Журналов:     Статей:        

Педагогическое образование в России. 2018; : 35-40

ПОНЯТИЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Симонова А. А., Дворникова М. Ю.

Аннотация

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «взаимодействие» в таких науках, как философия, психология, социология, педагогика. В качестве рабочего предлагается использовать определение из «Словаря нового педагогического мышления»: «Взаимодействие - это особая форма связи между людьми, процессами, действиями, явлениями, в результате которой происходит изменение их исходных качеств или состояний; оно ведет к синтезу, интеграции объектов, к единому действию». В специальной литературе используются такие синонимы: взаимосвязь, воздействие, совместная деятельность или действия и др. Рассматриваются виды взаимодействия: межличностное, социальное, педагогическое, информационное, психологическое, коммуникационное, а также виды взаимодействия образовательных организаций: информационное, административное, социальное, организационное, обеспечивающее, развивающее. Под управлением взаимодействием организаций вслед за Д. Ю. Корнеевым понимается «процесс, направленный на обеспечение участников проекта требуемой и реальной информацией, отображаемой не только в стандартизированном виде, но и допускающей ее последующий анализ и использование». Анализируются понятия «сетевая организация», «сетевое и несетевое взаимодействие». Сетевая организация - это тип организации, структура которой представляет собой свободную, гибкую, горизонтально организованную сеть принципиально равноправных, разных по выполняемым ролям и функциям, независимых партнеров. «Сетевое взаимодействие - система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов» (М. Ю. Швецов, Л. Д. Алдар). Несетевое взаимодействие - это любое происходящее между образовательными учреждениями (ОУ) взаимодействие (конференции, педагогические совещания и другие совместные мероприятия); всякое взаимодействие между ОУ с использованием Интернета; взаимодействие, в котором ОУ информационно обмениваются друг с другом какими-то ресурсами (находками, идеями, способами деятельности). Уточняется определение современного управления взаимодействием - это регулирование особых форм связей «между людьми, процессами, действиями, явлениями, в результате чего происходит изменение их исходных качеств или состояний, что ведет к синтезу, интеграции объектов, к единому действию».
Список литературы

1. Аветисян Г. В. Соотношение управления и взаимодействия // Вестник университета. - 2017. - № 5. - С. 5-9.

2. Бежовец В. Э.Управление взаимодействием в организации: коммуникативные стратегии и универсальная модель развития коммуникативных навыков // Вестник института экономики и управления НОВГУ. - 2015. - №3 (19). - С. 12-18.

3. Бирюкова Е. Л.Роль структурного подхода в управлении образовательными организациями // Вестник Тогирро. - 2013. - №3 (27). - С. 11-12.

4. Бугрова Н. С.Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров: дис. … канд. пед. наук. - Омск, 2009.

5. Василевская Е. В. Сетевая организация как новый тип отношений и деятельности в современных условиях // Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: метод. пособие. - М. : АПКиППРО, 2007.

6. Гапоненко А. Л., Панкрухин А. П.Стратегическое управление: учеб. - М. : Омега-Л, 2004. - 472 с.

7. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н.Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. - 2013. - № 11. - С. 11-17.

8. Жуковицкая Н. Н.Модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений в региональной образовательной системе // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. - 2008. - С. 205-209.

9. Киуру Е. А.Теоретические основы управления социальным партнерством // Управление современным дошкольным образовательным учреждением. - Вологда: Центр ВИРО, 2004. - С. 23-27.

10. Корнеев Д. Ю. Решение задач управления взаимодействиями в проектах создания морских нефтегазовых сооружений с использованием информационной системы Integraph SPO Project Execution // Автоматизация и IT в нефтегазовой отрасли. - 2014. - № 2. - С. 24-28.

11. Коротаева Е. В.Педагогика взаимодействий в образовательном пространстве: научная школа Е. В. Коротаевой // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 2 - С. 195-199.

12. Коротаева Е. В.Педагогические взаимодействия и технологии / Урал. гос. пед. ун-т. - М. : Academia, 2007. - 256 с. -(Монографические исследования: педагогика).

13. Коротаева Е. В.Педагогическое взаимодействие: становление дефиниции // Педагогическое образование. - 2007. - №1. - С. 73-83.

14. Лобок А. М. Сетевое взаимодействие: новый формат или модное название? // Журнал руководителя управления образованием. - 2014. - № 7.

15. Швецов М. Ю., Алдар Л. Д.Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования в регионе // Уч. зап. Забайкал. гос. ун-та. Сер.: Педагогика и психология. - 2012. - С. 33-38.

16. Энциклопедии & словари [Электронный ресурс] : сайт. - Режим доступа: enc-dic.com.

Pedagogical Education in Russia. 2018; : 35-40

THE CONCEPT OF NETWORK INTERACTION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Simonova A. A., Dvornikova M. Y.

Abstract

The article deals with different approaches to the definition of “interaction” in such sciences as Philosophy, Psychology, Sociology, and Pedagogy. Interaction is “a special form of communication between people, processes, actions and phenomena, as a result of which there is a change in their initial qualities or states; it leads to synthesis, integration of objects, to a single action.” In the scientific literature such synonyms are used: interrelation, influence, joint activity or actions, etc. The types of interaction are considered: interpersonal, social, pedagogical, informational, psychological and communication; besides the types of interaction of educational organizations are described: informational, administrative, social, organizational, providing, and developing. The management of the interaction of organizations is understood as “a process aimed at providing project participants with the required and real information displayed not only in a standardized form, but also allowing its subsequent analysis and use”. The concepts of “network organization”, “network and non-network interaction” are analyzed. A network organization is a type of organization whose structure is a free, connected, flexible, horizontally organized network of essentially equal and independent partners different in their roles and functions. Network interaction is a system of connections that allows developing, testing and offering the professional pedagogical community innovative models of the content of education and management of the education system; it is a way of activity on joint use of resources. Non-network interaction is any interaction between educational establishments (conferences, educational meetings, joint activities, etc.); any interaction between the educational establishments using the Internet; interaction when educational establishments exchange information (discoveries, ideas, ways of activity) and communicate with each other via some resources. The definition of modern interaction management is specified - it is special forms of communication between people, processes, actions, phenomena, as a result of which there is a change in their initial qualities or states, which leads to synthesis and integration of objects.
References

1. Avetisyan G. V. Sootnoshenie upravleniya i vzaimodeistviya // Vestnik universiteta. - 2017. - № 5. - S. 5-9.

2. Bezhovets V. E.Upravlenie vzaimodeistviem v organizatsii: kommunikativnye strategii i universal'naya model' razvitiya kommunikativnykh navykov // Vestnik instituta ekonomiki i upravleniya NOVGU. - 2015. - №3 (19). - S. 12-18.

3. Biryukova E. L.Rol' strukturnogo podkhoda v upravlenii obrazovatel'nymi organizatsiyami // Vestnik Togirro. - 2013. - №3 (27). - S. 11-12.

4. Bugrova N. S.Setevoe vzaimodeistvie v sisteme povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh kadrov: dis. … kand. ped. nauk. - Omsk, 2009.

5. Vasilevskaya E. V. Setevaya organizatsiya kak novyi tip otnoshenii i deyatel'nosti v sovremennykh usloviyakh // Setevaya organizatsiya metodicheskoi raboty na munitsipal'nom urovne: metod. posobie. - M. : APKiPPRO, 2007.

6. Gaponenko A. L., Pankrukhin A. P.Strategicheskoe upravlenie: ucheb. - M. : Omega-L, 2004. - 472 s.

7. Dorozhkin E. M., Davydova N. N.Razvitie obrazovatel'nykh uchrezhdenii v khode setevogo vzaimodeistviya // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2013. - № 11. - S. 11-17.

8. Zhukovitskaya N. N.Modeli setevogo vzaimodeistviya obrazovatel'nykh uchrezhdenii v regional'noi obrazovatel'noi sisteme // Izv. Ros. gos. ped. un-ta im. A. I. Gertsena. - 2008. - S. 205-209.

9. Kiuru E. A.Teoreticheskie osnovy upravleniya sotsial'nym partnerstvom // Upravlenie sovremennym doshkol'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniem. - Vologda: Tsentr VIRO, 2004. - S. 23-27.

10. Korneev D. Yu. Reshenie zadach upravleniya vzaimodeistviyami v proektakh sozdaniya morskikh neftegazovykh sooruzhenii s ispol'zovaniem informatsionnoi sistemy Integraph SPO Project Execution // Avtomatizatsiya i IT v neftegazovoi otrasli. - 2014. - № 2. - S. 24-28.

11. Korotaeva E. V.Pedagogika vzaimodeistvii v obrazovatel'nom prostranstve: nauchnaya shkola E. V. Korotaevoi // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2016. - № 2 - S. 195-199.

12. Korotaeva E. V.Pedagogicheskie vzaimodeistviya i tekhnologii / Ural. gos. ped. un-t. - M. : Academia, 2007. - 256 s. -(Monograficheskie issledovaniya: pedagogika).

13. Korotaeva E. V.Pedagogicheskoe vzaimodeistvie: stanovlenie definitsii // Pedagogicheskoe obrazovanie. - 2007. - №1. - S. 73-83.

14. Lobok A. M. Setevoe vzaimodeistvie: novyi format ili modnoe nazvanie? // Zhurnal rukovoditelya upravleniya obrazovaniem. - 2014. - № 7.

15. Shvetsov M. Yu., Aldar L. D.Setevoe vzaimodeistvie obrazovatel'nykh uchrezhdenii professional'nogo obrazovaniya v regione // Uch. zap. Zabaikal. gos. un-ta. Ser.: Pedagogika i psikhologiya. - 2012. - S. 33-38.

16. Entsiklopedii & slovari [Elektronnyi resurs] : sait. - Rezhim dostupa: enc-dic.com.