Журналов:     Статей:        

Политическая лингвистика. 2019; : 100-106

Политический плакат как поликодовый текст

Павлина С. Ю.

https://doi.org/10.26170/pl19-02-11

Аннотация

Статья посвящена выявлению особенностей взаимодействия знаков, принадлежащих к разным семиотическим системам, в формате британских и американских политических плакатов. Плакат рассматривается как текст особого рода, который воспринимается через зрительный канал коммуникации и в котором совмещаются вербальный, графический, иконический и цветовой коды. Являясь средством визуальной политической коммуникации, плакат приобретает особую значимость в электоральном контексте. С точки зрения структурной организации политические плакаты разделяются на три группы: имеющие только вербальную составляющую, объединяющие изображение и вербальный компонент и содержащие только изображение. Анализ взаимодействия семиотически разнородных компонентов, выявленных в британских и американских политических плакатах, позволяет утверждать, что смысловой доминантой текста может выступать каждый код в отдельности, однако чаще всего трансляция политически значимой информации происходит при тесном взаимодействии вербального и невербальных элементов текста. Лаконичность плаката предполагает использование коммуникативных стратегий, направленных на усиление его выразительности, что позволяет привлечь внимание и вызвать эмоциональный отклик у адресата. Средствами усиления экспрессивности плаката служат метафора, языковая игра, аллитерация, рифма и использование как вербальных, так и невербальных интертекстуальных элементов.
Список литературы

1. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). - М. : Academia, 2003.

2. Баранов А. Н., Паршин П. Б. О метаязыке описания визуализаций текста // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Сер. 2, Языкознание. 2018. Т. 17, № 3. С. 6-15.

3. Большакова Л. С. О содержании понятия «поликодовый текст» // Вестн. СамГУ. 2008. № 4 (63). С. 19-24.

4. Вальтер Х. Политический плакат - зеркало своего времени // Проблемы истории, филологии, культуры. 2016. № 3. С. 143-149.

5. Ворошилова М. Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению. - Екатеринбург, 2013. 194 с.

6. Ейгер Г. В., Юхт В. Л. К построению типологии текстов// Лингвистика текста : материалы науч. конф. при МГПИИЯ им. М. Тореза. - М., 1974. Ч. 1.

7. Ирисханова О. К. Полимодальность в социокогнитивном освещении: семиотика плаката // Когнитивные исследования языка. 2012. № 11. С. 63-66.

8. Кулинич М. А., Чаплыгина Ю. С. Креолизованные тексты и их функции // Филологическая проблематика в системе высшего образования : сб. науч. тр. - Самара : СамГАПС, 2002. Вып. 1. С. 32-36.

9. Магера Т. С. Текст политического плаката: лингвориторическое моделирование (на материале региональных предвыборных плакатов) : дис. … канд. филол. наук. - Барнаул, 2006.

10. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативные функции // Оптимизация речевого воздействия. - М. : Наука, 1990. С. 180-186.

11. Ходус Е. Ю. Политический плакат Франции как креолизованный текст // Вестн. Ставропольск. гос. ун-та. 2011. № 76 (5). С. 118-124.

12. Чернявская В. Е. Какие текстовые границы нужны лингвисту? Поликодовые и гибридные тексты // Стиль. 2008. С. 105-120.

13. Ball S. Dole Queues and Demons: British Election Posters from the Conservative Party Archive. - Oxford : Boldain Library, 2011.

14. Dumitrescu D. The importance of being present: Election posters as signals of electoral strength, evidence from France and Belgium // Party Politics. 2012. Vol. 18. P. 941-960.

15. Geise S., Vigsø O. Methodological Approaches to the Analysis of Visual Political Communication Through Election Posters // Election Posters Around the Globe / Holtz-Bacha C., Johansson B. (eds). - Springer, 2017.

16. Seidman S. Posters, propaganda & persuasion in election campaigns around the world and through history. - New York : P. Lang, 2008.

Political Linguistics. 2019; : 100-106

Political Posters as Multimodal Texts

Pavlina S. Y.

https://doi.org/10.26170/pl19-02-11

Abstract

The article investigates the interaction of signs belonging to different semiotic systems in British and American political posters. A poster is viewed as a text of a special kind which is perceived through the visual channel of communication and which incorporates verbal, graphic, iconic and color modes. Being a means of visual political communication, a poster acquires special significance in the electoral context. According to their structural organization all posters fall into three groups: those containing only verbal elements, those incorporating pictorial and verbal components and those including only a visual image. The analysis of the interaction of the modes interwoven into the texture of political posters revealed that each of them can assume a dominant semantic role in the text. However, the verbal and nonverbal elements of the multimodal text tend to work together to transmit politically relevant information efficiently. Political posters are laconic in form, so to attract the recipients’ attention and to elicit emotional response they use an array of expressive means which include metaphor, pun, alliteration and rhyme as well as intertextual verbal and nonverbal elements.
References

1. Anisimova E. E. Lingvistika teksta i mezhkul'turnaya kommunikatsiya (na materiale kreolizovannykh tekstov). - M. : Academia, 2003.

2. Baranov A. N., Parshin P. B. O metayazyke opisaniya vizualizatsii teksta // Vestn. Volgograd. gos. un-ta. Ser. 2, Yazykoznanie. 2018. T. 17, № 3. S. 6-15.

3. Bol'shakova L. S. O soderzhanii ponyatiya «polikodovyi tekst» // Vestn. SamGU. 2008. № 4 (63). S. 19-24.

4. Val'ter Kh. Politicheskii plakat - zerkalo svoego vremeni // Problemy istorii, filologii, kul'tury. 2016. № 3. S. 143-149.

5. Voroshilova M. B. Politicheskii kreolizovannyi tekst: klyuchi k prochteniyu. - Ekaterinburg, 2013. 194 s.

6. Eiger G. V., Yukht V. L. K postroeniyu tipologii tekstov// Lingvistika teksta : materialy nauch. konf. pri MGPIIYa im. M. Toreza. - M., 1974. Ch. 1.

7. Iriskhanova O. K. Polimodal'nost' v sotsiokognitivnom osveshchenii: semiotika plakata // Kognitivnye issledovaniya yazyka. 2012. № 11. S. 63-66.

8. Kulinich M. A., Chaplygina Yu. S. Kreolizovannye teksty i ikh funktsii // Filologicheskaya problematika v sisteme vysshego obrazovaniya : sb. nauch. tr. - Samara : SamGAPS, 2002. Vyp. 1. S. 32-36.

9. Magera T. S. Tekst politicheskogo plakata: lingvoritoricheskoe modelirovanie (na materiale regional'nykh predvybornykh plakatov) : dis. … kand. filol. nauk. - Barnaul, 2006.

10. Sorokin Yu. A., Tarasov E. F. Kreolizovannye teksty i ikh kommunikativnye funktsii // Optimizatsiya rechevogo vozdeistviya. - M. : Nauka, 1990. S. 180-186.

11. Khodus E. Yu. Politicheskii plakat Frantsii kak kreolizovannyi tekst // Vestn. Stavropol'sk. gos. un-ta. 2011. № 76 (5). S. 118-124.

12. Chernyavskaya V. E. Kakie tekstovye granitsy nuzhny lingvistu? Polikodovye i gibridnye teksty // Stil'. 2008. S. 105-120.

13. Ball S. Dole Queues and Demons: British Election Posters from the Conservative Party Archive. - Oxford : Boldain Library, 2011.

14. Dumitrescu D. The importance of being present: Election posters as signals of electoral strength, evidence from France and Belgium // Party Politics. 2012. Vol. 18. P. 941-960.

15. Geise S., Vigsø O. Methodological Approaches to the Analysis of Visual Political Communication Through Election Posters // Election Posters Around the Globe / Holtz-Bacha C., Johansson B. (eds). - Springer, 2017.

16. Seidman S. Posters, propaganda & persuasion in election campaigns around the world and through history. - New York : P. Lang, 2008.