taktik v agitatsionnom tekste : avtoref. dis. … kand. filol. nauk. - Tomsk, 2007.