Журналов:     Статей:        

Педагогическое образование в России. 2020; : 16-26

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: РЕАЛИИ И ПРОБЛЕМЫ

Стариченко Б. Е.

https://doi.org/10.26170/po20-04-02

Аннотация

Статью следует рассматривать как продолжение публикации автора в предыдущем номере журнала «Педагогическое образование в России» (№ 3) «Цифровизация образования: иллюзии и ожидания». Настоящая статья посвящена обсуждению имеющихся результатов цифровизации отечественной общеобразовательной и высшей школы. Результаты для общеобразовательной школы приводятся на основе определения цифровой трансформации образования, данного в одном из программных документов НИУ ВШЭ как достижение каждым обучаемым необходимых образовательных результатов за счет современных информационных технологий и, в частности, цифровой образовательной среды. Для школ наиболее последовательно и полно такая среда реализована и в течение нескольких лет используется в рамках проекта «Московская электронная школа» (МЭШ) во всех школах г. Москвы. Описываются основные компоненты среды: технологическая инфраструктура, общегородской электронный журнал и дневник, библиотека электронных материалов. При этом заметного роста качества обучения не получено, хотя выявилось значительное количество спорных и даже отрицательных моментов. Подобный анализ цифровизации высшего образования показывает, что фактически в настоящее время она свелась к административно - принудительному насаждению в вузах дистанционных массовых онлайн курсов (МООК), хотя, как показывает опыт зарубежных университетов, МООК весьма слабо интегрируются в формальное высшее образование. Место МООК - повышение квалификации и дополнительное образование, основанные на высокой внутренней мотивации обучаемых. Обсуждаются проблемы цифровизации образования и их источники. По мнению автора, ключевым в настоящее время является вопрос готовности действующих педагогов к применению цифровых образовательных технологий в работе с учащимися и, безусловно, формирование этой готовности у будущих педагогов при обучении в педвузах.
Список литературы

1. Афанасьев, А. Цифровизация образования, все минусы электронной школы. Что будет с детьми? / А. Афанасьев. - URL: https://vc.ru/flood/43800-cifrovizaciya-obrazovaniya-vse-minusy-elektronnoy-shkoly-chto-budet-s-detmi (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.

2. Герман Греф об образовании в России и за рубежом. - URL: https://www.globaldialog.ru/ articles/german-gref-ob-obrazovanii-v-rossii-i-za-rubezhom/ (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.

3. Гриншкун, В. В. Особенности использования открытых электронных ресурсов и массовых учебных курсов в высшем образовании / В. В. Гриншкун, Г. А. Краснова, А. Нухулы. - Текст : электронный // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». - 2017. - № 2 (40). - С. 8-17. - URL: https://www.mgpu.ru/uploads/adv_ documents/5223/1501577307-VestnikInformatika22017.Pdf (дата обращения: 25.04.2020).

4. Двенадцать решений для нового образования : доклад центра стратегических разработок и высшей школы экономики. - М. : НИУ «Высшая школа экономики», 2018. - 106 с. - URL: https://www.hse.ru/ data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.

5. Дьякова, Е. А. Цифровизация образования как основа подготовки учителя XXI века: проблемы и решения / Е. А. Дьякова, Г. Г. Сечкарева. - Текст : электронный // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2019. - № 2. - С. 24-35. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/tsifrovizatsiya-obrazovaniya-kak-osnova-podgotovki-uchitelya-xxi-veka-problemy-i-resheniya/viewer (дата обращения: 25.04.2020).

6. Как бюджет Москвы изменил качество образования в школах. - URL: https://wi-fi.ru/news/TsKo5HFXhJ4u-kak-byudzhet-moskvy-izmenil-kachestvo-obrazovaniya-v-shkolah (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.

7. Коган, М. С. Альтернативы массовым открытым онлайн курсам при интегрировании их в учебный процесс вуза / М. С. Коган, Е. В. Уайндстейн // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2017. - Т. 6, № 20. - С. 19-28. - DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.20.2.

8. Маркеева, А. В. Открытые образовательные ресурсы как инновационная образовательная практика в России / А. В. Маркеева. - Текст : электронный // Креативная экономика. - 2014. - № 9. - С. 139-150. - URL: https://creativeconomy.ru/lib/5175 (дата обращения: 25.04.2020).

9. Московская электронная школа. - URL: http://mes.mosedu.ru/ (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.

10. Московская электронная школа. Образование будущего? - URL: https://activityedu.ru/Blogs/ analytics/moskovskaya-elektronnaya-shkola-obrazovanie-budushchego/ (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.

11. Новиков, М. Ю. Построение школьного курса информатики на основе мобильных и облачных технологий / М. Ю. Новиков, Б. Е. Стариченко // Информатика в школе. - 2020. - № 1 (154). - С. 40-54. - DOI: 10.32517/2221-1993-2020-19-1-40-54.

12. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта Высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 126. - URL: http://fgosvo.ru/news/5/3578 (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.

13. О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы : Указ Президента РФ от 09 мая 2017 г. № 203. - URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/ 0001201705100002.pdf (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.

14. Паспорт федерального проекта «Кадры цифровой экономики» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, протокол от 28.05.2019 № 9). - URL: https://economy.gov.ru/ material/file/5ea111d5f4fcef9282f78e862c5cd297/Pass_EduHR.pdf (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.

15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». - URL: https://rg.ru/2017/09/21/minobr-prikaz816-site-dok.html (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.

16. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конф. исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Москва, Россия, 26-27 сентября 2019 г. / А. Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Кан [и др.] ; отв. ред. И. В. Дворецкая. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 155 с. - URL: https://aiedu.hse.ru/ mirror/pubs/share/308201188 (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.

17. Самохин, А. Образование накрывается Грефом / А. Самохин. - URL: https://tsargrad.tv/articles/ obrazovanie-nakryvaetsja-grefom_242312 (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.

18. Стариченко, Б. Е. О формировании общепрофессиональных ИКТ-компетенций студентов направлений подготовки «Педагогическое образование» / Б. Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 7. - С. 97-103.

19. Стариченко, Б. Е. Обеспечение готовности учителей к формированию в школе будущих кадров цифровой экономики на основе концепции открытых образовательных ресурсов / Б. Е. Стариченко // Информатика и образование. - 2019. - № 10. - С. 55-61. - DOI: 10.32517/0234-0453-2019-34-10-55-61.

20. Стариченко, Б. Е. Цифровизация образования: иллюзии и ожидания / Б. Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 3. - С. 49-58. - DOI: 10.26170/po20-03-05.

21. Степанов, З. Испытание дистанционным обучением. МЭШ не оправдала надежд? / З. Степанов. - URL: https://regnum.ru/news/society/2893449.html (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.

22. Файн, М. Б. Мобильное обучение в образовательном процессе: зарубежный опыт / М. Б. Файн. - Текст : электронный // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 1, ч. 3. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/43006 (дата обращения: 25.04.2020).

23. Цифровизация образования. - URL: http://press.tstu.ru/index.php/aktualnoe-intervyu/2345-tsifrovizatsiya-obrazovaniya (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.

24. Цоц, Е. Обучение или мучение? «Удаленный» коллапс московских школ / Е. Цоц. - URL: https://regnum.ru/news/society/2893449.html (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.

25. Четверикова, О. Н. Проект «московская электронная школа» - преступление против детей / О. Н. Четверикова. - URL: http://www.rospisatel.ru/chetverikova-mesh.htm (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.

26. Четверикова, О. Н. Цифровизация образования - это опасно / О. Н. Четверикова. - URL: http://zavtra.ru/blogs/mesh_gp (дата обращения: 25.04.2020). - Текст : электронный.

Pedagogical Education in Russia. 2020; : 16-26

DIGITALIZATION OF EDUCATION: REALITIES AND PROBLEMS

Starichenko B. E.

https://doi.org/10.26170/po20-04-02

Abstract

The article should be considered as a continuation of the author’s publication in the previous issue of the journal “Pedagogical Education in Russia” (No. 3) “Digitalization of Education: Illusions and Expectations”. This article is devoted to a discussion of the available digitalization results of the national secondary and higher schools. The results for the comprehensive school are based on the definition of the digital transformation of education, given in one of the program documents of the Higher School of Economics as the achievement by each learner of the necessary educational results through modern information technologies and, in particular, the digital educational environment. For schools, this environment has been implemented most consistently and fully and has been used for several years as part of the Moscow Electronic School (MES) project in all schools of Moscow. The main components of the environment are described: technological infrastructure, citywide electronic journal and diary, library of electronic materials. At the same time, a noticeable increase in the quality of training was not obtained, although a significant number of controversial and even negative points were revealed. A similar analysis of the digitalization of higher education shows that, in fact, at present it has been reduced to administratively - forced introduction in universities of distance mass online courses (MOOCs), although, as the experience of foreign universities shows, MOOCs are very poorly integrated into formal higher education. The place of MOOCs is advanced training and additional education based on high internal motivation of learners. The problems of digitalization of education and their sources are discussed. According to the author, the key issue at present is the readiness of acting teachers to use digital educational technologies in working with learners and, of course, the formation of this readiness by future teachers when studying at pedagogical universities.
References

1. Afanas'ev, A. Tsifrovizatsiya obrazovaniya, vse minusy elektronnoi shkoly. Chto budet s det'mi? / A. Afanas'ev. - URL: https://vc.ru/flood/43800-cifrovizaciya-obrazovaniya-vse-minusy-elektronnoy-shkoly-chto-budet-s-detmi (data obrashcheniya: 25.04.2020). - Tekst : elektronnyi.

2. German Gref ob obrazovanii v Rossii i za rubezhom. - URL: https://www.globaldialog.ru/ articles/german-gref-ob-obrazovanii-v-rossii-i-za-rubezhom/ (data obrashcheniya: 25.04.2020). - Tekst : elektronnyi.

3. Grinshkun, V. V. Osobennosti ispol'zovaniya otkrytykh elektronnykh resursov i massovykh uchebnykh kursov v vysshem obrazovanii / V. V. Grinshkun, G. A. Krasnova, A. Nukhuly. - Tekst : elektronnyi // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Informatika i informatizatsiya obrazovaniya». - 2017. - № 2 (40). - S. 8-17. - URL: https://www.mgpu.ru/uploads/adv_ documents/5223/1501577307-VestnikInformatika22017.Pdf (data obrashcheniya: 25.04.2020).

4. Dvenadtsat' reshenii dlya novogo obrazovaniya : doklad tsentra strategicheskikh razrabotok i vysshei shkoly ekonomiki. - M. : NIU «Vysshaya shkola ekonomiki», 2018. - 106 s. - URL: https://www.hse.ru/ data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf (data obrashcheniya: 25.04.2020). - Tekst : elektronnyi.

5. D'yakova, E. A. Tsifrovizatsiya obrazovaniya kak osnova podgotovki uchitelya XXI veka: problemy i resheniya / E. A. D'yakova, G. G. Sechkareva. - Tekst : elektronnyi // Vestnik Armavirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2019. - № 2. - S. 24-35. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/tsifrovizatsiya-obrazovaniya-kak-osnova-podgotovki-uchitelya-xxi-veka-problemy-i-resheniya/viewer (data obrashcheniya: 25.04.2020).

6. Kak byudzhet Moskvy izmenil kachestvo obrazovaniya v shkolakh. - URL: https://wi-fi.ru/news/TsKo5HFXhJ4u-kak-byudzhet-moskvy-izmenil-kachestvo-obrazovaniya-v-shkolah (data obrashcheniya: 25.04.2020). - Tekst : elektronnyi.

7. Kogan, M. S. Al'ternativy massovym otkrytym onlain kursam pri integrirovanii ikh v uchebnyi protsess vuza / M. S. Kogan, E. V. Uaindstein // Voprosy metodiki prepodavaniya v vuze. - 2017. - T. 6, № 20. - S. 19-28. - DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.20.2.

8. Markeeva, A. V. Otkrytye obrazovatel'nye resursy kak innovatsionnaya obrazovatel'naya praktika v Rossii / A. V. Markeeva. - Tekst : elektronnyi // Kreativnaya ekonomika. - 2014. - № 9. - S. 139-150. - URL: https://creativeconomy.ru/lib/5175 (data obrashcheniya: 25.04.2020).

9. Moskovskaya elektronnaya shkola. - URL: http://mes.mosedu.ru/ (data obrashcheniya: 25.04.2020). - Tekst : elektronnyi.

10. Moskovskaya elektronnaya shkola. Obrazovanie budushchego? - URL: https://activityedu.ru/Blogs/ analytics/moskovskaya-elektronnaya-shkola-obrazovanie-budushchego/ (data obrashcheniya: 25.04.2020). - Tekst : elektronnyi.

11. Novikov, M. Yu. Postroenie shkol'nogo kursa informatiki na osnove mobil'nykh i oblachnykh tekhnologii / M. Yu. Novikov, B. E. Starichenko // Informatika v shkole. - 2020. - № 1 (154). - S. 40-54. - DOI: 10.32517/2221-1993-2020-19-1-40-54.

12. Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta Vysshego obrazovaniya - magistratura po napravleniyu podgotovki 44.04.01 Pedagogicheskoe obrazovanie : Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii ot 22 fevralya 2018 g. № 126. - URL: http://fgosvo.ru/news/5/3578 (data obrashcheniya: 25.04.2020). - Tekst : elektronnyi.

13. O strategii razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiiskoi Federatsii na 2017-2030 gody : Ukaz Prezidenta RF ot 09 maya 2017 g. № 203. - URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/ 0001201705100002.pdf (data obrashcheniya: 25.04.2020). - Tekst : elektronnyi.

14. Pasport federal'nogo proekta «Kadry tsifrovoi ekonomiki» (utv. prezidiumom Pravitel'stvennoi komissii po tsifrovomu razvitiyu, protokol ot 28.05.2019 № 9). - URL: https://economy.gov.ru/ material/file/5ea111d5f4fcef9282f78e862c5cd297/Pass_EduHR.pdf (data obrashcheniya: 25.04.2020). - Tekst : elektronnyi.

15. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii ot 23.08.2017 g. № 816 «Ob utverzhdenii Poryadka primeneniya organizatsiyami, osushchestvlyayushchimi obrazovatel'nuyu deyatel'nost', elektronnogo obucheniya, distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologii pri realizatsii obrazovatel'nykh programm». - URL: https://rg.ru/2017/09/21/minobr-prikaz816-site-dok.html (data obrashcheniya: 25.04.2020). - Tekst : elektronnyi.

16. Problemy i perspektivy tsifrovoi transformatsii obrazovaniya v Rossii i Kitae. II Rossiisko-kitaiskaya konf. issledovatelei obrazovaniya «Tsifrovaya transformatsiya obrazovaniya i iskusstvennyi intellekt». Moskva, Rossiya, 26-27 sentyabrya 2019 g. / A. Yu. Uvarov, S. Van, Ts. Kan [i dr.] ; otv. red. I. V. Dvoretskaya. - M. : Izd. dom Vysshei shkoly ekonomiki, 2019. - 155 s. - URL: https://aiedu.hse.ru/ mirror/pubs/share/308201188 (data obrashcheniya: 25.04.2020). - Tekst : elektronnyi.

17. Samokhin, A. Obrazovanie nakryvaetsya Grefom / A. Samokhin. - URL: https://tsargrad.tv/articles/ obrazovanie-nakryvaetsja-grefom_242312 (data obrashcheniya: 25.04.2020). - Tekst : elektronnyi.

18. Starichenko, B. E. O formirovanii obshcheprofessional'nykh IKT-kompetentsii studentov napravlenii podgotovki «Pedagogicheskoe obrazovanie» / B. E. Starichenko // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2016. - № 7. - S. 97-103.

19. Starichenko, B. E. Obespechenie gotovnosti uchitelei k formirovaniyu v shkole budushchikh kadrov tsifrovoi ekonomiki na osnove kontseptsii otkrytykh obrazovatel'nykh resursov / B. E. Starichenko // Informatika i obrazovanie. - 2019. - № 10. - S. 55-61. - DOI: 10.32517/0234-0453-2019-34-10-55-61.

20. Starichenko, B. E. Tsifrovizatsiya obrazovaniya: illyuzii i ozhidaniya / B. E. Starichenko // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2020. - № 3. - S. 49-58. - DOI: 10.26170/po20-03-05.

21. Stepanov, Z. Ispytanie distantsionnym obucheniem. MESh ne opravdala nadezhd? / Z. Stepanov. - URL: https://regnum.ru/news/society/2893449.html (data obrashcheniya: 25.04.2020). - Tekst : elektronnyi.

22. Fain, M. B. Mobil'noe obuchenie v obrazovatel'nom protsesse: zarubezhnyi opyt / M. B. Fain. - Tekst : elektronnyi // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. - 2015. - № 1, ch. 3. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/43006 (data obrashcheniya: 25.04.2020).

23. Tsifrovizatsiya obrazovaniya. - URL: http://press.tstu.ru/index.php/aktualnoe-intervyu/2345-tsifrovizatsiya-obrazovaniya (data obrashcheniya: 25.04.2020). - Tekst : elektronnyi.

24. Tsots, E. Obuchenie ili muchenie? «Udalennyi» kollaps moskovskikh shkol / E. Tsots. - URL: https://regnum.ru/news/society/2893449.html (data obrashcheniya: 25.04.2020). - Tekst : elektronnyi.

25. Chetverikova, O. N. Proekt «moskovskaya elektronnaya shkola» - prestuplenie protiv detei / O. N. Chetverikova. - URL: http://www.rospisatel.ru/chetverikova-mesh.htm (data obrashcheniya: 25.04.2020). - Tekst : elektronnyi.

26. Chetverikova, O. N. Tsifrovizatsiya obrazovaniya - eto opasno / O. N. Chetverikova. - URL: http://zavtra.ru/blogs/mesh_gp (data obrashcheniya: 25.04.2020). - Tekst : elektronnyi.