Журналов:     Статей:        

Педагогическое образование в России. 2018; : 35-43

РУКОВОДИТЕЛИ И ЛИДЕРЫ В ОБРАЗОВАНИИ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

Крылова С. Г.

Аннотация

В статье рассматривается содержание понятий «менеджмент» и «лидерство» применительно к сфере образования. Анализируются социальные факторы, определяющие лидерство как необходимый элемент управления образовательной организацией в современных условиях. Представлен сравнительный анализ функций и возможностей менеджера и лидера с точки зрения отечественной социальной психологии. Рассматриваются альтернативные точки зрения по вопросу о возможности совмещения ролей менеджера и лидера в одном лице: согласно первой точке зрения руководитель образовательного учреждения также должен быть лидером, согласно второй - руководитель, не обладающий выраженными лидерскими качествами, может компенсировать недостающие умения путем создания взаимодополняющей управленческой команды. Помимо управления образовательной организацией в статье рассматривается и другой уровень педагогического менеджмента, связанный с управлением учебным процессом, осуществляемым педагогом. Описывается эмпирическое исследование, направленное на проверку гипотезы: воспринимают ли обучающиеся педагогов не только как организаторов учебного процесса, но и как людей, обладающих лидерскими характеристиками. В результате опроса студентов были получены характеристики, наиболее часто приписываемые лидерам (содержание имплицитной теории лидерства), а также характеристики, приписываемые преподавателям, оказавшим наибольшее влияние на профессиональный и жизненный опыт студентов. Результаты исследования показали, что студенты приписывают педагогам, которые оказали на них наибольшее влияние, как характеристики руководителя (умеет организовать деятельность группы (учебную деятельность), принимает на себя ответственность, умный), так и характеристики лидера (отзывчивый, поддерживающий, понимающий, помогающий, умеет мотивировать, заинтересовать). Делается вывод о лидерстве как необходимом элементе эффективного управления как образовательной организацией, так и учебным процессом.
Список литературы

1. Адизес И. Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей. - Альпина Паблишерз, 2008. - 264 с.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 414 с.

3. Андреева Г. М. Психология социального познания : учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений. - Изд. 2 перераб. и доп. - М. : Аспект-Пресс, 2000. - 288 с.

4. Бендас Т. В. Психология лидерства : учеб. пособие. - СПб. : Питер, 2009. - 448 с.

5. Борозинец Н. М., Коблева А. Л. Педагогический менеджмент в специальном образовании : учеб. пособие. - Ставрополь : СКФУ, 2014. - 167 с.

6. Гончаров М. А. Основы менеджмента в образовании : учеб. пособие. - 3-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2016. - 476 с.

7. Занковский А. Н. Организационная психология : учеб. пособие для вузов по специальности «Организационная психология». - М. : Флинта : МПСИ, 2000. - 648 с.

8. Киселева М. В. Лидерство руководства как существенный фактор управления качеством образования в вузе // Вестник Костромского государственного технологического университета. Серия : Экономические науки. - 2013. - № 1 (3). - С. 41-47.

9. Костикова И. О консерватизме образования // Высшее образование в России. - 2004. - № 7. - С. 116-121.

10. Меренов А. В., Кобозева Е. М. Проблемы лидерства в образовании // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. - 2016. - № 2-1 (63). - С. 64-65.

11. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента : пер. с англ. - М. : Дело, 2005. - 720 с.

12. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. - М. : Мысль, 1971. - 351 с.

13. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ ХАУ в управлении педагогическими системами : учеб. пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Педагогическое общество России, 1999. - 428 с.

14. Ситаров В. А. Педагогический менеджмент как теория и практика управления образовательным процессом // Знание. Понимание. Умение. - 2014. - № 3. - С. 18-24.

15. Сторчак Н. В. Современные международные исследования лидерства в школьном образовании // Человек и образование. - 2012. - № 3 (32). - С. 153-156.

16. Сторчак Н. В. Трактовка лидерства в образовании в международной практике // Наука и Мир. - 2016. - Т. 3. - № 6 (34). - С. 73-75.

17. Шелкоплясова И. Ф., Суняйкина Т. В. Проблема соотношения понятий лидерства и руководства в отечественной системе образования // Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации : мат-лы IX Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. / Филиал Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани. - 2016. - С. 240-243.

18. Adizes. Institute Worldwide [Electronic resource]. - Mode of access: https://adizes.me/paei_test/.

19. Ayman R. & Korabik K. Leadership: why gender and culture matter // American Psychologist. - 2010. - № 65 (3). - P. 157-170.

20. Educational leadership [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.ascd.org/publications/ educational-leadership.aspx.

21. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) // Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.

22. Management in Education (MIE) [Electronic resource]. - Mode of access: http://journals. sagepub.com/home/mie.

23. World Conference on Higher Education [Electronic resource] // World declaration of higher education for the twenty-first century: Vision and action (Paris, 9 October 1998). - Mode of access: http://www.unesco.org/education/educprog/wche/declaration_eng.htm.

Pedagogical Education in Russia. 2018; : 35-43

Education managers versus education leaders: similarities and differenceS

Krylova S. G.

Abstract

The article deals with the content of the notions “management” and “leadership” with reference to the sphere of education. It analyzes social factors determining leadership as the necessary element of education institution management under modern conditions. The author carries out a comparative analysis of functions and opportunities of a manager and a leader from the point of view of the Russian social psychology. Alternative points of view on the question of possibility to combine the roles of a manager and a leader by one person are presented: according to one point of view, an education institution manager should also be a leader; in accordance with the other one, a manager without salient leadership properties may compensate for the missing skills by way of creation of a mutually complementary management team. In addition to management of education institution, the article also dwells on another level of pedagogical management connected with management of academic process carried out by the pedagogue. The article describes an empirical investigation focused on testing the hypothesis: whether students take their pedagogues not only as organizers of academic process but also as people possessing leadership characteristics. Student interviews revealed the characteristics typically ascribed to leaders (the content of the implicit leadership theory), as well as characteristics ascribed to the pedagogues who had significantly influenced professional and life experience of the students. The results of our research showed that students ascribe to teachers who had more influence upon them both the characteristics of a manager (can organize group work (academic activity), takes responsibility upon himself, is clever) and the traits of a leader (responsive, supporting, understanding, helping, able to motivate and interest). The article concludes that leadership is the necessary element of efficient management of both education institution and academic process.
References

1. Adizes I. Razvitie liderov. Kak ponyat' svoi stil' upravleniya i effektivno obshchat'sya s nositelyami inykh stilei. - Al'pina Pablisherz, 2008. - 264 s.

2. Andreeva G. M. Sotsial'naya psikhologiya. - M. : Izd-vo Mosk. un-ta, 1980. - 414 s.

3. Andreeva G. M. Psikhologiya sotsial'nogo poznaniya : ucheb. posobie dlya stud. vys. ucheb. zavedenii. - Izd. 2 pererab. i dop. - M. : Aspekt-Press, 2000. - 288 s.

4. Bendas T. V. Psikhologiya liderstva : ucheb. posobie. - SPb. : Piter, 2009. - 448 s.

5. Borozinets N. M., Kobleva A. L. Pedagogicheskii menedzhment v spetsial'nom obrazovanii : ucheb. posobie. - Stavropol' : SKFU, 2014. - 167 s.

6. Goncharov M. A. Osnovy menedzhmenta v obrazovanii : ucheb. posobie. - 3-e izd., ster. - M. : KNORUS, 2016. - 476 s.

7. Zankovskii A. N. Organizatsionnaya psikhologiya : ucheb. posobie dlya vuzov po spetsial'nosti «Organizatsionnaya psikhologiya». - M. : Flinta : MPSI, 2000. - 648 s.

8. Kiseleva M. V. Liderstvo rukovodstva kak sushchestvennyi faktor upravleniya kachestvom obrazovaniya v vuze // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. Seriya : Ekonomicheskie nauki. - 2013. - № 1 (3). - S. 41-47.

9. Kostikova I. O konservatizme obrazovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2004. - № 7. - S. 116-121.

10. Merenov A. V., Kobozeva E. M. Problemy liderstva v obrazovanii // Novaya nauka: Teoreticheskii i prakticheskii vzglyad. - 2016. - № 2-1 (63). - S. 64-65.

11. Meskon M., Al'bert M., Khedouri F. Osnovy menedzhmenta : per. s angl. - M. : Delo, 2005. - 720 s.

12. Parygin B. D. Osnovy sotsial'no-psikhologicheskoi teorii. - M. : Mysl', 1971. - 351 s.

13. Simonov V. P. Pedagogicheskii menedzhment: 50 NOU KhAU v upravlenii pedagogicheskimi sistemami : ucheb. posobie. - 3-e izd., ispr. i dop. - M. : Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 1999. - 428 s.

14. Sitarov V. A. Pedagogicheskii menedzhment kak teoriya i praktika upravleniya obrazovatel'nym protsessom // Znanie. Ponimanie. Umenie. - 2014. - № 3. - S. 18-24.

15. Storchak N. V. Sovremennye mezhdunarodnye issledovaniya liderstva v shkol'nom obrazovanii // Chelovek i obrazovanie. - 2012. - № 3 (32). - S. 153-156.

16. Storchak N. V. Traktovka liderstva v obrazovanii v mezhdunarodnoi praktike // Nauka i Mir. - 2016. - T. 3. - № 6 (34). - S. 73-75.

17. Shelkoplyasova I. F., Sunyaikina T. V. Problema sootnosheniya ponyatii liderstva i rukovodstva v otechestvennoi sisteme obrazovaniya // Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya kachestva obrazovaniya v usloviyakh innovatsionnoi deyatel'nosti obrazovatel'noi organizatsii : mat-ly IX Vseros. (s mezhdunar. uchastiem) nauch.-prakt. konf. / Filial Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta v g. Slavyanske-na-Kubani. - 2016. - S. 240-243.

18. Adizes. Institute Worldwide [Electronic resource]. - Mode of access: https://adizes.me/paei_test/.

19. Ayman R. & Korabik K. Leadership: why gender and culture matter // American Psychologist. - 2010. - № 65 (3). - P. 157-170.

20. Educational leadership [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.ascd.org/publications/ educational-leadership.aspx.

21. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) // Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.

22. Management in Education (MIE) [Electronic resource]. - Mode of access: http://journals. sagepub.com/home/mie.

23. World Conference on Higher Education [Electronic resource] // World declaration of higher education for the twenty-first century: Vision and action (Paris, 9 October 1998). - Mode of access: http://www.unesco.org/education/educprog/wche/declaration_eng.htm.