Педагогическое образование в России. 2021; : 83-89
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Бредихина И. А., Зайцева В. В.
https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_02_10Аннотация
Статья посвящена вопросу развития познавательной самостоятельности студентов магистратуры неязыкового вуза на практических занятиях по английскому языку в эпоху цифровизации и роли педагога в качестве тьютора в их обучении управлению своей самостоятельной учебной деятельностью. Авторы затрагивают аспект влияния информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) на культуру взаимоотношений преподаватель-студент и отмечают тенденцию к замещению в учебно-воспитательном процессе субъект-объектных отношений субъект-субъектными. Особое внимание в данной статье уделяется познавательной самостоятельности (ПС) как аутометодическому феномену со сложной структурой, включающему мотивационно-ориентационный, эмоционально-личностный, содержательно-операционный и контрольно-оценочный компоненты. На примере формирования индивидуального стиля чтения более подробно рассматривается реализация содержательно-операционного компонента ПС под руководством преподавателя на занятиях с постепенным переходом к закреплению знаний студентами самостоятельно на базе ЭОР УрФУ.
Список литературы
1. Бориско, Н. Ф. Сам себе методист или советы изучающему иностранный язык / Н. Ф. Бориско. – Киев : ИНКОС, 2001. – 267 с.
2. Бредихина, И. А. Формирование умений самостоятельного совершенствования методической стороны профессиональной подготовки преподавателя иностранного языка с дипломом классического университета (старший этап обучения, классический университет) : дис. …канд. пед. наук / Бредихина И. А. – Екатеринбург, 2004. – 238 с.
3. Вайсбурд, М. Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке / М. Л. Вайсбурд. – Обнинск : Титул, 2001. – 128 с.
4. Захарова, И. В. Опыт актуализации образовательных стандартов высшего образования в области ИКТ / И. В. Захарова, О. А. Кузенков // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2017. – Т. 13, № 4. – С. 46-57.
5. Крячков, Д. А. Иностранный язык в магистратуре неязыкового вуза в зеркале учебника / Д. А. Крячков // Вестник МГЛУ. – 2016. – № 16 (755). – С. 70-81.
6. Мишин, И. Н. Критическая оценка формирования перечня компетенций в ФГОС ВО 3++ / И. Н. Мишин // Высшее образование в России. – 2018. – № 4. – С. 66–74.
7. Отчет «Измерение информационного общества за 2018 год». Краткий обзор. Международный союз электросвязи. – URL: https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Documents/publications/misr2018/MISR2018-ES-PDF-R.pdf (дата обращения: 10.05.2019). – Текст : электронный.
8. Пилипенко, С. А. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации / С. А. Пилипенко, А. А. Жидков, Е. В. Караваева, А. В. Серова // Высшее образование в России. – 2016. – № 6 (202). – С. 5-15.
9. Общая методика обучения иностранным языкам : хрестоматия. – М., 1991. – 356 с.
10. Розенбаум, Е. М. Ситуативно-смысловые компоненты в обучении диалогической речи / Е. М. Розенбаум // Иностранные языки в школе. – 1983. – № 2. – С. 22-27.
11. Сазонов, Б. А. Классификация профессиональных образовательных программ в Российской Федерации: проблемы и возможные решения / Б. А. Сазонов // Высшее образование в России. – 2017. – № 11 (217). – С. 20-30.
12. Соколова, Е. И. Анализ терминологического ряда «коуч», «ментор», «тьютор», «фасилитатор», «эдвайзер» в контексте непрерывного образования / Е. И. Соколова // Непрерывное образование: XXI век. – 2013. – № 4. – С. 2-11.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – магистратура по направлению подготовки 37.04.01 Психология. – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Mag/380401_M_3_22082020.pdf (дата обращения: 26.02.21). – Текст : электронный.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 37.03.01 Психология. – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/ Bak/370301_B_3_23082020.pdf (дата обращения: 26.02.21). – Текст : электронный.
15. Digital 2019: Global Internet use accelerates. Special reports. – URL: https://wearesocial.com/blog/2019/01/digital-2019-globalinternet-use-accelerates (mode of access: 10.05.2019). – Text : electronic.
Pedagogical Education in Russia. 2021; : 83-89
COGNITIVE SELF-RELIANCE DEVELOPMENT OF MASTER COURSE STUDENTS IN A PRACTICAL COURSE OF ENGLISH IN THE AGE OF DIGITALIZATION
Bredikhina I. A., Zaitseva V. V.
https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_02_10Abstract
The article is focused on cognitive self-reliance development of master course students in a practical course of English in the age of digitalization and the role of teacher as a tutor of students’ independent work providing training and guidance of their automethodical control. The authors raise the question of impact of Information and Telecommunications Technologies on the Teacher-Student cultural interaction and see a shift in pattern from the subject-object relationship towards the subject-subject one. The article places particular emphasis on cognitive self-reliance as an automethodical phenomenon with complex structure including motivation-orientation, emotion-personality, content-operation and control-assessment components. The content-operation component is realized in particular on the example of individual reading style formation under the guidance of the tutor during classes, with students further consolidating their skills independently and progressively on the electronic educational platform of Ural Federal University.
References
1. Borisko, N. F. Sam sebe metodist ili sovety izuchayushchemu inostrannyi yazyk / N. F. Borisko. – Kiev : INKOS, 2001. – 267 s.
2. Bredikhina, I. A. Formirovanie umenii samostoyatel'nogo sovershenstvovaniya metodicheskoi storony professional'noi podgotovki prepodavatelya inostrannogo yazyka s diplomom klassicheskogo universiteta (starshii etap obucheniya, klassicheskii universitet) : dis. …kand. ped. nauk / Bredikhina I. A. – Ekaterinburg, 2004. – 238 s.
3. Vaisburd, M. L. Ispol'zovanie uchebno-rechevykh situatsii pri obuchenii ustnoi rechi na inostrannom yazyke / M. L. Vaisburd. – Obninsk : Titul, 2001. – 128 s.
4. Zakharova, I. V. Opyt aktualizatsii obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniya v oblasti IKT / I. V. Zakharova, O. A. Kuzenkov // Sovremennye informatsionnye tekhnologii i IT-obrazovanie. – 2017. – T. 13, № 4. – S. 46-57.
5. Kryachkov, D. A. Inostrannyi yazyk v magistrature neyazykovogo vuza v zerkale uchebnika / D. A. Kryachkov // Vestnik MGLU. – 2016. – № 16 (755). – S. 70-81.
6. Mishin, I. N. Kriticheskaya otsenka formirovaniya perechnya kompetentsii v FGOS VO 3++ / I. N. Mishin // Vysshee obrazovanie v Rossii. – 2018. – № 4. – S. 66–74.
7. Otchet «Izmerenie informatsionnogo obshchestva za 2018 god». Kratkii obzor. Mezhdunarodnyi soyuz elektrosvyazi. – URL: https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Documents/publications/misr2018/MISR2018-ES-PDF-R.pdf (data obrashcheniya: 10.05.2019). – Tekst : elektronnyi.
8. Pilipenko, S. A. Sopryazhenie FGOS i professional'nykh standartov: vyyavlennye problemy, vozmozhnye podkhody, rekomendatsii po aktualizatsii / S. A. Pilipenko, A. A. Zhidkov, E. V. Karavaeva, A. V. Serova // Vysshee obrazovanie v Rossii. – 2016. – № 6 (202). – S. 5-15.
9. Obshchaya metodika obucheniya inostrannym yazykam : khrestomatiya. – M., 1991. – 356 s.
10. Rozenbaum, E. M. Situativno-smyslovye komponenty v obuchenii dialogicheskoi rechi / E. M. Rozenbaum // Inostrannye yazyki v shkole. – 1983. – № 2. – S. 22-27.
11. Sazonov, B. A. Klassifikatsiya professional'nykh obrazovatel'nykh programm v Rossiiskoi Federatsii: problemy i vozmozhnye resheniya / B. A. Sazonov // Vysshee obrazovanie v Rossii. – 2017. – № 11 (217). – S. 20-30.
12. Sokolova, E. I. Analiz terminologicheskogo ryada «kouch», «mentor», «t'yutor», «fasilitator», «edvaizer» v kontekste nepreryvnogo obrazovaniya / E. I. Sokolova // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. – 2013. – № 4. – S. 2-11.
13. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovaniya – magistratura po napravleniyu podgotovki 37.04.01 Psikhologiya. – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Mag/380401_M_3_22082020.pdf (data obrashcheniya: 26.02.21). – Tekst : elektronnyi.
14. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovaniya – bakalavriat po napravleniyu podgotovki 37.03.01 Psikhologiya. – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/ Bak/370301_B_3_23082020.pdf (data obrashcheniya: 26.02.21). – Tekst : elektronnyi.
15. Digital 2019: Global Internet use accelerates. Special reports. – URL: https://wearesocial.com/blog/2019/01/digital-2019-globalinternet-use-accelerates (mode of access: 10.05.2019). – Text : electronic.
События
-
Журнал «Концепт: Философия, религия, культура» принят в Scopus >>>
9 июл 2025 | 13:25 -
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52 -
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32