Журналов:     Статей:        

Педагогическое образование в России. 2018; : 21-26

МЕДИАПЕДАГОГИКА КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Симбирцева Н. А.

Аннотация

Предметом исследования является медиапедагогика как одно из приоритетных направлений современного образования, объектом исследования - деятельность педагога и обучающегося, направленная на формирование медиаграмотности и медиакомпетентости в условиях медиакультуры. Автор рассматривает медиапедагогику как адаптивную среду, в которой «сознательное общение с медиа» развивает качества личности, необходимые для самореализации в условиях техногенного мира и для критического восприятия реальности XXI века. Особое внимание уделяется решению задач Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования в сфере проектной деятельности. Эмпирический метод сбора и систематизации материалов связан с изучением отдельных вопросов медиаобразования, ключевыми понятиями которого выступают медиаграмотность и медиакомпетентность педагога и обучающегося. Содержание статьи раскрывается через характеристику терминов «медиакультура», «медиакомпетентность», «медиаграмотность», «медиаобразование», «медиапедагогика» и «медиапедагог». Новизна исследования состоит в определении медиапедагогики как значимого направления современного образования, решающего задачи (в соответствии с ФГОС ВО) формирования навыков управления информационно насыщенным пространством, а также критического осмысления медиасреды. Рассматривается специфика деятельности субъектов образования, которая реализуется в процессе обучения с помощью технических и содержательных ресурсов медиа в процессе осуществления проектной деятельности. Медиапедагогика позволяет формировать общую культуру личности и медиаиммунитет в контексте социокультурной реальности XXI века.
Список литературы

1. Верховцев К. Н. Медиапедагогика и медиапсихология : учеб.-метод. комплекс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru/files/0000122573.pdf (дата обращения: 15.04.2018).

2. Гижицкая С. А. Учебная программа по дисциплине «Медиапедагогика» [Электронный ресурс]. - Новосибирск, 2006. - Режим доступа: http://nenuda.ru/учебная-программа-по-дисциплине-медиапе дагогика.html (дата обращения: 15.04.2018).

3. Жижина М. В. Медиаграмотность как стратегическая цель медиаобразования: о критериях оценки медиакомпетентности // Медиаобразование. Media Education. - 2016. - № 4. - С. 63.

4. Карпушева А. Заголовки, оригинальность и видео-контент - набор успешного администратора группы соцсети [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://uspu.ru/news/zagolovki-originalnost-i-video-kontent-nabor-uspeshnogo-administratora-gruppy-sotsseti/ (дата обращения: 20.04.2018).

5. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. - М. : Академический проект, 2005 (2006).

6. Колычев Г. С., Симбирцева Н. А. На пути к медиаграмотной личности: от теории к практике // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 6. - С. 110-116.

7. Мантуленко В. В. Образовательные возможности новых медиа //Актуальные проблемы воспитания и образования : сб. науч. статей / под ред. М. Д. Горячева. - Самара : Самарский ун-т, 2005. - Вып. 5. - С. 86-93.

8. МедиаПедагогика [Электронный ресурс] : сайт. - Режим доступа: http://www.media-pedagogics.ru/index.html(дата обращения: 15.04.2018).

9. Мурзина И. Я. Прикладная культурология и педагогика // Педагогическое образование в России. - 2010. - № 2. - С. 83-87.

10. Протопопова В. В. О некоторых содержательных и методических аспектах медиапедагогического образовательного курса [Электронный ресурс] // МедиаПедагогика : сайт. - Режим доступа: http://www. media-pedagogics.ru/article19.html (дата обращения: 15.04.2018).

11. Симбирцева Н. А. Медиаактивность как личностное качество человека постиндустриальной культуры: на пути решения проблемы // Человек и культура. - 2016. - № 4. - С. 1-8.

12. Усачева А. В. Рабочая программа дисциплины «Медиапедагогика» [Электронный ресурс]. - Екатеринбург, 2015. - Режим доступа: https://media.ls.urfu.ru/Projects/582/uploaded/files/123630_Рабочая программа_Медиапедагогика.pdf (дата обращения: 15.04.2018).

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2018. - 16 марта. - Режим доступа: https://rg.ru/2018/03/16/minobr-prikaz-125-site-dok.html (дата обращения: 15.04.2018).

14. Федоров А. В. Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов // Педагогика. - 2004. - № 4. - С. 43-51.

15. Potter W. J. Media Literacy. - Thousand Oaks ; London : Sage Publication, 2001. - 423 p.

Pedagogical Education in Russia. 2018; : 21-26

MEDIAPEDOGOGY AS PRIORITY DIRECTION OF MODERN EDUCATION

Simbirtseva N. A.

Abstract

The subject of the study is media pedagogy as one of the priority areas of modern education. The object of the research is the activity of a teacher and a student, aimed at media literacy and media competence formation in the context of media culture. The article considers media pedagogy as an adap-tive environment in which “conscious communication with the media” develops the personality qualities necessary for the self-actualization of a person in the technogenic world and the critical perception of the 21st century reality. Particular attention is paid to the objectives of the Federal State Educational Standard of Higher Education in the field of project activities. The empirical method of collecting and systematizing materials relates to the study of certain issues of media education, the key concepts of which are media lit-eracy and media competence of a teacher and a student. The article defines the terms: media culture, me-dia competence, media literacy, media education, media pedagogy and media teacher. The novelty of the research consists in defining media pedagogy as a significant direction of modern education, solving the problems (in accordance with the Federal State Educational Standard of Higher Education) of developing management skills in the information space, as well as critical thinking on the media environment. We consider the specifics of the education subjects, which is implemented in the learning process with the help of technical resources of the media during project activities. Media pedagogy helps to shape the general culture of a person and develops media immunity in the context of social reality of the XXI century.
References

1. Verkhovtsev K. N. Mediapedagogika i mediapsikhologiya : ucheb.-metod. kompleks [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.umk3plus.utmn.ru/files/0000122573.pdf (data obrashcheniya: 15.04.2018).

2. Gizhitskaya S. A. Uchebnaya programma po distsipline «Mediapedagogika» [Elektronnyi resurs]. - Novosibirsk, 2006. - Rezhim dostupa: http://nenuda.ru/uchebnaya-programma-po-distsipline-mediape dagogika.html (data obrashcheniya: 15.04.2018).

3. Zhizhina M. V. Mediagramotnost' kak strategicheskaya tsel' mediaobrazovaniya: o kriteriyakh otsenki mediakompetentnosti // Mediaobrazovanie. Media Education. - 2016. - № 4. - S. 63.

4. Karpusheva A. Zagolovki, original'nost' i video-kontent - nabor uspeshnogo administratora gruppy sotsseti [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: https://uspu.ru/news/zagolovki-originalnost-i-video-kontent-nabor-uspeshnogo-administratora-gruppy-sotsseti/ (data obrashcheniya: 20.04.2018).

5. Kirillova N. B. Mediakul'tura: ot moderna k postmodernu. - M. : Akademicheskii proekt, 2005 (2006).

6. Kolychev G. S., Simbirtseva N. A. Na puti k mediagramotnoi lichnosti: ot teorii k praktike // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2016. - № 6. - S. 110-116.

7. Mantulenko V. V. Obrazovatel'nye vozmozhnosti novykh media //Aktual'nye problemy vospitaniya i obrazovaniya : sb. nauch. statei / pod red. M. D. Goryacheva. - Samara : Samarskii un-t, 2005. - Vyp. 5. - S. 86-93.

8. MediaPedagogika [Elektronnyi resurs] : sait. - Rezhim dostupa: http://www.media-pedagogics.ru/index.html(data obrashcheniya: 15.04.2018).

9. Murzina I. Ya. Prikladnaya kul'turologiya i pedagogika // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2010. - № 2. - S. 83-87.

10. Protopopova V. V. O nekotorykh soderzhatel'nykh i metodicheskikh aspektakh mediapedagogicheskogo obrazovatel'nogo kursa [Elektronnyi resurs] // MediaPedagogika : sait. - Rezhim dostupa: http://www. media-pedagogics.ru/article19.html (data obrashcheniya: 15.04.2018).

11. Simbirtseva N. A. Mediaaktivnost' kak lichnostnoe kachestvo cheloveka postindustrial'noi kul'tury: na puti resheniya problemy // Chelovek i kul'tura. - 2016. - № 4. - S. 1-8.

12. Usacheva A. V. Rabochaya programma distsipliny «Mediapedagogika» [Elektronnyi resurs]. - Ekaterinburg, 2015. - Rezhim dostupa: https://media.ls.urfu.ru/Projects/582/uploaded/files/123630_Rabochaya programma_Mediapedagogika.pdf (data obrashcheniya: 15.04.2018).

13. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovaniya [Elektronnyi resurs] // Rossiiskaya gazeta. - 2018. - 16 marta. - Rezhim dostupa: https://rg.ru/2018/03/16/minobr-prikaz-125-site-dok.html (data obrashcheniya: 15.04.2018).

14. Fedorov A. V. Spetsifika mediaobrazovaniya studentov pedagogicheskikh vuzov // Pedagogika. - 2004. - № 4. - S. 43-51.

15. Potter W. J. Media Literacy. - Thousand Oaks ; London : Sage Publication, 2001. - 423 p.