Журналов:     Статей:        

Педагогическое образование в России. 2018; : 66-72

ТИПЫ И ВИДЫ САМОРАЗРУШАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Сычева Н. Б.

Аннотация

В настоящее время проблема саморазрушающего поведения (СРП) подростков занимает одно из центральных мест в педагогической и возрастной психологии, а также составляет предмет исследования различных смежных наук. Изучаются и описываются биологические, медицинские, социальные и психологические аспекты СРП, анализируются причины и варианты коррекции его у современных подростков. Под саморазрушающим поведением понимаются деструктивные привычки, действия и состояния подростка, которые возникают в ответ на определенные воздействия окружающей среды. Такое поведение сопровождается целым рядом негативно-окрашенных эмоциональных реакций. В данной статье раскрывается специфика типов и видов саморазрушающего поведения (СРП) подростков, обучающихся в различных типах образовательных учреждений Свердловской области. Рассматриваются общие особенности СРП и распространенность данного явления среди обучающихся. В данной статье приводится подробное описание типов и видов СРП, характерных для обучающихся разных типов образовательных учреждений. Основным результатом выступило описание четырех типов и десяти видов СРП. Для диагностики СРП была сформирована и применена батарея психологических методик. Использовались следующие методики: «Методика определения склонности к отклоняющемуся поведению» А. Н. Орел, «Интегрированный тест на приверженность к аддикции и аддиктивному поведению» М. Н. Телепова, Н. Н. Телепова, «Методика выявления склонности к суицидальным реакциям СР-45» П. И. Юнацкевич, «Методика оценки школьной мотивации» Н. Г. Лускановой. В статье анализируются полученные в результате эмпирического исследования типы и виды СРП у подростков. Полученные результаты исследования будут использованы для разработки комплексной профилактической программы СРП обучающихся в условиях образовательного учреждения.
Список литературы

1. Алехин А. Н., Малкова Е. Е. Саморазрушающее поведение подростков как феномен и научная проблема // Вестник Герценовского университета. - 2012. - №2.

2. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании : монография. - СПб. : СОЮЗ, 2002.

3. Васягина Н. Н. Делинквентность подростков: причины, особенности, профилактика // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология : сб. статей по мат-лам Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. - 2016. - С. 15-23.

4. Васягина Н. Н. Межведомственное взаимодействие и социальное партнерство в профилактике делинквентного поведения подростков // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 9. - С. 117-122.

5. Змановская Е. В. Девиантология. - М. : Академия, 2003. - 288 с.

6. Крылов А. А. Психология. - М. : Проспект, 2005. - 496 с.

7. Лусканова Н. Г. Пути психологической коррекции аномалий развития личности // Здоровье, развитие, личность. - М. : Медицина, 1990.

8. О’Коннор Р. Психология вредных привычек. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 256 с.

9. Попов Ю. В. Границы и типы саморазрушающего поведения у детей и подростков // Саморазрушающее поведение у подростков. - Л., 1991. - С. 5-9.

10. Старшенбаум Г. В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. - М. : Когито-Центр, 2006. - 285 с.

11. Телепов М. Н., Телепова Н. Н. Интегрированный тест на выявление приверженности аддикции и аддиктивному поведению : метод. рекомендации. - Самара : СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. - 29 с.

12. Технологии психологической помощи в кризисных и чрезвычайных ситуациях : учеб.-метод. комплекс. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 249 с.

13. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. : Изд-во Института психотерапии, 2002. - C. 362-370.

14. Эрдынеева К. Г., Филипова В. П. Суицидальное поведение: сущность, факторы и причины (кросскультурный анализ). - М. : Академия Естествознания, 2010. - 148 с.

Pedagogical Education in Russia. 2018; : 66-72

TYPES OF SELF-DESTRUCTIVE BEHAVIOR OF STUDENTS

Sycheva N. B.

Abstract

Currently, the problem of self-destructive behavior (SDB) of adolescents occupies a central place in pedagogical and age psychology, and it is also the subject of research of various related sciences. Biological, medical, social and psychological aspects of SDB are studied and described, the reasons and variants of its correction in modern teenagers are analyzed. Self-destructive behavior is the destructive habits, actions and conditions of a teenager that arise in response to certain environmental influences. This behavior has a lot of negativly-colored emotional reactions. The article reveals the specifics of the types of SDB of adolescents studying in different types of educational institutions of Sverdlovsk region. We consider the general features of the SDB and its manifestation among students. We have made a detailed description of the types of SDBs typical for students of different types of educational institutions. The main result was made by the description of 4 types and 10 sub-types of SDB. The following methods of empirical research were used: the Method of defining the propensity to deviant behavior by A. N. Orel, Integrated test of commitment to addiction and addictive behavior by M. N. Telepov, N. N. Telepova, the Methods of detecting susceptibility to suicidal reactions CP -45 by P. I. Unackawich, the Methods of assessing school motivation by N.G. Lukanova. The results of the study will be used to develop a comprehensive preventive program of SDB students in an educational institution.
References

1. Alekhin A. N., Malkova E. E. Samorazrushayushchee povedenie podrostkov kak fenomen i nauchnaya problema // Vestnik Gertsenovskogo universiteta. - 2012. - №2.

2. Baeva I. A. Psikhologicheskaya bezopasnost' v obrazovanii : monografiya. - SPb. : SOYuZ, 2002.

3. Vasyagina N. N. Delinkventnost' podrostkov: prichiny, osobennosti, profilaktika // Integratsiya nauki i obrazovaniya v XXI veke: psikhologiya, pedagogika, defektologiya : sb. statei po mat-lam Vseros. s mezhdunar. uchastiem nauch.-prakt. konf. - 2016. - S. 15-23.

4. Vasyagina N. N. Mezhvedomstvennoe vzaimodeistvie i sotsial'noe partnerstvo v profilaktike delinkventnogo povedeniya podrostkov // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2016. - № 9. - S. 117-122.

5. Zmanovskaya E. V. Deviantologiya. - M. : Akademiya, 2003. - 288 s.

6. Krylov A. A. Psikhologiya. - M. : Prospekt, 2005. - 496 s.

7. Luskanova N. G. Puti psikhologicheskoi korrektsii anomalii razvitiya lichnosti // Zdorov'e, razvitie, lichnost'. - M. : Meditsina, 1990.

8. O’Konnor R. Psikhologiya vrednykh privychek. - M. : Mann, Ivanov i Ferber, 2015. - 256 s.

9. Popov Yu. V. Granitsy i tipy samorazrushayushchego povedeniya u detei i podrostkov // Samorazrushayushchee povedenie u podrostkov. - L., 1991. - S. 5-9.

10. Starshenbaum G. V. Addiktologiya: psikhologiya i psikhoterapiya zavisimostei. - M. : Kogito-Tsentr, 2006. - 285 s.

11. Telepov M. N., Telepova N. N. Integrirovannyi test na vyyavlenie priverzhennosti addiktsii i addiktivnomu povedeniyu : metod. rekomendatsii. - Samara : SF GBOU VPO MGPU, 2014. - 29 s.

12. Tekhnologii psikhologicheskoi pomoshchi v krizisnykh i chrezvychainykh situatsiyakh : ucheb.-metod. kompleks. - SPb. : RGPU im. A. I. Gertsena, 2008. - 249 s.

13. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp. - M. : Izd-vo Instituta psikhoterapii, 2002. - C. 362-370.

14. Erdyneeva K. G., Filipova V. P. Suitsidal'noe povedenie: sushchnost', faktory i prichiny (krosskul'turnyi analiz). - M. : Akademiya Estestvoznaniya, 2010. - 148 s.