Журналов:     Статей:        

Педагогическое образование в России. 2020; : 99-105

ВОЗМОЖНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЩЕНИЯ МАТЕРИ СО СВОИМ БУДУЩИМ РЕБЕНКОМ В ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД В ХОДЕ НОРМАЛЬНОЙ И ПРОБЛЕМНОЙ БЕРЕМЕННОСТИ

Григоренко Н. Ю.

https://doi.org/10.26170/po20-02-11

Аннотация

В данной статье представлены вопросы наиболее раннего этапа формирования ребенка, когда он еще находится в утробе матери. Проблема, выдвинутая и рассмотренная в рамках научного материала, недостаточно изучена с точки зрения возможности оказания ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии. При этом данный пренатальный этап обладает значительными резервами в установлении тонких психологических связей между еще не родившимся малышом, но уже попавшим в «группу риска» по возможности проявления в послеродовом периоде различных отклонений в развитии. В начале статьи рассматривается достаточно новое научное направление - перинатальная психология, а в рамках нее - пренатальное (или дородовое) воспитание. Цель пренатального воспитания - помочь беременной матери наладить контакт с будущим ребенком, воспринять его как полноценного человека, маленькую личность и сформировать позитивный настрой на общение с ним. При этом следует учитывать, что достаточно большой процент матерей, вынашивающих беременность, подвергаются негативным факторам различного характера, которые могут нарушать процесс эмбрионального генеза. Данные аспекты приводят к изменению в поведении матери, снижению, а в некоторых случаях угнетению эмоционального фона, повышенной тревожности, неуверенности в собственных силах выходить проблемного ребенка, в психологическом отторжении еще неродившегося малыша. Многие из этих факторов могут привести к перинатальному поражению центральной нервной системы ребенка и вызвать отклонения в становлении различных линий его развития. Для специалистов психолого-педагогического профиля, работающих с будущими матерями с проблемной беременностью, необходимо знать особые установки, которые необходимо сформировать у матерей в таких ситуациях, помочь принять еще не родившегося ребенка как маленькую личность, очень нуждающуюся в своей уже любящей его маме. В связи с вышесказанным в статье приведены различные технологии психолого-педагогической работы в таких ситуациях и примеры аутотренингов-занятий для будущих матерей. Данные материалы были апробированы в структурных подразделениях г. Москвы и Московской области в рамках организации ранней комплексной помощи детям первых лет жизни и их семьям.
Список литературы

1. Айванхов, О. М. Воспитание, начинающееся до рождения / О. М. Айванхов. - Москва : Просвета, 2007.

2. Акин, А. Девять месяцев и вся жизнь. Роды нового тысячелетия / А. Акин, Д. Стрельцова. - Москва : Генезис, 2009. - 637 с.

3. Бертин, А. Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях / А. Бертин. - Санкт-Петербург : МНПО «Жизнь», 1992.

4. Брутман, В. И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности / В. И. Брутман, М. С. Радионова // Вопросы психологии. - 1997. - № 6. - С. 38-47.

5. Григоренко, Н. Ю. Вариативная организация ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на основе междисциплинарного подхода / Н. Ю. Григоренко // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 11. - С. 132-138.

6. Добряков, И. В. Перинатальная психология / И. В. Добряков. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 272 с.

7. Коваленко, Н. П. Перинатальная психология / Н. П. Коваленко. - Санкт-Петербург : Ювента, 2000.

8. Коваленко, Н. П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности: Перинатальная психология, медико-социальные проблемы / Н. П. Коваленко. - Санкт-Петербург : Издательство СПбГУ, 2001.

9. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. - Москва : Педагогика, 1986.

10. Ляксо, Е. Е. Вокально-речевое развитие ребенка в первый год жизни / Е. Е. Ляксо // Физиологический журнал. - 2003. - Т. 89, № 2. - С. 207-218.

11. Ляксо, Е. Е. Развитие речи: от первых звуков до сложных фраз : учебно-методическое пособие / Е. Е. Ляксо. - Санкт-Петербург : Речь ; Москва : Сфера, 2010. - 190 с.

12. Мухамедрахимов, Р. Ж. Мать и младенец: Психологическое взаимодействие / Р. Ж. Мухамедрахимов. - Изд. 2-е, испр. - 2003. - 288 с.

13. Мухамедрахимов, Р. Ж. Формы взаимодействия матери и младенца / Р. Ж. Мухамедрахимов // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 16-25.

14. Психология и психоанализ беременности : учебное пособие по психологии материнства / редактор-составитель Д. Я. Райгородский. - Самара : БАХРАХ-М, 2003. - 784 с.

15. Сидоров, П. И. Перинатальная психология : учебное пособие/ П. И. Сидоров, Г. Н. Чумакова, Е. Г. Щукина. - Санкт-Петербург : СпецЛит, 2015. - 143 с.

Pedagogical Education in Russia. 2020; : 99-105

POSSIBILITY AND NECESSITY OF COMMUNICATION OF THE MOTHER WITH HIS FUTURE CHILD IN THE PRENATAL PERIOD DURING NORMAL AND PROBLEM PREGNANCY

Grigorenko N. Y.

https://doi.org/10.26170/po20-02-11

Abstract

This article presents questions of the earliest stage of the formation of the child when he is still in the womb. The problem put forward and considered in the framework of scientific material has not been adequately studied in terms of the possibility of providing early comprehensive assistance to children with developmental disabilities. Moreover, this prenatal stage has significant reserves in establishing subtle psychological connections between the unborn baby, but already in the “risk group”, if possible, various deviations in development can occur in the postpartum period. At the beginning of the article, a rather new scientific direction is considered - perinatal psychology, and within it - prenatal (or prenatal) education. The purpose of prenatal education is to help a pregnant mother establish contact with her unborn baby, perceive him as a full-fledged person, a small personality and form a positive attitude to communicate with him. It should be borne in mind that a sufficiently large percentage of mothers bearing a pregnancy are exposed to negative factors of a different nature, which can disrupt the process of embryonic genesis. These aspects lead to a change in the behavior of the mother, decrease, and in some cases inhibition of the emotional background, increased anxiety, self-doubt in leaving a problem child, and psychological rejection of an unborn baby. Many of these factors can lead to perinatal damage to the central nervous system of the child and cause deviations in the formation of various lines of its development. For psychological and pedagogical specialists working with future mothers with a problem pregnancy, it is necessary to know the special attitudes that mothers need to form in such situations, to help accept an unborn child as a small person, who needs her mother who already loves him. In connection with the foregoing, the article describes various technologies of psychological and pedagogical work in such situations and examples of auto-training sessions for expectant mothers. These materials were tested in the structural divisions of Moscow and the Moscow Region as part of the organization of early comprehensive assistance to children in their first years of life and their families.
References

1. Aivankhov, O. M. Vospitanie, nachinayushcheesya do rozhdeniya / O. M. Aivankhov. - Moskva : Prosveta, 2007.

2. Akin, A. Devyat' mesyatsev i vsya zhizn'. Rody novogo tysyacheletiya / A. Akin, D. Strel'tsova. - Moskva : Genezis, 2009. - 637 s.

3. Bertin, A. Vospitanie v utrobe materi ili rasskaz ob upushchennykh vozmozhnostyakh / A. Bertin. - Sankt-Peterburg : MNPO «Zhizn'», 1992.

4. Brutman, V. I. Formirovanie privyazannosti materi k rebenku v period beremennosti / V. I. Brutman, M. S. Radionova // Voprosy psikhologii. - 1997. - № 6. - S. 38-47.

5. Grigorenko, N. Yu. Variativnaya organizatsiya rannei psikhologo-pedagogicheskoi pomoshchi detyam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya na osnove mezhdistsiplinarnogo podkhoda / N. Yu. Grigorenko // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2017. - № 11. - S. 132-138.

6. Dobryakov, I. V. Perinatal'naya psikhologiya / I. V. Dobryakov. - Sankt-Peterburg : Piter, 2009. - 272 s.

7. Kovalenko, N. P. Perinatal'naya psikhologiya / N. P. Kovalenko. - Sankt-Peterburg : Yuventa, 2000.

8. Kovalenko, N. P. Psikhoprofilaktika i psikhokorrektsiya zhenshchin v period beremennosti: Perinatal'naya psikhologiya, mediko-sotsial'nye problemy / N. P. Kovalenko. - Sankt-Peterburg : Izdatel'stvo SPbGU, 2001.

9. Lisina, M. I. Problemy ontogeneza obshcheniya / M. I. Lisina. - Moskva : Pedagogika, 1986.

10. Lyakso, E. E. Vokal'no-rechevoe razvitie rebenka v pervyi god zhizni / E. E. Lyakso // Fiziologicheskii zhurnal. - 2003. - T. 89, № 2. - S. 207-218.

11. Lyakso, E. E. Razvitie rechi: ot pervykh zvukov do slozhnykh fraz : uchebno-metodicheskoe posobie / E. E. Lyakso. - Sankt-Peterburg : Rech' ; Moskva : Sfera, 2010. - 190 s.

12. Mukhamedrakhimov, R. Zh. Mat' i mladenets: Psikhologicheskoe vzaimodeistvie / R. Zh. Mukhamedrakhimov. - Izd. 2-e, ispr. - 2003. - 288 s.

13. Mukhamedrakhimov, R. Zh. Formy vzaimodeistviya materi i mladentsa / R. Zh. Mukhamedrakhimov // Voprosy psikhologii. - 1994. - № 6. - S. 16-25.

14. Psikhologiya i psikhoanaliz beremennosti : uchebnoe posobie po psikhologii materinstva / redaktor-sostavitel' D. Ya. Raigorodskii. - Samara : BAKhRAKh-M, 2003. - 784 s.

15. Sidorov, P. I. Perinatal'naya psikhologiya : uchebnoe posobie/ P. I. Sidorov, G. N. Chumakova, E. G. Shchukina. - Sankt-Peterburg : SpetsLit, 2015. - 143 s.