Педагогическое образование в России. 2021; : 70-75
ВАНДАЛИЗМ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МЕГАПОЛИСА И МАЛОГО ГОРОДА
https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_01_09Аннотация
В статье рассматривается проблема подросткового вандализма, его распространенности в образовательной среде и пространстве современных городов. Описываются специфические характеристики вандальной активности обучающихся с указанием на повышенные риски формирования последующей устойчивой делинквентной модели поведения субъекта. Делается предположение о возможной связи склонности к вандализму и его мотивационных оснований с местом проживания подростка (мегаполисом или малым городом). Эмпирическая проверка данного предположения осуществлялась посредством констатирующего эксперимента, в котором приняли участие 177 подростков, обучающихся в общеобразовательных школах мегаполиса (г. Екатеринбург) и малого города (г. Ирбит). Сбор данных выполнен с помощью авторского опросника «Мотивы вандального поведения», обработка осуществлялась методами математико-статистического анализа (кластерный анализ, описательная статистика и регрессионный анализ). Полученные результаты подтвердили наличие высокой общей готовности к совершению вандальных действий у подростков, проживающих в мегаполисе, а также своеобразие мотивационных профилей вандальной активности у обучающихся Екатеринбурга и Ирбита. Так, подростки в малом городе совершают деструктивное взаимодействие с объектами окружающей среды, в том числе образовательной, руководствуясь мотивами любопытства, протеста и выражения собственной агрессии. Для подростков мегаполиса характерен более усредненный мотивационный профиль с доминированием эстетического мотива вандальной активности. Обнаруженные закономерности указывают на значимую роль среды и ее условий в формировании готовности к совершению подростком вандальных актов, следовательно, могут быть использованы как основание для разработки эффективных превентивных мер по минимизации распространения данной девиации.
Список литературы
1. Алетин, Р. А. Проблемы квалификации вандализма / Р. А. Алетин // Пробелы в российском законодательстве. – 2015. – № 4. – С. 222-225.
2. Баева, И. А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников / И. А. Баева, В. В. Семикин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2005. – Т. 5, № 12. – С. 7-19.
3. Ватова, Л. С. Молодежный вандализм и его профилактика / Л. С. Ватова // Педагогика. – 2003. – № 5. – С. 34-38.
4. Воробьева, И. В. Психология вандального поведения : монография / И. В. Воробьева, О. В. Кружкова. – Екатеринбург, 2015.
5. Кружкова, О. В. Функции вандализма в молодежном поведении: от личности к обществу / О. В. Кружкова, И. В. Воробьева, Р. Ю. Порозов, Б. Зарбова // Образование и наука. – 2018. – Т. 20, № 10. – С. 95-120.
6. Леонтьев, Д. А. Что дает психологии понятие субъекта: субъектность как измерение личности / Д. А. Леонтьев // Эпистемология и философия науки. – 2010. – Т. 25, № 3. – С. 135-153.
7. Митина, Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования / Л. М. Митина. – СПб., 2014.
8. Сажаев, А. М. О некоторых особенностях расследования вандализма, совершаемого с участием несовершеннолетних / А. М. Сажаев // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. – 2020. – № 20-1. – С. 66-69.
9. Сергиенко, Е. А. Развитие психологии субъекта и субъект развития / Е. А. Сергиенко // Психологический журнал. – 2012. – Т. 33, № 1. – С. 7-19.
10. Уголовный кодекс РФ. Статья 214. Вандализм. – URL: https://base.garant.ru/10108000/ 18504d0125d60b72a85018b2ceb24b1c/ (дата обращения: 03.10.2020).
11. Шалагин, А. Е. Предупреждение делинквентного поведения несовершеннолетних / А. Е. Шалагин, А. К. Шалагина // Вопросы педагогики. – 2020. – № 6-1. – С. 332-337.
12. Шеслер, А. В. Вандализм, совершенный группой лиц / А. В. Шеслер, О. А. Беларёва // Lex russica (Русский закон). – 2017. – № 8 (129). – С. 112-118.
13. Bazrafshan, M. R. The relation of social happiness and adjustment with vandalistic behaviour of the children and young adults in the families under supervision of welfare office / M. R. Bazrafshan, A. Abdi, B. Masmouei, et al. // Journal of Clinical and Diagnostic Research. – 2018. – № 12 (8).
14. Stodolska, M. Gangs and Deviant Leisure / M. Stodolska, L. Berdychevsky, K. J. Shinew // Leisure Sciences. – 2017, 4 July. – P. 1-16.
15. Van Ouytsel, J. The associations of adolescents’ dating violence victimization, well-being and engagement in risk behaviors / J. Van Ouytsel, K. Ponnet, M. Walrave // Journal of Adolescence. – 2017. – № 55. – P. 66-71.
Pedagogical Education in Russia. 2021; : 70-75
TEENAGER’S VANDALISM IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF MEGAPOLIS AND SMALL CITY
https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_01_09Abstract
The article deals with the problem of adolescent vandalism, its prevalence in the educational environment and the space of modern cities. The specific characteristics of student’s vandal activity are described, indicating the increased risks for the formation of a stable subject delinquent behavior model. An assumption is made about the possible connection between the propensity to vandalism and its motivational grounds with the adolescent’s place of residence (metropolis or small town). The empirical verification of this assumption was carried out through the ascertaining experiment, in which 177 adolescents had been observed from secondary schools of the megalopolis (Ekaterinburg) and a small town (Irbit). Data collection was carried out using the author’s questionnaire “Motives of vandal behavior”, processing was carried out by methods of mathematical and statistical analysis (cluster analysis, descriptive statistics and regression analysis). The results confirmed the presence of a high general readiness to commit vandal acts among adolescents living in a megalopolis, as well as the specific of the vandal motivational profiles among students in Ekaterinburg and Irbit. Thus, adolescents in a small town engage in destructive interactions with environmental objects, including educational ones, guided mostly by the motives of curiosity, protest and expression of their own aggression. The adolescents in the megalopolis are characterized by a more average motivational profile with the dominance of the aesthetic motive in vandal activity. The revealed patterns indicate a significant role of the environment and its conditions in the formation of teenager’s readiness to commit vandal acts, and, therefore, can be used as a basis for the development of effective preventive measures to minimize the spread of this deviation.
References
1. Aletin, R. A. Problemy kvalifikatsii vandalizma / R. A. Aletin // Probely v rossiiskom zakonodatel'stve. – 2015. – № 4. – S. 222-225.
2. Baeva, I. A. Bezopasnost' obrazovatel'noi sredy, psikhologicheskaya kul'tura i psikhicheskoe zdorov'e shkol'nikov / I. A. Baeva, V. V. Semikin // Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. – 2005. – T. 5, № 12. – S. 7-19.
3. Vatova, L. S. Molodezhnyi vandalizm i ego profilaktika / L. S. Vatova // Pedagogika. – 2003. – № 5. – S. 34-38.
4. Vorob'eva, I. V. Psikhologiya vandal'nogo povedeniya : monografiya / I. V. Vorob'eva, O. V. Kruzhkova. – Ekaterinburg, 2015.
5. Kruzhkova, O. V. Funktsii vandalizma v molodezhnom povedenii: ot lichnosti k obshchestvu / O. V. Kruzhkova, I. V. Vorob'eva, R. Yu. Porozov, B. Zarbova // Obrazovanie i nauka. – 2018. – T. 20, № 10. – S. 95-120.
6. Leont'ev, D. A. Chto daet psikhologii ponyatie sub\"ekta: sub\"ektnost' kak izmerenie lichnosti / D. A. Leont'ev // Epistemologiya i filosofiya nauki. – 2010. – T. 25, № 3. – S. 135-153.
7. Mitina, L. M. Psikhologiya lichnostno-professional'nogo razvitiya sub\"ektov obrazovaniya / L. M. Mitina. – SPb., 2014.
8. Sazhaev, A. M. O nekotorykh osobennostyakh rassledovaniya vandalizma, sovershaemogo s uchastiem nesovershennoletnikh / A. M. Sazhaev // Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. – 2020. – № 20-1. – S. 66-69.
9. Sergienko, E. A. Razvitie psikhologii sub\"ekta i sub\"ekt razvitiya / E. A. Sergienko // Psikhologicheskii zhurnal. – 2012. – T. 33, № 1. – S. 7-19.
10. Ugolovnyi kodeks RF. Stat'ya 214. Vandalizm. – URL: https://base.garant.ru/10108000/ 18504d0125d60b72a85018b2ceb24b1c/ (data obrashcheniya: 03.10.2020).
11. Shalagin, A. E. Preduprezhdenie delinkventnogo povedeniya nesovershennoletnikh / A. E. Shalagin, A. K. Shalagina // Voprosy pedagogiki. – 2020. – № 6-1. – S. 332-337.
12. Shesler, A. V. Vandalizm, sovershennyi gruppoi lits / A. V. Shesler, O. A. Belareva // Lex russica (Russkii zakon). – 2017. – № 8 (129). – S. 112-118.
13. Bazrafshan, M. R. The relation of social happiness and adjustment with vandalistic behaviour of the children and young adults in the families under supervision of welfare office / M. R. Bazrafshan, A. Abdi, B. Masmouei, et al. // Journal of Clinical and Diagnostic Research. – 2018. – № 12 (8).
14. Stodolska, M. Gangs and Deviant Leisure / M. Stodolska, L. Berdychevsky, K. J. Shinew // Leisure Sciences. – 2017, 4 July. – P. 1-16.
15. Van Ouytsel, J. The associations of adolescents’ dating violence victimization, well-being and engagement in risk behaviors / J. Van Ouytsel, K. Ponnet, M. Walrave // Journal of Adolescence. – 2017. – № 55. – P. 66-71.
События
-
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32 -
Журнал «Творчество и современность» присоединился к Elpub! >>>
27 мая 2025 | 12:38 -
Журналы НЦЭСМП приняты в Scopus >>>
27 мая 2025 | 12:35