Журналов:     Статей:        

Педагогическое образование в России. 2020; : 79-86

УЧЕБНИК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ В ОЧНОЙ И ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ

Ковалева А. Г., Зарифуллина Д. П., Губина Д. И., Ткачева М. В.

https://doi.org/10.26170/po20-05-08

Аннотация

Ситуация в мире, связанная с пандемией вируса COVID - 19, выдвигает ряд новых требований во всех сферах жизни, в том числе и в сфере образования. Перед преподавателями и студентами высших учебных заведений была поставлена задача в краткие сроки перейти на удаленную работу, что создало ряд сложностей, таких как выбор платформы для проведения занятий, адаптация изучаемого материала под электронный формат при сохранении качества подачи информации. Таким образом, в современном мире важно не просто овладевать навыками и умениями в сфере получаемой специализации, но еще более важно уметь совмещать задачи из разных научных сфер, работать в команде вместе с другими специалистами и уметь быстро адаптироваться и находить решения проблем в кратчайшие сроки. Именно эти навыки и умения студенты получают при выполнении междисциплинарных научно - исследовательских проектов на иностранном языке, которые реализуются в Институте радиоэлектроники и информационных технологий - Радиотехнический факультет (ИРИТ - РтФ) не первый год и уже показали отличные результаты. Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ) определяет междисциплинарные проекты как наиболее приоритетные. Нам представляется, что использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе в высших учебных заведениях является важнейшим требованием не только в период пандемии, но и в обычной жизни каждого выпускника. Поэтому учебник, который помогает формировать и развивать компетенции, необходимые для реализации междисциплинарных научно - исследовательских проектов на иностранном языке, представляет особую ценность, особенно, если его можно применять не только для аудиторных занятий, но и для дистанционного обучения в электронном (digital) формате. Созданный нами учебник «How to Master Scientific Skills in English» нацелен на развитие иноязычной коммуникативной научно - исследовательской компетенции. Результаты исследования включают анализ апробации учебника в условиях очного и дистанционного режимах обучения студентов ИРИТ - РтФ УрФУ и анализ опроса студентов по итогам работы в условиях очного и дистанционного обучения.
Список литературы

1. Бондаренко, О. В. Применение мультимедийных технологий в образовательном процессе высшего учебного заведения / О. В. Бондаренко // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 3. - С. 83-91.

2. Герасимова, С. A. Современные требования к учебному изданию по иностранным языкам / С. А. Герасимова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 19. - С. 209-211.

3. Горшенева, И. А. Актуальные вопросы содержания профессионально ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе / И. А. Горшенева, В. Н. Куликов // Вестник Московского университета МВД России. - 2018. - № 6. - С. 10-13. - DOI: 10.24411/2073-0454-2018-10001.

4. Ковалева, А. Г. Методические особенности современного учебного издания по дисциплине «Иностранный язык для научно-исследовательской работы» / А. Г. Ковалева, О. В. Анчугова, Д. П. Зарифуллина [и др.] // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2019. - № 3 (38). - С. 25-30. - DOI: 10.18323/2221-5662-2019-3-25-30.

5. Ковалева, А. Г. Система иноязычного лингвистического образования для неязыковых направлений подготовки в вузе с использованием информационных технологий / А. Г. Ковалева, О. В. Анчугова, Д. П. Зарифуллина [и др.] // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 11. - С. 108-115. - DOI: 10.26170/po18-11-15.

6. Ковалева, А. Г. Современные методы обучения иностранному языку в предпринимательском вузе как средство формирования коммуникативных компетенций / А. Г. Ковалева, О. В. Анчугова, Д. П. Зарифуллина [и др.] // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 5. - С. 48-55. - DOI: 10.26170/po19-05-07.

7. Носкова, Т. Н. Стратегии информационного поведения студентов в условиях непрерывного образования / Т. Н. Носкова, О. В. Яковлева, Т. Б. Павлова [и др.] // Открытое образование. - 2018. - Т. 22, № 3. - С. 25-34. - DOI: 10.21686/1818-4243-2018-3-25-34.

8. Сидорова, Л. В. Мультимедийные технологии в образовании и обучение студентов педагогических направлений / Л. В. Сидорова, Н. А. Афанасьева // Концепт. - 2017. - № 1. - С. 110-115.

9. Уральский федеральный: издание Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. - 2018. - № 42. - С. 3-5.

10. Югова, М. А. Учебник по иностранному языку для неязыкового вуза как модель современного образовательного процесса / М. А. Югова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 2. - С. 109-114.

11. Якунин, А. Ф. Информационно-коммуникационные технологии и цифровая грамотность педагога / А. Ф. Якунин // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2016. - № 1. - С. 468-471.

12. Bezzabotnova, O. English for Academics. Book 1 / O. Bezzabotnova, S. Bogolepova, V. Gorbachev, et al. - United Kingdom : Cambridge University Press, 2014. - 175 p.

13. Gorbachev, V. English for Academics. Book 2 / V. Gorbachev, O. Groza, L. Kuznetsova, et al. - United Kingdom : Cambridge University Press, 2017. - 171 p.

14. Kovaleva, A. G. Information and communication technologies and a textbook how to master scientific skills in English for academic research work in a foreign language / A. G. Kovaleva, O. V. Anchugova, D. P. Zarifullina, et al. // CEUR Workshop Proceedings. - 2019. - № 2562. - P. 85-93.

15. Kovaleva, A. G. Information technologies in project work in foreign language teaching of non-linguistic students / A. G. Kovaleva, E. E. Dymova // Edulearn 17 proceedings: 9th International Conference on Education and New Learning Technologies. Barcelona: IATED. - 2017. - P. 8436-8440. - DOI: 10.18323 / 2221-5662-2019-2-15-20.

16. Thumvichit, A. Cultural Presentation in Thai Secondary School ELT Course books: An Analysis from Intercultural Perspectives / A. Thumvichit // Journal of Education and Training Studies. - 2018. - Vol. 6, № 11. - P. 99-112.

17. Zemach, D. E. Academic Writing: From Paragraph to Essay / D. E. Zemach, L. A. Rumisek. - London : Macmillan Publishers Limited, 2007. - 132 p.

Pedagogical Education in Russia. 2020; : 79-86

FOREIGN LANGUAGE TEXTBOOK FOR INTERDISCIPLINARY RESEARCH PROJECTS IN FACE-TO-FACE AND REMOTE LEARNING

Kovaleva A. G., Zarifullina D. P., Gubina D. I., Tkacheva M. V.

https://doi.org/10.26170/po20-05-08

Abstract

The current situation in the world caused by the COVID-19 pandemic imposes a number of new requirements in all spheres of life including the sphere of education. Professors and students of higher educational establishments were set a challenge to switch the educational process to remote learning in short order. The challenge created some difficulties, such as the need to choose the most appropriate and effective educational platform, adapt the material under the study to digital form maintaining high quality of presenting information. Thus, in the contemporary world it is very important not only to master skills in the area of professional career, but what’s vital, is the ability to combine tasks from various scientific areas, to work as a team with other specialists and to be able to adapt and find solutions to different problems as quickly as possible. These are the skills and abilities that students acquire while working on interdisciplinary projects in a foreign language. Such interdisciplinary projects have been realised in the Institute of Radioelectronics and Information Technologies at Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin for several years so far. The results of their realization are excellent. Ural Federal University rates interdisciplinary projects as ones with the highest priority. We suggest that using information and communication technologies in the educational process at higher educational establishments represents one of the most important requirements not only at the time of virus pandemic but also in everyday life of each and every graduate. That is why the textbook which helps to form and develop competences necessary for the realization of interdisciplinary projects in a foreign language is of top value taking into account the fact that the textbook can be used not only for face - to - face training, but also for remote learning in the digital form. So we created a textbook entitled “How to master scientific skills in English”. The textbook is targeted at the formation as well as the development of all the four types of speech activities, such as speaking, listening, reading and writing. Besides the textbook «How to master scientific skills in English» is helpful in the development of a foreign language communicative research competence which the students gain in the realization of a project work in different spheres. The results of the research include the analysis of the textbook testing under the condition of face - to - face and remote learning with the students of the Institute of Radioelectronics and Information Technologies at Ural Federal University and the analysis of surveys of the students on the basis of performance under the condition of face - to - face and remote learning.
References

1. Bondarenko, O. V. Primenenie mul'timediinykh tekhnologii v obrazovatel'nom protsesse vysshego uchebnogo zavedeniya / O. V. Bondarenko // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2017. - № 3. - S. 83-91.

2. Gerasimova, S. A. Sovremennye trebovaniya k uchebnomu izdaniyu po inostrannym yazykam / S. A. Gerasimova // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. - 2014. - № 19. - S. 209-211.

3. Gorsheneva, I. A. Aktual'nye voprosy soderzhaniya professional'no orientirovannogo obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze / I. A. Gorsheneva, V. N. Kulikov // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2018. - № 6. - S. 10-13. - DOI: 10.24411/2073-0454-2018-10001.

4. Kovaleva, A. G. Metodicheskie osobennosti sovremennogo uchebnogo izdaniya po distsipline «Inostrannyi yazyk dlya nauchno-issledovatel'skoi raboty» / A. G. Kovaleva, O. V. Anchugova, D. P. Zarifullina [i dr.] // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya. - 2019. - № 3 (38). - S. 25-30. - DOI: 10.18323/2221-5662-2019-3-25-30.

5. Kovaleva, A. G. Sistema inoyazychnogo lingvisticheskogo obrazovaniya dlya neyazykovykh napravlenii podgotovki v vuze s ispol'zovaniem informatsionnykh tekhnologii / A. G. Kovaleva, O. V. Anchugova, D. P. Zarifullina [i dr.] // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2018. - № 11. - S. 108-115. - DOI: 10.26170/po18-11-15.

6. Kovaleva, A. G. Sovremennye metody obucheniya inostrannomu yazyku v predprinimatel'skom vuze kak sredstvo formirovaniya kommunikativnykh kompetentsii / A. G. Kovaleva, O. V. Anchugova, D. P. Zarifullina [i dr.] // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2019. - № 5. - S. 48-55. - DOI: 10.26170/po19-05-07.

7. Noskova, T. N. Strategii informatsionnogo povedeniya studentov v usloviyakh nepreryvnogo obrazovaniya / T. N. Noskova, O. V. Yakovleva, T. B. Pavlova [i dr.] // Otkrytoe obrazovanie. - 2018. - T. 22, № 3. - S. 25-34. - DOI: 10.21686/1818-4243-2018-3-25-34.

8. Sidorova, L. V. Mul'timediinye tekhnologii v obrazovanii i obuchenie studentov pedagogicheskikh napravlenii / L. V. Sidorova, N. A. Afanas'eva // Kontsept. - 2017. - № 1. - S. 110-115.

9. Ural'skii federal'nyi: izdanie Ural'skogo federal'nogo universiteta imeni pervogo Prezidenta Rossii B.N. El'tsina. - 2018. - № 42. - S. 3-5.

10. Yugova, M. A. Uchebnik po inostrannomu yazyku dlya neyazykovogo vuza kak model' sovremennogo obrazovatel'nogo protsessa / M. A. Yugova // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2016. - № 2. - S. 109-114.

11. Yakunin, A. F. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii i tsifrovaya gramotnost' pedagoga / A. F. Yakunin // Vestnik Taganrogskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. - 2016. - № 1. - S. 468-471.

12. Bezzabotnova, O. English for Academics. Book 1 / O. Bezzabotnova, S. Bogolepova, V. Gorbachev, et al. - United Kingdom : Cambridge University Press, 2014. - 175 p.

13. Gorbachev, V. English for Academics. Book 2 / V. Gorbachev, O. Groza, L. Kuznetsova, et al. - United Kingdom : Cambridge University Press, 2017. - 171 p.

14. Kovaleva, A. G. Information and communication technologies and a textbook how to master scientific skills in English for academic research work in a foreign language / A. G. Kovaleva, O. V. Anchugova, D. P. Zarifullina, et al. // CEUR Workshop Proceedings. - 2019. - № 2562. - P. 85-93.

15. Kovaleva, A. G. Information technologies in project work in foreign language teaching of non-linguistic students / A. G. Kovaleva, E. E. Dymova // Edulearn 17 proceedings: 9th International Conference on Education and New Learning Technologies. Barcelona: IATED. - 2017. - P. 8436-8440. - DOI: 10.18323 / 2221-5662-2019-2-15-20.

16. Thumvichit, A. Cultural Presentation in Thai Secondary School ELT Course books: An Analysis from Intercultural Perspectives / A. Thumvichit // Journal of Education and Training Studies. - 2018. - Vol. 6, № 11. - P. 99-112.

17. Zemach, D. E. Academic Writing: From Paragraph to Essay / D. E. Zemach, L. A. Rumisek. - London : Macmillan Publishers Limited, 2007. - 132 p.