Журналов:     Статей:        

Педагогическое образование в России. 2018; : 13-20

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ГУМАНИТАРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Пошехонова В. А.

Аннотация

В статье рассматривается понятие «цифровое поколение» в работах зарубежных авторов, тенденции цифровизации процессов социализации детей и молодежи в категориях «хорошо - плохо», «полезно - вредно». Представлены диаметрально противоположные оценки последствий процессов цифровизации: от откровенно алармистских (акцент делается на цифровую зависимость) до панегирических (открытие ранее невиданных возможностей для развития человека). Характеризуются современные психолого-педагогические исследования проблемы обучения «цифрового поколения». Обсуждается правомерность терминов, рассматриваются многочисленные и интенсивные дискуссии, как общественные, так и профессиональные, вокруг теории Хоува и Штрауса. В свете понятия теории общности, рожденной в определенный исторический период, анализируется внедрение цифровых технологий в образование, характеризуются основные дебаты по проблематике цифровой грамотности. Описывается инновационная образовательная среда, охарактеризована перспектива развития цифровых технологий. Осмысляется теория четырех перемежающихся поколений, которые формируют цикл общественного развития, демонстрирующий повторение, когда ценности представителей пятого поколения имеют схожий характер с ценностями первого поколения с незначительными отличительными особенностями, обусловленными другим уровнем развития.
Список литературы

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб. : Питер, 2008. - 398 с.

2. Выготский Л. С. Психология развития человека. - М. : Эксмо, 2003. - 1136 с.

3. Гаврилюк В. В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социологические исследования. - 2002. - № 1. - С. 96-105.

4. Евзикова О. О цифровом поколении, цифровых иммигрантах и цифровых людях… И немного о том, как их обучать онлайн [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://teachtech.ru/teoriya-onlajn-obucheniya/ cifrovoe-pokolenie-cifrovye-immigranty-i-cifrovye-lyudi-i-chto-s-nimi-delat.html (дата обращения: 21.03.2018).

5. Левада Ю. А. Поколения XX века: возможности исследования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2001. - № 5 (55). - С. 7-14.

6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособие для студентов вузов. - 2-е изд. - М. : Академия, 2005. - 352 с.

7. Нечаев В. Д., Дурнева Е. Е. «Цифровое поколение»: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. - 2016. - № 1. - С. 36-45.

8. Солдатова Г. В. Цифровое поколение как вызов образованию в сетевом столетии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2017/11/3_Солдатова.pdf (дата обращения: 04.04.2018).

9. Спиркина Т. С. Исследование динамики интернет-зависимости // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2008. - № 311. - С. 159-161.

10. Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений. Необыкновенный Икс. - М. : Синергия, 2016. - 130 с.

11. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Психическое развитие в детских возрастах : избр. психол. тр. / Д. Б. Эльконин ; под ред. Д. И. Фельдштейна. - 2-е изд., стер. - М., 1997. - С. 66-86.

12. Gui M., Argentin G. Digital skills of internet natives: Different forms of digital literacy in a random sample of northern Italian high school students // New Media and Society. - 2011. - № 13 (6).

13. Hargittai E. Digital Na(t)ives? Variation in internet skills and uses among members of the “net Generation” // Sociological Inquiry. - 2010. - № 80 (1).

14. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. - New York : William Morrow & Company, 1991.

15. Jones C., Ramanau R., Cross S., Healing G. Net generation or Digital Natives: Is there a distinct new generation entering university? // Computers and Education. - 2010. - № 54 (3).

16. Kennedy G., Dalgarno В., Bennett S., Gray K., Chang R. Immigrants and natives: Investigating differences between staff and students' use of technology // The Australasian Society for Computers in Learning in Tertiary Education. - 2008.

17. New Media Consortium [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.nmc.org/ (date of access: 22.03.2018).

18. Prensky M. H. Digital Natives, Digital Immigrants [Electronic resource]. - Mode of access: http://www. nnstoy.org/download/technology/digital natives digital immigrants.pdf/ (date of access: 20.03.2018).

19. Prensky M. H. Sapiens Digital: From Digital Immigrants and Digital Natives to Digital Wisdom [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.wisdompage.com/Prensky01.html (date of access: 21.03.2018).

20. Salajan F. D., Schonwetter D. J., Cleghorn B. M. Student and faculty inter-generational digital divide: Fact or fiction? // Computers and Education. - 2010. - № 55 (3).

21. Schulmeister R. Students, internet, elearning and web 2.0 // Looking Toward the Future of Technology-Enhanced Education: Ubiquitous Learning and the Digital Native. - 2009.

22. Strutton D., Taylor D. G., Thompson K. Investigating generational differences in eWOM behaviours for advertising purposes, does X = Y? // Intern. Journ. of Advertising. - 2011. - № 30 (4).

Pedagogical Education in Russia. 2018; : 13-20

THE HUMANITIES EDUCATIONAL TECHNOLOGY OF THE DIGITAL AGE

Poshekhonova V. A.

Abstract

The article desicusses the concept of “digital age” found in the works of foreign researchers; it outlines the tendencies of digitalization of the process of socialization of children and young people in the categories “good - bad”, “useful - harmful”. The totally opposite evaluations of the result of digitalization process are given: from alarming (the emphasis is on digital addiction) to lauditive (the discovery of the new opportunities for the development of the humanity). Modern psychological and pedagogical studies of the problem of “digital age” are described. The correctness of the terms is analyzed; numerous discussions of the Strauss-Howe generational theory, both public and professional, are reviewed. We analyze introduc-tion of digital technologies in education in the light of the theory of social community in a certain period of time; the main debates on the problem of digital literacy are characterized. Innovative educational envi-ronment is described; the possible ways of development of digital technologies are outlined. The theory of four generations is analyzed; these generations form a cycle of social development showing repetition, when the values of the fifth generation are similar to those of the first generation but having some minor differences caused by the different level of social development.
References

1. Bozhovich L. I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. - SPb. : Piter, 2008. - 398 s.

2. Vygotskii L. S. Psikhologiya razvitiya cheloveka. - M. : Eksmo, 2003. - 1136 s.

3. Gavrilyuk V. V., Trikoz N. A. Dinamika tsennostnykh orientatsii v period sotsial'noi transformatsii // Sotsiologicheskie issledovaniya. - 2002. - № 1. - S. 96-105.

4. Evzikova O. O tsifrovom pokolenii, tsifrovykh immigrantakh i tsifrovykh lyudyakh… I nemnogo o tom, kak ikh obuchat' onlain [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://teachtech.ru/teoriya-onlajn-obucheniya/ cifrovoe-pokolenie-cifrovye-immigranty-i-cifrovye-lyudi-i-chto-s-nimi-delat.html (data obrashcheniya: 21.03.2018).

5. Levada Yu. A. Pokoleniya XX veka: vozmozhnosti issledovaniya // Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny. - 2001. - № 5 (55). - S. 7-14.

6. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' : ucheb. posobie dlya studentov vuzov. - 2-e izd. - M. : Akademiya, 2005. - 352 s.

7. Nechaev V. D., Durneva E. E. «Tsifrovoe pokolenie»: psikhologo-pedagogicheskoe issledovanie problemy // Pedagogika. - 2016. - № 1. - S. 36-45.

8. Soldatova G. V. Tsifrovoe pokolenie kak vyzov obrazovaniyu v setevom stoletii [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2017/11/3_Soldatova.pdf (data obrashcheniya: 04.04.2018).

9. Spirkina T. S. Issledovanie dinamiki internet-zavisimosti // Vestn. Tom. gos. un-ta. - 2008. - № 311. - S. 159-161.

10. Shamis E., Nikonov E. Teoriya pokolenii. Neobyknovennyi Iks. - M. : Sinergiya, 2016. - 130 s.

11. El'konin D. B. K probleme periodizatsii psikhicheskogo razvitiya v detskom vozraste // Psikhicheskoe razvitie v detskikh vozrastakh : izbr. psikhol. tr. / D. B. El'konin ; pod red. D. I. Fel'dshteina. - 2-e izd., ster. - M., 1997. - S. 66-86.

12. Gui M., Argentin G. Digital skills of internet natives: Different forms of digital literacy in a random sample of northern Italian high school students // New Media and Society. - 2011. - № 13 (6).

13. Hargittai E. Digital Na(t)ives? Variation in internet skills and uses among members of the “net Generation” // Sociological Inquiry. - 2010. - № 80 (1).

14. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. - New York : William Morrow & Company, 1991.

15. Jones C., Ramanau R., Cross S., Healing G. Net generation or Digital Natives: Is there a distinct new generation entering university? // Computers and Education. - 2010. - № 54 (3).

16. Kennedy G., Dalgarno V., Bennett S., Gray K., Chang R. Immigrants and natives: Investigating differences between staff and students' use of technology // The Australasian Society for Computers in Learning in Tertiary Education. - 2008.

17. New Media Consortium [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.nmc.org/ (date of access: 22.03.2018).

18. Prensky M. H. Digital Natives, Digital Immigrants [Electronic resource]. - Mode of access: http://www. nnstoy.org/download/technology/digital natives digital immigrants.pdf/ (date of access: 20.03.2018).

19. Prensky M. H. Sapiens Digital: From Digital Immigrants and Digital Natives to Digital Wisdom [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.wisdompage.com/Prensky01.html (date of access: 21.03.2018).

20. Salajan F. D., Schonwetter D. J., Cleghorn B. M. Student and faculty inter-generational digital divide: Fact or fiction? // Computers and Education. - 2010. - № 55 (3).

21. Schulmeister R. Students, internet, elearning and web 2.0 // Looking Toward the Future of Technology-Enhanced Education: Ubiquitous Learning and the Digital Native. - 2009.

22. Strutton D., Taylor D. G., Thompson K. Investigating generational differences in eWOM behaviours for advertising purposes, does X = Y? // Intern. Journ. of Advertising. - 2011. - № 30 (4).