Журналов:     Статей:        

Педагогическое образование в России. 2020; : 8-15

ГЕНЕЗИС СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В ХХ-ХХI вв

Коротаева Е. В., Кусова М. Л., Андрюнина А. С.

https://doi.org/10.26170/po20-04-01

Аннотация

Активное развитие отечественной системы образования на современном этапе обусловлено определенными историческими и социальными процессами. С учетом этого предпринята попытка проанализировать генезис становления дошкольной ступени образования с середины XIX века до наших дней. Обычно в подобном анализе периодизация выстраивается с опорой на сугубо исторический подход к обозначению этапов: до 1917 г., 50-60-е гг. ХХ в. и т. д., что свойственно и работам по истории дошкольной педагогики. Здесь же предложена периодизация, отражающая в наименовании этапов содержание доминирующего на тот момент направления развития дошкольного образования на территории России. Представляется, что генезис дошкольного образования включает следующие этапы: п ропедевтический (60-е гг. XIX в. - 1916 г.), где произошло зарождение и оформление дошкольного образования; эмпирический (1917-1940-е гг.), связанный со становлением общественного дошкольного воспитания в условиях новой государственной формации; теоретико - методический (50-е - 70-е гг. ) , в ходе которого была разработана и апробирована единая программа воспитания детей дошкольного возраста; эмпирико - теоретический ( 80-е гг. до начала 2000-х гг.), когда система дошкольного образования пережила нормативно - правовой кризис, приведший к новой концепции, к обновлению целевых установок в этой области. С начала двухтысячных годов реализуется нормативно - методический этап, в котором формируется правовое поле для осуществления качественной образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях. При этом высказывается мысль о необходимости разработки концепций методологического характера для аккумуляции имеющихся и определения перспективных направлений в развитии дошкольной педагогики. Предложенная периодизация напрямую связана с этапами социокультурного развития страны, отражает ключевые идеологические аспекты исторического этапа, подчеркивает особенности в подходах к воспитанию детей дошкольного возраста. Представленный материал не исчерпывает многообразия вопросов, связанных с изучением теории и практики дошкольного образования, но раскрывает еще одно направление для исследований в данной области.
Список литературы

1. Богуславская, Т. Н. Основные подходы и направления оценки качества современного дошкольного образования / Т. Н. Богуславская // Детский сад: теория и практика. - 2016. - № 10. - С. 16-27.

2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - М. : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1995. - 175 с.

3. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А. Вегнер, Э. Г. Пилюгина. - М. : Просвещение, 1988. - 138 с.

4. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина. - М. : Просвещение, 1981. - 240 с.

5. Гранкин, А. Ю. Развитие теории семейного воспитания в России (1917-1991) / А. Ю. Гранкин. - М. : ГосНИИ семьи и воспитания ; Пятигорск : Изд-во ПГЛУ, 2002. - 450 с.

6. Давыдов, В. В. Как ребенок становится личностью / В. В. Давыдов // Вестник практической психологии образования. - 2012. - № 4. - С. 76-77.

7. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение / Р. И. Жуковская. - М. : Педагогика, 1975.

8. Запорожец, А. В. Развитие ощущения и восприятия в раннем дошкольном детстве / А. В. Запорожец // Избранные психологические труды : в 2 т. - М. : Просвещение, 1986. - Т. 1. - С. 91-99.

9. Крупская, Н. К. Педагогические сочинения в десяти томах: Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР / Н. К. Крупская. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1958. - Т. 2. - 736 с.

10. Мчедлидзе, Н. Б. История дошкольной зарубежной педагогики : Хрестоматия / сост. Н. Б. Мчедлидзе, А. А. Лебеденко, Е. А. Гребенщикова. - М. : Просвещение, 1974. - 464 с.

11. Об утверждении Временного положения о дошкольном детском учреждении - яслях-саде: постановление Совмина РСФСР от 08.03.1960 № 327. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию: Доклады, протоколы, резолюции. - М. : Гос. изд-во, 1921. - 224 с.

13. Петрий, П. В. Методология научного познания и исследования: содержание и современные представления / П. В. Петрий. - Текст : электронный // Армия и общество. - 2011. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-nauchnogo-poznaniya-i-issledovaniya-soderzhanie-i-sovremennye-predstavleniya/viewer (дата обращения: 06.07.2020).

14. Пичугина, Н. О. Дошкольная педагогика : учебник / Н. О. Пичугина, Г. А. Айдашева, С. В. Ассаулова. - М. : Феникс, 2015. - 384 c.

15. Потаповская, О. М. Историко-педагогическая ретроспектива развития теории духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста / О. М. Потаповская // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2012. - Вып. 3. - С. 43-67.

16. Протоколы съездов и конференций Всесоюзной Коммунистической партии (б): Восьмой съезд РКП(б) 18-23 марта 1919 г. / под ред. Е. М. Ярославского. - М. : Партийное издательство (Партиздат), 1933. - 560 с.

17. Радина, Е. И. Ознакомление детей с явлениями общественной жизни / Е. И. Радина // Известия АПН РСФСР. - 1951. - Вып. 34. - С. 29-50.

18. Рубинчик, Ю. С. Этапы развития советской системы дошкольного образования / Ю. С. Рубинчик // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - Т. 2, № 11. - C. 321-324.

19. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / под ред. А. П. Усовой. - М. : Просвещение, 1965. - 278 с.

20. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е. А. Флерина. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 334 с.

21. Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. - М. : Юрайт, 2019. - 334 с.

22. Чмелева, Е. В. История педагогики: педагогика дошкольного детства в России конца ХIХ - начала ХХ века : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Чмелева. - М. : Юрайт, 2019. - 194 с.

23. Шабаева, М. Ф. История дошкольной педагогики / М. Ф. Шабаева, В. А. Ротенберг, И. В. Чувашев. - М. : Просвещение, 1989. - 352 с.

24. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. - М. : Академия, 2007. - 384 с.

25. Ядэшко, В. И. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохин, Т. А. Ильина. - М. : Просвещение, 1986. - 107 с.

Pedagogical Education in Russia. 2020; : 8-15

GENESIS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF PRESCHOOL EDUCATION IN RUSSIA IN XX-XXI

Korotaeva E. V., Kusova M. L., Andryunina A. S.

https://doi.org/10.26170/po20-04-01

Abstract

The active development of the domestic education system at the present stage is due to certain historical and social processes. With this in mind, an attempt was made to analyze the genesis of the formation of the preschool level of education from the middle of the 19th century to the present day. Usually, in such an analysis, periodization is built on the basis of a purely historical approach to the designation of stages: before 1917, 50-60s XX century and so on, which is also typical of works on the history of preschool pedagogy. Here, a periodization is proposed, reflecting in the name of the stages the content of the dominant at that time direction of development of preschool education in Russia. It seems that the genesis of preschool education includes the following stages: propaedeutic (60s of the XIX century - 1916), where the origin and formation of preschool education took place; empirical (1917-1940s), associated with the formation of public preschool education in a new state formation; theoretical and methodological (50s-70s), during which a unified program for the upbringing of preschool children was developed and tested; empirical - theoretical (80s to early 2000s), when the preschool education system experienced a regulatory and legal crisis, which led to a new concept, to renewed target attitudes in this area. Since the beginning of the 2000s, a regulatory and methodological stage has been implemented, in which the legal framework for the implementation of high - quality educational activities in preschool educational organizations is being formed. At the same time, the idea is expressed about the need to develop concepts of a methodological nature for the accumulation of existing and identification of promising directions in the development of preschool pedagogy. The proposed periodization is directly related to the stages of the country’s social and cultural development, reflects the key ideological aspects of the historical stage, emphasizes the features in approaches to the upbringing of preschool children. The presented material does not exhaust the variety of issues related to the study of the theory and practice of preschool education, but reveals another direction for research in this area.
References

1. Boguslavskaya, T. N. Osnovnye podkhody i napravleniya otsenki kachestva sovremennogo doshkol'nogo obrazovaniya / T. N. Boguslavskaya // Detskii sad: teoriya i praktika. - 2016. - № 10. - S. 16-27.

2. Bozhovich, L. I. Problemy formirovaniya lichnosti / L. I. Bozhovich. - M. : Institut prakticheskoi psikhologii ; Voronezh : MODEK, 1995. - 175 s.

3. Venger, L. A. Vospitanie sensornoi kul'tury rebenka / L. A. Vegner, E. G. Pilyugina. - M. : Prosveshchenie, 1988. - 138 s.

4. Vetlugina, N. A. Muzykal'noe vospitanie v detskom sadu / N. A. Vetlugina. - M. : Prosveshchenie, 1981. - 240 s.

5. Grankin, A. Yu. Razvitie teorii semeinogo vospitaniya v Rossii (1917-1991) / A. Yu. Grankin. - M. : GosNII sem'i i vospitaniya ; Pyatigorsk : Izd-vo PGLU, 2002. - 450 s.

6. Davydov, V. V. Kak rebenok stanovitsya lichnost'yu / V. V. Davydov // Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya. - 2012. - № 4. - S. 76-77.

7. Zhukovskaya, R. I. Igra i ee pedagogicheskoe znachenie / R. I. Zhukovskaya. - M. : Pedagogika, 1975.

8. Zaporozhets, A. V. Razvitie oshchushcheniya i vospriyatiya v rannem doshkol'nom detstve / A. V. Zaporozhets // Izbrannye psikhologicheskie trudy : v 2 t. - M. : Prosveshchenie, 1986. - T. 1. - S. 91-99.

9. Krupskaya, N. K. Pedagogicheskie sochineniya v desyati tomakh: Obshchie voprosy pedagogiki. Organizatsiya narodnogo obrazovaniya v SSSR / N. K. Krupskaya. - M. : Izd-vo APN RSFSR, 1958. - T. 2. - 736 s.

10. Mchedlidze, N. B. Istoriya doshkol'noi zarubezhnoi pedagogiki : Khrestomatiya / sost. N. B. Mchedlidze, A. A. Lebedenko, E. A. Grebenshchikova. - M. : Prosveshchenie, 1974. - 464 s.

11. Ob utverzhdenii Vremennogo polozheniya o doshkol'nom detskom uchrezhdenii - yaslyakh-sade: postanovlenie Sovmina RSFSR ot 08.03.1960 № 327. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

12. Pervyi Vserossiiskii s\"ezd po doshkol'nomu vospitaniyu: Doklady, protokoly, rezolyutsii. - M. : Gos. izd-vo, 1921. - 224 s.

13. Petrii, P. V. Metodologiya nauchnogo poznaniya i issledovaniya: soderzhanie i sovremennye predstavleniya / P. V. Petrii. - Tekst : elektronnyi // Armiya i obshchestvo. - 2011. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-nauchnogo-poznaniya-i-issledovaniya-soderzhanie-i-sovremennye-predstavleniya/viewer (data obrashcheniya: 06.07.2020).

14. Pichugina, N. O. Doshkol'naya pedagogika : uchebnik / N. O. Pichugina, G. A. Aidasheva, S. V. Assaulova. - M. : Feniks, 2015. - 384 c.

15. Potapovskaya, O. M. Istoriko-pedagogicheskaya retrospektiva razvitiya teorii dukhovno-nravstvennogo vospitaniya detei doshkol'nogo vozrasta / O. M. Potapovskaya // Vestnik PSTGU IV: Pedagogika. Psikhologiya. - 2012. - Vyp. 3. - S. 43-67.

16. Protokoly s\"ezdov i konferentsii Vsesoyuznoi Kommunisticheskoi partii (b): Vos'moi s\"ezd RKP(b) 18-23 marta 1919 g. / pod red. E. M. Yaroslavskogo. - M. : Partiinoe izdatel'stvo (Partizdat), 1933. - 560 s.

17. Radina, E. I. Oznakomlenie detei s yavleniyami obshchestvennoi zhizni / E. I. Radina // Izvestiya APN RSFSR. - 1951. - Vyp. 34. - S. 29-50.

18. Rubinchik, Yu. S. Etapy razvitiya sovetskoi sistemy doshkol'nogo obrazovaniya / Yu. S. Rubinchik // Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. - 2015. - T. 2, № 11. - C. 321-324.

19. Teoriya i praktika sensornogo vospitaniya v detskom sadu / pod red. A. P. Usovoi. - M. : Prosveshchenie, 1965. - 278 s.

20. Flerina, E. A. Esteticheskoe vospitanie doshkol'nika / E. A. Flerina. - M. : Izd-vo APN RSFSR, 1961. - 334 s.

21. Kholodnaya, M. A. Psikhologiya intellekta. Paradoksy issledovaniya / M. A. Kholodnaya. - M. : Yurait, 2019. - 334 s.

22. Chmeleva, E. V. Istoriya pedagogiki: pedagogika doshkol'nogo detstva v Rossii kontsa KhIKh - nachala KhKh veka : uchebnoe posobie dlya bakalavriata i magistratury / E. V. Chmeleva. - M. : Yurait, 2019. - 194 s.

23. Shabaeva, M. F. Istoriya doshkol'noi pedagogiki / M. F. Shabaeva, V. A. Rotenberg, I. V. Chuvashev. - M. : Prosveshchenie, 1989. - 352 s.

24. El'konin, D. B. Detskaya psikhologiya : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenii / D. B. El'konin. - M. : Akademiya, 2007. - 384 s.

25. Yadeshko, V. I. Doshkol'naya pedagogika : ucheb. posobie dlya uchashchikhsya ped. uch-shch / V. I. Yadeshko, F. A. Sokhin, T. A. Il'ina. - M. : Prosveshchenie, 1986. - 107 s.