Педагогическое образование в России. 2022; 1: 20-26
ЦИФРОВЫЕ ДЕВАЙСЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: АСПЕКТНЫЙ ПОДХОД
https://doi.org/10.26170/2079-8717_2022_01_02Аннотация
Статья посвящена осмыслению проблемы глобальной цифровизации применительно к области дошкольной педагогики. Авторы считают, что с начала XX века в осмыслении данной проблемы преобладает аспектный подход, акцентирующий отдельные стороны или грани изучаемого явления, но не исследующий анализируемый объект в целостности, в совокупности. Это прослеживается в отечественных и зарубежных публикациях, где описывались отдельные составляющие данного процесса: интерактивное оборудование для детских садов, эффекты от применения планшетов, сенсорных экранов в работе с детьми дошкольного возраста и пр. К концу второго десятилетия появляются исследования и, соответственно, публикации, в которых обозначаются риски применения гаджетов в организации досуга и познавательной деятельности дошкольников. В итоге это привело к запрещающему подходу, в результате которого использование гаджетов в работе с детьми 5–6 лет в детском саду ограничено двадцатью минутами в неделю. Данная ситуация порождает у педагогов дошкольного образования дисбаланс в понимании своей роли как адептов подготовки подрастающего поколения к будущей жизни в обществе. Как показал опрос педагогов детского сада, давление, оказываемое нормативными предписаниями, и отрицательная коннотация общественного мнения в данном вопросе акцентируют внимание на рисках применения цифровых гаджетов в дошкольном возрасте, а не на развивающих возможностях в познавательной, речевой, социально-коммуникативной, художественно-эстетической областях развития ребенка. Это свидетельствует о соответствующей лакуне в профессиональной квалификации педагогов, а также о недостаточной проработанности этого сегмента для детей в практике геймификации (особенно отечественной). Очевидно, что это проблема комплексная, и решать ее нужно также комплексно: на концептуальном, методическом, программном, техническом, квалификационном, просвещенческом и др. уровнях. Но прежде всего необходимо осознать риски аспектного подхода в решении данной проблемы, учитывая как мировые, так и отечественные драйверы цивилизационного развития.
Список литературы
1. Абраменкова, В. В. Цифровизация воспитания как угроза безопасному развитию детства / В. В. Абраменкова. – URL: https://psy.su/feed/9194. – Текст : электронный.
2. Аверин, С. А. Информационно-коммуникационная среда в современной дошкольной организации: преемственность, доступность, безопасность / С. А. Аверин, П. А. Баринова // Современное дошкольное образование. – 2014. – № 7 (49). – С. 50-53.
3. Арнотт, Л. «Можно ли нам моргать?». Категории лидерства и владения как медиаторы взаимодействия детей, совместно использующих технические устройства / Л. Арнотт // Современное дошкольное образование. – 2014. – № 2. – С. 64-78.
4. Галой, Н. Ю. Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе с детскородительскими парами и детьми раннего возраста / Н. Ю. Галой // Современное дошкольное образование. – 2015. – № 1 (53). – С. 38-45.
5. Денякина, Л. М. Информационно-коммуникационные технологии и интерактивное оборудование в обучении дошкольников / Л. М. Денякина // Современное дошкольное образование. – 2009. – № 6. – С. 30-31.
6. Евдокимова, В. Е. Использование ИКТ при создании мультимедийной презентации для детей дошкольного возраста / В. Е. Евдокимова // Современное дошкольное образование. – 2014. – № 4 (46). – С. 28-33.
7. Зеер, Э. Ф. Цифровое поколение в контексте прогнозирования профессионального будущего / Э. Ф. Зеер, Н. Г. Церковникова, В. С. Третьякова // Образование и наука. – 2021. – Т. 23, № 6. – С. 153-184.
8. Коротаева, Е. В. О рисках «сенсорного управления» (тачскрин) познавательной деятельностью дошкольников / Е. В. Коротаева, Ю. Е. Водяха // Научно-педагогическое обозрение. – 2021. – № 3 (37). – С. 230-240.
9. Курпатов, А. Идет эпидемия цифрового аутизма / А. Курпатов. – URL: https://www.proaist.ru/articles/psikhiatr-andrey-kurpatov-idyet-epidemiya-tsifrovogo-autizma. – Текст : электронный.
10. Морган, А. Интерактивные доски, интерактивная и игровая составляющая классных занятий с детьми от трех до семи лет / А. Морган // Современное дошкольное образование. – 2014. – № 9 (51). – С. 70-78.
11. Писаренко, И. А. Родители как субъекты влияния на развитие цифровых навыков детей / И. А. Писаренко, Л. И. Заиченко // Интеракция. Интервью. Интерпретация. – 2021. – Т. 13, № 2. – С. 54-80.
12. Туйчиева, И. Л. Дошкольное детство в мире информационных технологий / И. Л. Туйчиева, О. Н. Горницкая, А. Ю. Коркина // Современное дошкольное образование. – 2010. – № 5. – С. 38-45.
13. Boari, D. Augmenting spatial skills with mobile devices / D. Boari, M. Fraser, F. D. Stanton, K. Cater // Proceedings of the ACM SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems. – 2012. – P. 1611-1620.
14. La Motte, Sandee. MRIs show screen time linked to lower brain development in preschoolers / Sandee La Motte. – URL: https://edition.cnn.com/2019/11/04/health/screen-time-lower-brain-development-preschoolerswellness/index.html. – Text : electronic.
15. Rocha, Br. Benefits and damages of the use of touchscreen devices for the development and behavior of children under 5 years old – a systematic review / Br. Rocha, Cr. Nunes. – URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/33128692. – Text : electronic.
16. Technology and Interactive Media in Early Childhood Programs: What We’ve Learned from Five Years of Research, Policy, and Practice. – URL: https://www.naeyc.org/resources/pubs/yc/sep2017/technology-andinteractive-media. – Text : electronic.
17. Vaiopoulou, J. Parents’ Perceptions of Educational Apps Use for Kindergarten Children: Development and Validation of a New Instrument (PEAU-p) and Exploration of Parents’ Profiles Behavioral Sciences / J. Vaiopoulou, St. Papadakis, E. Sifaki, D. Stamovlasis, M. Kalogiannakis. – May 2021. – URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/34071894. – Text : electronic.
18. Vaiopoulou, J. New Perspectives for Theory Development in Science Education: Rethinking Mental Models of Force in Primary School / J. Vaiopoulou, D. Stamovlasis, G. Papageorgiou // Prog. Educ. – 2017. – No. 47. – P. 1-16.
Pedagogical Education in Russia. 2022; 1: 20-26
DIGITAL DEVICES FOR PRESCHOOL AGE: ASPECT APPROACH
Korotaeva E. V., Vodyakha Yu. E.
https://doi.org/10.26170/2079-8717_2022_01_02Abstract
The article is devoted to understanding the problem of global digitalization in relation to the field of preschool pedagogy. The authors believe that since the beginning of the 20th century, the aspect approach has dominated the understanding of this problem, emphasizing certain aspects or facets of the phenomenon under study, but not exploring the analyzed object in its entirety, in the aggregate. This can be seen in domestic and foreign publications, which described the individual components of this process: interactive equipment for kindergartens, the effects of using tablets, touch screens in working with preschool children, etc. By the end of the second decade, there are studies and, accordingly, publications that indicate the risks of using gadgets in the organization of leisure and cognitive activities of preschoolers. As a result, this led to a prohibitive approach, as a result of which the use of gadgets in work with children 5–6 years old in kindergarten is limited to twenty minutes a week. This situation gives preschool teachers an imbalance in understanding their role as adepts in preparing the younger generation for a future life in society. As a survey of kindergarten teachers showed, the pressure exerted by regulatory requirements and the negative connotation of public opinion in this matter focuses on the risks of using digital gadgets at preschool age, and not on developing opportunities in the cognitive, speech, socio-communicative, artistic and aesthetic fields. child development. This indicates a corresponding gap in the professional qualifications of teachers, as well as insufficient development of this segment for children in the practice of gamification (especially domestic). It is obvious that this is a complex problem, and it must also be solved in a comprehensive manner: at the conceptual, methodological, programmatic, technical, qualification, educational, and other levels. But first of all, it is necessary to realize the risks of the aspect approach in solving this problem, taking into account both global and domestic drivers of civilizational development.
References
1. Abramenkova, V. V. Tsifrovizatsiya vospitaniya kak ugroza bezopasnomu razvitiyu detstva / V. V. Abramenkova. – URL: https://psy.su/feed/9194. – Tekst : elektronnyi.
2. Averin, S. A. Informatsionno-kommunikatsionnaya sreda v sovremennoi doshkol'noi organizatsii: preemstvennost', dostupnost', bezopasnost' / S. A. Averin, P. A. Barinova // Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. – 2014. – № 7 (49). – S. 50-53.
3. Arnott, L. «Mozhno li nam morgat'?». Kategorii liderstva i vladeniya kak mediatory vzaimodeistviya detei, sovmestno ispol'zuyushchikh tekhnicheskie ustroistva / L. Arnott // Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. – 2014. – № 2. – S. 64-78.
4. Galoi, N. Yu. Ispol'zovanie interaktivnogo oborudovaniya sensornoi komnaty v rabote s detskoroditel'skimi parami i det'mi rannego vozrasta / N. Yu. Galoi // Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. – 2015. – № 1 (53). – S. 38-45.
5. Denyakina, L. M. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii i interaktivnoe oborudovanie v obuchenii doshkol'nikov / L. M. Denyakina // Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. – 2009. – № 6. – S. 30-31.
6. Evdokimova, V. E. Ispol'zovanie IKT pri sozdanii mul'timediinoi prezentatsii dlya detei doshkol'nogo vozrasta / V. E. Evdokimova // Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. – 2014. – № 4 (46). – S. 28-33.
7. Zeer, E. F. Tsifrovoe pokolenie v kontekste prognozirovaniya professional'nogo budushchego / E. F. Zeer, N. G. Tserkovnikova, V. S. Tret'yakova // Obrazovanie i nauka. – 2021. – T. 23, № 6. – S. 153-184.
8. Korotaeva, E. V. O riskakh «sensornogo upravleniya» (tachskrin) poznavatel'noi deyatel'nost'yu doshkol'nikov / E. V. Korotaeva, Yu. E. Vodyakha // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. – 2021. – № 3 (37). – S. 230-240.
9. Kurpatov, A. Idet epidemiya tsifrovogo autizma / A. Kurpatov. – URL: https://www.proaist.ru/articles/psikhiatr-andrey-kurpatov-idyet-epidemiya-tsifrovogo-autizma. – Tekst : elektronnyi.
10. Morgan, A. Interaktivnye doski, interaktivnaya i igrovaya sostavlyayushchaya klassnykh zanyatii s det'mi ot trekh do semi let / A. Morgan // Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. – 2014. – № 9 (51). – S. 70-78.
11. Pisarenko, I. A. Roditeli kak sub\"ekty vliyaniya na razvitie tsifrovykh navykov detei / I. A. Pisarenko, L. I. Zaichenko // Interaktsiya. Interv'yu. Interpretatsiya. – 2021. – T. 13, № 2. – S. 54-80.
12. Tuichieva, I. L. Doshkol'noe detstvo v mire informatsionnykh tekhnologii / I. L. Tuichieva, O. N. Gornitskaya, A. Yu. Korkina // Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. – 2010. – № 5. – S. 38-45.
13. Boari, D. Augmenting spatial skills with mobile devices / D. Boari, M. Fraser, F. D. Stanton, K. Cater // Proceedings of the ACM SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems. – 2012. – P. 1611-1620.
14. La Motte, Sandee. MRIs show screen time linked to lower brain development in preschoolers / Sandee La Motte. – URL: https://edition.cnn.com/2019/11/04/health/screen-time-lower-brain-development-preschoolerswellness/index.html. – Text : electronic.
15. Rocha, Br. Benefits and damages of the use of touchscreen devices for the development and behavior of children under 5 years old – a systematic review / Br. Rocha, Cr. Nunes. – URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/33128692. – Text : electronic.
16. Technology and Interactive Media in Early Childhood Programs: What We’ve Learned from Five Years of Research, Policy, and Practice. – URL: https://www.naeyc.org/resources/pubs/yc/sep2017/technology-andinteractive-media. – Text : electronic.
17. Vaiopoulou, J. Parents’ Perceptions of Educational Apps Use for Kindergarten Children: Development and Validation of a New Instrument (PEAU-p) and Exploration of Parents’ Profiles Behavioral Sciences / J. Vaiopoulou, St. Papadakis, E. Sifaki, D. Stamovlasis, M. Kalogiannakis. – May 2021. – URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/34071894. – Text : electronic.
18. Vaiopoulou, J. New Perspectives for Theory Development in Science Education: Rethinking Mental Models of Force in Primary School / J. Vaiopoulou, D. Stamovlasis, G. Papageorgiou // Prog. Educ. – 2017. – No. 47. – P. 1-16.
События
-
Журнал «Концепт: Философия, религия, культура» принят в Scopus >>>
9 июл 2025 | 13:25 -
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52 -
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32