Журналов:     Статей:        

Педагогическое образование в России. 2020; : 91-97

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ ПРИ НАХОЖДЕНИИ В ЗАЛОЖНИКАХ

Котлованова О. В.

https://doi.org/10.26170/po20-03-10

Аннотация

Как выстроить и провести занятия с детьми на этапе дошкольного детства по вопросу безопасного поведения при нахождении в заложниках для обеспечения сохранения своей жизни и жизни окружающих? В статье представлен опыт проведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста по программе антитеррористической направленности «Безопасный Я в безопасном мире» в рамках занятий по безопасности. Цель исследования: уточнить особенности педагогического процесса при знакомстве детей с наиболее характерными признаками ситуации заложничества, обучении адекватным складывающейся обстановке и с учетом собственных возможностей действиям в заложниках, с учетом развития познавательных качеств личности, логического мышления, нравственно - волевых качеств личности (исполнительность, дисциплинированность, умение контролировать свое поведение), при этом воспитывая в детях стремление использовать правила и стратегии безопасного поведения в заложниках и ответственное отношение к соблюдению правил поведения в заложниках для сохранения здоровья и жизни своей и окружающих. Для исследования были проведены занятия в 2020 году по безопасности в заложниках в восьми группах двух дошкольных образовательных организаций Челябинской области, с общим количеством детей - 82 ребенка в возрасте от 5 до 7 лет. Основные результаты показали педагогическую эффективность и психологическую безопасность проведения занятий у детей старшего дошкольного возраста по безопасности при нахождении в заложниках с опорной на предложенный автором конспект занятия. Результаты базируются на наблюдении 8 воспитателей и их интервьюировании автором исследования. Предложенное занятие является единственным описанным в литературе по данной тематике для детей 5-7 лет и может быть проведено в рамках занятий по антитеррористической безопасности в других дошкольных образовательных организациях.
Список литературы

1. Абдулганеев, Р. Р. Деятельность органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению экстремизма в среде несовершеннолетних // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2018. - № 3. - С. 68-72.

2. Алгоритмы выхода в рефлексивную позицию. - URL: http://ebooks.grsu.by/book_ mihailova/56.html (дата обращения: 14.05.2020). - Текст : электронный.

3. Борисова, Н. И. Город, дружественный к ребенку. Методология реализации инициативы в Республике Казахстан / Н. И. Борисова, О. В. Пьянзина, Е. Н. Чернышева [и др.]. - Астана, 2015. - 68 с.

4. Быкова, Н. Г. Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении «открытого типа» : дис. … канд. пед. наук / Быкова Н. Г. - Ставрополь, 2012. - 182 с.

5. Довгяло, В. К. Профилактика экстремизма в молодежной среде / В. К. Довгяло // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия 3: Гуманитарные и общественные науки. - 2018. - № 1. - С. 21-30.

6. Малкина-Пых, И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. Справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. - М. : Эксмо, 2005. - 960 с.

7. Надыршин, Т. М. Зарубежный опыт практики профилактики экстремизма среди подростков / Т. М. Надыршин // Проблемы современного образования. - 2018. - № 1. - С. 121-132.

8. Ольшанский, Д. В. Психология терроризма / Д. В. Ольшанский. - СПб. : Питер, 2002. - 286 с.

9. Организационно-методические указания по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2011-2015 годы. - URL: https://www.mchs. gov.ru/dokumenty/metodicheskie-materialy/metodicheskie-rekomendacii/2011-god/organizacionno-metodicheskie-ukazaniya-po-podgotovke-naseleniya-rossiyskoy-federacii-v-oblasti-grazhdanskoy-oborony-zashchity-ot-chrezvychaynyh-situaciy-obespecheniya-pozharnoy-bezopasnosti-i-bezopasnosti-lyudey-na-vodnyh-obektah-na-2011-2015-gody. - Текст : электронный.

10. Скиперский, И. А. Приоритеты деятельности Министерства образования и молодежной политики на Ставрополье / И. А. Скиперский // Обзор. НЦПТИ. - 2016. - № 2 (9). - С. 40-47.

11. Сухарев, А. В. Формирование готовности студентов к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера : автореф. дис. … канд. пед. наук / Сухарев А. В. - М., 2009. - 24 с.

12. Allwood, M. A. Children’s trauma and adjustment reactions to violent and nonviolent war experiences / M. A. Allwood, D. Bell-Dolan, S. A. Husain // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. - 2002. - № 41 (4). - P. 450-457.

13. De Young, A. C. Diagnosis of posttraumatic stress disorder in preschool children / A. C. De Young, J. A. Kenardy, V. E. Cobham // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology : the Official Journal for the Society of Clinical Child and Adolescent Psychology, American Psychological Association, Division 53. - 2011. - № 40 (3). - P. 375-384.

14. Fremont, W. P. Childhood reactions to terrorism-induced trauma: a review of the past 10 years / W. P. Fremont // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. - 2004. - № 43 (4). - P. 381-392.

15. Helping Children Cope With Terrorism - Tips for Families and Educators. - URL: https://www.nasponline.org/resources-and-publications/resources-and-podcasts/school-climate-safety-and-crisis/mental-health-resources/war-and-terrorism/helping-children-cope-with-terrorism. - Text : electronic.

16. Jonathan, S. C. Children and terrorism-related news: Training parents in Coping and Media Literacy / S. C. Jonathan, M. F. Jami, S. B. Rinad, et al. // Journal of consulting and clinical psychology. - 2008. - Vol. 76, Issue 4. - P. 568-578.

17. Lee, J. Identifying an Educational Response to the Prevent Policy: Student Perspectives on Learning about Terrorism, Extremism and Radicalisation / J. Lee, A. Elwick // British Journal of Educational Studies. - 2019. - Vol. 67, Issue 1. - P. 97-114.

18. Pechtel, P. Effects of early life stress on cognitive and affective function: an integrated review of human literature / P. Pechtel, D. A. Pizzagalli // Psychopharmacology. - 2010. - № 214 (1). - P. 55-70.

19. Scott, B. G. Aggressive behavior and its associations with posttraumatic stress and academic achievement following a natural disaster / B. G. Scott, G. E. Lapre, M. A. Marsee, et al. // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology: the Official Journal for the Society of Clinical Child and Adolescent Psychology, American Psychological Association, Division 53. - 2013. - № 43 (1). - P. 43-50.

20. Sprung, M. Intrusive thoughts and young children’s knowledge about thinking following a natural disaster / M. Sprung, P. L. Harris // Journal of Child Psychology and Psychiatry, and Allied Disciplines. - 2010. - № 51 (10). - P. 1115-1124.

21. Stoddard, F. J. Jr. Psychiatry and terrorism / F. J. Stoddard Jr., J. Gold, S. W. Henderson, et al. // The Journal of Nervous and Mental Disease. - 2011. - № 199 (8). - P. 537-543.

Pedagogical Education in Russia. 2020; : 91-97

EXPERIENCE OF FORMATION OF PRE-SCHOOL CLASSES IN CHILDREN OF PRESCHOOL REPRESENTATIONS OF SAFE BEHAVIOR WHEN WAY IN HOSTAGES

Kotlovanova O. V.

https://doi.org/10.26170/po20-03-10

Abstract

How to build and conduct classes with children at the stage of preschool childhood on the issue of safe behavior when being held hostage to ensure the preservation of their own lives and the lives of others? The article presents the experience of conducting classes with children of preschool age under the anti - terrorism program “Safe Me in a Safe World” as part of security classes. The purpose of the study: to clarify the features of the pedagogical process when acquainting children with the most characteristic signs of a hostage situation, learning to adequately take shape and taking hostage actions into account, taking into account the development of cognitive qualities of a person, logical thinking, moral and volitional qualities of a person (diligence, discipline, the ability to control their behavior), while raising the desire in children to use the rules and strategies for safe behavior I am hostage and responsible for observing the rules of behavior as hostages to preserve the health and life of my people and others. For the study, classes were held in 2020 on hostage security in eight groups of two preschool educational organizations in the Chelyabinsk region, with a total number of children - 82 children aged 5 to 7 years. The main results showed the pedagogical effectiveness and psychological safety of conducting classes for children of older preschool age on safety when being held hostage with reference to the class outline proposed by the author. The results are based on the observation of 8 educators and their interviewing by the author of the study. The proposed lesson is the only one described in the literature on this topic for children 5-7 years old and can be conducted as part of anti - terrorism security classes in other preschool educational organizations.
References

1. Abdulganeev, R. R. Deyatel'nost' organov vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii po preduprezhdeniyu ekstremizma v srede nesovershennoletnikh // Vestnik Ural'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2018. - № 3. - S. 68-72.

2. Algoritmy vykhoda v refleksivnuyu pozitsiyu. - URL: http://ebooks.grsu.by/book_ mihailova/56.html (data obrashcheniya: 14.05.2020). - Tekst : elektronnyi.

3. Borisova, N. I. Gorod, druzhestvennyi k rebenku. Metodologiya realizatsii initsiativy v Respublike Kazakhstan / N. I. Borisova, O. V. P'yanzina, E. N. Chernysheva [i dr.]. - Astana, 2015. - 68 s.

4. Bykova, N. G. Formirovanie kul'tury zdorovogo obraza zhizni detei starshego doshkol'nogo vozrasta v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii «otkrytogo tipa» : dis. … kand. ped. nauk / Bykova N. G. - Stavropol', 2012. - 182 s.

5. Dovgyalo, V. K. Profilaktika ekstremizma v molodezhnoi srede / V. K. Dovgyalo // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya 3: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. - 2018. - № 1. - S. 21-30.

6. Malkina-Pykh, I. G. Psikhologicheskaya pomoshch' v krizisnykh situatsiyakh. Spravochnik prakticheskogo psikhologa / I. G. Malkina-Pykh. - M. : Eksmo, 2005. - 960 s.

7. Nadyrshin, T. M. Zarubezhnyi opyt praktiki profilaktiki ekstremizma sredi podrostkov / T. M. Nadyrshin // Problemy sovremennogo obrazovaniya. - 2018. - № 1. - S. 121-132.

8. Ol'shanskii, D. V. Psikhologiya terrorizma / D. V. Ol'shanskii. - SPb. : Piter, 2002. - 286 s.

9. Organizatsionno-metodicheskie ukazaniya po podgotovke naseleniya Rossiiskoi Federatsii v oblasti grazhdanskoi oborony, zashchity ot chrezvychainykh situatsii, obespecheniya pozharnoi bezopasnosti i bezopasnosti lyudei na vodnykh ob\"ektakh na 2011-2015 gody. - URL: https://www.mchs. gov.ru/dokumenty/metodicheskie-materialy/metodicheskie-rekomendacii/2011-god/organizacionno-metodicheskie-ukazaniya-po-podgotovke-naseleniya-rossiyskoy-federacii-v-oblasti-grazhdanskoy-oborony-zashchity-ot-chrezvychaynyh-situaciy-obespecheniya-pozharnoy-bezopasnosti-i-bezopasnosti-lyudey-na-vodnyh-obektah-na-2011-2015-gody. - Tekst : elektronnyi.

10. Skiperskii, I. A. Prioritety deyatel'nosti Ministerstva obrazovaniya i molodezhnoi politiki na Stavropol'e / I. A. Skiperskii // Obzor. NTsPTI. - 2016. - № 2 (9). - S. 40-47.

11. Sukharev, A. V. Formirovanie gotovnosti studentov k deistviyam v chrezvychainykh situatsiyakh terroristicheskogo kharaktera : avtoref. dis. … kand. ped. nauk / Sukharev A. V. - M., 2009. - 24 s.

12. Allwood, M. A. Children’s trauma and adjustment reactions to violent and nonviolent war experiences / M. A. Allwood, D. Bell-Dolan, S. A. Husain // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. - 2002. - № 41 (4). - P. 450-457.

13. De Young, A. C. Diagnosis of posttraumatic stress disorder in preschool children / A. C. De Young, J. A. Kenardy, V. E. Cobham // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology : the Official Journal for the Society of Clinical Child and Adolescent Psychology, American Psychological Association, Division 53. - 2011. - № 40 (3). - P. 375-384.

14. Fremont, W. P. Childhood reactions to terrorism-induced trauma: a review of the past 10 years / W. P. Fremont // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. - 2004. - № 43 (4). - P. 381-392.

15. Helping Children Cope With Terrorism - Tips for Families and Educators. - URL: https://www.nasponline.org/resources-and-publications/resources-and-podcasts/school-climate-safety-and-crisis/mental-health-resources/war-and-terrorism/helping-children-cope-with-terrorism. - Text : electronic.

16. Jonathan, S. C. Children and terrorism-related news: Training parents in Coping and Media Literacy / S. C. Jonathan, M. F. Jami, S. B. Rinad, et al. // Journal of consulting and clinical psychology. - 2008. - Vol. 76, Issue 4. - P. 568-578.

17. Lee, J. Identifying an Educational Response to the Prevent Policy: Student Perspectives on Learning about Terrorism, Extremism and Radicalisation / J. Lee, A. Elwick // British Journal of Educational Studies. - 2019. - Vol. 67, Issue 1. - P. 97-114.

18. Pechtel, P. Effects of early life stress on cognitive and affective function: an integrated review of human literature / P. Pechtel, D. A. Pizzagalli // Psychopharmacology. - 2010. - № 214 (1). - P. 55-70.

19. Scott, B. G. Aggressive behavior and its associations with posttraumatic stress and academic achievement following a natural disaster / B. G. Scott, G. E. Lapre, M. A. Marsee, et al. // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology: the Official Journal for the Society of Clinical Child and Adolescent Psychology, American Psychological Association, Division 53. - 2013. - № 43 (1). - P. 43-50.

20. Sprung, M. Intrusive thoughts and young children’s knowledge about thinking following a natural disaster / M. Sprung, P. L. Harris // Journal of Child Psychology and Psychiatry, and Allied Disciplines. - 2010. - № 51 (10). - P. 1115-1124.

21. Stoddard, F. J. Jr. Psychiatry and terrorism / F. J. Stoddard Jr., J. Gold, S. W. Henderson, et al. // The Journal of Nervous and Mental Disease. - 2011. - № 199 (8). - P. 537-543.