Педагогическое образование в России. 2021; : 96-104
СПЕЦИФИКА САМОСОЗНАНИЯ МАТЕРЕЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ОНЛАЙН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Саночкина А. В., Васягина Н. Н., Игнатжева С.
https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_01_12Аннотация
Современная семья, являясь зависимой от демографических, социальных и политико-правовых преобразований в мире, испытывает процесс модификации своих функций, а именно: феминизацию и усиление автономности личности. Актуальность исследования процессов формирования самосознания матери определяется ее значительным вкладом в становление семейных взаимоотношений, воспитание будущего поколения. Целью настоящей статьи является описание результатов исследования специфики самосознания матерей, ориентированных на онлайн психолого-педагогическое сопровождение. Исследование базируется на работах зарубежных и отечественных психологов, изучающих смысловое содержание матери, особенности формирования и развития материнского самосознания. Эмпирическое исследование проводилось на однородной выборке женщин, обратившихся за психолого-педагогическим сопровождением в рамках онлайн проекта. Респондентам было предложено написать сочинение на тему «Я – мама» по методике Н. Н. Васягиной, предназначенной для изучения смыслового содержания самосознания матери. В результате исследования были сформированы: типичный портрет матери, для которой при определенных жизненных обстоятельствах становится важным овладение психолого-педагогических знаний и повышение своих родительских компетенций; 2 кластера женщин, опирающихся на эмоциональные отношения с ребенком, и уделяющих больше внимания своей воспитательной функции. Для первого кластера характерно наличие двух факторов: «зеркальное Я», что соответствует представлению субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание; и «самопринятие», что соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самим собой, одобрению своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя такой, какая есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Данная группа матерей не считает себя «плохой мамой», не отмечает наличия проблем с ребенком и ориентирована на эмоциональные отношения с ребенком. Для второй группы женщин характерно проводить больше времени с ребенком, они более сконцентрированы на своей воспитательной функции и имеют высокое значение фактора «саморуководство», что свидетельствует об отчетливых переживаниях собственного «Я» как внутреннего стержня. Женщины, относимые ко второму кластеру, считают, что их судьба находится в собственных руках, они чувствуют обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей. Их материнская позиция заключена в ориентации на воспитание, нежели чем на эмоции к ребенку, а также соотношение своего образа как матери с представлением о материнстве в целом.
Список литературы
1. Андреева, Т. В. Семейная психология : учеб. пособие / Т. В. Андреева. – СПб. : Речь, 2004. – 244 с.
2. Бим-Бад, Б. М. Модернизация института семьи: макросоциологический и антропологопедагогический анализ : монография / Б. М. Бим-Бад, С. Н. Гавров. – М. : Новый Хронограф, 2010. – 337 с.
3. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Психология личности : сб. статей / сост. А. Б. Орлов. – М. : ООО «Вопросы психологии», 2001.
4. Васягина, Н. Н. Структурно-содержательный анализ самосознания матери / Н. Н. Васягина, Е. Н. Рыбакова // Образование и наука. – 2007. – С. 75-84.
5. Васягина, Н. Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России : монография / Н. Н. Васягина. – Екатеринбург, 2013.
6. Васягина, Н. Н. Субъектность матери: теория и практика / Н. Н. Васягина, Н. А. Устинова // Психолого-педагогическое сопровождение семьи в реалиях современного социокультурного пространства : материалы международной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2012. – С. 86-92.
7. Васягина, Н. Н. К вопросу о психологических особенностях родителей, ориентированных на раннее развитие детей / Н. Н. Васягина, Ю. В. Малина, С. А. Васягина // Педагогическое образование в России. – 2019. – С. 83-89.
8. Захарова, Е. И. Родительство как возрастно-психологический феномен : дис. … д-ра психол. наук : 19.00.13 / Захарова Е. И. – М., 2017. 9. Иващенко, А. В. Я-концепция личности в отечественной психологии : монография / А. В. Иващенко, В. С. Агапов, И. В. Барышникова. – М. : МГСА, 2000. – 155 с.
9. Ковалев, С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалев. – М. : Просвещение, 1988. – 208 с.
10. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и самосознание / И. С. Кон. – М. : Политиздат, 1984. – 335 с.
11. Мохова, С. Ю. Самосознание родителя в системе отношений с ребенком / С. Ю. Мохова. – 2004.
12. Орлов, А. Б. Эмпирическая личность и ее структура / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. – 1995. – № 2. – С. 5-19.
13. Пантилеев, С. Р. Самоотношение / С. Р. Пантилеев // Психология самосознания : хрестоматия. – Самара : Бахрам-М, 2000.
14. Сарджвеладзе, Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н. И. Сарджвеладзе. – Тбилиси : Мецниереба, 1989. – 197 с.
15. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. – М. : Изд-во МГУ, 1983. – 286 с.
16. Сысенко, В. А. Супружеские конфликты / В. А. Сысенко. – М. : Мысль, 2009. – 173 с.
17. Устинова, Н. А. Детерминанты развития самосознания матери / Н. А. Устинова // Дискуссия. – 2012. – С. 158-162.
18. Филиппова, Г. Г. Психология материнства : учеб. пособие / Г. Г. Филиппова. – М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. – 240 с.
19. Фрейд, З. «Я» и «Оно» / З. Фрейд. – М. : Эксмо-Пресс, 2000. – 1037 с.
20. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений: курс лекций / Л. Б. Шнейдер. – М. : АпрельПресс ; ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.
21. Duval, S. A theory of objective self-awareness / S. Duval, R. A. Wicklund. – New York : Academic Press, 1972. – 412 p.
Pedagogical Education in Russia. 2021; : 96-104
SPECIFICS OF MOTHERS’ SELF-AWARENESS RECEIVING PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT
Sanochkina A. V., Vasyagina N. N., Ignatjeva S.
https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_01_12Abstract
The modern family, being dependent on demographic, social and political and legal transformations in the world, is undergoing a process of modification of its functions: feminization and strengthening of personality autonomy. The relevance of the study of the processes of the formation of the mother’s self-awareness is determined by her significant contribution to the formation of family relationships, the upbringing of the future generation. The purpose of this article is to describe the results of the study of the specifics of self-awareness of mothers, focused on online psychological and pedagogical support. The study is based on the works of foreign and domestic psychologists who study the semantic content of the mother, features of the formation and development of maternal self-awareness. The empirical study was conducted on a homogeneous sample of women who applied for psychological and pedagogical support as part of an online project. The respondents were asked to write an essay on the topic “I am a mother” according to the method of N. N. Vasyagina, designed to study the semantic content of the mother’s self-awareness. As a result of the research, the following was formed: a typical portrait of a mother, for whom, under certain life circumstances, it becomes important to master psychological and pedagogical knowledge and increase her parenting competencies; 2 clusters of women relying on emotional relationships with a child and paying more attention to their upbringing function. The first cluster is characterized by the presence of two factors: the “mirror self”, which corresponds to the subject’s idea that his personality, character and activity are capable of evoking respect, sympathy, approval and understanding in others; and “self-acceptance”, which corresponds to a friendly attitude towards oneself, agreement with oneself, approval of one’s plans and desires, emotional, unconditional acceptance of oneself as it is, even with some flaws. This group of mothers does not consider themselves a “bad mother”, does not note the presence of problems with the child, and is focused on emotional relationships with the child. For the second group of women, it is typical to spend more time with the child, they are more concentrated on their upbringing function, and have a high value of the factor “self-guidance”, which indicates a distinct experience of their own “I” as an internal core. Women belonging to the second cluster believe that their fate is in their own hands, they feel the validity and consistency of their inner motives and goals. Their maternal position lies in the orientation toward upbringing, rather than on emotions toward the child, as well as the correlation of their image as a mother with the idea of motherhood in general.
References
1. Andreeva, T. V. Semeinaya psikhologiya : ucheb. posobie / T. V. Andreeva. – SPb. : Rech', 2004. – 244 s.
2. Bim-Bad, B. M. Modernizatsiya instituta sem'i: makrosotsiologicheskii i antropologopedagogicheskii analiz : monografiya / B. M. Bim-Bad, S. N. Gavrov. – M. : Novyi Khronograf, 2010. – 337 s.
3. Bozhovich, L. I. Etapy formirovaniya lichnosti v ontogeneze / L. I. Bozhovich // Psikhologiya lichnosti : sb. statei / sost. A. B. Orlov. – M. : OOO «Voprosy psikhologii», 2001.
4. Vasyagina, N. N. Strukturno-soderzhatel'nyi analiz samosoznaniya materi / N. N. Vasyagina, E. N. Rybakova // Obrazovanie i nauka. – 2007. – S. 75-84.
5. Vasyagina, N. N. Sub\"ektnoe stanovlenie materi v sovremennom sotsiokul'turnom prostranstve Rossii : monografiya / N. N. Vasyagina. – Ekaterinburg, 2013.
6. Vasyagina, N. N. Sub\"ektnost' materi: teoriya i praktika / N. N. Vasyagina, N. A. Ustinova // Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie sem'i v realiyakh sovremennogo sotsiokul'turnogo prostranstva : materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. – Ekaterinburg, 2012. – S. 86-92.
7. Vasyagina, N. N. K voprosu o psikhologicheskikh osobennostyakh roditelei, orientirovannykh na rannee razvitie detei / N. N. Vasyagina, Yu. V. Malina, S. A. Vasyagina // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. – 2019. – S. 83-89.
8. Zakharova, E. I. Roditel'stvo kak vozrastno-psikhologicheskii fenomen : dis. … d-ra psikhol. nauk : 19.00.13 / Zakharova E. I. – M., 2017. 9. Ivashchenko, A. V. Ya-kontseptsiya lichnosti v otechestvennoi psikhologii : monografiya / A. V. Ivashchenko, V. S. Agapov, I. V. Baryshnikova. – M. : MGSA, 2000. – 155 s.
9. Kovalev, S. V. Psikhologiya sovremennoi sem'i / S. V. Kovalev. – M. : Prosveshchenie, 1988. – 208 s.
10. Kon, I. S. V poiskakh sebya: Lichnost' i samosoznanie / I. S. Kon. – M. : Politizdat, 1984. – 335 s.
11. Mokhova, S. Yu. Samosoznanie roditelya v sisteme otnoshenii s rebenkom / S. Yu. Mokhova. – 2004.
12. Orlov, A. B. Empiricheskaya lichnost' i ee struktura / A. B. Orlov // Voprosy psikhologii. – 1995. – № 2. – S. 5-19.
13. Pantileev, S. R. Samootnoshenie / S. R. Pantileev // Psikhologiya samosoznaniya : khrestomatiya. – Samara : Bakhram-M, 2000.
14. Sardzhveladze, N. I. Lichnost' i ee vzaimodeistvie s sotsial'noi sredoi / N. I. Sardzhveladze. – Tbilisi : Metsniereba, 1989. – 197 s.
15. Stolin, V. V. Samosoznanie lichnosti / V. V. Stolin. – M. : Izd-vo MGU, 1983. – 286 s.
16. Sysenko, V. A. Supruzheskie konflikty / V. A. Sysenko. – M. : Mysl', 2009. – 173 s.
17. Ustinova, N. A. Determinanty razvitiya samosoznaniya materi / N. A. Ustinova // Diskussiya. – 2012. – S. 158-162.
18. Filippova, G. G. Psikhologiya materinstva : ucheb. posobie / G. G. Filippova. – M. : Izd-vo In-ta Psikhoterapii, 2002. – 240 s.
19. Freid, Z. «Ya» i «Ono» / Z. Freid. – M. : Eksmo-Press, 2000. – 1037 s.
20. Shneider, L. B. Psikhologiya semeinykh otnoshenii: kurs lektsii / L. B. Shneider. – M. : Aprel'Press ; EKSMO-Press, 2000. – 512 s.
21. Duval, S. A theory of objective self-awareness / S. Duval, R. A. Wicklund. – New York : Academic Press, 1972. – 412 p.
События
-
Журнал «Успехи наук о животных» присоединился к Elpub! >>>
18 июл 2025 | 12:37 -
Журнал «Наука. Инновации. Технологии» принят в DOAJ >>>
17 июл 2025 | 12:17 -
К платформе Elpub присоединился журнал « Библиотечный мир» >>>
15 июл 2025 | 12:17 -
Журнал «Концепт: Философия, религия, культура» принят в Scopus >>>
9 июл 2025 | 13:25 -
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52