Журналов:     Статей:        

Педагогическое образование в России. 2020; : 41-50

ПРОДВИЖЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ЗА РУБЕЖОМ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Шахнович И. С., Попп И. А.

https://doi.org/10.26170/po20-02-06

Аннотация

Авторы рассматривают продвижение русского языка за рубежом как основу для сохранения исторической памяти. В условиях увеличения попыток искажения истории, установления препятствий общению между народами разных стран необходим постоянный поиск эффективных средств межкультурного взаимодействия и развития новых коммеморативных практик. Такими средствами сегодня становятся реализуемые на основе цифровых технологий всевозможные виды игровой, проектной и конкурсной деятельности, способствующие продвижению русского языка за рубежом и сохранению исторической памяти. Продвижение русского языка, передача и сохранение исторических знаний дают возможность межкультурного обмена и постижения причин поступков людей, а потому они являются эффективным средством развития международного сотрудничества и международной безопасности. На примере реализации молодежного проекта «Живая история» и сетевого культурно-образовательного проекта «Межкультурный диалог по-русски» показывается расширение количества и совершенствование средств и способов продвижения русского языка и сохранения исторической памяти как важного направления в формировании сознания молодежи разных стран, для которых международное общение и уважительное отношение к гражданам других государств становится естественным и осознанным качеством личности, что создает условия для международного сотрудничества и сохранения мира на планете. Проблема исследования: какие инновационные способы можно использовать для продвижения русского языка за рубежом и сохранения исторической памяти? Цель: исследовать и представить взаимосвязь процессов продвижения русского языка за рубежом и сохранения исторической памяти на примере опыта использования в Уральском государственном педагогическом университете проектного подхода и цифровых технологий. Методологической основой исследования являются методы системного анализа, теоретического обобщения, анализа и синтеза, описания, систематизации, абстрагирования и другие, которые были использованы для обработки и представления информации. Основные результаты: в статье обоснована потребность современной России в активизации работы по продвижению русского языка за рубежом и сохранению памяти об истории России и ее роли в событиях мировой истории как значимого направления в формировании международной безопасности и международного сотрудничества, представлен опыт использования реализации проектов в области продвижения русского языка за рубежом и сохранения исторической памяти с использованием цифровых технологий. Новизна исследования заключается в проведенном анализе взаимосвязи процессов продвижения русского языка за рубежом и сохранения исторической памяти и представлении их как инновационного, эффективного средства формирования международной безопасности и международного сотрудничества. Практическая и теоретическая значимость результатов: авторы показали возможность эффективно использовать привлекательные для молодежи проектные, творческие, игровые и конкурсные формы образовательной и культурной деятельности, использования в них цифровых технологий для продвижения русского языка за рубежом и сохранения исторической памяти.
Список литературы

1. Арская, Ю. А. Продвижение русского языка за рубежом как инструмент «мягкой силы»: роль вузов в реализации Концепции государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом (на примере деятельности Иркутского государственного университета) / Ю. А. Арская. - Текст : электронный // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». - 2017. - Т. 22. - С. 141-148. - URL: http://izvestiapolit.isu.ru/ru/article/file?id=1027 (дата обращения: 09.02.2020).

2. Артемьева, Е. С. Сохранение исторической памяти как актуальная проблема подрастающего поколения / Е. С. Артемьева. - Текст : электронный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2017. - № 2 (34). - URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2017/2_34/23.pdf (дата обращения: 07.02.2020).

3. Владимир Путин: «Главный ресурс мощи России в нашей исторической памяти». - URL: http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/15/vladimir_putin_glavnyj_resurs_mowi_rossii_v_nashej_istoricheskoj_pamyati (дата обращения: 09.02.2020). - Текст : электронный.

4. Зиннатуллина, З. Р. Продвижение русского языка за рубежом через реализацию международных молодежных проектов: практико-ориентированный подход / З. Р. Зиннатуллина, И. А. Попп, И. С. Попп // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 12. - С. 29-33.

5. Инновационные подходы к раскрытию гражданского потенциала современной молодежи: содержание, тенденции, современные технологии. Курс онлайн-обучения патриотическому воспитанию. - URL: http://живаяистория-россии.рф/courses/guruPrograms/1-all-courses/3-patriot-online.html (дата обращения: 07.02.2020). - Текст : электронный.

6. Концепция внешней политики Российской Федерации (12 февраля 2013 г.). - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70218094 (дата обращения: 09.02.2020). - Текст : электронный.

7. Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом (утверждена Президентом РФ 03.11.2015 № Пр-2283). - URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/50644 (дата обращения: 02.02.2020). - Текст : электронный.

8. Лагерев, Ф. Г. Сохранение исторической памяти как фактор гражданского и нравственного становления молодежи / Ф. Г. Лагерев. - URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/11/19/sokhranenie-istoricheskoy-pamyati-kak-faktor-grazhdanskogo-i (дата обращения: 02.02.2020). - Текст : электронный.

9. Лихачев, Д. С. Письма к молодым читателям / Д. С. Лихачев. - URL: https://facets.ru/edu/likhachev14.htm (дата обращения: 10.02.2020). - Текст : электронный.

10. Леоненко, Н. О. Профессионально-личностное развитие студентов в межкультурном диалоге: опыт реализации сетевого российско-польского проекта / Н. О. Леоненко, Б. Голабек, А. Новаковски [и др.] // Материалы междун. науч.-практ. конф. «Межкультурная коммуникация в глобальном контексте: проблемы языка, литературы и методики преподавания». - Актобе, Казахстан, 2018. - С. 18-22.

11. О России по-русски. Интернет-портал. - URL: http://o-rossii.ru (дата обращения: 07.02.2020). - Текст : электронный.

12. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества (утверждены Президентом РФ 18.12.2010). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130289 (дата обращения: 09.02.2020). - Текст : электронный.

13. Попп, И. А. Проект «Живая история» - инструмент комплексного формирования гражданской идентичности молодежи / И. А. Попп, А. И. Бурова, И. С. Попп [и др.]. - Текст : электронный // Начало Второй мировой войны: национальные историографические традиции и историческая память : материалы международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 25-28 октября 2017 г.). - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32607112_62438790.pdf (дата обращения: 07.02.2020).

14. Попп, И. А. Государственная политика по сохранению исторической памяти граждан Российской Федерации: нормативно-правовой аспект / И. А. Попп, И. С. Шахнович // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 12. - С. 42-49.

15. Попп, И. А. Проектный подход в патриотическом воспитании молодежи (на примере Всероссийского патриотического проекта «Живая история») / И. А. Попп, И. С. Шахнович // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 12. - С. 210-214.

16. Путин предостерегает от забвения исторической памяти. - Текст : электронный // Известия. - 2007. - 9 мая. - URL: https://iz.ru/news/399011 (дата обращения: 02.02.2020).

17. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. - URL: http://www.kremlin.ru/supplement/424 (дата обращения: 10.02.2020). - Текст : электронный.

18. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35269 (дата обращения: 09.02.2020). - Текст : электронный.

19. Указ Президента Российской Федерации от 30.11.2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41451 (дата обращения: 09.02.2020). - Текст : электронный.

20. Шахнович, И. С. Направленность социальной активности / И. С. Шахнович // Социальная активность молодежи как условие развития современного общества : сборник научных трудов по итогам Всероссийских педагогических чтений им. Б.И. Лившица, 2-3 февраля 2010 г. : в 2-х ч. / Уральский государственный педагогический ун-т. - Екатеринбург, 2010. - Ч. 1. - С. 268-274.

21. Шахнович, И. С. Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне (на примере конкурса и книги «Юные герои Отечества») / И. С. Шахнович, И. А. Попп, З. Р. Зиннатуллина [и др.] // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 3. - С. 97-103.

Pedagogical Education in Russia. 2020; : 41-50

PROMOTION OF THE RUSSIAN LANGUAGE ABROAD AS A MEANS OF STORING HISTORICAL MEMORY

Shacknovich I. S., Popp I. А.

https://doi.org/10.26170/po20-02-06

Abstract

The authors consider the promotion of the Russian language abroad as a basis for preserving historical memory. In the context of an increase in attempts to distort history and establish obstacles to communication between peoples of different countries, a constant search for effective means of intercultural interaction and the development of new commemorative practices is necessary. All kinds of game, design and competitive activities that are implemented on the basis of digital technologies today, such as promoting the Russian language abroad and preserving historical memory, are becoming such means today. The promotion of the Russian language, the transfer and preservation of historical knowledge provide an opportunity for intercultural exchange and understanding of the causes of people's actions, and therefore they are an effective means of developing international cooperation and international security. The implementation of the youth project “Living History” and the network cultural and educational project “Intercultural Dialogue in Russian” illustrates the expansion of the number and improvement of the means and methods of promoting the Russian language and preserving historical memory, as an important direction in shaping the youth’s consciousness in different countries international communication and respect for citizens of other states becomes a natural and conscious quality of a person, which creates the conditions for international cooperation and peace on the planet. Research problem: what innovative methods can be used to promote the Russian language abroad and preserve historical memory? Purpose: to study and present the relationship between the processes of promoting the Russian language abroad and preserving historical memory, using the experience of using the project approach and digital technologies at the Ural State Pedagogical University. The methodological basis of the study is the methods of system analysis, theoretical generalization, analysis and synthesis, description, systematization, abstraction and others that were used to process and present information. Main results: the article substantiates the need of modern Russia to step up work to promote the Russian language abroad and preserve the memory of the history of Russia and its role in world history events as a significant direction in the formation of international security and international cooperation, the experience of using projects in the field of promotion is presented Russian language abroad and preservation of historical memory using digital technologies. The novelty of the study lies in the analysis of the relationship between the processes of promoting the Russian language abroad and the preservation of historical memory and presenting them as an innovative, effective means of shaping international security and international cooperation. Practical and theoretical significance of the results: the authors showed the ability to effectively use attractive for youth design, creative, game and competitive forms of educational and cultural activities, the use of digital technologies in them to promote the Russian language abroad and preserve historical memory.
References

1. Arskaya, Yu. A. Prodvizhenie russkogo yazyka za rubezhom kak instrument «myagkoi sily»: rol' vuzov v realizatsii Kontseptsii gosudarstvennoi podderzhki i prodvizheniya russkogo yazyka za rubezhom (na primere deyatel'nosti Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta) / Yu. A. Arskaya. - Tekst : elektronnyi // Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Politologiya. Religiovedenie». - 2017. - T. 22. - S. 141-148. - URL: http://izvestiapolit.isu.ru/ru/article/file?id=1027 (data obrashcheniya: 09.02.2020).

2. Artem'eva, E. S. Sokhranenie istoricheskoi pamyati kak aktual'naya problema podrastayushchego pokoleniya / E. S. Artem'eva. - Tekst : elektronnyi // Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2017. - № 2 (34). - URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2017/2_34/23.pdf (data obrashcheniya: 07.02.2020).

3. Vladimir Putin: «Glavnyi resurs moshchi Rossii v nashei istoricheskoi pamyati». - URL: http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/15/vladimir_putin_glavnyj_resurs_mowi_rossii_v_nashej_istoricheskoj_pamyati (data obrashcheniya: 09.02.2020). - Tekst : elektronnyi.

4. Zinnatullina, Z. R. Prodvizhenie russkogo yazyka za rubezhom cherez realizatsiyu mezhdunarodnykh molodezhnykh proektov: praktiko-orientirovannyi podkhod / Z. R. Zinnatullina, I. A. Popp, I. S. Popp // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2018. - № 12. - S. 29-33.

5. Innovatsionnye podkhody k raskrytiyu grazhdanskogo potentsiala sovremennoi molodezhi: soderzhanie, tendentsii, sovremennye tekhnologii. Kurs onlain-obucheniya patrioticheskomu vospitaniyu. - URL: http://zhivayaistoriya-rossii.rf/courses/guruPrograms/1-all-courses/3-patriot-online.html (data obrashcheniya: 07.02.2020). - Tekst : elektronnyi.

6. Kontseptsiya vneshnei politiki Rossiiskoi Federatsii (12 fevralya 2013 g.). - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70218094 (data obrashcheniya: 09.02.2020). - Tekst : elektronnyi.

7. Kontseptsiya gosudarstvennoi podderzhki i prodvizheniya russkogo yazyka za rubezhom (utverzhdena Prezidentom RF 03.11.2015 № Pr-2283). - URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/50644 (data obrashcheniya: 02.02.2020). - Tekst : elektronnyi.

8. Lagerev, F. G. Sokhranenie istoricheskoi pamyati kak faktor grazhdanskogo i nravstvennogo stanovleniya molodezhi / F. G. Lagerev. - URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/11/19/sokhranenie-istoricheskoy-pamyati-kak-faktor-grazhdanskogo-i (data obrashcheniya: 02.02.2020). - Tekst : elektronnyi.

9. Likhachev, D. S. Pis'ma k molodym chitatelyam / D. S. Likhachev. - URL: https://facets.ru/edu/likhachev14.htm (data obrashcheniya: 10.02.2020). - Tekst : elektronnyi.

10. Leonenko, N. O. Professional'no-lichnostnoe razvitie studentov v mezhkul'turnom dialoge: opyt realizatsii setevogo rossiisko-pol'skogo proekta / N. O. Leonenko, B. Golabek, A. Novakovski [i dr.] // Materialy mezhdun. nauch.-prakt. konf. «Mezhkul'turnaya kommunikatsiya v global'nom kontekste: problemy yazyka, literatury i metodiki prepodavaniya». - Aktobe, Kazakhstan, 2018. - S. 18-22.

11. O Rossii po-russki. Internet-portal. - URL: http://o-rossii.ru (data obrashcheniya: 07.02.2020). - Tekst : elektronnyi.

12. Osnovnye napravleniya politiki Rossiiskoi Federatsii v sfere mezhdunarodnogo kul'turno-gumanitarnogo sotrudnichestva (utverzhdeny Prezidentom RF 18.12.2010). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130289 (data obrashcheniya: 09.02.2020). - Tekst : elektronnyi.

13. Popp, I. A. Proekt «Zhivaya istoriya» - instrument kompleksnogo formirovaniya grazhdanskoi identichnosti molodezhi / I. A. Popp, A. I. Burova, I. S. Popp [i dr.]. - Tekst : elektronnyi // Nachalo Vtoroi mirovoi voiny: natsional'nye istoriograficheskie traditsii i istoricheskaya pamyat' : materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Ekaterinburg, 25-28 oktyabrya 2017 g.). - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32607112_62438790.pdf (data obrashcheniya: 07.02.2020).

14. Popp, I. A. Gosudarstvennaya politika po sokhraneniyu istoricheskoi pamyati grazhdan Rossiiskoi Federatsii: normativno-pravovoi aspekt / I. A. Popp, I. S. Shakhnovich // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2018. - № 12. - S. 42-49.

15. Popp, I. A. Proektnyi podkhod v patrioticheskom vospitanii molodezhi (na primere Vserossiiskogo patrioticheskogo proekta «Zhivaya istoriya») / I. A. Popp, I. S. Shakhnovich // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2015. - № 12. - S. 210-214.

16. Putin predosteregaet ot zabveniya istoricheskoi pamyati. - Tekst : elektronnyi // Izvestiya. - 2007. - 9 maya. - URL: https://iz.ru/news/399011 (data obrashcheniya: 02.02.2020).

17. Strategiya natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii do 2020 goda. - URL: http://www.kremlin.ru/supplement/424 (data obrashcheniya: 10.02.2020). - Tekst : elektronnyi.

18. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 07.05.2012 g. № 605 «O merakh po realizatsii vneshnepoliticheskogo kursa Rossiiskoi Federatsii». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35269 (data obrashcheniya: 09.02.2020). - Tekst : elektronnyi.

19. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 30.11.2016 g. № 640 «Ob utverzhdenii Kontseptsii vneshnei politiki Rossiiskoi Federatsii». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41451 (data obrashcheniya: 09.02.2020). - Tekst : elektronnyi.

20. Shakhnovich, I. S. Napravlennost' sotsial'noi aktivnosti / I. S. Shakhnovich // Sotsial'naya aktivnost' molodezhi kak uslovie razvitiya sovremennogo obshchestva : sbornik nauchnykh trudov po itogam Vserossiiskikh pedagogicheskikh chtenii im. B.I. Livshitsa, 2-3 fevralya 2010 g. : v 2-kh ch. / Ural'skii gosudarstvennyi pedagogicheskii un-t. - Ekaterinburg, 2010. - Ch. 1. - S. 268-274.

21. Shakhnovich, I. S. Sokhranenie istoricheskoi pamyati o Velikoi Otechestvennoi voine (na primere konkursa i knigi «Yunye geroi Otechestva») / I. S. Shakhnovich, I. A. Popp, Z. R. Zinnatullina [i dr.] // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2019. - № 3. - S. 97-103.