Журналов:     Статей:        

Педагогическое образование в России. 2022; 1: 8-19

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ В РАМКАХ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ: ПОДХОДЫ И МНЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ ЗА 2021 ГОД)

Марьянчик В. А., Попова Л. В.

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2022_01_01

Аннотация

Статья представляет собой обзор научных публикаций, размещенных на платформе научной электронной библиотеки eLibrary в 2021 г. и посвященных проблемам онлайн-образования в сфере преподавания русского языка как иностранного (РКИ). Необходимость обзора обусловлена развитием теории и методики дистанционного образования, выделением в отдельное направление методики дистанционного обучения. Автор называет этапы развития дистанционного обучения: 1) этап онлайн-обучения как «инновационной пробы»; 2) этап первого массового опыта; 3) этап осознания потенциала и специфики онлайн-образования. 2021 г. признается началом очередного этапа развития теории и методики дистанционного обучения РКИ. В статье рассматриваются различные подходы к обсуждению в научном дискурсе проблем языкового образования инофонов в новых рамках, сопоставляются мнения авторов научных публикаций. Целью обзора является систематизация научного дискурса, формирующегося вокруг проблем преподавания РКИ в дистанционном формате. Публикации обозначенного периода систематизируются по направлениям: I. Анализ перехода на дистанционное обучение в ракурсе научных концепций; II. Экспертная оценка дистанционного обучения; III. Презентации курсов РКИ и проектов лингводидактического содержания, размещенных в онлайнпространстве; IV. Каталогизация программных средств и цифровых инструментов онлайн-обучения; V. Анализ дидактических средств онлайн-обучения; VI. Описание форм, методов и приемов онлайнобучения. Отмечено, что при дидактическом обобщении авторы работ в основном фокусируют внимание на периодизации развития программных технологий в интернет-обучении, на метаязыке описания объекта, на месте онлайн-обучения в современной педагогической системе. Особое внимание уделяется педагогическому дизайну онлайн-курсов, технологиям «blended learning» и «edutainment». В обзоре обобщаются достоинства и недостатки, представленные в экспертных оценках авторов научных статей. Материал обзора можно использовать в практике преподавания учебного курса «Технологии дистанционного обучения русскому языку как иностранному».

Список литературы

1. Абазова, Л. М. Дистанционное обучение русскому языку как иностранному в российских вузах: специфика и перспективы / Л. М. Абазова, М. П. Кочесокова, З. Х. Джанхотова, Т. М. Танашева // Вестник педагогических наук. – 2021. – № 2. – С. 29-33.

2. Азимов, Э. Г. Методика организации дистанционного обучения русскому языку как иностранному / Э. Г. Азимов. – М. : Русский язык. Курсы, 2006. – 152 с.

3. Баракина, Е. А. Интерактивные ресурсы в дистанционном обучении РКИ: этап довузовской подготовки / Е. А. Баракина, К. М. Цайзер, А. А. Полякова // Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения : сб. материалов VIII (XXII) Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых. – Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2021. – С. 302-306.

4. Биккулова, О. С. Чат-бот в методике преподавания РКИ / О. С. Биккулова, М. И. Ивкина // Мир русского слова. – 2021. – № 1. – С. 91-96.

5. Белоусова, И. М. Особенности дистанционного обучения в практическом курсе русского языка как иностранного / И. М. Белоусова, О. В. Архипкин // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан : сб. ст. IV Междунар. конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ и V Всероссийской научно-практической конференции. – Москва : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2021. – С. 135-138.

6. Билык, М. П. Об использовании цифровых технологий при обучении русскому языку как иностранному (из опыта работы) / М. П. Билык, М. С. Фильцова // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан : сб. ст. IV Междунар. конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ и V Всерос. науч.-практ. конф. – Москва : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2021. – С. 144-148.

7. Веселовская, Т. С. Интерактивность как свойство цифрового учебного текста и ее дидактический потенциал / Т. С. Веселовская, О. Ф. Купрещенко // Мир русского слова. – 2021. – № 2. – С. 80-87.

8. Гирфанова, К. А. Особенности дистанционного обучения русскому языку как иностранному / К. А. Гирфанова // Язык, культура и профессиональная коммуникация в современном обществе : материалы X Междунар. науч. конф. – Тамбов : Державинский, 2021. – С. 14-19.

9. Горячева, А. А. Потенциал ИКТ-инструментария при обучении грамматике русского языка как иностранного / А. А. Горячева // Актуальные вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2021. – С. 121-125.

10. Гурьянова, Ю. С. Виртуальная экскурсия как метод смешанного обучения русскому языку как иностранному / Ю. С. Гурьянова // Педагогическая наука и образование в диалоге со временем : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., посвященной памяти В. А. Пятина. – Астрахань : Астраханский государственный университет, 2021. – С. 170-173.

11. Дзюба, Е. В. Электронные образовательные ресурсы в структуре урока русского языка как иностранного / Е. В. Дзюба // Педагогическое образование в России. – 2021. – № 6. – С. 24-34.

12. Долинина, И. В. Дистанционный формат преподавания аспекта «развитие речи» иностранным учащимся довузовского этапа обучения / И. В. Долинина // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан : сб. ст. IV Междунар. конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ и V Всероссийской научнопрактической конференции, Москва, 14–16 октября 2020 года. – Москва : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2021. – С. 269-273.

13. Елагина, О. Б. Организация учебного процесса на основе дистанционных образовательных технологий : учеб. пособие / О. Б. Елагина, Т. В. Саранская, Е. Ф. Федорова. – Челябинск : Цицеро, 2004. – 90 с.

14. Жукова, Т. А. Эдьютейнмент в практике преподавания русского языка как иностранного / Т. А. Жукова // Проблемы современного филологического образования : сб. науч. ст. XI Всерос. науч.- практ. конф. – Москва ; Ярославль : Ремдер, 2021. – С. 108-114.

15. Загуменникова, Н. В. Реализация асинхронного обучения русскому языку как иностранному с помощью сервиса Google класс / Н. В. Загуменникова // Язык как основа современного межкультурного взаимодействия : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. – Пенза : Пензенский государственный технологический университет, 2021. – С. 249-256.

16. Зубарева, А. В. Виртуальная образовательная среда в обучении РКИ на довузовском этапе подготовки / А. В. Зубарева, О. А. Фролова // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан : сб. ст. IV Междунар. конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ и V Всерос. науч.-практ. конф. – Москва : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2021. – С. 325-327.

17. Калашникова, О. В. Актуальные проблемы обучения РКИ при полном или частичном переходе на дистанционное обучение в условиях вуза / О. В. Калашникова, А. В. Хон // Гуманитарный научный вестник. – 2021. – № 2. – С. 50-55.

18. Кашпирева, Т. Б. Методический аспект использования интернет-ресурсов при обучении РКИ в смешанном формате / Т. Б. Кашпирева // Молодежь и духовное наследие эпохи: культура, артефакты, ценности : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф., посвященной Междунар. дню культуры. – Тула : Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, 2021. – С. 34-43.

19. Кожемякова, Е. А. Принципы создания онлайн-курсов по русскому языку как иностранному на довузовском этапе обучения / Е. А. Кожемякова, М. Е. Петухова, И. А. Симулина // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан : сб. ст. IV Международного конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ и V Всероссийской научно-практической конференции. – Москва : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2021. – С. 400-404.

20. Козловцева, Н. А. Методика применения диалогового тренажера по русскому языку для начинающих в дистанционном обучении в период пандемии / Н. А. Козловцева, Е. С. Овсий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – Т. 10, № 2 (35). – С. 182-185.

21. Корженевич, Ю. В. Онлайн-обучение и его основные инструменты / Ю. В. Корженевич // Русский язык в условиях би- и полилингвизма : сб. науч. ст. по итогам Всероссийской (с международным участием) науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2021. – С. 113-117.

22. Кузнецова, Г. В. Особенности обучения письму слушателей подготовительных факультетов в дистанционном формате / Г. В. Кузнецова, Т. Г. Крапотина // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан : сб. ст. IV Междунар. конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ и V Всерос. науч.-практ. конф. – Москва : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2021. – С. 442-445.

23. Куновски, М. Н. Новый взгляд на использование массовых открытых онлайн-курсов в обучении русскому языку как иностранному / М. Н. Куновски, И. А. Диневич, Г. Н. Майерс // Язык и культура. – 2021. – № 54. – С. 224-242.

24. Лапошина, А. Н. Текстометр: онлайн-инструмент определения уровня сложности текста по русскому языку как иностранному / А. Н. Лапошина, М. Ю. Лебедева // Русистика. – 2021. – Т. 19, № 3. – С. 331-345.

25. Логинова, М. С. Использование доски Miro при обучении русскому языку как иностранному (на примере изучения темы «продукты») / М. С. Логинова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2021. – № 200. – С. 77-86.

26. Машканцева, С. В. Возможности Google-класса при обучении русскому языку как иностранному / С. В. Машканцева // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты : материалы VII Междунар. науч.-метод. конф. – Омск : Омский автобронетанковый инженерный институт, 2021. – С. 231-236.

27. Мордвинцева, В. С. Анализ эффективности использования ИКТ в онлайн-обучении русскому языку как иностранному / В. С. Мордвинцева, Н. А. Никулина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2021. – Т. 14, № 8. – С. 2642-2647.

28. Ницзяти, А. Оптимизация организации процесса обучения китайских студентов на этапе довузовской подготовки с помощью компьютерных технологий / А. Ницзяти // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2021. – № 2 (214). – С. 45-53.

29. Очирова, И. Н. Опыт калмыцкого государственного университета в организации дистанционного обучения русскому языку как иностранному / И. Н. Очирова, С. С. Алексеева, Н. С. Антопкина, Е. П. Худогулова // Язык и культура как национальное достояние в поликультурной среде : сб. докладов Междунар. науч.-практ. конф. – Владикавказ : Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), 2021. – С. 138-145.

30. Пашковская С. С. Дистанционное обучение русскому языку как иностранному (ожидание и реальность) / С. С. Пашковская // Вестник Пензенского государственного университета. – 2021. – № 3. – С. 3-9.

31. Пашковская, С. С. Как подставить плечо, а не подножку студентам во время онлайн-обучения русскому языку как иностранному / С. С. Пашковская // Русистика. – 2021. – Т. 19, № 1. – С. 85-101.

32. Писарь, Н. В. Веб-квест как средство повышения мотивации иностранных слушателей к изучению русского языка (на примере веб-квеста «Таинственный текст Главреда») / Н. В. Писарь, Ж. В. Ремболович, Н. В. Юрасюк // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2021. – Т. 6, № 3. – С. 447-454.

33. Писарь, Н. В. Цифровые технологии как средство повышения мотивации к изучению русского языка как иностранного / Н. В. Писарь // Актуальные вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2021. – С. 419-425.

34. Попова, Л. В. Эмотивные тактики и приемы, используемые в онлайн-обучении русскому языку как иностранному / Л. В. Попова, В. А. Марьянчик. – Текст : электронный // Европейское полиязыковое пространство: образование, социум, право : сб. междунар. конф. – 2019. – URL: https://www.atlantispress.com/proceedings/emssese-19/publishing (дата обращения: 22.01.2022).

35. Романюк, Е. С. Дистанционное обучение иностранных студентов в новых условиях / Е. С. Романюк, О. А. Михайлушкина, А. В. Попова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2021. – № 5 (158). – С. 54-60.

36. Сидорова, Е. Ю. Опыт создания электронного учебного курса по русскому языку для студентовиностранцев на базе платформы LMS Moodle / Е. Ю. Сидорова, М. А. Олейник, Е. В. Геддис, В. В. Назаревская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2021. – № 199. – С. 108-114.

37. Стрельчук, Е. Н. Перспективы онлайн-обучения русскому языку как иностранному в вузах РФ / Е. Н. Стрельчук // Русистика. – 2021. – Т. 19, № 1. – С. 102-115.

38. Чистова, Е. В. Дистанционный онлайн-курс по обучению русскому языку как иностранному в системе Moodle: специфика педагогического дизайна / Е. В. Чистова, Т. К. Веренич, Е. В. Еремина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2021. – № 2 (45). – С. 29-35.

39. Шуан, Г. Разработка электронного курса по подготовке к сертификационному тестированию по русскому языку как иностранному / Г. Шуан, Л. Фэй, Е. Г. Доронина // Художественное произведение в современной культуре: творчество – исполнительство – гуманитарное знание : сб. ст. и материалов. – Челябинск : Южно-Уральский государственный институт искусств им. П. И. Чайковского, 2021. – С. 184-186.

Pedagogical Education in Russia. 2022; 1: 8-19

RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE IN THE FRAMEWORK OF ONLINE EDUCATION: APPROACHES AND OPINIONS (BASED ON SCIENTIFIC PUBLICATIONS OF 2021)

Maryanchik V. A., Popova L. V.

https://doi.org/10.26170/2079-8717_2022_01_01

Abstract

The article is a review of scientific publications published on the platform of the scientific electronic library “eLibrary” in 2021 and devoted to the problems of online education in the field of teaching Russian as a foreign language. The need for the review is due to the development of the theory and methodology of distance education, the allocation of distance learning methods in a separate direction. The author identifies stages of the development of distance learning of Russian as a foreign language: 1) the stage of online learning as an “innovative test”; 2) the stage of the first mass experience; 3) the stage of awareness of the potential and specifics of online education. 2021 is recognized as the beginning of the next stage of the development of the theory and methodology of distance learning of Russian as a foreign language. The article analyzes various approaches to the discussion of the problems of foreign language education in the scientific discourse in a new framework, compares the opinions of the authors of scientific publications. The purpose of the review is to systematize the scientific discourse that is being formed around the problems of teaching Russian as a foreign language in a distance format. Publications of the designated period are systematized in directions: I. Analysis of the transition to distance learning from the perspective of scientific concepts; II. Expert evaluation of distance learning; III. Presentations of RFL courses and projects of linguodidactic content posted in the online space; IV. Cataloging of software tools and digital tools for online learning; V. Analysis of didactic means of online learning; VI. Description of forms, methods and techniques of online learning. It is noted that with didactic generalization, the authors of the works mainly focus on the periodization of the development of software technologies in Internet learning, on the metalanguage of object description, on the place of online learning in the modern pedagogical system. Special attention is paid to the pedagogical design of online courses, “blended learning” and “edutainment” technologies. The review summarizes the advantages and disadvantages presented in the expert assessments of the authors of scientific articles. The review material can be used in the practice of teaching the course “Technologies of distance learning of Russian as a foreign language”.

References

1. Abazova, L. M. Distantsionnoe obuchenie russkomu yazyku kak inostrannomu v rossiiskikh vuzakh: spetsifika i perspektivy / L. M. Abazova, M. P. Kochesokova, Z. Kh. Dzhankhotova, T. M. Tanasheva // Vestnik pedagogicheskikh nauk. – 2021. – № 2. – S. 29-33.

2. Azimov, E. G. Metodika organizatsii distantsionnogo obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu / E. G. Azimov. – M. : Russkii yazyk. Kursy, 2006. – 152 s.

3. Barakina, E. A. Interaktivnye resursy v distantsionnom obuchenii RKI: etap dovuzovskoi podgotovki / E. A. Barakina, K. M. Tsaizer, A. A. Polyakova // Aktual'nye problemy lingvistiki i literaturovedeniya : sb. materialov VIII (XXII) Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. molodykh uchenykh. – Tomsk : Natsional'nyi issledovatel'skii Tomskii gosudarstvennyi universitet, 2021. – S. 302-306.

4. Bikkulova, O. S. Chat-bot v metodike prepodavaniya RKI / O. S. Bikkulova, M. I. Ivkina // Mir russkogo slova. – 2021. – № 1. – S. 91-96.

5. Belousova, I. M. Osobennosti distantsionnogo obucheniya v prakticheskom kurse russkogo yazyka kak inostrannogo / I. M. Belousova, O. V. Arkhipkin // Dovuzovskii etap obucheniya v Rossii i mire: yazyk, adaptatsiya, sotsium, spetsial'nost'. Aktual'nye voprosy realizatsii obrazovatel'nykh programm na podgotovitel'nykh fakul'tetakh dlya inostrannykh grazhdan : sb. st. IV Mezhdunar. kongressa prepodavatelei i rukovoditelei podgotovitel'nykh fakul'tetov (otdelenii) vuzov RF i V Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. – Moskva : Gosudarstvennyi institut russkogo yazyka im. A. S. Pushkina, 2021. – S. 135-138.

6. Bilyk, M. P. Ob ispol'zovanii tsifrovykh tekhnologii pri obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu (iz opyta raboty) / M. P. Bilyk, M. S. Fil'tsova // Dovuzovskii etap obucheniya v Rossii i mire: yazyk, adaptatsiya, sotsium, spetsial'nost'. Aktual'nye voprosy realizatsii obrazovatel'nykh programm na podgotovitel'nykh fakul'tetakh dlya inostrannykh grazhdan : sb. st. IV Mezhdunar. kongressa prepodavatelei i rukovoditelei podgotovitel'nykh fakul'tetov (otdelenii) vuzov RF i V Vseros. nauch.-prakt. konf. – Moskva : Gosudarstvennyi institut russkogo yazyka im. A. S. Pushkina, 2021. – S. 144-148.

7. Veselovskaya, T. S. Interaktivnost' kak svoistvo tsifrovogo uchebnogo teksta i ee didakticheskii potentsial / T. S. Veselovskaya, O. F. Kupreshchenko // Mir russkogo slova. – 2021. – № 2. – S. 80-87.

8. Girfanova, K. A. Osobennosti distantsionnogo obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu / K. A. Girfanova // Yazyk, kul'tura i professional'naya kommunikatsiya v sovremennom obshchestve : materialy X Mezhdunar. nauch. konf. – Tambov : Derzhavinskii, 2021. – S. 14-19.

9. Goryacheva, A. A. Potentsial IKT-instrumentariya pri obuchenii grammatike russkogo yazyka kak inostrannogo / A. A. Goryacheva // Aktual'nye voprosy teorii i praktiki prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo : materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. – Moskva : Moskovskii pedagogicheskii gosudarstvennyi universitet, 2021. – S. 121-125.

10. Gur'yanova, Yu. S. Virtual'naya ekskursiya kak metod smeshannogo obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu / Yu. S. Gur'yanova // Pedagogicheskaya nauka i obrazovanie v dialoge so vremenem : materialy VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashchennoi pamyati V. A. Pyatina. – Astrakhan' : Astrakhanskii gosudarstvennyi universitet, 2021. – S. 170-173.

11. Dzyuba, E. V. Elektronnye obrazovatel'nye resursy v strukture uroka russkogo yazyka kak inostrannogo / E. V. Dzyuba // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. – 2021. – № 6. – S. 24-34.

12. Dolinina, I. V. Distantsionnyi format prepodavaniya aspekta «razvitie rechi» inostrannym uchashchimsya dovuzovskogo etapa obucheniya / I. V. Dolinina // Dovuzovskii etap obucheniya v Rossii i mire: yazyk, adaptatsiya, sotsium, spetsial'nost'. Aktual'nye voprosy realizatsii obrazovatel'nykh programm na podgotovitel'nykh fakul'tetakh dlya inostrannykh grazhdan : sb. st. IV Mezhdunar. kongressa prepodavatelei i rukovoditelei podgotovitel'nykh fakul'tetov (otdelenii) vuzov RF i V Vserossiiskoi nauchnoprakticheskoi konferentsii, Moskva, 14–16 oktyabrya 2020 goda. – Moskva : Gosudarstvennyi institut russkogo yazyka im. A. S. Pushkina, 2021. – S. 269-273.

13. Elagina, O. B. Organizatsiya uchebnogo protsessa na osnove distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologii : ucheb. posobie / O. B. Elagina, T. V. Saranskaya, E. F. Fedorova. – Chelyabinsk : Tsitsero, 2004. – 90 s.

14. Zhukova, T. A. Ed'yuteinment v praktike prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo / T. A. Zhukova // Problemy sovremennogo filologicheskogo obrazovaniya : sb. nauch. st. XI Vseros. nauch.- prakt. konf. – Moskva ; Yaroslavl' : Remder, 2021. – S. 108-114.

15. Zagumennikova, N. V. Realizatsiya asinkhronnogo obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu s pomoshch'yu servisa Google klass / N. V. Zagumennikova // Yazyk kak osnova sovremennogo mezhkul'turnogo vzaimodeistviya : materialy VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. – Penza : Penzenskii gosudarstvennyi tekhnologicheskii universitet, 2021. – S. 249-256.

16. Zubareva, A. V. Virtual'naya obrazovatel'naya sreda v obuchenii RKI na dovuzovskom etape podgotovki / A. V. Zubareva, O. A. Frolova // Dovuzovskii etap obucheniya v Rossii i mire: yazyk, adaptatsiya, sotsium, spetsial'nost'. Aktual'nye voprosy realizatsii obrazovatel'nykh programm na podgotovitel'nykh fakul'tetakh dlya inostrannykh grazhdan : sb. st. IV Mezhdunar. kongressa prepodavatelei i rukovoditelei podgotovitel'nykh fakul'tetov (otdelenii) vuzov RF i V Vseros. nauch.-prakt. konf. – Moskva : Gosudarstvennyi institut russkogo yazyka im. A. S. Pushkina, 2021. – S. 325-327.

17. Kalashnikova, O. V. Aktual'nye problemy obucheniya RKI pri polnom ili chastichnom perekhode na distantsionnoe obuchenie v usloviyakh vuza / O. V. Kalashnikova, A. V. Khon // Gumanitarnyi nauchnyi vestnik. – 2021. – № 2. – S. 50-55.

18. Kashpireva, T. B. Metodicheskii aspekt ispol'zovaniya internet-resursov pri obuchenii RKI v smeshannom formate / T. B. Kashpireva // Molodezh' i dukhovnoe nasledie epokhi: kul'tura, artefakty, tsennosti : materialy IX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashchennoi Mezhdunar. dnyu kul'tury. – Tula : Tul'skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet im. L. N. Tolstogo, 2021. – S. 34-43.

19. Kozhemyakova, E. A. Printsipy sozdaniya onlain-kursov po russkomu yazyku kak inostrannomu na dovuzovskom etape obucheniya / E. A. Kozhemyakova, M. E. Petukhova, I. A. Simulina // Dovuzovskii etap obucheniya v Rossii i mire: yazyk, adaptatsiya, sotsium, spetsial'nost'. Aktual'nye voprosy realizatsii obrazovatel'nykh programm na podgotovitel'nykh fakul'tetakh dlya inostrannykh grazhdan : sb. st. IV Mezhdunarodnogo kongressa prepodavatelei i rukovoditelei podgotovitel'nykh fakul'tetov (otdelenii) vuzov RF i V Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. – Moskva : Gosudarstvennyi institut russkogo yazyka im. A. S. Pushkina, 2021. – S. 400-404.

20. Kozlovtseva, N. A. Metodika primeneniya dialogovogo trenazhera po russkomu yazyku dlya nachinayushchikh v distantsionnom obuchenii v period pandemii / N. A. Kozlovtseva, E. S. Ovsii // Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya. – 2021. – T. 10, № 2 (35). – S. 182-185.

21. Korzhenevich, Yu. V. Onlain-obuchenie i ego osnovnye instrumenty / Yu. V. Korzhenevich // Russkii yazyk v usloviyakh bi- i polilingvizma : sb. nauch. st. po itogam Vserossiiskoi (s mezhdunarodnym uchastiem) nauch.-prakt. konf. – Cheboksary, 2021. – S. 113-117.

22. Kuznetsova, G. V. Osobennosti obucheniya pis'mu slushatelei podgotovitel'nykh fakul'tetov v distantsionnom formate / G. V. Kuznetsova, T. G. Krapotina // Dovuzovskii etap obucheniya v Rossii i mire: yazyk, adaptatsiya, sotsium, spetsial'nost'. Aktual'nye voprosy realizatsii obrazovatel'nykh programm na podgotovitel'nykh fakul'tetakh dlya inostrannykh grazhdan : sb. st. IV Mezhdunar. kongressa prepodavatelei i rukovoditelei podgotovitel'nykh fakul'tetov (otdelenii) vuzov RF i V Vseros. nauch.-prakt. konf. – Moskva : Gosudarstvennyi institut russkogo yazyka im. A. S. Pushkina, 2021. – S. 442-445.

23. Kunovski, M. N. Novyi vzglyad na ispol'zovanie massovykh otkrytykh onlain-kursov v obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu / M. N. Kunovski, I. A. Dinevich, G. N. Maiers // Yazyk i kul'tura. – 2021. – № 54. – S. 224-242.

24. Laposhina, A. N. Tekstometr: onlain-instrument opredeleniya urovnya slozhnosti teksta po russkomu yazyku kak inostrannomu / A. N. Laposhina, M. Yu. Lebedeva // Rusistika. – 2021. – T. 19, № 3. – S. 331-345.

25. Loginova, M. S. Ispol'zovanie doski Miro pri obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu (na primere izucheniya temy «produkty») / M. S. Loginova // Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. – 2021. – № 200. – S. 77-86.

26. Mashkantseva, S. V. Vozmozhnosti Google-klassa pri obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu / S. V. Mashkantseva // Problemy modernizatsii sovremennogo vysshego obrazovaniya: lingvisticheskie aspekty : materialy VII Mezhdunar. nauch.-metod. konf. – Omsk : Omskii avtobronetankovyi inzhenernyi institut, 2021. – S. 231-236.

27. Mordvintseva, V. S. Analiz effektivnosti ispol'zovaniya IKT v onlain-obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu / V. S. Mordvintseva, N. A. Nikulina // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. – 2021. – T. 14, № 8. – S. 2642-2647.

28. Nitszyati, A. Optimizatsiya organizatsii protsessa obucheniya kitaiskikh studentov na etape dovuzovskoi podgotovki s pomoshch'yu komp'yuternykh tekhnologii / A. Nitszyati // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. – 2021. – № 2 (214). – S. 45-53.

29. Ochirova, I. N. Opyt kalmytskogo gosudarstvennogo universiteta v organizatsii distantsionnogo obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu / I. N. Ochirova, S. S. Alekseeva, N. S. Antopkina, E. P. Khudogulova // Yazyk i kul'tura kak natsional'noe dostoyanie v polikul'turnoi srede : sb. dokladov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. – Vladikavkaz : Severo-Kavkazskii gorno-metallurgicheskii institut (gosudarstvennyi tekhnologicheskii universitet), 2021. – S. 138-145.

30. Pashkovskaya S. S. Distantsionnoe obuchenie russkomu yazyku kak inostrannomu (ozhidanie i real'nost') / S. S. Pashkovskaya // Vestnik Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2021. – № 3. – S. 3-9.

31. Pashkovskaya, S. S. Kak podstavit' plecho, a ne podnozhku studentam vo vremya onlain-obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu / S. S. Pashkovskaya // Rusistika. – 2021. – T. 19, № 1. – S. 85-101.

32. Pisar', N. V. Veb-kvest kak sredstvo povysheniya motivatsii inostrannykh slushatelei k izucheniyu russkogo yazyka (na primere veb-kvesta «Tainstvennyi tekst Glavreda») / N. V. Pisar', Zh. V. Rembolovich, N. V. Yurasyuk // Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. – 2021. – T. 6, № 3. – S. 447-454.

33. Pisar', N. V. Tsifrovye tekhnologii kak sredstvo povysheniya motivatsii k izucheniyu russkogo yazyka kak inostrannogo / N. V. Pisar' // Aktual'nye voprosy teorii i praktiki prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo : materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. – Moskva : Moskovskii pedagogicheskii gosudarstvennyi universitet, 2021. – S. 419-425.

34. Popova, L. V. Emotivnye taktiki i priemy, ispol'zuemye v onlain-obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu / L. V. Popova, V. A. Mar'yanchik. – Tekst : elektronnyi // Evropeiskoe poliyazykovoe prostranstvo: obrazovanie, sotsium, pravo : sb. mezhdunar. konf. – 2019. – URL: https://www.atlantispress.com/proceedings/emssese-19/publishing (data obrashcheniya: 22.01.2022).

35. Romanyuk, E. S. Distantsionnoe obuchenie inostrannykh studentov v novykh usloviyakh / E. S. Romanyuk, O. A. Mikhailushkina, A. V. Popova // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. – 2021. – № 5 (158). – S. 54-60.

36. Sidorova, E. Yu. Opyt sozdaniya elektronnogo uchebnogo kursa po russkomu yazyku dlya studentovinostrantsev na baze platformy LMS Moodle / E. Yu. Sidorova, M. A. Oleinik, E. V. Geddis, V. V. Nazarevskaya // Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. – 2021. – № 199. – S. 108-114.

37. Strel'chuk, E. N. Perspektivy onlain-obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu v vuzakh RF / E. N. Strel'chuk // Rusistika. – 2021. – T. 19, № 1. – S. 102-115.

38. Chistova, E. V. Distantsionnyi onlain-kurs po obucheniyu russkomu yazyku kak inostrannomu v sisteme Moodle: spetsifika pedagogicheskogo dizaina / E. V. Chistova, T. K. Verenich, E. V. Eremina // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya. – 2021. – № 2 (45). – S. 29-35.

39. Shuan, G. Razrabotka elektronnogo kursa po podgotovke k sertifikatsionnomu testirovaniyu po russkomu yazyku kak inostrannomu / G. Shuan, L. Fei, E. G. Doronina // Khudozhestvennoe proizvedenie v sovremennoi kul'ture: tvorchestvo – ispolnitel'stvo – gumanitarnoe znanie : sb. st. i materialov. – Chelyabinsk : Yuzhno-Ural'skii gosudarstvennyi institut iskusstv im. P. I. Chaikovskogo, 2021. – S. 184-186.